Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Of zoonimichesky paroemias, phraseological units and comparisonsСодержание книги
Поиск на нашем сайте
An important role in transfer of popular wisdom from generation to generation is played by paremias which express the most important ideas for people. Language acts as a mirror of national culture, her keeper. Language units, first of all words, fix contents which to some extent goes back to living conditions of the people – the native speaker. Keywords: vocabulary, lexis, animal name, zoon, comparison, imaginative behavior, nominotypical meaning, proverb end by-word, national coloration, tongue world, sociocultural occurrence.
УДК 373.543 Жафер Топжан* ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГУМАНИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ В статье рассматриваются проблемы гуманизации и управления гуманизации образования в школах. А также в статье приведены цели, принципы, критерии и требовании гуманизации и ее управлении в школах. Ключевые слова: гуманизм, гуманизация образования, управление школы, проблемы гуманизации, принципы, критерии и требовании гуманизации.
Гуманистическая парадигма образования всегда была основой педагогической системы. Как одна из наиболее актуальных проблем современной педагогики она была инициирована принятием Конвенции о правах ребенка (1989) и получила свое обоснование в ряде государственных документов Кыргызстана последнего десятилетия. Закон «Об образовании» (1993, 1996 гг.) в числе приоритетных принципов государственной политики в области образования установил гуманистическую направленность учебно-воспитательного процесса. В Концепции модернизации образования Кыргызской Республики на период до 2017 года определено, что школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. А это означает, что проблема гуманизации образования должна рассматриваться не только на уровне мировоззренческой идеи, принципа, идеала, но и соответствующих им технологий и, прежде всего, на уровне технологий гуманизации целостного педагогического процесса и управления им. Гуманизация образования как научно-теоретическая проблема развивалась на стыке различных наук о человеке, его воспитании и развитии. В условиях современности идея гуманизации образования получила дальнейшее развитие в ряде научных работ. В их числе следует отметить работы по развитию гуманистических представлений учащихся (В.П.Бездухов, Л.И.Маленкова, А.И.Шемшурина и др.); по развитию гуманистических чувств (Н.В.Иванов, М.Б.Коваль, И.В.Страхов, М.В.Юрьева); по формированию гуманных взаимоотношений учителя и учащихся (Н.В.Гарашкина, Н.Г.Станкевич, Е.П.Шабалина, Н.Е.Щуркова). Основополагающими по вопросам гуманистических основ управления образованием, представленные различными научными школами (Ю.В.Васильев, В.И.Загвязинский, Ю.А.Конаржевский, B.C.Лазарев, М.М.Поташник, П.И.Третьяков, К.М.Ушаков, Т.И.Шамова, И.К.Шалаев, В.М.Шепель и др.) Но ни в одной из работ вышеназванных авторов вопросы управления гуманизацией образования не являлись предметом специального рассмотрения, а обозначались в контурном виде, в постановочном плане. Таким образом, внимание к гуманизации образования как к философской, социально-педагогической и психологической проблеме достаточно большое. Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Под гуманизацией понимается признание ценности воспитанника как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту; на развитие и проявление его способностей, индивидуальности, а под гуманитаризацией – научные средства для обеспечения гуманизации [6]. Как и в любом другом деле, в процессе воспитания есть еще неиспользованные резервы. Над их вскрытием работают педагогические коллективы, социологи. Особая роль в этом отношении принадлежит психологической науке [3]. О возможностях психологии в области трудового обучения и воспитания многое говорит сам перечень изучаемых ею проблем. Одной из таких проблем является проблема управления гуманизации образования в школах. Гуманистическая концепция обучения К. Роджерса возникла в конце 50-х начале 60-х годов как реакция на бездуховность и механистичность в системе образования, постепенно терявшей человека в ворохе знаний [5]. 1. Школьная программа предусматривает создание эмоционально-стимулирующей учебной среды. 2. Учение должно происходить в позитивной обстановке и в атмосфере теплоты, эмоциональной искренности, взаимной приязни, отсутствия пристрастных суждений и угроз. 3. Учебный процесс структурируется на солидарной основе (общее согласие в намечаемых целях). 4. Каждый ученик получает реальную возможность выбора познавательных альтернатив, а учитель поощряет детей к самореализации в той или иной форме в зависимости от уровня развития. 5. Основным критерием оценки образовательной программы являются ее возможности в развитии потенциала ребенка и стимулирования его творческих способностей. 6. Сущность процесса учения рассматривается как накопления субъективного опыта познаний, пронизывающих человеческую жизнь, обогащение его все новыми гранями и содержательными элементами. 7. Учитель не использует оценки как форму давления на учащихся, воздерживается от критических суждений, если учащийся не просит об этом. Гуманистическая ориентация педагогов и родителей способствует формированию положительного образа “Я” каждого ребенка, который включает твердую убежденность в импонировании другим людям, уверенность в способности к той или иной деятельности, чувство собственной значимости [5]. Изменение социальных ориентиров нашего общества в конце 80-х начале 90-х годов вызвало активный интерес ученых и практиков к проблеме гуманизации образования. Определяя методические принципы воспитания в современных условиях, А.Г. Асмолов называет в их числе включение личности в значимую деятельность, демонстрацию последствий деятельности для референтной группы, создание успеха в социальных действиях, смену социальных ролей, учет ведущих мотивов личности [4]. Гуманизация образования – многоплановое явление, которое осуществляется одновременно на нескольких уровнях: в рамках семейного и общественной системы воспитания в сфере разнообразных педагогических процессов и систем, в практической деятельности конкретных работников образовательных учреждений. В качестве принципов гуманизации могут быть предложены следующие: принцип ценностно-смыслового антропологизма; принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка; принцип двудоминантности педагогического процесса; принцип приоритета воспитания; принцип природосообразности и культуросообразности; принцип субъективности позиции участников педагогического процесса. Критериями гуманизации целостного педагогического процесса могут служить: личностно-гуманная ориентация воспитателя; ценностно-смысловое равенство взрослого и ребенка; потребность и возможность взрослого выдвигать и корректировать цели обучения и воспитания по уровню реальной педагогической практики; язык формулировки целей педагогического процесса и воспитательной деятельности, в котором заложена динамика развития личности; индивидуальности, межличностных отношений; сохранение здоровья, его укрепление, соблюдение экологии человека и образования; возможность движения воспитателей от рецептурной модели профессионального поведения к концептуальной; качество отношений как объект-субъектных связей и ценностно-смыслового взаимодействия. Главные психолого-педагогические требования к гуманизации целостного педагогического процесса: 1) Наличие целостной системы воспитательно-образовательной работы в семье, детском саду и школе. 