Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические механизмы самопрограммирования

Поиск

В обычной жизни мы часто начинаем хотеть чего-то незначительного в масштабах судьбы, но важного сегодня, какую-то мелочь, например, ро­ликовые коньки или чаю с лимоном, или такую же, как у Васи Птичкина, куртку. Хотение это напоминает дневные грезы, мы видим, чувствуем и переживаем желаемое. В отличие от этого, как считает большинство лю­дей, настоящие большие цели — это только те необычные мечты, кото­рые свойственны всем нам. Но люди, которые действительно чего-то до­бились в жизни, знают, что прежде чем начать достигать задуманное, его нужно задумать специальным образом, то есть представить, почувствовать. пережить. Психологические механизмы целеполагания в масштабах судьбы не отличаются от механизмов хотения роликовых коньков. Не­важно, задумал ты стать классным специалистом или попить "Пепси-колы", психологическое программирование личности на достижение цели строится по одним и тем же законам. Что же это за механизмы?

Они описаны в многочисленных работах по нейролингвистическому программированию, которое не слишком отличается от известных представлений о работе мозга, описанных И.П. Павловым. В тренинге Вернера Эрхарда (РейнхардЛ., 1994) приводится метафора, которая понятна даже подросткам и выразительно, на наш взгляд, описывает устройство человеческого ума. Это образ магнитофонной пленки, на которой пишет­ся все, что происходит с человеком. Подобно пленке, запись линейная, однако это не только звукозапись - пишется все, что человек видел, слышал, чувствовал, обонял, осязал, его вкусовые ощущения, напряжения его мышц, положение тела - словом, все. "Тумблером", включающим этот удивительный магнитофон, можно считать эмоции, они же ре­гулируют громкость. Чем сильнее было эмоциональное потрясение, тем ярче запись всего, что ему сопутствовало. Большую часть записей человек не может вспомнить по собственному желанию, однако они неожи­данно включаются, при этом так и не попадая в сознание. Образ оживает целиком, запускаемый каким-то стимулом.

Например, когда вам было четыре года, вы сидели на полу на кухне, мама варила варенье из крыжовника, радио играло "Битлз", у вас текли сопли. Эта запись хранится в человеческом уме и никак не влияет на вашу жизнь. Однако, если в этот момент происходит что-нибудь угрожающее вашей жизни (мать нечаянно капает горячим вареньем вам на ногу, вскрикивает, утешает вас, мажет ожег мазью, дает шоколадку и т.д.), вы получаете (забыв все это в своей взрослой жизни) следующее: вам не нравится даже запах крыжовенного варенья, песни "Битлз" никогда не вызывают у вас радости, скорее тревогу, если вам больно или просто то­скливо, вы покупаете себе шоколадку, вы верите, что ушибленное или обожженное место обязательно нужно помазать, и все пройдет. Когда кто-то на ваших глазах обжигает себя, вы говорите: "Надо помазать чем-нибудь". Почему, спросите себя, вы делаете это? Рационализации не да­ют правильного ответа. А ведь линейные магнитофонные полисенсорные записи в человеческом уме еще и перепутываются, подобно вынутой из кассеты пленке, тогда и возникают немотивированные предпочтения, страхи и предубеждения.

Для чего мы говорим обо все этом? Травмирующие переживания про­шлого, ограничивающие стремление к успеху, можно либо пережить за­ново, рационализируя их (как это делается в рациональной психотера­пии) или представляя другой, счастливый конец (методы направленного воображения используются в разных психотерапевтических школах: психодраме, НЛП, гештальте, психологии.

Как перехитрить внутреннее сознание: метод направленного воображения

Представляя и моделируя будущее, можно просто добавить туда пере­живание успеха из имеющегося уже опыта таких переживаний. Именно направленное воображение может создать яркий образ жизненно важной цели, образ, который имеет тенденцию "притягивать к себе настоя­щее". В работах М. Мольца, в тренинговой программе "Эмпауэрмент", в психотренинге по методу Хосе Сильвы и многих других разработках мож­но найти конкретные методики направленного воображения желаемой ' цели. С незначительными различиями они сводятся к следующему:

1. Перед началом представления нужно расслабиться и сделать не­сколько дыхательных упражнений, снимающих напряжение. За­крыть глаза.

