Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философском трактате клайва стейплза льюисаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Статья посвящена творчеству Клайва Стейплза Льюиса. Основное внимание автор уделяет феномену страдания в одноименном философском трактате. Ключевые слова: страдания, Льюис, философия.
Творческий путь Клайва Стейплза Льюиса, (1898-1963), английского писателя- филолога, теолога, автора многочисленных публицистических произведений, а также философской художественной прозы, не однозначен. Он определяется не только эстетическим, философским и художественным наследием английской литературы со времен средневекового рыцарского романа до середины ХХ века, но и постоянным внутренним поиском гармонии мира, своего места в нем, духовно-нравственных идеалов, своей религиозной традиции, обретением веры в Бога, полное и безоговорочное принятие Его истины, догмы, этики, Завета. Может быть, именно поэтому он интересен современному читателю, который находит в его книгах ответы на собственные важные мировоззренческие вопросы. В этой связи уместно привести высказывание историка Пола Нотта из его статьи «Уроки XX века», где он говорит о том, что “сейчас человечество не настолько уверено в пользе научного прогресса, как сто лет назад. Эта тенденция сознания естественно ведет к пересмотру духовных ценностей.… Миллионы людей блуждают, ища духовного руководства и духовной пищи”[1]. В век безверия и потери нравственных ориентиров книги К.С. Льюиса и служили читателю духовной опорой. В 1936 году в печати появляется крупная работа автора «Аллегория любви» – своего рода исследование средневековой литературы, благодаря которому Льюис получил признание в научных кругах. Вслед за ней выходит «Страдание» – первый христианский трактат, написанный в начале Второй мировой войны, где автора, как человека, приверженного христианским идеалам, волнует проблема страдания, сопровождающая человека на протяжении всего жизненного пути. Льюис пытается на редкость логично и аргументированно представить страдание как дар Божий. Профессор Канингэм (Cunnigham) называл эти сочинения К.С. Льюиса дидактическими [1: с.123]. Профессор П. Крифт (P. Krееft) считал, что в труды «Просто Христианство» и «Страдание» вошли философские и религиозные эссе [III.92.12]; а литературный критик Ч. Уолш (Ch. Walsh) считал их апологетическими трудами [2: с.117]. Мы будем называть их философско-религиозными трактатами, т.к. в них есть и освещение вопросов веры, и философские размышления о важных вопросах бытия. «Страдание» стало первым философско-религиозным трактатом посвященным «Инклингам» – литературному клубу, куда входили близкие писателю по духу люди – Дж. Р.Р. Толкиен, Ч. Уильямс, Г.Х. Дайсон, Н. Когхилл и др. "Страдание" стало одним из самых читаемых произведений К.С.Льюиса. Д. Бинхэм отмечает в нем «исцеляющую силу христианства, способную помочь всем страждущим». [3: с.23] Основной целью книги сам автор считал «решение интеллектуальной проблемы, которую ставит страдание» [4:.т.8.с.124]. Многие критики называли «Страдание» христианским трактатом. В нем, по словам Н.Л. Трауберг, «есть и рассуждение, и доказательство, и доводы» [5: с.155]. «Страдание» состоит из 8 глав; в каждой из них рассматриваются вопросы о Божьей благодати, о рае и аде, о человеческом несовершенстве, о страдании человека и животных. В русской философии эту мысль выразил И.А. Ильин, писавший: «все страдает и мучается, то замалчивая свою скорбь, преодолевая страдание про себя, то в открытых муках, которых никто и ничто не может утолить» [6:113]. В Священном Писании страдание рассматривается по-другому. Страдание не умаляется, а вызывает глубокое сочувствие. Само страдание считается злом, которому не следовало бы существовать. И в то же время, страдание даёт возможность измениться к лучшему не только самого человека, но и тех, кто его окружает. Примером этого может служить история Иосифа, испытавшего «предательство и темницу, а также царя Давида, «пережившего гонения и скитания» [7: 14]. И на самом деле, тексты Священного Писания изобилуют жалобами человека на те бедствия, которые ему предстоит испытать. Так, у Иова мы читаем, что «человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями» [Иов 14:1]. И в Ветхом Завете, почему страдание существует, никак не объясняется, в