Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психодиагностика Опросник СПА.

Поиск

1.Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.

2.Нет желания раскрываться перед другими.

3.Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.

4.Предъявляет к себе высокие требования.

5.Часто ругает себя за сделанное.

6. Часто чувствует себя униженным.

7.Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.

8.Свои обещания выполняет всегда.

9.Теплые, бодрые отношения с окружающими.

10.Человек сдержанный, замкнутый; держится от всех чуть в стороне.

11.В своих неудачах винит себя.

12. Человек ответственный; на него можно положиться.

13-Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, что все усилия напрасны.

14.На многое смотрит глазами сверстников.

15.Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.

16.Собственных убеждений и правил не хватает.

17.Любит мечтать • иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.

18.Всегда готов к защите и даже нападению: "застревает" на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.

19. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разре­шать себе; самоконтроль.

20. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.

21. Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе, занят собой.

22. Люди, как правило, ему нравятся.

23. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.

24. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.

25. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда ни будь спрятаться.

26.С окружающими обычно ладит.

27. Всего труднее бороться с самим собой.

28. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих.

29. В душе - оптимист, верит в будущее.

30. Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.

31. К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.

32. Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.

33. Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относится, любит его.

34. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.

35. Человек с привлекательной внешностью.

36. Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом.

37. Приняв решение, следует ему.

38. Принимая, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других.

39. Испытывает чувство вины, даже когда винить себя как будто не в чем.

40. Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.

41. Всем доволен.

42. Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.

43. Чувствует вялость; все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.

44.Уравновешен,спокоен.

45. Разозлившись, нередко выходит из себя.

46. Часто чувствует себя обиженным.

47. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий: не хватает сдержанности.

48. Бывает, что сплетничает.

49. Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.

50. Довольный трудно быть самим собой.

51. На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает.

52. Происходящее с ним толкует на свой лад, способен напридумывать лишнего... Словом - не от мира сего.

53. Человек терпимый к людям и принимает каждого таким, каков он есть.

54. Старается не думать о своих проблемах.

55. Считает себя интересным человеком - привлекательным как личность, заметным.

56. Человек стеснительный, легко тушуется.

57. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довёл дело до конца.

58. В душе чувствует превосходство над другими.

59. Нет ничего, в чём бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, своё Я.

60. Боится того, что думают о нём другие.

61. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале; в том что для него существенно, старается быть среди лучших.

62. Человек, у которого в настоящее время много достойно презрения.

63. Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.

64. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.

65. Себя просто недостаточно ценит.

66. По натуре вожак и умеет влиять на других.

67. Относится к себе в целом хорошо.

68. Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своём.

69. Не любит когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно если разногласия грозят стать явными.

70. По долгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.

71. Пребывает в растерянности, всё спуталось, всё смешалась у него.

72. Доволен собой.

73. Невезучий.

74. Человек приятный, располагающий к себе.

75. Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.

76. Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.

77. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: в вдруг - не справлюсь, в вдруг - не получится.

78. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.

79. Умеет упорно работать.

80. Чувствует, что растёт, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру.

81. Случается, говорит о том, в чём совсем не разбирается.

82. Всегда говорит только правду.

83. Встревожен, обеспокоен, напряжён.

84. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.

85. Чувствует неуверенность в себе.

86. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.

87. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.

88. Человек толковый, любит размышлять.

89. Иной раз любит прихвастнуть.

90. Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, и сделать с собой ничего не может.

91. Старается полагаться на свои силы, не рассчитывая на чью либо помощь.

92. Никогда не оправдывается.

93. Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.

94. Выделяется среди других.

95. Не очень надёжный товарищ, но во всём можно положиться.

96. В себе всё ясно, хорошо понимает.

97. Общительный, открытый человек; легко сходиться с людьми.

98. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходиться решать; со всем может справиться.

99. Себя не ценит: никто его всерьёз не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.

100. Беспокоиться, что лица противоположного пола слишком занимают мысли.

101. Все свои привычки считает хорошими.

ИНСТРУКЦИЯ

В опроснике содержаться высказывания о человеке, о его образе жизни:

переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.

Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените: в какой мере это высказывание может быть отнесено к Вам. Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите подходящий, по вашему мнению, один из шести вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «О» до «б»:

ШКАЛА ОТВЕТОВ

«О» - это ко мне совершенно не относиться;

«2» - сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;

«З» - не решаюсь отнести это к себе;

«4» - это похоже на меня, но нет уверенности;

«5» - это похоже на меня;

«б» - это точно про меня.

Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.

