ТОП 10:

Тренировка навыка отказа в просьбе



Выберите одного участника и просто начните диалог с ним, без предва­рительных инструкций, например:

«Не мог бы ты присмотреть за моей собакой в эти выходные?» (далее просьбы предлагает тренер или участники групп).

 

Техника английского профессора

В этой технике партнер корректно выражает сомнения по поводу того, что выполнение чьих-либо требований действительно не нару­шает его личных прав.

В случае применения техники английского профессора иногда допус­тимо использование веселой интонации.

Эта техника останавливает и смягчает напа­дение, хотя может быть эмоционально неприятной для нападающего.

Возможные варианты ответов в технике английского профессора:

· Это составляет предмет моих убеждений..

· Если я сделаю это, то это буду уже не я...

· На самом деле моя собеседница использовала другое слово, которое я не решаюсь приводить здесь, как нелитературное, хотя и допустимое нормами обыденной речи.

· Это не согласуется с моим представлением о себе.

· Я ценю некоторые свои странности и предрассудки, потому что они помогают мне находить неординарные решения

Упражнение

«Английский профессор»

Цель. Отработка навыка корректного выражения сомне­ния по поводу того, что выполнение предъявленных нам требований не нарушает наших личностных прав.

Тренер может начать упражнение с рассказа о том, как он сам применял эту технику и к каким результатам это привело.

Инструкция. Сейчас нападающий будет обращаться к кому-либо из участников группы, и задачей адресата будет отве­тить в технике английского профессора. Очень важно дать ответ действительно «по-английски», то есть веж­ливо, возможно, с некоторой долей юмора, но непоко­лебимо твердо.

Выполнение этого упражнения должно тщательно контролироваться и в случае надобности корректиро­ваться тренером.

 

1.1.2.2

Информационный диалог

Информационный диалог - прояснение позиции партнера и собственной позиции путем обмена вопросами и ответами, сообщениями и предложениями.

Техника бесконечного уточнения близка к техникам информационного диалога, прежде всего к технике вопросов по существу дела. Различие состоит в функциях этих техник. В информационном диалоге речь идет о прояснении сути дела или целей мани­пулятора, а в технике бесконечного прояснения — о прояснении того, что, собственно, является объектом нападения или критики. Назначение этой техники — самооборона, однако она весьма логично преобразуется в информационный диалог, как только адре­сат справился с ошеломляющими его чувствами.

Информационный диалог — это обмен вопросами и ответами, со­общениями и предложениями в бесстрастном и беспристрастном ре­жиме компьютерного поиска информации.

Эмоциональные подтексты игнорируются. В каждом обращении партнера отыскивается та суть, которая имеет отношение к обсуждае­мому делу, все остальное опускается.

Информационный диалог — это разговор о существе дела, или, по крайней мере, попытка такого разговора.

Если партнер идет на обсуждение вопроса по существу, постепенно отказываясь от манипуляции, противостояние можно считать успеш­но завершенным: манипуляция оказалась преобразованной в инфор­мационное обсуждение.

Техники информационного диалога

Вопросы, направленные на прояснение сути дела:

«Что вы имеете в виду, когда говорите о...»

«Какие факты (условия, ограничения, преимущество и т. п.) вы имее­те в виду?»

«Что следует предпринять, чтобы изменить ситуацию?

«Что именно вы считаете неконструктивным?»

«Как. мы могли бы сформулировать свою задачу?»

Вопросы, направленные на прояснение целей манипулятора:

«Почему вы спрашиваете у меня об этом именно сейчас?»

«Зачем ты говоришь мне об этом?»

«О чем в действительности ты хочешь меня попросить?»

«Что ты хочешь этим сказать?»

Ответы и сообщения:

«Да, эта работа не была закончена в срок».

«Это было мое решение».

«Совещание было созвано для обсуждения именно этой проблемы».

«Результаты будут известны через две недели».

«Да, я тоже голосовал против».

«Нет, я отказался поддержать этот проект».

«На этот раз нас постигла неудача».

«Да, этот успех очень важен для нас» и т. п.

Предложения по существу дела:

«Предлагаю согласовать наши подходы до начала переговоров».

«Предлагаю обсудить факты».

«Предлагаю наметить план действий».

«Предлагаю обсудить наши разногласия в свете новых данных».

«Предлагаю составить список необходимых документов».

«Не могли бы вы еще раз сформулировать свой вопрос?»

«Не могли бы вы пояснить некоторые детали?» и т. п.

Предложения ограничить область обсуждения:

«Предлагаю вернуться к существу дела».