отличие от других религий, где страдание людей объясняется как следствие вражды между богами. Для пророков Ветхого Завета непонятно, за что страдают праведники и благоденствуют нечестивые. Так, в гл. 9 в книге Пророка Иеремии мы читаем о его жалобе на свою участь и ответ Бога, возвещающий, что его (Пророка) ожидают еще большие бедствия. Враждебность нечестивых по отношению к пророку и его согражданам побуждает снисхождение у Бога: «Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и, однако же, буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благополучен и все вероломные благоденствуют?» [Иер.12:1]. Также вопрошает и Пророк Аввакум: «Чистыми очами Твоими несвойственно глядеть на злодеяния и смотреть на притеснения. Ты не можешь. Для чего Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его?» [Авв.1:13]. Праведники, как явствует из текстов Священного Писания, считают себя незаслуженно забытыми. Как крик души отчаявшегося человека звучат слова Иова, требующего у Бога объяснения Его немилости: «Удали от меня руку Твою, и ужас Твой, да не потрясет меня. Тогда зови, и я буду отвечать, или буду говорить я, а Ты отвечай мне» [Иов.13:22]. Изучая взгляды Льюиса на проблему страдания, можно привести и другие сравнения с многочисленными примерами из Библии, где мудрецы и пророки постепенно постигают смысл страдания, испытывая при этом благоговейный трепет и принимая страдание как неотъемлемую часть замысла Божия [Иов.42:1-6]. Основываясь на текстах Священного Писания и на верованиях древнего мира, Льюис пытался в трактате избежать поверхностного и субъективного толкования тех или иных общеизвестных фактов зарождения религиозного сознания у человека. Он аргументировано доказывал, что еще с древних времен «человек ощущал мир как вместилище духов». [8: т.8.с.127]. Льюис определяет четыре элемента религиозности: первый – его историчность; второй – осознание нравственного закона; третий включает страх Божий «божество внушает трепет, воспринимается и как страж нравственности» [9:т.8.с.130]; четвертый элемент включает Богочеловечество. Для Льюиса очень важна мысль о Крестной Смерти Спасителя как о поворотном пункте в понимании человеком страдания. В русской философии похожие мысли мы находим у И.А. Ильина: «Страданий нам не избежать; в этом наша судьба, и с нею мы должны примириться. … Но надо учиться страдать достойно и одухотворенно. В этом великая тайна жизни; и в этом – искусство земного бытия» [10:с.213-214]. Последовательно развивая тему страдания, писатель утверждает, что боль для человека – не только зло. Истолкование страдания зависит от того, кто страдает. Но часто происходит так, что человек задается вопросом: «Если Бог благ, то желает счастья Своим Созданиям, а если Он всемогущ, Он может все, что хочет. Однако создания Его несчастливы. Значит, Бог недостаточно всемогущ» [11:т.8.С.133]. Так ставит вопрос неверующий. Совсем иная позиция у Льюиса: он пытается объяснить, что страдание является залогом спасения человека, наделяет духовными силами, приближает его к Богу. Льюис исходит из того, что страдание пробуждает человеческую совесть, учит сделать свой собственный, сознательный, нравственный выбор, побуждает его научиться свободе, воспринимать страдание как дар. Можно здесь снова провести параллель с высказыванием И.А. Ильина о страдании: «Их [страдания – Л.Е.] нужно принимать как должное, что человечество непрестанно страдает и что предназначение страдания – дать понять человеку законы творения и волю Создателя, что вообще человек через страдания приходит к отрезвлению, просветлению, к совершенствованию; что самое важное в жизни – обрести через каждое страдание частицу истиной веры и истиной мудрости» [12: с 41]. Льюис рассматривает страдание и как движущую силу человеческого творчества, глубокое понимание любви Бога к человеку, утверждая, что «Бог всегда наказывал нас, но никогда не презирал. Господь удостоил нас великой и невыносимой чести: Он любит нас в самом глубоком и трагическом смысле этого слова» [I3:т.8.С.141]. Метафоричное замечание Льюиса о том, что «люди не в переносном, а в прямом смысле произведения Божии… и Бог, наш Создатель, не будет доволен, пока не доведет до Своего замысла» (там же). И поэтому Бог требует от нас послушания, а не поклонения, которое является приоритетом падшего ангела.