                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
     
                     

 

ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

"Адаптация"   "Самоприятие"
A= a *100%   S= a *100%
a+b   a+1.6b
“Приятие других"   "Эмоциональная комфортность"
L= 1.2a *100%   E= a *100%
1.2a+b   a+b
“Интернальность “   "Стремление к доминированию"
I= a *100%   D= 2a *100%
a+1.4b   2a+b

 

        ПСИХОДИАГНОСТИКА    
        Показатели   Номера высказываний   Нормы  
          4,5,9, 12,15,19,22,23, 26,27,29,33,35,37,41, 44,47,   (68-1 70) 68-136  
    а   Адаптивность   51,53,56,61,63, 67,72,74,75,78, 80,88,91,94,96,97,98 2,6, 7,13,16,18,25,28,;32;Л6.   (68-170)  
            38,40,42,43,49,:0, М, 56,59,60, 62,64,69,71,73,76,77,83,84,36;   68-136  
    b   Дезацаптивнсть   90,95,99, 100      
  a b   Лживость +   34,45,48,81,89 8,82,92,101   (18-45) 18-36  
  a b   Приятие себя Неприятие себя   33,35,55,67,72,74,75,80,88,94, 96 7,59,62,65,90,95,99   (22-52) 22-42 (14-35) 14-28  
  a b   Приятие других Неприятие других   9,14,22,26,53,972,10, 21,28,40,60,76   (12-30) 12-24 (14-35) 14-28  
  a b   Эмоциональный комфорт Эмоциональный дискомфорт 23,29,30,41,44,47,78 6,42,43,49,50,83,85,   (14-35) 14-28 (14-35) 14-28  
  a b   Внутренний контроль Внешний контроль   4,5, 11, 12,19,27,37,51 63,68,79,91,98, 1325,36,52,57,70,71,73 77   (26-65) 26-52 (18-45) 18-36  
  a b   Доминирование Ведомость   58,61,66 16,32,38,69,84,87   (6-15) 6-12 (12-30) 12-24  
      Эскапизм (уход от проблем)   17,18,54,64,86   (10-25). 10-20  

Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале для подростков приводится в скобках, для взрослых - без скобок.

Результаты "до" зоны неопределённости интерпретируются как чрезвычай­но низкие; а "после" самого высокого показателя в зоне неопределенности - как высокие.

 

Приложение № 9

Выигрывающие и проигрывающие (ответственные и безответственные)

(по М.Джеймс, Д.Джонгвард «Рожденные выигрывать»-М.,1993)

Выигрывающие

Выигрывающие (Победители) имеют различные возможности. Для них самым важным в жизни являются не достижения, а аутентичность (возможность быть собой). Аутентичная личность реализует себя, познавая все новое и становясь все более откровенной и отзывчивой. Аутентичные люди реализуют свою неповторимую индивидуальность и ценят ее в других. Аутентичные личности - Выигрывающие - не посвящают свою жизнь фантазиям о том, кем они могли бы быть; являясь самими собой, они не заносятся, не высказывают претензий, не манипулируют другими. Выигрывающие умеют раскрыть себя, а не создавать образы, которые нравятся другим, привлекают их или, наоборот, вызывают в них раздражение. Они понимают, что есть разница между быть любящим и играть любящего, между быть глупым и поступать глупо, между быть знающим и изображать знающего. Выигрывающим не надо скрываться за маской. Они отвергают нереальный образ себя, не считая себя ни самыми лучшими, ни самыми худшими. Независимость не пугает Выигрывающих.

У каждого бывают в жизни моменты, когда он независим, но они быстро проходят. Выигрывающие могут быть независимыми в течение длительных периодов времени. Они могут также терять почву под ногами и терпеть неудачу. Однако, несмотря на препятствия, Выигрывающие не теряют главное - веру в себя.

Выигрывающие не боятся самостоятельно мыслить и применять свои знания. Они умеют отделять факты от мнений и не претендуют на то, что имеют ответы на все вопросы. Они прислушиваются к мнению других, оценивают, что те говорят, но приходят к своим собственным заключениям. Хотя Выигрывающие могут восхищаться и уважать других людей, они никогда не зависят от них полностью, никогда не связаны ими полностью и никогда не испытывают благоговения перед другими.

Выигрывающие не разыгрывают из себя беспомощных, так же как не играют в обвинения. Вместо этого они принимают ответственность за собственную жизнь. Они не ссылаются на ложные авторитеты, а сами являются своими единственными руководителями и знают это.

Выигрывающие правильно используют свое время. Они реагируют на все адекватно ситуации. Их реакции зависят от посланного сообщения и оберегают значимость, благополучие и достоинство других людей. Выигрывающие знают, что для всего есть свой черед о для каждой деятельности свое время.

Время быть энергичным и время быть инертным,

Время быть вместе и время быть одному,

Время ссориться и время любить,

Время работать и время отдыхать,

Время плакать и время смеяться,

Время встретиться лицом к лицу и время удалиться,

Время говорить и время быть молчаливым,

Время спешить и время ждать.

