Оказание социальной помощи: диагностика и терапевтическое воздействие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оказание социальной помощи: диагностика и терапевтическое воздействие



Ниже речь пойдет о значении для оказания социальной помощи детям, подросткам и родителям модели, представленной выше. Мы будем говорить, как о сборе и анализе информации, так и о терапевтическом воздействии с помощью модели компетенции.

1.4.1. Диагностика на базе модели компетенции

Под диагностикой мы понимаем постановку и проверку диагноза. Диагноз - это предположение, касающееся проблемы подростка и семьи, сделанное на основе бесед, наблюдений; специализированного иссле­дования и другой информации (досье и т.п.). На основе диагноза устана­вливается наиболее подходящая форма помощи, согласованная с потреб­ностью в этом подростка и семьи Диагностика на базе модели компе­тенции означает, что сбор и анализ информации и постановка целей сосре­доточены на шести элементах, определяющих модель компетенции. Фак­тически, ситуацию ребенка, подростка или родителя (в зависимости от обязанностей) можно представить в следующем виде:

 
 


Компетенция Проблемы

Навыки слишком трудные обязанности

       
   
 
   

 


Защитные факторы стрессовые ситуации:

(социальная поддержка):

           
   
 
   
 
 

 


Гибкость: патология:

 

 

Анализ патологии/проблемного поведения

Для данного анализа существуют разные возможности. Можно руковод­ствоваться инструкциями, по диагностике и перечнем жалоб. Иногда имеются материалы досье и/или спрашивают подростка о характере,

серьезности и частоте жалоб: о его проблемах, о времени, когда начались проблемы. Важно получить представление о факторах окружения, играв­ших роль в выработке нежелательного/неадекватного или не одобряемого поведения и уклонении от желательного/адекватного поведения

Анализ стрессовых ситуаций

При анализе стрессовых ситуаций важно различать ситуации - которые являются стрессовым «объективно», и ситуации, которые воспринимаются субъективно как стрессовые, так как они приводят к сильным пере­живаниям и оставляют довольно значительные последствия на организм и психику человека.

Анализ обязанностей и навыков Вопросы; возникающие при анализе обязанностей и навыков; следующие:

а) берег ли человек на себя обязанности, характерные для данного воз­растного периода его жизни; в котором он находится''

б) не являются ли обязанности для него слишком тяжелыми?

в) обладает ли этот человек достаточными навыками для исполнения обязанностей?

Опыт показывает, что с помощью беседы, достаточно структуриро­ванной и дополненной наблюдениями, можно обычно хорошо понять, в чем проблема ребенка. Наряду с этим существуют различные вспомога­тельные методики, применение которых даст почву для выстраивания ситуаций и проблем ребенка. Анализ обязанностей и навыков можно дополнить следующим образом:

• проанализировать, какие факторы окружения определяют уклонения от выполнения предъявленных к ребенку требований и определенных обязанностей или наоборот облегчают их исполнение;

• при анализе навыков, которые использует человек, выполняя требо­вания по отношению к определенным обязанностям, выяснить, насколько можно было бы данными навыками пользоваться для исполнения других обязанностей. В таком случае эти навыки можно было бы назвать «сильной стороной» человека. Перечисление сильных сторон значительно повышает мотивацию.

Aанализ гибкости и защитных факторов

Анализ вышеописанного часто дает достаточно много материала каса­ющегося защитных факторов. И все же получить хорошее представление о гибкости и защитных факторах не просто. Причиной этому бывает также и то, что человек; обращающийся за помощью, часто думает в других категориях. ему иногда легче объяснить, что у него болит, что он ощущает. чувствует, но он не может верализировать причины всего происходящего с ним. Оказывается, что он иногда даже толком не знает, имеет ли определенное свойство какого-нибудь человека или инстанции защитное действие. Люди. на которых он, по его мнению, всегда может положиться, являются на самом деле "контактами риска", а работа, которую он описы­вает как отупляющую, как оказывается при ближайшем рассмотрении. очень способствует стабильности.

И наконец, в анализ компетенции можно включить и перспективу жизненного пути. Генограммы, линии жизни, на которых отмечены важ­нейшие до сегодняшнего дня события жизни, могут также использоваться как вспомогательные средства. Часто при ознакомлении с жизненным пу­тем (возможно и с антиципацией будущего) узнается не только инфор­мация об обязанностях и навыках; но и факты; которые могут пролить свет на стрессовые ситуации, защитные факторы, гибкость и патологию.

Когда модель компетенции применяют по отношению к семье как кцелому, то нужно определить компетенцию каждого члена семьи, выяс­ненную на основе разных анализов, описанных выше. После определения компетенции каждого члена семьи в отдельности должны быть уста­новлены связи. Некомпетентность родителей может привести к утяже­лению обязанностей детей и возникновению стрессовых ситуаций. Пато­логия у ребенка может быть стрессовой ситуацией для родителей, а гибкость родителей может действовать как защитный фактор для детей.

Анализ компетенции

Анализ компетенции - оченьважное вспомогательное средство при ока­зании помощи детям, подросткам и родителям. Он даст возможность ис­пользования их сильных сторон. Ниже приводится последовательность проведения анализа. Для удобства мы будем говорить о подростке.

1) Опрашивайте подростка (и информантов из его окружения) в период приема и сбора информации по разным аспектам (школа, спорт, свободное время, семья) постоянно, что он хорошо умеет делать, в чем он силен, чем он может гордиться.

2) Наблюдайте подростка по возможности большем количестве разных ситуаций, чтобы получить представление о его навыках: какие факторы окружения играют роль при выработке нежелательного/неадекватного поведения и при уклонении от желательного/адекватного поведения.

3) Сделайте

• в первую очередь для себя - анализ компетенции:

• разделите лист бумаги по вертикали на две части;

• в левой части запишите как можно больше сильных сторон подростка (навыки гибкость, социальная поддержка, возможности ее оказания и т.д.);

• в правой части запиши проблемы, с которыми приходится подростку иметь дело (слишком тяжелые обязанности, патология, стрессоры).

4) Сосредоточьте анализ компетенции на одной или нескольких обязанностях, где проявляются проблемы или над которыми надо работать (цель тренинга/помощи) Используйте при этом следующие вопросы:

• С какими подобязанностями сталкивается подросток в данный момент?

• Какие под обязанности добавляются к ним в возможной новой жили­щной / рабочей ситуации.'

• Какие навыки проявил подросток по отношению к этим подобязанностям? Какие у него сильные стороны?

• Какие навыки по отношению к этим подобязанностям подросток еще не проявил.

• Какие могут быть из этого выведены рекомендации к действиям? Какие уже существующие навыки, а также гибкость и/или социальная поддержка могут быть при этом использованы.

Проводя более детальный анализ отношений между обязанностями и навыками на уровне специфических обязанностей, постоянно используйте обзор сильных сторон подростка (см. пункт 3). Сильные стороны подрос­тка по отношению к одним обязанностям могут использоваться при разре­шении проблем, связанных с другими обязанностями.

Этот анализ компетенции может быть дополнен вопросами, касающи­мися патологии, гибкости, стрессоров и защитных факторов:

• С какой патологией и/или стрессорами сталкивается подросток сей­час?

• Какое это имеет влияние на общую нагрузку и на отдельные обязан­ности?

• Есть ли факторы, помогающие справляться со всем этим? Какие?'

• Какие защитные факторы можно активизировать? Гибкость? Для каких обязанностей это существенно?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.53.68 (0.007 с.)