Нидерландская модель социальной помощи детям и подросткам, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нидерландская модель социальной помощи детям и подросткам,



Ориентированная на социальную компетенцию

b им Слот, Хан Спанярд

В течение последних двадцати лет в Педологическом институте (Амстердам / Дейвендрехт) были разработаны и апробированы разные программы по оказанию социальной и психолого-педагогической помощи детям, подросткам и семьям с асоциальным поведением. Программы опираются на использование самых разнообразных методов. Использо­ванные в Программах методы базируются на модели компетенции. Мы можем говорить о компетенции. если человек обладает достаточным объе­мом навыков, с помощью которых он может адекватным образом испол­нять обязанности, налагаемые на него требованиями общества и среды ок­ружения в повседневной жизни

При формулировании обязанностей, важных для детей и подростков, мы используем понятие психологии развития "обязанности разви­тия" (возрастные особенности или обязанности, которые детидолжны ис­полнять при предъявляемых к ним требованиям).

Эту статью мы начинаем коротким описанием обязанностей развития для детей, подростков и родителей маленьких детей, а также модели со­циальной компетенции. Далее мы рассматриваем, как может модель со­циальной компетенции применяться в практике работы по реализации программы по оказанию помощи детям и подросткам.

Обязанности развития

В основе понятия обязанности развития лежит идея о том, что жизненный путь человека можно разделить на различные стадии или фазы. В психологической литературе мы находим возрастную периодизацию, то есть разделение на определенные возрастные этапы жизненного пути человека. В Нидерландах используют следующее деление на возрастные этапы. Это младенческий и дошкольный период, период начального обучения (± 4 - 12 лет), юность (±12-21/25 лет), период родительства с маленькими детьми, период роста детей, этап. когда дети покидают дом, заканчивается карьера и наконец наступает старость.

Каждой стадии (этапу) присущи свои особенности и новообразования. которые обычно конкретизируется соответствующими возрастными особенностями (обязанностями). Эти обязанности требуют обучения определенным навыкам детей каждого возрастного периода Соответствие возрастных особенностей детей их периоду развития является необ­ходимым условием нормального психического развития Исполнение обязанностей развития является необходимым условием хорошего. положительного развития. В идеале разные новообразования развития могут лучше всего проявиться в соответствующие возрастные периоды жизни. Каждый возрастной период является сензитивным для каких-то определенных новообразований психического развития ребенка. Если этого не происходит, то это не значит, что развитие приняло необратимый проблемный характер. Человек гибок, возможна компенсация, и ново­образования могут проявиться и в более поздний период Возрастные особенности могут проявляться по-разному. Из практических соображений при различении возрастных особенностей (обязанностей развития) мы выбираем подход, направленный на реализацию конкретных целей и поведения. Чем конкретнее названы обязанности, отвечающие требова­ниям. правилам общества - тем легче социальному работнику, психологу, воспитателю наблюдать и формировать навыки и умения, которыми дети. подростки и родители уже владеют, и выделять те. которые еще от­сутствуют. и. следовательно, им надо учиться.

В Педологическом институте используют свою возрастную перио­дизацию. которая не совпадает с нашей, отечественной. В возрастной груп­пе ±4-12 лет мы выделяем следующие обязанности развития.

Эти обязанности не совпадают с нашими представлениями о необ­ходимых навыках и умениях каждого возрастного периода.

Учитывая иную возрастную периодизацию, принятую у нас в стране, мы изменили обязанности развития, которые соответствуют каждому конкретному возрасту

1. умение считаться с другими:

4-6 лет - спросить у другого, договориться со сверстником, обратиться за помощью- не мешать другому;

6 - 8 лет - планировать свои действия на основе интересов других, уметь договариваться;

8-10 лет - иметь свое мнение, формировать суждение с учетом мнений других, уметь поддерживать отношения;

10-12 лет уметь считаться с другими, адекватно реагировать на других.

2. независимость:

4-6 лег - уметь занять, себя, развитие самостоятельности;

6-8 лет - иметь самостоятельное мнение, учитывать интересы других -считаться с другими;

8-10 лет - независимость в своих делах, уметь обратиться за помощью к взрослым в случае затруднения;

10-12 лет - самостоятельность в проведении свободного времени, умение планировать свое свободное время.

3. учеба:

4-6 лет - работать на занятиях совместно с другими детьми в группе и проявлять активность,

6-8 лет - приобретение знаний, умений и учебных навыков в начальной школе;

10 -12 лет - старательно учиться, прикладывать силы, терпение к овладению знаниями, уметь самостоятельно учиться.

4. дружба:

4-6 лет - нахождение друга и друзей в группе одинаково и разного пола.

