![]() ТОП 10:
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концептуальная программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими
Психоактивными веществами среди подростков и молодежи (По Сироте Н.А., Чистовой Е.А., Суховерховой З.И., Васильченко О.Ю.»Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде.-М.,2000) Введение Цели программы: 1 Развитие концептуально обоснованного системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди подростков и молодежи. 2. Разработка и апробация концептуальной модели профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков, 3 Разработка и внедрение комплекса обучающих программ профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков. 4 Развитие сети специалистов и лидеров в области профилактики злоупотребления психоактивными веществами из числа врачей, психологов, учителей средних школ, инспекторов по делам несовершеннолетних, подростков и их родителей. 5 Разработка механизмов развития социальной системы профилактического антинаркотического воздействия. Подготовка групп специалистов и волонтеров, организующих и проводящих работу по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в регионе, Задачи программы: 1 Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотическими и другими психоактивными веществами. 2. Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы. 3. Информирование о действиях и последствиях злоупотребления наркотическими и психоактивными веществами, причинах и формах заболеваний, связанных с ними, путях к выздоровлению, связи злоупотребления наркотиками и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения, социальными сетями, стрессом и путями его преодоления. 4 Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения- • Я-концепции(самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам); • собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее; • умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку; • осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающим. Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения: • формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, возможностям совершать ошибки, но и исправлять их; • формирования умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя; • формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их, • формирование умения контролировать свое поведение и изменять свою жизнь; • формирование умения осознавать, что со мной происходит и почему, анализировав собственное состояние; • формирование умения сопереживать окружающим и понимать их, понимать мотивы и перспективы их поведения (формирование навыков эмпатии, аффилиации, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражения чувств, принятия решений); . • формирования умения принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим. Развитие стратегий и навыков поведения, ведущего кздоровью и препятствующего злоупотреблению психоактивными веществами: • навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем; • навыков восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки; • навыков оценкисоциальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней; • навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства; • навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки; • навыков избегания ситуаций, связанных с употреблением наркотиков, других психоактивных веществ и другими формами саморазрушающего поведения; • навыков и умений использовать альтернативные психоактивным веществам способы получения радости и удовольствия; • навыков бесконфликтного и эффективного общения. Структура программы: Программа предполагает работу с подростками старшего (15-17 лет) и среднего (12-14 лет) школьного возраста. Программа состоит из четырех разделов: 1 Информационный раздел; 2 Когнитивное развитие; 3 Развитие личностных ресурсов; 4 Развитие стратегий высокофункционального поведения и навыков. В процессе проведения программы проводится работа как с самими подростками, так и с учителями, а также с родителями. Выделяются группы волонтеров для проведения дальнейшей профилактической активности: группа лидеров - подростков; группа лидеров - учителей и группа лидеров-родителей. Эти группы в дальнейшем проходят специальную подготовку. Первым этапом развития программы является работа с лидерами- учителями школ, призванных в дальнейшем активно сотрудничать и содействовать в проведении программы. Предусматривается также проведение «круглых столов» для администрации региона и комиссий по делам несовершеннолетних.. Этапы работы: Используются как долговременные, так и краткосрочные формы проведения программы. / -этап - подготовка субспециалистов из числа школьных психологов и учителей. С этой целью проводится интенсивная программа (15 часовой цикл занятий). // этап - работа со школьниками - подростками ( долгосрочная программа в течение года,36 часовой цикд,2 раза в неделю). /// этап - работа с родителями в течение года (15 часовой цикл занятий 1-2 раза в месяц). В начале и в конце программы предусматривается проведение межведомственных «круглых столов» для анализа и подведения итогов работы. Методы работы: 1 Групповая работа; 2 Тренинг поведения; 3 Когнитивная модификация и терапия; 4 Личностный тренинг; 5 Дискуссии; 6 Мозговые штурмы; 7. Беседы; 8 Лекции; 9 Ролевые игры; 10 Психогимнастика; 11 Психодрамма; 12 Элементы индивидуальной и групповой психотерапии; 13 Круглые столы; 14 Совещания. I? Супервизия. 16 Проведение методических занятий с супервизорами. Предполагаемые результаты: 1. Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди подростков. 2. Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков. 3. Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами. 4. Отработка концептуальной модели региональной профилактической программы 5 Развитие профессиональной и общественной сети профилактики злоупотребления психоактивными веществами; Критерии эффективности: Уменьшение факторов риска злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами: • усиление личностных ресурсов,препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения; • наличие навыков противодействия наркотизирующейся среде, решения жизненных проблем, поиска, восприятия и оказания социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, принятия ответственности за собственное поведение, эффективного общения; • развитие стратегий проблем-преодолевающего поведения и избегания ситуаций, связанных с риском наркотизации. До и после программы предполагается проведение экспериментально-психологического обследования ее участников по вышеназванным критериям. Проводится также отсроченное тестирование, спустя 6-8 месяцев после проведения программы. РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ. 18 занятийпо 2 часа, 2 раза в неделю. Перед и после цикла занятий проводится тестирование с целью определения эффективности программы Темы занятий: 1 Представление программы, знакомство. Ознакомление с задачами и делами группы. 2. Понятие личности Структура моей и твоей личности. Кто Я? Кто Ты? Что во мне и в тебе есть? Понятие границ личности Развитие личности. 3. Чувства. Сложности идентификации чувств. Выражение чувств Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние. 4 Отношение к себе, самооценка, развитие и личностный рост. Ценность моей и твоей личности. 5 Информация о действиях и последствиях употребления психоактивных веществ. Понятие зависимости. Зависимость как деструктивная форма защиты личности, как иллюзорный способ ухода от проблем. Мое отношение к алкоголизму и наркомании. 6 Человек как социальное существо. Общение. Формирование навыков общения. 7 Человек как социальное существо. Формирование навыков эмпатии, умения принимать и оказывать поддержку, разрешения конфликтных ситуаций. Самооценка и отношение к другому. Принятие себя и другого как личности. 8. Человек как сексуальное существо. Проблемы межполового общения 9 Семья как единый организм. Понятие здоровой семьи и её отличие от семьи дисфункциональной. Химическая зависимость в семье. Какой я вижу свою будущую семью. 10 Понятие группового давления и принятие собственного решения. Навыки выражения и отстаивания собственного мнения, поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению. Понятие насилия и права защищать свои границы. 11 Формирования навыков заботы о себе и защиты своего Я. Умение говорить "Нет" 12. Развитие заболевания зависимости от психоактивных веществ и выздоровление Выбор и ответственность. Альтернативные употреблению психоактивных веществ способы получения удовольствия, решения проблем и времяпровождения.. 13-15. Понятие стресса и проблемо-разрешающее поведение. Формирование навыков оценки проблемной ситуации и принятия решения. Способы решения проблем, личностных сложностей. Понятие личностных кризисов. 16. Формирование уменияставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их. 17 Понятие морали и нравственности, смысла жизни и личностных ценностей. 18. Завершение работы, подведение итогов. Приложение № 4 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.176.182 (0.012 с.) |