2) Понимание и принятие всеми участниками целостного педагогического процесса человека как меры целесообразности и результативности всей воспитательно-образовательной деятельности. 3) Личностно-гуманная ориентация воспитателей, основанная на гуманистическом мировоззрении и гуманитарной культуре, обеспечивающая ценностно-смысловое равенство ребенка и взрослого, восстановление культурообразующей функции воспитателя. 4) Личностно-ориентированные модели, способы и формы общения воспитателей и воспитанников, качество которых определяется наличием субъект-субъектных связей и ценностно-смыслового взаимодействия, обеспечивающих психологическую защищенность ребенка, развитие его индивидуальности, расширение степени свободы развивающегося субъекта самосознания, деятельности и общения. 5) Уважение личности и принятие индивидуальности каждого ребенка, определение качеств личности в зависимости от качества целостного педагогического процесса. 6) Рациональная и оптимальная организация целостного педагогического процесса, основанная на преемственности содержания, форм, методов и требований к ребенку, учитывающих зону его актуального и ближайшего развития и способствующая сохранению и укреплению его здоровья и т.д. Гуманизация ставит личность человека в центр воспитательного процесса как его основную цель. При этом кардинальные изменения гуманистического воспитания возможны, если будут выполнены следующие требования: – повышение гуманистической направленности преподавания всех предметов учебного плана; – утверждение индивидуального подхода к гуманистическому развитию личности; – повышение роли воспитательного воздействия и органов системы студенческого самоуправления на всех уровнях, особенно на уровне академической группы университета. Гуманитаризация образования не может быть чем-то внешним, не включенным в общий и целостный учебно-воспитательный процесс. Она должна внутренне пронизывать обучение и воспитание личности и должна осуществляться на основе целенаправленной деятельности всех заинтересованных структур. Составными элементами системы гуманитаризации образования в являются: ü преподавание широкого спектра обязательных и факультативных курсов по общественным и гуманитарным наукам, включение естественнонаучных и технических знаний в единую систему знаний о человеке, обществе и природе; ü развитие демократических методов общения со школьниками, утверждение принципов педагогики сотрудничества и развития активности школьников в учебной и научно-исследовательской деятельности. Управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в "зону ближайшего развития". Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, а под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными "сотоварищами", а уж затем и вполне самостоятельно. Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности. При этом особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений. Именно на этой базе появляется возможность и правильно оценить личность и построить эффективную систему ее воспитания через специально задаваемую деятельность. Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие потребностно-мотивационной сферы определяют характер формирования конкретных черт и качеств личности. К таким конкретным чертам личности, которые формируются в процессе воспитания, относятся: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность; наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость; инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим; способность размышлять, взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избежание ненужного риска. Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Каждый человек обычно стремится найти социально приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношения этих качеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись и сформировавшись как целостная личность, он способен стать полноценным и полезным членом общества. И так, проблема управления гуманизации школьного образования, были рассмотрены следующие понятия: понятие гуманизации; гуманизация целостного педагогического процесса как цель психологической службы образования; гуманизация в качестве функции образования; основные проблемы гуманизации школьного образования. Основная проблема гуманизации заключена в недостаточном ее освещении в ходе школьного образования. Для решения данной проблемы она должна включать в себя комплексный подход внедрения различных учебно-методических мероприятий, преподавание широкого спектра обязательных и факультативных курсов по общественным и гуманитарным наукам, включение естественнонаучных и технических знаний в единую систему знаний о человеке, обществе и природе; развитие демократических методов общения со школьниками, утверждение принципов педагогики сотрудничества и развития активности школьников в учебной и научно-исследовательской деятельности.
Библиографический список [1] Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. – М., 1986. [2] Естествознание. Электронный Большой энциклопедический словарь. Mastersoft. ТОВ «Фортресс Паблишинг», 2004. [3] Курс «Гуманистические традиции образования», Смирнов С.Д., 1996. [4] Педагогика. Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1988. [5] Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/П 24 Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – 608 с. [6] Советский энциклопедический словарь./ Гл. ред. А.М. Прохоров. – С 56 4-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1988. – 1600 с., ил. [7] Учебный справочник школьника. – М.: 1996. – 1664 с. [8] Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. – 1978. [9] ded-school1.ucoz/publ/1-1-0-1 [10] studunion.rsu/modules.php?name=FAQ&myfaq=yes&id_cat=2&pg=70 [11] agora.guru/display.php?conf=Irk-fiz-ped-2007&page=item002 [12] ido.edu/psychology/pedagogical_psychology/2.html
***
UDC 373.543 Dzhafer Topzhan
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.193 (0.013 с.) |