Писатель задается вопросом: почему же человек страдает? И дает ответ. Человечество страдает потому, что оно греховно. В современном обществе произошло падение нравов, забыт всякий стыд. Используя виртуозную метафору и меткую аналогию, писатель дает характеристики современного общества: «Пытаясь вырвать стыд, мы сломали позвоночник человеческого духа и радуемся, как троянцы, поломавшие стены города, чтобы заполучить коня» [14:т.8.С.150]. Говоря о примерах страдания, писатель полностью разделяет точку зрения Священного Писания, пытаясь постигнуть суть страдания и донести до читателя общечеловеческую значимость этой христианской доктрины, тем не менее, отдавая себе отчёт в том, что тайну самого страдания сложно разгадать. В книге «Бог под судом» Льюис даёт понять, что «боль и страдание нельзя свести исключительно к физиологии нервных клеток. Существует и косвенное воздействие боли: она сокрушает душу, наполняет её отчаянием и безнадёжностью. Почему жизнь одних омрачена артритом, раком или врождёнными пороками, а другие доживают до семидесяти лет в полном здравии? Поэт Уильям Блейк так выразил сущность земного бытия «Под стоны материи и плач отца пришёл я в этот мир, где опасностям нет конца..» Выражение Клайва Стейплза Льюиса «страдания – мегафон Божий» как нельзя лучше отражает действительность. «Господь говорит с нами тихо, доставляя нам радость, беседует с нами голосом совести и кричит, попуская страдания, – пишет Льюис. – Страдания – мегафон Божий, предназначенный для пробуждения спящего мира». Слово «мегафон» удачно отражает суть боли – она вопиет. Если я ударюсь ногой о камень или подверну лодыжку, боль прокричит мозгу: «Опасность!» Я думаю, сам факт существования страданий на земле – это вопль, говорящий о том, что с нашим миром не все в порядке. Страдание вынуждает нас остановиться и переосмыслить нашу систему ценностей.
Справедливо ли человеческое требование счастья? Писатель считает, что человек не заслужил счастья, потому что его одолевают грехи. Проблема счастья составит предмет статьи Льюиса «Как относиться к себе» – 1940 г. Требуя от Бога много, не имея на это морального права, человек попадает в тупиковые ситуации, или, как называет их Льюис, «карманы». В понимании Льюиса, «карманы» означают замкнутое пространство, духовную изоляцию человека от высших духовных ценностей. Льюис неоднократно обращается к этому символу. Во второй раз он использует это слово, чтобы подчеркнуть нежизнеспособное пространство, куда проникает «нежизненное добро». В третий раз писатель расширяет пространство вокруг узкого мирка, называемого «Карманом» (заглавная буква – авторская), и, наконец, в четвертый, последний раз, он сравнивает «карман» с некоторыми веками и цивилизациями. Подобные «карманы» мы обнаруживаем и в его притчах и хрониках. Он обыгрывает эту замкнутость человеческой души, личности в «Расторжении брака», «Пока мы лиц не обрели», «Хроники Нарнии». К проблеме страдания автор обращается и в своей последней книге «Исследуя Скорбь» («A Grief Observed»). Одной из философско-религиозных проблем трактата «Страдание» является и проблема грехопадения. Тема грехопадения войдет составной частью и в художественную прозу: «Кружной Путь или блуждание Паломника», «Расторжение брака», «Космическая трилогия», «Хроники Нарнии». Доктрина грехопадения, по мнению Льюиса, показывает, что «человек ужасен Господу и самому себе и не приспособлен к тварному миру не потому, что Бог его таким создал, а потому, что он злоупотребил своей свободой» [I5:т.8.