ТОП 10:

Избранные упражнения на развитие целеполагания



И проблем-разрешающих стратегий.

Упражнение

Оценка ситуации

(По Сироте Н.А., Чистовой Е.А., Суховерховой З.И., Васильченко О.Ю.

«Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде.-М.,2000)

Участники называют по 1-2 стрессо­вых или проблемных события, когда-либо перенесенных ими Получив­шийся перечень записывается Далее проводится первичная, вторичная оценки и переоценка этих событий каждым из участников, используя элементы роле­вой игры, гротеска, наглядности, визуализации процесса мышления и т.д. Цель игры: Осознавание собствен­ных установок и резер­вов возможностей оцен­ки ситуации Отработка навыков оценки ситуа­ции. Примечания: Можно найти тех, кто хочет развить мастерство в вопро­сах преодоления проблем и помогать другим. Предложите им расширить свои задачи и разработать подходы к кон­сультированию по вопро­сам, оценки проблемы и выбора эффективного варианта поведения.

Когнитивная оценка проблемной ситуации»

(материал для упражнения)

Проблемные и/или стрессовые ситуации всегда подвергаются процессу оценки. Оценка проводится в три этапа: первичная, вторичная и переоценка.

ПЕРВИЧНАЯ ОЦЕНКА - это заключение о ситуации как о приятной (положительной), неприятной (вредной, отрицательной, ужасной, угрожаю­щей и т.д.) и нейтральной. От того, как оценивается ситуация, зависят эмо­ции (положительные, отрицательные и поведение человека).

ВТОРИЧНАЯ ОЦЕНКА - это рассмотрение альтернатив преодоления си­туации. Ответ на вопрос "Что делать?"

• Произвести немедленный поведенческий ответ

• Подумать, какую стратегию поведения избрать.

Вторичная оценка зависит от предшествующего опыта преодоления проблемных и стрессовых ситуаций, а также ресурсов личности и среды, ко­торыми может воспользоваться человек в процессе преодоления проблемы. (Что мне может помочь? Кто может помочь? Как я это делал раньше?).

ПЕРЕОЦЕНКА - это результат повторного рассмотрения события и продолжения размышления о нём. Новые основания, приобретенный опыт могут изменить мнение о событии. Переоценка события открывает новые ре­сурсы личности и среды и может повлиятьна выбор другой стратегии пове­дения.

Упражнение

«Остановись -подумай».

Краткое описание: Записать ситуации принятия решений Проиграть их в процессе ролевой иг­ры, где участники делают реальные шаги в пространстве в соответствии с шагами модели, произнося рассуждения вслух.

Цель игры: Осознавание привычных способов и проработка новых навыков принятия решения.

Примечания: Во время обсуждения на­звать примеры повседнев­ных и важных решений. На­пример, касающиеся упот­ребления никотина, алкоголя и других психоактивных ве­ществ, взаимоотношений с людьми Обсудите как ведет себя человек принимая по­вседневные и жизненно важ­ные решения, есть ли разни­ца в поведении Попросите участников определить эту разницу

Модель принятия решения "ОСТАНОВИСЬ И ПОДУМАЙ".

Шаги   Вопросы и действия  
Остановись ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ   Чего касается эта проблема? В чём заключается проблема? В чём заключается положительная сторона того, что проблема возникла? В чём заключается отрицательная сторона того, что проблема возникла?  
Подумай ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНОЙ ЦЕЛИ   Чего я хочу? Какие решения в этой ситуации жела­тельны? Какие решения в этой ситуации воз­можны?  
Подумай о последствиях ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОВО-ДОВ "ЗА" И"ПРОТИВ"   Что может произойти? Рассмотрите обе стороны последствий, позитивную и негативную. Каково моё решение?  
Решай, что делать ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ   Взвесьте все последствия, сделайте наи­лучший для Вас выбор  
Делай и оцени исход ДЕЙСТВИЕ И ОЦЕНКА ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ   Насколько положительны и отрицатель­ны результаты действия для меня и для других?  