2. Образ, который нужно построить, должен быть позитивным, то есть приносящим удовлетворение, привлекательным.

3. Образ должен быть предельно конкретным, детализированным, подробным, следовательно, на его построение требуется время

4. Это должен быть полисенсорный образ. Его нужно не только уви­деть, но и услышать, почувствовать кожей и телом, услышать запа­хи, почувствовать вкус, пережить и усилить положительные эмо­ции, которые его сопровождают.

5. Представляемые образы должны быть конструктивными, без "не" (например, не "Я больше не толстая", а "Я стройная и подтянутая, вот какая").

6. Образ должен быть сконструирован в настоящем времени *(не "У меня будет отдельная квартира", а "У меня есть вот такая квартира"). В отдельном сборнике сценариев по работе с будущим мы планируем представить известные сегодня методики работы с направленным воображением. В некоторых методиках предлагаются процедуры "мыслительного" перевода яркого позитивного образа будущего в область уже имеющихся в прошлом образов, так, что он начинает программировать настоящую жизнь человека, — это и есть механизм "притягивания настоящего". Ре­гулярно настраиваясь на желаемое, человек программирует себя на бес­сознательное принятие решений, которые приближают его к этому будущему. Человек незаметно для себя оказывается в желаемом будущем.

Описанные механизмы позволяют "перехитрить" внутреннее сознание и получить опыт успеха, переживания достижения, победы даже в том случае, когда имел место значительный предыдущий травмирующий опыт.

Представление с закрытыми глазами чего-то для себя важного никогда не бывает скучным даже для не слишком активных членов подростковой тренинговой группы. Это беспроигрышная процедура, она волнительна и захватывающа для всех участников.

"Мой день через 10 лет"

Вот фрагмент занятия, на котором можно решить сразу четыре цели: 1) вместо специальной "бумажной" диагностики между делом выявить уча­стников группы со страхом будущего; 2) начать работу по моделирова­нию будущего методом направленного воображения ("начать", потому что эффект дает только систематическое применение данного навыка):

3) дать участникам группы возможность привести в соответствие их лич­ные ценности и цели; 4) согласовать ближнюю и дальнюю перспективы.

Подготовительные упражнения:

"Цветок". Для настроя на работу с образами полезно начать с разминочных упражнений. Ребята делятся на пары и закрыв глаза в удобной по­зе несколько раз глубоко дышат, а затем выполняют следующую инструк­цию: "Представьте себе цветок. Попробуйте увидеть его в деталях. Как он освещен? Какого он цвета? Куда крепится его стебель? Рассмотрите по­дробно его лепестки и листья. Добавьте звуки. Слышите ли вы свой цве­ток или, может быть, другие звуки? Потрогайте его. Понюхайте. Слышите запах? Попробуйте его на вкус. Смотрите, слушайте, вдыхайте запах, чув­ствуйте вкус, осязайте поверхность. Дайте знак, у кого получилось. От­кройте глаза и расскажите друг другу о своих образах."

"Представьте себе". Закройте глаза и представляйте вместе со мной. Представьте себе: как вы гладите котенка; вкус ржаного хлеба; запах бор­ща; звук далекой электрички; свою осеннюю куртку и т.д. (Инструкция произносится медленно и в отличие от предыдущего упражнения, обсуж­дения друг с другом не требуется. Спросите в конце упражнения, что не.получилось).

"Мой день через 10 лет". В этом же режиме: "Представьте себе свой день через 10 лет. Итак, вам 25 (24, 26) лет. Вы просыпаетесь утром. Во сколько? Где? С кем? Что делаете дальше? Не торопитесь, попробуйте увидеть все, что сможете, предельно подробно и конкретно. Не забудьте подойти к зеркалу. Что вы там увидите? Добавляйте звуки и тактильные ощущения. Ваш образ должен быть позитивным, в настоящем времени и приятным. Он должен вам нравиться!"

Это упражнение глубоко задевает подростка, Через 10 лет он представ­ляется себе взрослым, сложившимся человеком (для многих "двадцатилетних" двадцать пять — это уже почти конец жизни, ну уж точно — вторая ее половина). Спросите каждого участника группы, понравилось ли ему то, что он увидел? Это важно, так как далее обсуждать имеет смысл лишь позитивный образ будущего. Обычно участникам хочется поделиться, выплеснуть опыт переживания, поэтому охотно рассказывают (вариант: пишут письменный отчет) об увиденном и пережитом.