С.157]. Далее писатель пытается разобраться в истоках грехопадения и ставит все новые вопросы: если Бог благ, то, как он сотворил такой мир? Стоило ли вообще его творить? Справедливо ли, что люди страдают за грехи предков? В «Предисловии к «Потерянному Раю» Мильтона он суммирует причины грехопадения, изложенные в свое время блаж. Августином. Его основой является гордыня, неповиновение Творцу, бунт против Бога. Искушение быть Богом, по мнению Льюиса, – это центральная идея, которая проходит через всю поэму «Потерянный Рай». Тема искушения занимает значительное место в творчестве Льюиса, это и роман-аллегория «Кружной Путь или блуждание Паломника», и II часть «Космической трилогии», где Уэстон решает, что «величие всегда выходит за рамки обычной морали», и, наконец, в «Племяннике Чародея» из «Хроник Нарнии». Взгляды Льюиса не противоречат святоотеческой традиции и западной богословской традиции во взгляде на проблему грехопадения. Грех Адама рассматривается не с точки зрения не плотского греха, а как нравственная ущербность. Блаж. Августин убежден, что природа греха имеет более глубокий, чем социальный уровень, [там же] игнорируя слова апостола Павла, что в нем (т.е. Адаме) «Все согрешили» [Рим.5.12] и, не желая понимать, что «грехопадение совершилось на уровне, превышающем индивидуальное сознание, но охватывающем весь вид в целом». По мнению Блаж. Августина, грех есть противоречащее природе отклонение от естественной линии, отпадение или извращение, aversio или perversio. «Ты наказываешь людей за то, что они совершают по отношению к самим себе: даже греша перед тобою, они являются святотатцами перед душой своей, портя и извращая природу свою, которую Ты создал благообразною» [Исп.III.8]. Современник Льюиса, митрополит Антоний (Сурожский) считает: «Грех – уродство: грехом мы вносим дисгармонию в себя и уродуем жизнь … <…>. И мы должны помнить, что если мы совершаем зло, если мы ему поддаемся, мы никогда это зло не можем замкнуть в себе – зло заразно, и зло уродует через нас лик того человечества, которое является телом, воплощенным присутствием Самого Христа» [16: с.672]. Примером развоплощенного зла у Льюиса является профессор Уэстон и сотрудники ГНИИЛИ («Космическая трилогия»). Через ряд художественных приемов: аналогий, повторов, сравнений, метафор он объясняет и раскрывает смысл Священного Писания читателю, не владеющему глубокими теологическими знаниями. Так, в повествовании об ужасах первородного греха, о его последствиях, когда потерявший связь с Богом человек стал смертным, врывается свет как бы из другого измерения, весь ужас уходит, и Льюис с присущей ему поэтичностью так передает свое ощущение мира, созданного Творцом: «Мир – танец, в котором добро, исходящее от Бога, столкнулось со злом, исходящим от твари, и разрушается это тем, что Бог принимает на Себя порожденное злом страдание» [17:т.8.с.165][2]. Согласно учению о свободном грехопадении, «зло, которое стало горючим материалом для нового, более сложного добра, порождено не Богом, а человеком. Это не значит, что, если бы человек не согрешил, Бог не смог бы создать столь прекрасную симфонию. <…>, но <…>, мы не можем знать мест и времен, где все это случилось или могло случиться.» – пишет Льюис. – <…> «однако, чтобы показать, насколько человек свободен, скажу: если где-то во Вселенной есть другие его виды, вполне вероятно, что они не согрешили» [I8:т.8.С.160]. Эта мысль Льюиса совпадает с мнением Феофана Затворника о предположительном «бытии жителей в других мирах, что они пребыли в воле Божией, сохранили себя в святости и чистоте, не нарушили заповеди Божьей и не взбунтовались против воли Бога, как это случилось на нашей планете»[3]. О таком внеземном человечестве Льюис расскажет в своей «Космической трилогии», где также находят подтверждение его религиозные взгляды. Писатель делает неутешительный вывод о том, что «мы – представители испорченного вида» [19:т.8.