Выигрывающие дорожат своим временем. Они не убивают его, а живут по принципу “здесь и теперь”. Жизнь в настоящем не означает бездумное пренебрежение прошлым или неумение подготавливаться к будущему. Скорее наоборот, зная свое прошлое, они осознают и глубоко чувствуют настоящее и смотрят вперед в будущее.

Выигрывающие учатся понимать свои чувства и ограничения и не боятся их, не зацикливаются на внутренних противоречиях и на двойственных чувствах. Являясь аутентичными, они осознают, когда раздражены, и могут выслушать другого, когда тот раздражен, могут влиять на других и поддаваться влиянию, способны любить и быть любимыми.

Выигрывающие умеют быть непосредственными. У них нет раз и навсегда предопределенного, жесткого образа действий, и они могут менять свои планы, когда этого требуют от них обстоятельства. Выигрывающие испытывают интерес к жизни и получают удовольствие от работы, игры, от других людей, от природы, пищи, секса. Без чувства ложной скромности они радуются собственным достижениям, Без чувства зависти радуются достижениям других.

Хотя Выигрывающие могут свободно наслаждаться, они также могут откладывать удовольствия, могут дисциплинировать себя в настоящем, чтобы усилить удовольствие в будущем. Они не бояться следовать своим желаниям, но следуют им наиболее адекватным образом. Выигрывающие не стремятся к безопасности за счет контроля над другими. Они не настраивают себя на неудачу.

Выигрывающие заботятся о мире и о людях, они не отделены от главных общественных проблем, а, интересуясь ими, сопереживая им, борются за улучшение жизни. Даже перед лицом национальных и международных бедствий Выигрывающие не считают себя бессильной личностью. Они живут для того, чтобы сделать мир лучше.

Проигрывающие

Хотя люди рождаются, чтобы выигрывать, они все-таки появляются на свет беспомощными и полностью зависящими от своего окружения. Выигрывающие успешно осуществляют переход от полной беспомощности к независимости и затем к взаимозависимости. Проигрывающие (Неудачники) - нет. С какого-то момента своей жизни они начинают избегать появляющейся ответственности за собственную жизнь.

Как уже отмечалось, мало кто является полностью Выигрывающим или полностью Проигрывающим. Большинство из нас является Выигрывающим в одних областях и Проигрывающим в других. Кем является человек, Выигрывающим или Проигрывающим, во многом зависит от того, что происходило с ним в детстве.

Недостаточная отзывчивость на потребность в заботе, плохое воспитание, конфликты в семье, грубость, болезнь, длительные неприятности, чрезмерная физическая работа, травмирующие события являются некоторыми из многих факторов, которые способствуют формированию Проигрывающих. Эти условия мешают, сдерживают или останавливают нормальное развитие независимости и самоактулизации. Чтобы совладать с этими отрицательными переживаниями, дети приучаются манипулировать собой и другими. От этих способов манипулирования им тяжело отказаться в последующей жизни, и часто они превращаются в тип поведения. Выигрывающие стремятся избавиться от них, Проигрывающие прикованы к ним.

Некоторые Проигрывающие говорят о себе как о преуспевающих, но тревожных, как преуспевающих, но попавших в ловушку или преуспевающих, но несчастных. Другие жалуются, что они совершенно измучены, безвольны, не способны стремиться к чему-либо, “полуживые” или до смерти скучные. Проигрывающие не могут осознать, что в большинстве случаев они сами посадили себя в клетку, сами роют себе яму и сами себе наскучили.

Проигрывающие редко живут в настоящем, вместо этого они уничтожают настоящее, сосредотачиваясь на воспоминаниях о прошлом или на ожиданиях будущего. Проигрывающие, которые живут воспоминаниями, пребывают в старых добрых временах или в прошлых личных несчастьях. Тоскуя по прошлому, Проигрывающие либо цепляются за то, как “могли бы” произойти те или иные события, или оплакивают свою несчастную судьбу. Проигрывающие жалеют себя и перекладывают ответственность за свою неудовлетворительную жизнь на других. Обвинение других и оправдание себя является частой ролью Проигрывающих. Проигрывающие, которые живут в прошлом, могут сокрушаться о том, что произошло бы, если бы только:

“Если бы я только женился на ком-нибудь другом...”

“Если бы только я имел другую работу...”

“Если бы только я окончил школу...”

“Если бы только я был красивым...”

“Если бы только мой супруг бросил пить...”

“Если бы только я родился богатым...”

“Если бы только я имел лучших родителей...”