«Предлагаю избегать личных комментариев в нашем обсуждении». «Предлагаю не затрагивать конфиденциальной информации».

«Предлагаю обсуждать вопросы последовательно» и т. п.

В наиболее трудных случаях могут использоваться также две аварий­ные техники.

«А почему это вас совершенно не заботят эти расходы?»

«Я вам отвечу на этот вопрос, но, если позволите, позже».

«Вам, похоже, не нравится Станислав Николаевич?»

«Этот вопрос я обойду молчанием».

***

Всякий раз, проигрывая эти техники, важно обсуждать возможную область использования этих техник, необходимо уточнять контексты, где область применения этих техник может быть неэффективной.

1.1.3

Невербальные проявления уверенности и неуверенности

 

Ответственное поведение предполагает осознавание невербальных способов давления и невербальных признаков уверенности.

Упражнение

Язык тела (невербальные проявления)

(по С.Бишопу «Тренинг ассертивности», СПб.,2000)

Простое упражнение, выполняя которое участники учатся пере­давать окружающим позитивные сигналы посредством поз, жестов и прочих невербальных проявлений.

Цели. К концу этого упражнения участники:

• Прочувствуют разницу между невербальными проявлениями, вы­зывающими негативное впечатление со стороны окружающих, и невер­бальными проявлениями, демонстрирующими позитивный образ «Я».

• Получат и предоставят другим членам группы обратную связь от­носительно их личной эффективности посредством невербальных сиг­налов.

Ресурсы. Не требуются. Время. 30-45 минут.

Метод

Шаг 1: Предварите упражнение короткой лекцией об основных различиях между невербальными проявлениями, воспринимаемы­ми как пассивные и агрессивные, и проявлениями, производящи­ми впечатление уверенных (см. «Материалы тренера/Раздаточные материалы»),

Шаг 2: Объяснение процедуры проведения первой части упраж­нения. Участники делятся на группы по три-четыре человека. Им предлагается представить, что они только что вошли в кабинет врача, или были вызваны к начальнику, или приглашены на интервью — в общем, оказались в любой формальной ситуации. Упражнение выпол­няется по очереди. Сначала непосредственный участник будет сидя демонстрировать негативную реакцию с помощью невербальных зна­ков. В первую очередь необходимо показать проявления пассивного поведения, занять закрытую позицию. После этого, также сидя, участ­нику нужно попытаться использовать агрессивные, высокомерные по­зы и жесты. Коллеги могут включаться в работу, предлагая дополни­тельные способы невербального поведения, при помощи которых можно выразить пассивность или агрессивность. После этого тот же участник должен принять обычную позу — такую, которая была бы для него естественной в подобной ситуации, — и получить от группы обратную связь о том, какие сообщения передает им такая поза. На­конец, при помощи других членов группы участник (сидя) постара­ется принять такую позу, которая выглядит расслабленной, открытой, комфортной и уверенной. Каждый член группы проходит все четыре описанные стадии.

Шаг 3: Начните упражнение. Необходимо, чтобы все участники получили возможность потренироваться и получить обратную связь от коллег.

Шаг 4: Получите от группы обратную связь. Предложите участни­кам высказать свои комментарии и наблюдения. Ответьте на все воз­никшие вопросы.

Шаг 5: Объясните и проведите вторую часть упражнения. Повто­рите все упражнение. На этот раз участники будут не сидеть, а стоять. Им потребуется представить, что они оказались в потенциально слож­ной ситуации — возможно, это разговор с важным клиентом или жа­лоба в магазине по поводу бракованного товара.

Шаг 6: Когда каждый получил шанс потренировать уверенную позу стоя, соберите всю группу для краткого обсуждения ключевых моментов обучения. Спросите членов группы об их наблюдениях.

Вопросы, которые вы можете использовать:

Какие негативные позы вы обычно принимаете?

• Какие позитивные, уверенные сигналы вы обычно посылаете дру­гим?

• Как вы можете минимизировать негативные невербальные прояв­ления?

• Почему, по вашему мнению, важно посредством языка тела демон­стрировать уверенный образ себя?

• Чему вы научились во время этого упражнения?

Шаг 7: Подведите итоги и завершите упражнение. Раздайте участ­никам дидактические материалы. Практикуясь, со временем вы научитесь принимать свободную, уверенную, открытую позу, когда вам это необходимо, независимо от сложности ситуации. Сознательно расслабляя плечи и мышцы лица, держась прямо, при этом не заваливаясь назад, принимая открытую позу, вы подкрепите свою уверенность, что поможет вам эффективно разрешать любую ситуацию.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.007 с.)