с.166]. Причина этого кроется в выборе, который сделал однажды человек – в выборе греха, который является «не просто ошибкой, а это именно нарушение воли Божьей. И чем более сознательно это нарушение, чем больше в нем вызова, неприятия, тем больше в нем оскорбления». Сам Бог не может повлиять на наш выбор [там же]. Льюису близки мысли Г.К. Честертона, изложенные в философском трактате «Вечный человек»: «Люди пресыщенные ищут, как бы согрешить пооригинальнее, как бы поразить мир своей испорченностью, заново пробудить уже изрядно притупившееся ощущение». [20:c 386]. В ряде своих эссе, Честертон недвусмысленно дает понять, что его современники отрицают грех, что ведет к серьезному душевному нездоровью, расстройству; отсюда – меланхолия и, как следствие, уныние {21: c. 24]. Проблема греха для Льюиса тесно связана с проблемой ада и рая. Говоря о рае и аде, К.С.Льюис избегает всеустрашающих картин средневековых живописцев о жесточайших мучениях грешников в аду. Он согласен с мнением барона фон Хюгеля, австрийского католического богослова и философа конца XIX века – начала XX веков, о том, что «мы не должны смешивать доктрину с системой образов, через которые она передается. Господь применяет для ада три символа: муки [Мф. 25:46], гибели [Мф. 10:28] и лишения или же утраты, изгнание в вечную тьму (притча о брачном пире и о мудрых и неразумных девах)». Льюис предостерегает от буквального толкования, а рекомендует доверять образному и символическому языку Библии. В полной мере его представления о рае и аде реализуются в философско-религиозной притче «Расторжение брака», где он предлагает современному читателю оригинальную концепцию «устройства этих внеземных «территорий». Льюис дает свое, оригинальное понимание ада и рая. Мысль писателя о том, что «ад не создан для людей, не параллелен раю, он вне его, во тьме, за пределами бытия» разделяется и рядом отцов Церкви. Говоря о том, что «врата ада заперты изнутри» [22:т.8.с.190], Льюис имеет в виду состояния людей, упорно не желающих исправиться, даже если к ним приходит помощь. Эта мысль автора нашла воплощение в «Космической трилогии », где главный герой Рэнсэм всеми силами пытается убедить профессора Уэстона отказаться от саморазрушения, на что получает циничное замечание, что вот он (Уэстон) и является величайшим из всех живущих и демонстрирует свои «научные достижения» на примере уничтоженных лягушек. А в «Расторжении брака» («The Great Divorce») мы также наблюдаем, как, несмотря на все призывы Ангела, Дама не пожелала с ним уйти «в светлые имения», а предпочла остаться там, где не нужно задумываться о последствиях своего поведения, на территории зла. Льюис показывает, что люди, стремясь обрести выдуманную ими Свободу любой ценой, в конечном итоге добиваются этого, став «рабами и узниками». А те, кто выбрал путь спасения, становятся свободными. Согласно учению святых отцов как западной, так и восточной Церкви, свобода заключена во Христе». [ 23: с.306]. Она неотделима от Него, от Его Божественной сущности, и всякий, приблизившись, будет способным увидеть свет, как это случилось с Оруаль в философском романе-притче Льюиса «Пока мы лиц не обрели». Писатель хорошо чувствует и понимает, что люди боятся рая, считая его «взяткой или подкупом» [24:т.8.С.200]. Этой метафорой писатель очень хорошо объясняет превратное понимание рая у современного человека. Он утверждает, что «в раю нет никакой приманки для корыстной души, и лишь только чистые Бога узрят». На примере аналогий с повседневными мыслями и ощущениями человека писатель утверждает, что рай нам нужен, и душа всегда стремится к небу. И Бог хочет, чтобы человек, отбросив свое ветхое «Я», стал «новой тварью», каким он первоначально был задуман, именно человеком, а не ангелом. Человек тем и ценен для Творца, что имеет свою индивидуальную душу, которая никогда ни в ком не повторяется, «она похожа на некую форму». [25:.