Диагностический эффект упражнения. Страх целеполагания проявляет­ся в туманном и неконкретном или неструктурированном образе. Самоотчет такой, к примеру: "Я почти ничего не смог увидеть, все в тумане, только я еду куда-то на спортивной красной машине. Ехать понравилось, но само упражнение вызвало тревогу. А машина была какая-то иномарка".

Эффект согласования ценностей и целей.

Проблемой подростков является некритичное принятие или такое же некритичное отвержение целей будущего, которые ставятся не ими са­мими, а родителями. Цели родителей - чтобы не попал в армию, чтобы поступил в определенный институт и т.п. - могут не найти отражения в образе взрослого подростка и его будущем образе жизни. Спросите ре­бят: "Согласуются ли цели, которые вы сформулировали как жизненно важные, с тем образом будущего, который всплыл в этом упражнении? Сформулируйте новые цели, которые бы естественно вытекали из увиденного. Например: "Купить к 25 годам квартиру, выбрать профессию и достичь квалификации, позволяющей купить к 25 годам такую квартиру, которую я увидел в моем образе будущего, и т.д.". Соотнесите образ бу­дущего с предварительно составленным списком моих важнейших цен­ностей. Какие ценности не реализованы? Почему? (Может быть, они ос­тавлены на следующий период или противоречат увиденному).

Согласование ближних и дальних перспектив. Попробуем просчитать, какие цели должны быть достигнуты через 10 лет, чтобы увиденное вами претворилось в жизнь. Какие, исходя из этого, цели должны быть достиг­нуты через 6-7 лет (окончен институт, получена профессия), через 2-3 года? Через год? Через полгода? И т.д.

Обычный эффект этой смыслообразующей работы - энтузиазм участ­ников группы в учебе, подготовке к экзаменам, поступлении на курсы иностранного языка — то есть позитивные сдвиги во всех направлениях, которые обычно безуспешно контролируются родителями.

В качестве подготовительной работы к этому кульминационному на втором этапе работы с будущем занятию можно использовать следую­щие процедуры:

Ø сочинение "Как я представляю свое будущее" (ничего, кроме на­звания в инструкцию входить не должно);

Ø задание составить список всех своих ценностей;

Ø работа по теме: "Цели мамины, папины и мои собственные" - сортировка (совпадение полное или частичное, несовпадение);

Ø два списка под заглавием: "Все, чего я хочу: а) теперь, б) в буду­щем".

Ø коллекция ситуаций успеха — альбом достижений.

Систематическая работа по тренировке навыка направленного вообра­жения состоит в превращении этого занятия в привычку и в постепенном усложнении и углублении навыка. Так, работа со страхом перед будущим начинается с предварительного вспоминания и нового переживания вместе с подростками опыта своего успеха, достижения, удачи. Только после этого имеет смысл вновь возвратиться к моделированию будущего, ис­пользуя простые нейролингвистические процедуры перевода вообража­емого опыта в жизненный. Так можно "обмануть свое сознание, чтобы выйти за пределы внутренних установок, расширить зону психологичес­кой безопасности и достичь своей желанной цели" (Пауэлл Т., Пауэлл Дж., 1997).

3 этап — "Искусство побеждать" (для 15-17 летних учащихся)

Третий этап — это работа с ресурсами и препятствиями в процессе достижения целей. Нужно напомнить, что в различных психотерапевтиче­ских школах имеются свои способы решения этих задач. Навыки, которые формируются на этом этапе, можно назвать так:

> привычка ставить цели

> работать для их достижения, используя ресурсы "Я"

> и затем праздновать успех.

Наиболее сложная, на наш взгляд, задача — научить подростка "ис­пользовать ресурсы "Я". Этот модуль используется и в других програм­мах, в частности, в программах "Я управляю стрессом" и "Гнев", описан­ных в этом издании. Можно разработать собственные излюбленные при­емы или выбрать что-то из предлагаемого в технике психодрамы, гештальта, арт-терапии, НЛП. Так или иначе, прикосновение к ресурсам соб­ственной состоятельности должно давать ощущение собственной цело­стности и непримитивности, напоминать об опыте успеха и достижения, иными словами, это высшая стадия навыков поддержки - самопод­держка.