Люди, которые живут в будущем, могут мечтать о каком-либо чуду, после которого они смогут “зажить счастливо”. Вместо того, чтобы следовать своей собственной жизни, Проигрывающие ждут - ждут волшебного спасения. Какая замечательная жизнь начнется, когда:

“Когда наконец явится прекрасный принц или идеальная женщина...”

“Когда я кончу школу...”

“Когда вырастут дети...”

“Когда представится новая работа...”

“Когда босс умрет...”

“Когда я разбогатею...”

В противоположность тем, кто живет с иллюзией волшебного спасения, некоторые Проигрывающие живут со страхом будущих несчастий, вызывая в воображении предвкушение того, что если:

“Что если я потеряю работу...”

“Что если я лишусь рассудка...”

“Что если что-нибудь упадет на меня...”

“Что если я сломаю ногу...”

“Что если я не понравлюсь им...”

“Что если я допущу ошибку...”

Непрерывно концентрируясь на будущем, такие Проигрывающие испытывают тревогу в настоящем. Они беспокоятся сверх меры из-за своих предчувствий - реальных или воображаемых - проверок, уплаты счета, любовной истории, кризиса, болезни, отставки, погоды и т.п. Люди, слишком погруженные в свои сомнения, упускают действительные возможности настоящего, проходят мимо них. Они занимают голову мыслями, не относящимися к делу в текущий момент. Их беспокойство искажает восприятие реальности. Следовательно, такие люди сами себе мешают видеть, слышать, чувствовать и понимать.

Проигрывающие неспособны полностью использовать возможности своих ощущений, их восприятие неточно и неполно. Они видят себя и других в кривом зеркале. Эффективное использование их способностей в реальной жизни затруднено.

Большую часть своего времени Проигрывающие играют роли, притворяясь, манипулируя, повторяя старые роли своего детства; они расходуют энергию на сохранение масок, часто пряча свое настоящее лицо. Карен Хорни пишет: “Появление ложной смелости происходит ценой реальной самости, последняя презирается в лучшем случае как бедный родственник”. Для играющего роли Проигрывающего сама игра часто важнее реальности.

Проигрывающие подавляют свои возможности к непосредственному и адекватному выражению полного спектра возможного поведения. Они могут не подозревать о возможности иного, более продуктивного, наполненного жизненного пути. Проигрывающие боятся оказаться в новых обстоятельствах и прежде всего стремятся сохранить статус-кво, повторяя не только собственные ошибки, но не менее часто и ошибки своей семьи и культуры.

Проигрывающие избегают взаимной близости (привязанности) и не вступают в честные и откровенные отношения с другими. Вместо этого Проигрывающие пытаются манипулировать другими так, чтобы те поступали в соответствии с их ожиданиями. Силы Проигрывающих также часто направляются на то, чтобы жить, следуя ожиданиям других.

Проигрывающие используют свои умственные способности не лучшим образом, направляя их на рационализацию и интеллектуализацию. При рационализации Проигрывающие пытаются придать своим действиям благовидные предлоги. При интеллектуализации они стремятся засыпать других пустым красноречием. Поэтому многие их возможности остаются скрытыми, нереализованными и неосознанными. Подобно сказочной Царевне-лягушке, Проигрывающие заколдованы и живут в своей жизни, являясь кем-то другим, а не самим собой.

 

 

Формирование и развитие ответственного поведения у тинэйджеров

как основа психопрофилактики аддикций.

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………….1

I. Опорные материалы для работы по развитию ответственного поведения…………………………3

1.1 Осознание социального давления и манипуляции, методы сопротивления им……………………...4

1.1.1 «Как сказать «нет» и не потерять друзей: «манипулирование» глазами школьного психолога.4

1.1.2 Цивилизованное противостояние нападению и манипуляции……………………………………9

1.1.2.1 Психологическая самооборона (Психологическое самбо)……………………………...9

1.1.2.2 Информационный диалог………………………………………………………………..14

1.1.3 Невербальные проявления уверенности и неуверенности……………………………………….15

1.1.4 Уверенность как основа ответственного поведения……………………………………………...17

1.1.5 Ответственное поведение в сексуальной сфере…………………………………………………...25

1.1.6 Возможная работа с метафорами…………………………………………………………………..28

1.1.7 Избранные материалы по проведению психопрофилактики аддиктивного поведения………..30

 

II. Опорные материалы для работы психолога над целеустремлением и построением жизненной перспективы у подростка………………………………………………………………………………………………..41

2.1 Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию…………………….41

2.2. Программа «Думая о будущем»…………………………………………………………………………44

2.3. Программа «Как достичь цели»…………………………………………………………………………51

2.4. Избранные упражнения на развитие целеполагания и проблем-разрешающих стратегий………….55

 

Приложение ……………………………………………………………………………………………….…57

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.79.165 (0.023 с.)