ТОП 10:

Шаг 1: Опишите ситуацию, в которой кто-то не проявил должной ответственности



Проясните, что ожидалось в данной ситуации и что произошло в действительности.

Шаг 2: Нарисуйте на доске или большом листе бумаги «диаграмму ответственности» и спросите детей, какую долю ответственности они хотят взять на себя

Отметьте эту часть ответственности на диаграмме. Например, если ребенок берет на себя 20% ответственности, диаграмма будет выг­лядеть так, как показано на иллюстрации на следующей странице.

Шаг 3: Попросите детей сказать, каким образом можно было бы увеличить свою долю ответственности в конкретной ситуации

Неважно, какую долю ответственности ребенок взял на себя, пусть даже это будет только 1%, используйте сам этот факт для того чтобы обсудить с ним дальнейшие пути осознания своей ответственности в разных ситуациях.

Описанную технику следует применять в том случае, если дети зна­комы с дробями и процентами. Диаграмма будет бесполезной, если они не знают, как работать с процентами. Обычно дети уже в сред­ней школе хорошо понимают, о чем идет речь. Можно сказать детям, что иногда результаты нашего поведения от­личаются оттого, что мы ожидали. Например, насмешки над кем-нибудь или чьи-нибудь слова: «Ну и дал бы ему как следует» могут спровоцировать отчаянную драку, в результате чего ребенок получит травму.

Очень важно задавать детям вопросы, которые помогут им прояс­нить и усвоить то, что они изучали в процессе работы с этой техни­кой. Примеры таких вопросов приведены ниже.

Пример

Описанная ниже процедура поможет детям понять, что такое личная ответственность за что-либо.

1. Нарисуйте круговую диаграмму (рисунок) на доске или на большом листе бумаги. Объясните в доступной форме, что круг является метафорой ответственности человека в тех или иных обстоятельствах. Другими словами, каждый человек в большей или меньшей степени отвечает за ситуацию, в кото­рой он оказывается.

2. Обсудите ситуации, приведенные ниже, или другие, более подходящие для вашей группы.

Ситуация 1

Дэн отвечает дома за собаку по кличке Лэд, кормит, моет, гуляете играет с ней каждый день. Однако несколько дней подряд Дэн бьл настолько увлечен играми со своими друзьями, что забывал погулять и поиграть со своим псом. Лэд очень любит бегать по окрест­ностям и играть с детьми и теперь, когда про него забыли, заскучал и начал грызть свой ремешок. Наконец он перегрыз его и с радостью убежал гулять. Вечером Дэн пришел кормить собаку и обнару­жил порванный ремешок. Он очень огорчился и почувствовал себя ужасно из-за пропажи собаки. Однако Дэн не хочет брать на себя ответственность за плохой уход за собакой и считает, что виноват Лэд — он не захотел оставаться дома, и поэтому он плохой пёс. Задайте следующие вопросы:

Какая часть ответственности лежит на Дэне?

Какая часть ответственности лежит на Лэде?

Какая часть ответственности лежит на остальных?

Нарисуйте на диаграмме приблизительную часть ответственности Дэна. Например, пусть дети оценили ответственность Дэна в 20%. Нарисуйте сектор, равный примерно одной пятой части круга по площади. Перерисуйте этот сектор ниже. Спросите у группы: «Если это ответственность Дэна за Лэда, то что можно было сделать по-другому, чтобы Лэд не убежал?» Например:

• Он мог взять Лэда с собой играть с друзьями.

• Он мог попросить свою сестру погулять с собакой, а он выпол­нил бы часть ее домашней работы в другой день.

• Он мог сказать друзьям, что он не может играть с ними, потому что отвечает за Лэда.

• Он мог сказать родителям, что очень занят, и спросить у них совета, что ему делать.