т.8.с.202]. Целостное восприятие мира Льюис выразил в развернутой метафоре. В ней присутствует золотой цвет, который можно увидеть в произведениях средневековых живописцев. Также золотой цвет присутствует на иконах. Он символизирует духовное восхождение человека; это цвет славы.[4] «Мир – картина с золотым фоном, мы – люди на ней, и нам не увидеть золота, пока мы не войдем в трехмерное пространство смерти» [26: т.8.с.203]. Уместно заметить, Льюис во многих своих работах подчеркивал, что для того, чтобы расстаться с грехом, надо умереть. Об этом он написал в работе «Просто Христианство». По мнению писателя, «Рай – и город, и тело именно потому, что блаженные неодинаковы; рай это общество, ибо каждому всегда и вечно есть, что поведать о Боге своем» [27:т.8.С.203]. На эстетические переживания Льюиса, его тоску по небесам чутко откликнулся Питер Крифт: «Тоскуя по раю, мы тоскуем не по былому времени, а по-иному. Там, в раю, время было озером, мы в нем купались. Теперь это река, которая нас уносит. <…>. Мы представляли себе рай как неизменное совершенство, иногда в образах арф, облаков и селений, иногда без всякого образа. Быть может, для ангелов это – и рай, для человека ад» [28: с. 66]. В последних словах Питера Крифта есть доля истины. В философско-религиозной притче «Расторжение брака» Льюис показал, насколько человек боится рая, утратил вкус к небесам. В трактате автор выражает свое согласие с утверждением, что «В раю нет своего, а если кто назовет что своим, то будет низвергнут в ад и станет злым духом» [29:т.8.с.203]. Своим лишь будет только имя. Нельзя не согласиться с П. Крифтом, что чувство Радости пронизывает все творчество Льюиса. Как к значимой религиозно-философской категории, Льюис обращается к категории боли и это не случайно, ведь слово «pain» – обозначает страдание и боль. [30:с.616]. В «Дополнение», он проводит исследование этимологии слова «боль». Он рассматривает природу боли физической, и душевной боли [31:т.8 с.206], которая «ужасна, пока длится», «разрушает душу <…>, а человек становится злым и использует свою болезнь, чтобы изводить домашних». Однако так ведут себя далеко не все, не все так пасуют перед болью. Есть люди, которые бросают ей вызов и ведут себя героически, это касается не только физической, но и душевной боли, которая очень трудно переносима, но часто «стимулирует творчество, укрепляет характер, предрасполагает к героизму» [32:т.8 с.206]. Подводя итоги, выделим важные мысли трактата «Страдания»: · Спасение людей зависит исключительно от их личного нравственного выбора. · Страдание способствует поиску прогресса и стимулирует его в отношении не только отдельно взятого человека, но и всего человечества в целом. · Спасение человека неразрывно связано с искупительной жертвой Христа. · К.С.Льюис предполагает, что, возможно, больше половины человечества считает страдание дикостью, не понимая его высокого нравственного смысла. · Важное место в философско-религиозных воззрениях Льюиса занимает радость. [«Всегда радуйтесь» Ефес. 5;16]. Радость – это духовная ценность жизни, имеющая глубокий нравственный смысл. · Христианская радость сопровождается внутренним ощущением свободы. · Идеи «Страдания» развивались как в других работах автора (например, «Просто Христианство»), так и в его художественном творчестве и оказали влияние на духовную атмосферу современной Льюису Англии.