Как сформировать навык (привычку) ставить цели?

Используем метод "Маршрут успеха" из книги Пауэлл Т., Пауэлл Дж., "Психотренинг по методу Хосе Сильвы"

    Цели-мечты     На месяц На полгода
                       
    На год На пять лет
           
             

Так, в технике психодрамы можно использовать работу с частями "Я". изображающими социальные и любимые роли протогониста, предлагая к самому протагонисту рассмотреть их как "работающие" на его жизненные цели или нет.

Литература

1. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест, М.: Изд-во РАО, 1995.

2. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979.

3. Кривцова С.В. Тренинг "Учитель и проблемы дисциплины", М.,Гене­зис, 1997.

4. Лакейн А. Искусство успевать. — М.: Агенство «Фаир», 1996.

5. Пауэлл Т., Пауэлл Дж. Психотренинг по методу Хосе Сильвы. — С-Пб, Питер,1997.

6. РемшмидтХ. Подростковый и юношеский возраст. М, Мир, 1994,

7. РейнхардЛ. Трансформация. — М., 1994.

8. Толстых Н.Н. Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию для учащихся 15-17 лет. В кн.: Руководст­во практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М.: Академия, 1995.

9. Толстых Н.Н. Психологическая технология развития временной пер­спективы и личностной организации времени. В сб.: Активные методы в работе школьного психолога. Сборник научных трудов под редакцией Дубровиной И.В., Киров: Эниом, 1991.

 

2.3

Программа «Как достичь цели...»

(по А. М. Прихожан. Психология неудачника.- М., 1999 г.)

Многое может мешать начать новую жизнь. Теперь перейдем к тому, как это можно и нужно сделать, что для этого требуется. Прежде всего запомните важный принцип — Все свои цели, все свои желания высказывайте только в положительной форме: «Я хочу...», «Я могу...», «Я буду...» Помните, отрицательное вы­сказывание лишь выражает ваши эмоции и не ве­дет к действию. Более того, оно часто блокирует действие, препятствует ему.

Начнем с определения, что вы на самом деле хотите изме­нить в себе, своей жизни. Это очень важно, иначе можно по­ставить перед собой ложные цели, ведущие лишь к самообма­ну и очередной неудаче.

На самом деле сделать это довольно трудно. Существует много внутренних преград - от простого неумения думать о себе до конфликтов и проблем, - настолько глубоко захороненных в нас, что мы не осознаем их и чувствуем лишь непо­нятное нам самим сопротивление, выражающееся в страхе, скуке, лени, желании заняться чем-нибудь другим и т. п. Су­ществует также внутренний цензор, проверяющий все, что вы хотите высказать (даже себе), и уныло повторяющий: «Это нереально... Не говори глупостей... Все будут над тобой смеяться...

Следующее упражнение будет состоять из нескольких частей. Каждая из этих частей - прием, который вы в дальней­шем сможете использовать, причем каждый - свой. Но сей­час вы должны выполнить все упражнение целиком. Что для вас более эффективно, вы решите после тщательного анализа результатов.

В ходе выполнения у вас могут возникнуть колебания, отрицательные переживания, желание все бросить, скука, тоска, а у некоторых даже страх.Не боритесь с ними, но и не подчиняйтесь им. Пусть они будут! Не ругайте себя за них. Обратите на них внимание, дайте себе отчет в них и продол­жайте работать. После выполнения упражнения опишите свои ощущения в дневнике. Чаще всего это проявление сопротив­лений, о них стоит подумать, понять, например, что именно их вызвало. Но это потом, после выполнения упражнения. А пока вы его делаете — просто фиксируйте свои переживания.

И еще одно предварительное замечание. Конечно, с по­мощью предлагаемых упражнений невозможно преодолеть глубинные внутренние конфликты, осуществляемые на бес­сознательном уровне. (Теперь, когда все (правда, в основ­ном понаслышке) знакомы с психоаналитическим учением о бессознательном, это часто является обоснованием (оправданием) бесполезности каких-либо собственных усилий:

«Все равно самому мне не удастся сломать бессознательное сопротивление».) Но мы и не собираемся этого делать! Наша задача проще — преодолеть колебания, обойти сопротивление, усыпить бдительность внутреннего цензора. И все!