Ситуация 2

В июле Полу исполнилось 16 лет и он получил водительские пра­ва. Он очень доволен, что теперь может с друзьями ездить, куда захочет. Его сестра Кетти работает в банке. Ее машина находится в ремонте. Пол согласился встретить Кетти после работы в 5 часов вечера и подвезти ее домой, потому что она плохо себя чувствует и ей нельзя долго находится на открытом солнце. В этот день было очень жарко, и друзья Пола попросили отвезти их после школы в кафе выпить молочного коктейля. Они шутили и смеялись и не заметили, как пролетело время. Пробило 5 часов, и Пол понял, что он опоздал за Кетти как минимум на полчаса. Его друзья сказали, что ему не стоит беспокоиться, поскольку его сестре 19 лет и она вполне может сама взять машину и вообще не нуждается в опеке своего 16-летнего брата. Пол никак не мог отвязаться от своих друзей и чувствовал возрастающее беспокойство.

Когда наконец он добрался до банка, то увидел у входа несколь­ко полицейских машин и машину скорой помощи. Испуганный Пол спросил у полицейского, что произошло. Выяснилось, что у входа в банк молодая женщина упала в обморок и сейчас ее со­бираются отвезти в больницу. Пол сказал полицейскому, что, на­верное, это его сестра, и ему разрешили заглянуть в машину скорой помощи. Это действительно была Кетти. Врач сказал, что ей лучше, но в больницу ее отвезти необходимо. По дороге домой Пол чувствовал угрызения совести. Он думал, что если бы он приехал за Кетти вовремя, то она не перегрелась бы на солнце и не попала бы в больницу.

Задайте следующие вопросы:

Если полная ответственность равна 100%, то какая доля от­ветственности лежит на Поле?

Какая доля ответственности лежит на Кетти?

На ком еще лежит ответственность за ситуацию?

Предположим, дети определили ответственность Кетти в 60%, по­тому что она взрослая и должна была знать, что ей нельзя так долго оставаться на солнцепеке. В таком случае ответственность Пола за его обещание быть вовремя равна 40%. Ниже нарисуйте сектор круга, отражающий ответственность Пола, и спросите, как

Пол мог поступить, чтобы проявить больше ответственности. На­пример:

• Он мог не возить друзей в кафе, если думал, что может опоз­дать.

• Он мог оставить друзей в кафе и съездить за Кепи.

• Он мог взять своих друзей с собой на встречу.

3. Спросите у детей, не хотят ли они рассказать о своих ситуаци­ях, и если да, обсудите их. Возможно, дети будут рассказывать о случаях, произошедших с их друзьями, братьями или сестра­ми, но по мере роста доверия в группе, они начнут говорить и о своих собственных ситуациях.

4. Обсудите занятие. Задайте вопросы следующего типа:

Что вы узнали о принятии ответственности за ситуациюнасебя?

В каком возрасте дети становятся ответственными за то, что они делают?

Что вам следует сделать, если вы обнаружите, что не смо­жете сделать то, за что взяли на себя ответственность? Что вам следует делать, если в результате вашего безот­ветственного поведения кто-то получил травму?

 

Игры, используемые при работе с подростками по формированию ответственного поведения

(по Сироте Н.А., Чистовой Е.А., Суховерховой З.И., Васильченко О.Ю.

«Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде.-М.,2000)