Шаги постановки цели

1.Определить цель.

2. Оценить шаги для достижения цели.

3. Рассмотреть возможные проблемы на пути достижения цели.

4. Рассмотреть пути, как справиться с этим.

5. Определить четкие сроки достижения цели.

6. Попросите участников определить людей,на которых они хотели бы быть похожи в будущем. Пусть они подумают о направлениях для дос­тижения долгосрочных целей.

7 Пусть участники сформируют пары, определят краткосрочные цели и шаги для их достижения.

8. Обсудите результаты.

Процесс решения проблемы.

Преодоление проблемных истрессовых ситуаций происходит в рамках трех основных стратегий:

• разрешение проблем,

• поиск социальной поддержки,

• избегание.

Этапы разрешения проблем:

1. Ориентация в проблеме. Предполагает следующие этапы:

• Точное узнавание, что проблема возникла (проблема есть)

• Понимание того, что проблемы в жизни - это нормальное и неизбежное яв­ление.

• Выработка веры в то, что существуют эффективные способы разрешения проблемы.

• Понимание проблемы не как угрожающей, а как нормальной ситуации, несущей в себе изменение или вызов личности.

2. Определение, оценка и формулирование проблемы. Предполагает сле­дующие этапы:

• Поиск всей доступной информации о проблеме;

• Выделение информации, относящейся к делу, от информации субъектив­ной, непроверенной, к делу не относящейся, преждевременных оценок, ожиданий, интерпретаций, выводов;

• Определение факторов или обстоятельств, которые делают ситуацию про­блемной, то есть препятствуют достижению цели;

• Постановка реалистической цели с описанием деталей желательного исхо­да.

3. Третьим шагом в разрешении проблемы является "мозговой штурм" - ге­нерация альтернатив. При этом следует придерживаться следующих прин­ципов:

• Принцип «количество порождает качество»; Принцип предполагает генера­цию разнообразных вариантов решения проблемы. При этом необходимо предполагать самые различные, возможно и неподходящие варианты. Пусть некоторые из них кажутся смешными или глупыми, главное, чтобы их было как можно больше.

• Принцип «отсроченного решения». Предусматривает понимание того, что окончательное решение будет принято ещё не сейчас. Поэтому можно рас­сматривать любые варианты. Следует подождать и все их обдумать спокойно без мысли о том, что это и есть единственное решение, которое бу­дет принято.

4. Четвёртым шагом разрешения проблемы является принятие решения.

Цель этого шага - развить имеющиеся возможности решения проблемы и 1 выбрать наиболее эффективные из них. Эффективными являются решения, которые полностью разрешают ситуацию и увеличивают положительные последствия. Следует рассматривать четыре категории последствий:

• кратковременные или непосредственные

• долговременные

• направленные на себя

• направленные на окружающих

Следует иметь в виду, что бывают такие проблемы, которые приходится

решать поэтапно. В таком случае следует рассмотреть каждый их этапов решения и его последствия. Определить последовательность этапов и при­мерные сроки.

5. Пятым шагом разрешения проблемы является выполнение решения и

проверка. Процедура выполнения решения и проверки включает четыре эта­па

• эффективное выполнение решения

• изучение последствий разрешения

• оценка эффективности разрешения

• самоподкрепление (самопоощрение).

Приложение

Приложение № 1

Модуль

Перед практическим психологом встают немало технических проблем. Первая состоит в том, что ресурсы сил и времени всегда ограничены. С одной стороны, психологу регулярно приходится разрабатывать все новые и новые мероприятия (лекции, тренинги, беседы…), иначе работа становится неэффективной. А с другой, на создание нового продукта уходит много сил и времени, что сильно сдерживает возможности профессионала. Поэтому требуется найти удачное сочетание унификации и новизны одновременно. Именно здесь таятся новые возможности повышения своего профессионального мастерства. Одним из возможных решений является модульный способ разработки и планирования новых мероприятий.