6-8 лет - поддерживать дружеские отношения, уметь дружить, считаться с мнением друга, уметь делиться с другом, сочувствовать другу;

8 -10 лет - уметь самостоятельно решать конфликты, иметь постоянного друга;

10 -12 лег - поддерживать дружбу, уметь дружить с девочками и мальчиками.

5. ответственность дома илив месте проживания:

4-6 лет - у6рать свои вещи и игрушки;

6-8 лет - помощь по хозяйству дома и в школе (за животными, на даче и т. д.). забота о младших и других членах семьи;

8-10 лет - выделение постоянных обязанностей по дому, трудовых поручений (ходить в магазин, мыть посуду и т.д.):

10-12 лет - помощь на даче, помощь в доме (уборка, стирка и т.д.),

6. пользование инфраструктурами:

4-6 лет - включать и выключать телевизор, магнитофон, проигрыватель;

6-8 лет - пользоваться деньгами, транспортом, телефоном, знание ценности денег;

8-10 лет - свободное пользование инфраструктурой;

10-12 лет - иметь навыкипользования инфраструктурами;

7. безопасность и здоровье:

4-6 лет -

6-8 лет - безопасность на улице, личная безопасность поведения, безопасность отношении к взрослым;

8-10 лет - безопасное умение делать выбор;

10-12 лет - предвидетьвозможности своих действий и поведения с точкизрения опасности.

Для подростков (± 13 лет - 21 года) мы называем следующие обязанности развития;

1. автономия: подросток должен становиться менее зависимым от роди­телей и научиться определять свое место в семье и среди родственников при изменяющихся взаимоотношениях;

2. здоровье и внешность: он должен заботиться о хорошем физическом состоянии и внешнем виде, хорошем питании и избегать излишнего риска;

3. свободное время: участие в интересных мероприятиях в свободное время и полноценное проведение времени, свободного от обязанностей:

4. интимность и сексуальность: открытие для себя возможностей и желаний в сфере интимных и сексуальных отношений;

5. yчeба или работа: приобретение знаний и умений, дающих возможность выбирать себе работу и хорошо работать по профессии;

6. социальные контакты и дружба: установление и поддерживание контактов и умение оценить, что могут дать контакты с другими. готовность к дружбе, умение доверять другому и вызывать доверие к себе. принятие друг друга:

7. авторитет и инстанции: принятие факта, что определенные лица и инстанции поставлены над тобой, умение постоять за себя в рамках дейс­твующих правил и кодов;

8. создание и поддерживание в порядке собственных жилищных условий: поиск или создание места для проживания и умение обращаться с домашними или соседями по квартире.

Для родителей с маленькими детьми мы выделяем следующие обязан­ности развития:

1. взаимоотношения: развитие взаимоотношений, при которых обе сто­роны считаются с потребностями друг друга в автономности и зависи­мости и где достаточно пространства для детей с их потребностями во взаимоотношениях;

2. сексуальность: создание сексуальных отношений на основе взаимо­понимания и учета потребностей друг друга;

3. карьера: выбор и реализация профессиональной перспективы, отве­чающей собственным амбициям и возможностям, стремления партнера и финансовые потребности семьи;

4. родители: формирование новых отношений с родителями и родителями супруга;

5. дружба и социальные контакты: установление, поддерживание кон­тактов с братьями, сестрами и другими членами семьи, друзьями и знако­мыми обоих супругов.

6. финансы и ведениe домашнего хозяйства: взятие на себя ответ­ственности и разделение обязанностей, связанных с финансами, ведением домашнего хозяйств; контактами с разными инстанциями, учреждениями.

1. воспитание: взятие на себя ответственности и разделение обязанностей по воспитанию детей.

Обязанности развития, отвечающие требованиям и правилам жизни в обществе, выражение в конкретных целях и поведении, производят иногда впечатление чего-то произвольного. Это происходит потому, что при определении обязанностей делается выбор на достижение цели, которая требует особой степени детализации. Для детей, подростков и родителей, которые находятся в особых условиях, тяжелых жизненных ситуациях, кризисных моментах могут действовать дополнительные обязанности развития. Так. например. Ван дер Веер (1995) указывает на дополнительные обязанности развития подростков-беженцев, запросив­ших убежища и растущих в чуждой для них культурной среде.

1.2.Модель социальной компетенции

Социальная компетенция рассматривается как состояние равновесия между требованиями, предъявляемыми к ребенку в данный возрастной период со стороны общества, среды, в которой он живет, и его воз­можностями. Мы говорим о компетенции, когда индивид обладает доста­точным количеством навыков и умений, чтобы справляться с обязан­ностями, которые на него накладывает повседневная жизнь (Slot. 1988). Рассуждая больше с точки зрения психологии развития, мы говорим о социальной компетенции как о навыках и умениях человека, достаточных для выполнения обязанностей, присущих данному жизненному периоду, в котором этот человек находится. Компетенция может пониматься как эффективная модель действия. Ее эффективность рассматривается с точки зрения развития, факторов окружения и культурного контекста (Masten & Coatsworth. 1995).