Название Краткое описание Цель игры Примечания
«Два парово­зика» Участники разбиваются на команды, по 5-6 человек и встают «паровози­ком» Голова паровозика зрячая, все остальные слепые Паровозики двига­ются не задевая друг друга Ведущий дотрагиваясь до последнего «вагона» и он переходит на место паровоза Сплочение, опыт ответ­ственности и беспомощ­ности, доверия к другим участникам Просторное, безопасное по­мещение, ведущий следит за безопасностью
«Выход - вход в круг» Задача одного из участников любым способом выйти или войти из круга, задача группы не дать ему это сделать Применимы любые методы - от физи­ческих до убеждения Противостояние группе, умение убедить, умение сказать «нет» Может стимулировать груп­повой процесс
«Семеро козлят и волк» Участникам раздаются бумажки, треть из которых с надписью «волк», треть -«коза», треть «козленок» «Козлята» идут в свой «дом», а «волки и «козы» (не показывая своих бумажек) по оче­реди пытаются их убедить что они «козы» и что им надо открыть дверь «Козлята» решают пускать или нет. Если пустили «волка», то он забирает 1-2 «козлят», если «козу» не пустили, то 1-2 «козленка» «умирают» от голо­да Умение сказать «нет», умение убеждать, умение распознать обман и вни­мание к невербальным проявлениями Подростки обычно действу­ют по принципу «нравится - не нравится», а не делают выводы из формы и содер­жания убеждения
«Слепой па­ровозик» Участники сцепляются в маленькие паровозики по двое или по трое. Тот кто спереди закрывает глаза и слуша­ется движений последнего. Тот, кто в середине - нейтрален Игра происхо­дит молча. Интересно когда одновре­менно двигается не меньше 5 парово­зиков. Разрядка, сплочение. Опыт ответственности и доверия или недоверия партнеру. Внимание к телесным ощущениям Активно включен телесный компонент, что может вызы­вать у подростков самые разные эмоции. На материа­ле этой игры можно гово­рить о телесных проявления доверия и недоверия.
«Ценности» Участникам раздаются по шесть лис­точков и предлагается на каждом из них написать то, что им ценно в этой жизни Затем листочки ранжируются таким образом, чтобы самое ценное оказалось на самом последнем лис­точке Ведущий предлагает предста­вить себе, что случилось что-то страшное и из жизни исчезла та цен­ность, которая написана на первой бумажке Ведущий предлагает смять и отложить бумажку и осознать как им теперь без этого живется. Затем так происходит с каждой ценностью по порядку Каждый раз предлагается об­ратить внимание на внутреннее со­стояние после потери ценности Затем ведущий объявляет, что произошло чудо, и появилась возможность вер­нуть любую из ценностей, можно вы­брать одну из смятых бумажек так шесть раз Затем предлагается осоз­нать, что произошло, может добавить какие-то ценности, посмотреть, остал­ся ли прежний порядок ранжирования. Обсуждение Возможность осознать и почувствовать важность построения собственной иерархии ценностей Упражнение выполняется под медитативную музыку, большое значение имеют ин­тонации и голос ведущего, произносимый текст должен быть простым и гладким Упражнение провоцирует возникновение очень глубо­ких переживаний Обстановка во время прове­дения упражнения должна быть предельно безопасной -не должно быть лишних зву­ков, никто не должен вхо­дить в помещение, участни­ки не должны мешать друг другу (их можно рассадить на комфортное расстояние друг от друга) Ведущему обязательно пред­варительно надо попробо­вать проделать это упражне­ние, оценить его глубину и сложность
«Границы», «Скажи СТОП» Участники по очереди подходят друг к другу, можно разными способами Тот, к кому подходят должен сказать «Стоп», когда , на его взгляд, партнер подойдет слишком близко Осознавание собствен­ных физических и психологических границ  
Деловая игра «Предотвра­щение упот­ребления ПАВ» Участникам предлагается представить себя руководителями учебных учреж­дений Задача -предотвращение упот­ребления в их учебном заведении ПАВ Как это сделать, решается с по­мощью техники мозгового штурма Осознавание степени своего участия в реше­нии проблемы Правила проведения мозго­вого штурма
"Преодолей препятствие" Участники выстраиваются в линейку Инструкция "Представьте, что Вы стоите на краю пропасти и Вам надо преодолеть сложные препятствия. Препятствия представляют собой уча­стники команды Преодолевающий должен мобилизовать всю свою фан­тазию, чтобы каждое из "препятствий" было преодолено Варианты препятст­вий могут быть совершенно различ­ными: моральные, физические, эмо­циональные интеллектуальные, и т.д. и требующие различных и нестандартных подходов к решению проблемы преодоления препятствия Одно усло­вие - не наносить друг другу физиче­ского или морального ущерба Каж­дый из участников команды обяза­тельно должен быть и "препятствием" и "преодолевающим" Необходимо мобилизо­вать всю свою волю к победе и обязательно постараться быстро и нестандартно мыслить, чтобы понять "что хочет препятствие" как и ка­ким образом его следует преодолевать Очень эмоциональная игра В ее процессе поощряется открытое прояв­ление эмоций Ведущий внимательно сле­дит за соблюдением правил В конце игры проводится тщательное обсуждение