Модуль – это устойчивое сочетание важнейших элементов, создающее некоторый шаблон (форму), которая может быть наполнена необходимым материалом. Каждый модуль содержит комплекс взаимосогласованных мероприятий. Модульный способ организации мероприятий – это инструмент профессионального мышления, позволяющий минимизировать затраты на создание новых программ и проектов необходимых мероприятий.

Требования к созданию модуля:

1. В мероприятии необходимо задействовать (вовлечь в работу) как минимум три различных субъекта образования. Вероятно, в школе это будут учащиеся, учителя и родители. По отношению к разным субъектам неизбежно ставятся различные задачи.

2. Формы работы должны быть по возможности разнообразными (в разумных пределах).

3. Соблюдается тематическое единство всех видов работы со всеми субъектами образования. Это позволяет объединить всю работу вокруг сравнительно небольшого перечня идей и метафор, создать единый язык, единое понимание.

Все вместе взятые требования обеспечивают эффект тотального воздействия на учащихся – как непосредственно, так и опосредованно: через других людей и через другие мероприятия.

Применительно к задаче профилактики употребления ПАВ предлагается один из возможных вариантов модулей.

Пример модульной организации работы по профилактике употребления ПАВ.

Адресная группа – учащиеся старших классов. Размер выборки – учебный класс в целом. В качестве поддерживающих мероприятий организуется работа с преподавателями, работающими на данной параллели, и с родителями детей данного класса.

Цель - актуализация у учащихся такого рода смысловых установок, которые образовывали бы личностные препятствия к вовлечению в употребление ПАВ. Даже временная актуализация дает важный опыт – образец личной толерантности к провокациям и соблазнам.

Адресаты работы Формы работы
Учащиеся Установочная лекция Краткий тренинг-семинар со всем классом Формирование актива будущих волонтеров Клубное мероприятие (совместно с учителями)
Учителя Ориентировочная лекция Семинар Клубное мероприятие (совместно с учащимися)
Родители Разъяснительная беседа

В качестве идеологического обоснования (теории для использования адресатами) предполагается привлечь следующие темы:

1. «Некроз души».

А. Описать феномены, свидетельствующие о наличии поражений участков души (личности) людей в современном обществе вообще и у многих подростков в частности.

Б. Объяснить социальные и личностные причины (факторы), ведущие к отмиранию душевных структур (ослабленные формы: ущемление, вытеснение, подавление, деформации).

В. Показать пути и средства, с помощью которых возможно достичь оздоровления душевного мира, повысить устойчивость перед разрушающим воздействием окружения.

2. «Социальная инфекция» (как метафора).

А. Показать, что распространение вредных установок и аддиктивных склонностей имеет признаки инфекционного процесса, способного подняться до масштабов (социальной) эпидемии.

Б. Объяснить механизмы распространения инфекции и условия (причины) податливости людей к заражению (ослабления личностного иммунитета).

В. Обозначить перспективу превращения на первый взгляд безобидного вируса в ненасытного монстра, требующего все новых и новых жертвоприношений.

Г. Показать используемые при этом приемы (уловки), с помощью которых производится злостное распространение инфекции.

Д. Ознакомить со средствами социальной и личностной «гигиены».

Применительно к конкретным условиям и задачам внутреннее наполнение мероприятий может заметно варьировать по методам и формам работы.

Индивидуализация – намеренное внесение исполнителями элементов, позволяющих различать реализуемые в разных УО профилактические проекты. Это необходимо, во-первых, для смягчения сопротивления воздействию со стороны адресатов воздействия (частичная маскировка целей влияния). А во-вторых, для создания в рамках города эффекта массированности и многоаспектности профилактической работы (увеличивая плотность воздействия на обыденное сознание).

(по Е.Л.Доценко)

Приложение № 2

«Конструктор модулей»

Обучение специалистов, работающих с подростками, либо самих подростков, с целью профилактики упот­ребления ПАВ, может быть построено на основе «конструктора», включающего «Матрицу» и «Логические уров­ни»:

Матрица







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.229.89 (0.01 с.)