Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оказание социальной помощи: диагностика и терапевтическое воздействиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ниже речь пойдет о значении для оказания социальной помощи детям, подросткам и родителям модели, представленной выше. Мы будем говорить, как о сборе и анализе информации, так и о терапевтическом воздействии с помощью модели компетенции. 1.4.1. Диагностика на базе модели компетенции Под диагностикой мы понимаем постановку и проверку диагноза. Диагноз - это предположение, касающееся проблемы подростка и семьи, сделанное на основе бесед, наблюдений; специализированного исследования и другой информации (досье и т.п.). На основе диагноза устанавливается наиболее подходящая форма помощи, согласованная с потребностью в этом подростка и семьи Диагностика на базе модели компетенции означает, что сбор и анализ информации и постановка целей сосредоточены на шести элементах, определяющих модель компетенции. Фактически, ситуацию ребенка, подростка или родителя (в зависимости от обязанностей) можно представить в следующем виде: Компетенция Проблемы Навыки слишком трудные обязанности
Защитные факторы стрессовые ситуации: (социальная поддержка):
Гибкость: патология:
Анализ патологии/проблемного поведения Для данного анализа существуют разные возможности. Можно руководствоваться инструкциями, по диагностике и перечнем жалоб. Иногда имеются материалы досье и/или спрашивают подростка о характере, серьезности и частоте жалоб: о его проблемах, о времени, когда начались проблемы. Важно получить представление о факторах окружения, игравших роль в выработке нежелательного/неадекватного или не одобряемого поведения и уклонении от желательного/адекватного поведения Анализ стрессовых ситуаций При анализе стрессовых ситуаций важно различать ситуации - которые являются стрессовым «объективно», и ситуации, которые воспринимаются субъективно как стрессовые, так как они приводят к сильным переживаниям и оставляют довольно значительные последствия на организм и психику человека. Анализ обязанностей и навыков Вопросы; возникающие при анализе обязанностей и навыков; следующие: а) берег ли человек на себя обязанности, характерные для данного возрастного периода его жизни; в котором он находится'' б) не являются ли обязанности для него слишком тяжелыми? в) обладает ли этот человек достаточными навыками для исполнения обязанностей? Опыт показывает, что с помощью беседы, достаточно структурированной и дополненной наблюдениями, можно обычно хорошо понять, в чем проблема ребенка. Наряду с этим существуют различные вспомогательные методики, применение которых даст почву для выстраивания ситуаций и проблем ребенка. Анализ обязанностей и навыков можно дополнить следующим образом: • проанализировать, какие факторы окружения определяют уклонения от выполнения предъявленных к ребенку требований и определенных обязанностей или наоборот облегчают их исполнение; • при анализе навыков, которые использует человек, выполняя требования по отношению к определенным обязанностям, выяснить, насколько можно было бы данными навыками пользоваться для исполнения других обязанностей. В таком случае эти навыки можно было бы назвать «сильной стороной» человека. Перечисление сильных сторон значительно повышает мотивацию. Aанализ гибкости и защитных факторов Анализ вышеописанного часто дает достаточно много материала касающегося защитных факторов. И все же получить хорошее представление о гибкости и защитных факторах не просто. Причиной этому бывает также и то, что человек; обращающийся за помощью, часто думает в других категориях. ему иногда легче объяснить, что у него болит, что он ощущает. чувствует, но он не может верализировать причины всего происходящего с ним. Оказывается, что он иногда даже толком не знает, имеет ли определенное свойство какого-нибудь человека или инстанции защитное действие. Люди. на которых он, по его мнению, всегда может положиться, являются на самом деле "контактами риска", а работа, которую он описывает как отупляющую, как оказывается при ближайшем рассмотрении. очень способствует стабильности. И наконец, в анализ компетенции можно включить и перспективу жизненного пути. Генограммы, линии жизни, на которых отмечены важнейшие до сегодняшнего дня события жизни, могут также использоваться как вспомогательные средства. Часто при ознакомлении с жизненным путем (возможно и с антиципацией будущего) узнается не только информация об обязанностях и навыках; но и факты; которые могут пролить свет на стрессовые ситуации, защитные факторы, гибкость и патологию. Когда модель компетенции применяют по отношению к семье как кцелому, то нужно определить компетенцию каждого члена семьи, выясненную на основе разных анализов, описанных выше. После определения компетенции каждого члена семьи в отдельности должны быть установлены связи. Некомпетентность родителей может привести к утяжелению обязанностей детей и возникновению стрессовых ситуаций. Патология у ребенка может быть стрессовой ситуацией для родителей, а гибкость родителей может действовать как защитный фактор для детей. Анализ компетенции Анализ компетенции - оченьважное вспомогательное средство при оказании помощи детям, подросткам и родителям. Он даст возможность использования их сильных сторон. Ниже приводится последовательность проведения анализа. Для удобства мы будем говорить о подростке. 1) Опрашивайте подростка (и информантов из его окружения) в период приема и сбора информации по разным аспектам (школа, спорт, свободное время, семья) постоянно, что он хорошо умеет делать, в чем он силен, чем он может гордиться. 2) Наблюдайте подростка по возможности большем количестве разных ситуаций, чтобы получить представление о его навыках: какие факторы окружения играют роль при выработке нежелательного/неадекватного поведения и при уклонении от желательного/адекватного поведения. 3) Сделайте • в первую очередь для себя - анализ компетенции: • разделите лист бумаги по вертикали на две части; • в левой части запишите как можно больше сильных сторон подростка (навыки гибкость, социальная поддержка, возможности ее оказания и т.д.); • в правой части запиши проблемы, с которыми приходится подростку иметь дело (слишком тяжелые обязанности, патология, стрессоры). 4) Сосредоточьте анализ компетенции на одной или нескольких обязанностях, где проявляются проблемы или над которыми надо работать (цель тренинга/помощи) Используйте при этом следующие вопросы: • С какими подобязанностями сталкивается подросток в данный момент? • Какие под обязанности добавляются к ним в возможной новой жилищной / рабочей ситуации.' • Какие навыки проявил подросток по отношению к этим подобязанностям? Какие у него сильные стороны? • Какие навыки по отношению к этим подобязанностям подросток еще не проявил. • Какие могут быть из этого выведены рекомендации к действиям? Какие уже существующие навыки, а также гибкость и/или социальная поддержка могут быть при этом использованы. Проводя более детальный анализ отношений между обязанностями и навыками на уровне специфических обязанностей, постоянно используйте обзор сильных сторон подростка (см. пункт 3). Сильные стороны подростка по отношению к одним обязанностям могут использоваться при разрешении проблем, связанных с другими обязанностями. Этот анализ компетенции может быть дополнен вопросами, касающимися патологии, гибкости, стрессоров и защитных факторов: • С какой патологией и/или стрессорами сталкивается подросток сейчас? • Какое это имеет влияние на общую нагрузку и на отдельные обязанности? • Есть ли факторы, помогающие справляться со всем этим? Какие?' • Какие защитные факторы можно активизировать? Гибкость? Для каких обязанностей это существенно?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.236.17 (0.011 с.) |