Упражнение

Заповеди неудачника

Составить собственный свод правил: “ Как стать несчастливым без посторонней” (работая в тройках-четвёрках) методом мозгового штурма.

Затем добавить “рекомендации” Вацлавика, обсудить все заповеди.

Десять главных заповедей неудачника

(по Вацлавику "Как стать несчастливым без посторонней помощи")

1.Всегда и везде жди от себя только неприятностей (больших и маленьких)

2.Если на тебя неожиданно свалился успех, сделай все, чтобы его не замечать, или, если уж это совсем невозможно, убеждай себя и всех вокруг, что это, конечно же, случайно, по ошибке и скоро кончится.

3.Будь во всем последовательным и принципиальным, ни за что и никогда не меняй своих решений и не отступай от своих принципов.

4.Выбери одно из двух: либо придерживайся чужих советов, либо действуй напролом, как придется.

5.Самое главное - не обращай внимания на то, что в действительности происходит.

6.Изо всех сил уклоняйся от возможности проверить себя, свои способности, избегай сложных ситуаций.

7.Со страстью занимайся коллекционированием своих бед и неприятностей, холь и лелей каждую, ни об одной не забывай, относись к каждой из них как к своему достоянию.

8.Побольше занимайся самооправданиями. Помни, поиск самооправдания и того, на кого можно свалить вину - одно из основных интеллектуальных занятий истинного неудачника. Во всех случаях задавай вопрос "Кто виноват?" и никогда - "Что делать?".

9.Относись ко всему как можно серьезнее, не допускай себе легкомысленного взгляда на вещи.

10.Рассматривай каждый неуспех как окончательное поражение, которое окажет решающее влияние на всю вашу дальнейшую деятельность и жизнь. Избегай любви к себе!

Это упражнение является интересным, креативным вариантом работы, способом «от противного».

Упражнение

Свойства, характерные для людей с высоким уровнем самоприятия.

(Атватер И. Я Вас слушаю. - М., 1988. - с.57)

Прочитайте их внимательно и оцените, насколько хорошо владеете ими Вы сами.

1.Верность своим принципам, несмотря на противоположные мнения других, в сочетании с достаточной гибкостью и умением изменить свое мнение, если оно ошибочно.

2.Способность действовать по своему усмотрению, не испытывая вины или сожаления в случае неодобрения со стороны других.

3.Способность не тратить время на чрезмерное беспокойство о завтрашнем и вчерашнем дне.

4.Умение сохранять уверенность в своих способностях несмотря на временные трудности и неудачи.

5.Умение ценить в каждом человеке личность и чувство его полезности для других, как бы он не отличался уровнем своих способностей и занимаемым положением.

6.Относительная непринужденность в общении, умении как отстаивать свою правоту, так и соглашаться с мнением других.

7.Умение принимать комплименты и похвалу без притворной скромности.

8.Умение оказывать сопротивление.

9.Способность понимать свои чувства, чужие чувства; умение подавлять свои порывы.

10.Способность находить удовлетворение в самой разнообразной деятельности, включая работу, игру, общение с друзьями, творческое самовыражение или отдых.

11.Чуткое отношение к нуждам других, соблюдение принятых социальных норм.

12.Умение находить в людях хорошее, верить в их порядочность, несмотря на их недостатки.

Каким образом каждое из этих свойств связано с высоким уровнем самопринятия и ответственности?

Почему они являются проявлением адекватной самооценки, уверенности и самостоятельности?


II







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.226 (0.013 с.)