Библиографический список
[1] Cunningham, Richard B. C.S. Lewis. Defender of the Faith, The Westminster Press: Philadelphia, 1967.- 699 p [2] Kreeft, Peter. C.S. Lewis. Eerdmans: Grand Rapids Michigan, 1969- 211p. [3] Walsh, Chad. C.S. Lewis: Apostle to the skeptics. Macmillan: New York, 1949- 320 p. [4] Бинхэм, Дерик. Клайв Льюис и его сказки // пер. с англ. – СПб., 2001.-55 c [5] Льюис К.С. Собрание сочинений в 8 т. М.:Фонд им отца Александра Меня,1998-2004. [6] Льюис К.С. Собрание сочинений в 8 т. М.:Фонд им отца Александра Меня,1998-2004. [7] Марцинковский В.А. Смысл Страдания. Нью-Йорк.: Корнталь: Свет на Востоке- 1989.-54 с. [8] Льюис К.С. Собрание сочинений в 8 т. М.:Фонд им отца Александра Меня,1998-2004. [9] Льюис К.С. Собрание сочинений в 8 т. М.:Фонд им отца Александра Меня,1998-2004. [10] Ильин И.А. Поющие сердца. Книга тихих созерцаний. – М.:Дарь,- 2004.- 320 с [11] Льюис К.С. Собрание сочинений в 8 т. М.:Фонд им отца Александра Меня,1998-2004. [12] Ильин И.А. Путь духовного обновления. М.: АСТ- 366 с. [13] Льюис К.С. Собрание сочинений в 8 т. М.:Фонд им отца Александра Меня,1998-2004. [14] Льюис К.С. Собрание сочинений в 8 т. М.:Фонд им отца Александра Меня,1998-2004. [15] Льюис К.С. Собрание сочинений в 8 т. М.:Фонд им отца Александра Меня,1998-2004 [16] Митрополит Антоний (Сурожский). Труды. – М.: Практика, 2002. – 1081 с. [17] Льюис К.С. Собрание сочинений в 8 т. М.:Фонд им отца Александра Меня,1998-2004. [18] Льюис К.С. Собрание сочинений в 8 т. М.:Фонд им отца Александра Меня,1998-2004. [19] Льюис К.С. Собрание сочинений в 8 т. М.:Фонд им отца Александра Меня,1998-2004. [20] Честертон Г.К. Вечный человек. – М.: Эксмо- 2004 г.- 704 с. [21] Честертон Г.К. Ортодоксия. – М.: ПСТБИ- 2003 г.-288 с. [22] Льюис К.С. Собрание сочинений в 8 т. М.:Фонд им отца Александра Меня,1998-2004. [23] Св. Фома Аквинский. Сумма теологии. / пер. с И. Еремеева, А.А. Юдин. – Киев: Эльга, Ника-Центр, Элькор-МК, Экслибрис- 2002 г.-500 с. [24] Льюис К.С. Собрание сочинений в 8 т. М.:Фонд им отца Александра Меня,1998-2004. [25] Льюис К.С. Собрание сочинений в 8 т. М.:Фонд им отца Александра Меня,1998-2004. [26] Льюис К.С. Собрание сочинений в 8 т. М.:Фонд им отца Александра Меня,1998-2004. [27] Льюис К.С. Собрание сочинений в 8 т. М.:Фонд им отца Александра Меня,1998-2004. [28] Крифт, Питер. Трактаты/пер.Н.Л.Трауберг.-М.: ББИ-2002 г.-288 с. [29] Льюис К.С. Собрание сочинений в 8 т. М.:Фонд им отца Александра Меня,1998-2004. [30] Новый большой англо-русский словарь в 3-х томах / Под ред. Ю.Д. Апресяна. – М.: Дрова-1999.- 832 с. [31] Льюис К.С. Собрание сочинений в 8 т. М.:Фонд им отца Александра Меня,1998-2004. [32] Льюис К.С. Собрание сочинений в 8 т. М.:Фонд им отца Александра Меня,1998-2004.
***
UDC 14 L.N. Efimova
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.87 (0.012 с.) |