Если обязанности развития слишком сложны и у человека нет навыков для их исполнения, или они слишком тяжелы, или когда их приходится слишком много на один момент, равновесие может быть нарушено и тогда человек функционирует некомпетентно. То же самое происходит, если он обладает недостаточным количеством навыков и умений.

На схеме 1 компетенция представлена как равновесие между обязанностями развития и наличием необходимых навыков и умений.На ней одновременно изображены как факторы, положительно влияющие на это равновесие (гибкость и защитные факторы), так и факторы, которые могут влиять негативно и нарушать равновесие (стрессовые ситуации и патология).

Пояснения

Обязанности - это требования, с которыми сталкивается человек в повседневном контакте с обществом. Речь идет о самых разных требованиях, предъявляемых к детям определенного возраста:

хорошо учиться в школе, самостоятельно мыться, общаться с другими детьми, убирать игрушки после игры, разрешать конфликты с другими детьми, общаться с родителями, переносить их отсутствие, утрату и т.д. Навыки и умения - это необходимый поведенческий набор для выполнения предъявляемых требований к ребенку определенного возраста. Навыки и умения дают возможность ребенку выполнить определенные требования и соответствовать определенному уровню развития. Человек обладает когнитивными, социальными и практическими навыками и умениями, необходимыми для нормальной жизни в обществе.

Поведение - это все, что человек делает, думает и чувствует. В языке социальной помощи часто употребляется триада: поведение, познания и эмоции (делать, думать и чувствовать). С теоретической точки зрения это противопоставление не точно, но на практике оно может быть удобным средством, помогающим социальному работнику обратить внимание на разные стороны человеческой деятельности.

Термином гибкость обозначаются индивидуальные качества человека, помогающие ему успешно приспосабливаться, несмотря на риск и неудачи. Примеры качеств, помогающих детям и подросткам быть менее восприимчивыми к негативным влияниям извне, следующие (Wemer. 1994: DeWrt и др.. 1995):

• уверенность в i-joc (чувство, что трудности преодолимы):

• положительные личные качества (позитивный взгляд на себя. легкий характер, склонность к самостоятельности):

• ум.

Защитные факторы - это наличие условий, людей в окружении индивида- которые его защищают от риска и неудач. Примеры Werner. 1994: De Wit и др.. N95):

• важный человек, который предоставляет возможности и дает смысл жизни:

• поддержка, исходящая от родных и близких (хорошие взаимоотно­шения);

• положительный школьный/трудовой опыт;

• вступление в общественные организации и тесная связь с ними (клуб/ общество, церковь);

• хорошие отношения с воспитателем/тренером/наставником, оценившим поведение и качества ребенка/подростка.

Под типологией мы понимаем не принятый в данной культуре тип поведения, вызывающий:

• страдание (например, страх, боль или горе у человека самого или у других).

• недостаточно хорошее функционирование и/или

• увеличенный риск соприкосновения со страданиями, смертью или утратой самостоятельности.

(cp.DSM-IV.APA.1994).

Отклонения в поведении могут быть связаны с настроениями, познани­ями и восприятия ми.

Стрессовыеситуации - это ситуации, из которых человеку трудно найти выход, решение и которые негативно влияют на его функционирование. Это может быть утрата любимого человека, развод и повторный брак родителей, хронические заболевания, стихийные бедствия и катастрофы, подвергаемость продолжительной психической угрозе, сексуальное насилие и его последствия, последствия дорожно-транспортной катастрофы, провал на экзамене, потеря работы и т.д. Стресс зависит от того, каким образом события и обстоятельства переживаются и интерпретируются. На этом основании мы относим к стрессовым ситуациям и феномен, при котором негативное влияние, объективно говоря, не обязательно должно быть сильным, но переживается причастным очень сильно и все же как стрессовое и угрожающее. Накопление стрессовых ситуаций с течением времени ведет к проблемам (или как раз наоборот помогает обретению гибкости).

Разумеется, модель компетенции не выражает полностью сложность факторов, влияющих на все стороны поведения человека. Она сформулирована на потребность практики оказания социальной и психолого-педагогической помощи, что ведет к снижению числа параметров, которые могут оказать позитивное влияние и быть использованным в практике. Модель сознательно "упрощена". При этом сделана попытка привлечь внимание социального работника, психолога, воспитателя не только исключительно к проблемам и патологии, что, по нашему мнению, слишком часто происходит, но направить его также на здоровое функционирование человека и на силы, его поддерживающие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.169.110 (0.041 с.)