Начните с того, что создайте в том уголке, где вы занима­етесь, уютную атмосферу, такую, чтобы вы чувствовали себя уверенно и спокойно. Решите, что для вас легче — пользоваться записями на бумаге или магнитофоном, и соответст­венно оборудуйте «рабочее место». Хорошо, если вы выпол­няете это упражнение вечером. Тогда можно выключить весь свет, кроме настольной лампы, все как бы отодвинется и в круге света, в круге внимания окажется лишь то, чем вы сейчас занимаетесь. Сядьте поудобнее и расслабьтесь, снимите мышечное напряжение. Это вообще очень полезное умение.

Дело в том, что всякая проблема, всякая трудность, с которой мы сталкиваемся, все, что мы называем не очень понятным и совершенно безразмерным словом «стресс», вызывает мышеч­ное напряжение. И возникает очередное «чертово колесо», заколдованный психологический круг: чем более важно для нас преодоление трудностей, решение задачи, тем больше мы напрягаемся (не специально, так получается почти автоматически), чем больше напряжение, тем труднее решение проблемы, чем труднее решение, тем... И так далее. Поэтому очень важно научиться расслабляться и делать это всегда, как только почувствуете напряжение.

Если вы еще не умеете этого делать, используйте такой прием: изо всех сил напрягите сразу все мышцы. Сохра­няйте это напряжение, медленно считая до двадцати. Затем глубоко вдохните и вместе с очень медленным выдохом снимите это напряжение. Пусть ваше тело обмякнет. Откиньтесь на спинку кресла или дивана и посидите непросто так, ни о чем не думая, чувствуя, как вам хорошо и Вы сами почувствуете, когда вам надо продолжить упраж­нение. Обычно это происходит через две-три минуты. Не заставляйте себя.

Лениво, как бы нехотя, возьмите ручку или микрофон. Скажите или напишите сверху на листе бумаги: «Что я хочу на самом деле?» — и так же расслабленно, без напряжения начинайте отвечать на этот вопрос. Не напрягайтесь, пишите все, что взбредет вам в голову, в любой форме, любые глупости. Будьте свободны, не направляй­те движение мысли, пусть она течет, как хочет, вы лишь фиксируете ее. Ручка пишет, голос звучит, а вы лишь наблюдаете за этим, как будто все это происходит помимо вашей воли.

Потратьте на это упражнение много времени. Сколько, вы решите сами. Главное, чтобы вы чувствовали, что времени хватило с избытком. Это надо для того, чтобы, миновав по­верхностный слой переживаний, дойти до самых глубоких, а это требует времени для того, чтобы слой за слоем снять то, что их скрывает. Высказывая все, что приходит в голову, мы этим и занимаемся.

Не прерывайте работу, когда вы, первый раз почувст­вуете, что иссякли или вам это все надоело. Не исключено, что именно здесь вы столкнулись с сопротивлением. Сделайте глубокий вдох, расслабьтесь, закройте на минуту глаза и вспомните что-нибудь приятное. Откройте глаза и продол­жайте работать. Будет очень хорошо, если вы сделаете так не менее трех раз.

А теперь - внимание! Полный свет. Ритмичная музы­ка. Вы включили свою волю. Чувствуете себя активным и деятельным человеком. Вы сами знаете, что вам надо, чтобы это почувствовать. Вы берете лист бумаги и реши­тельно пишете сверху (или уверенно говорите в микрофон): «Хочу, чтобы в ближайшие полгода я...» - и за 3 мин (не больше, но и не меньше — будильник или таймер поставьте заранее, чтобы во время выполнения задания об этом не думать) вновь вы­сказывайте все, что попало, в любой форме, каким бы странным или глу­пым это ни казалось.

Три минуты прошло. Отложите ручку, выключите свет, оставьте лишь настольную лампу и вновь расслабьтесь, верните себе состояние спокойствия и умиротворения. Посидите так немного. Почувствуйте, как вам хорошо, как тепло распространяется по вашему телу.

Представьте себя в маленьком театрике. Вы сидите в затемненном зале, а на сцене стоит человек. Этот человек — вы. Такой, каким вы себе нравитесь. Представьте себя счастливым и улыбающимся. Сейчас вы та­кой, каким хотите быть и можете стать. Посмотрите на человека на сцене внимательно. Сейчас вы должны будете поставить спектакль, где он в главной роли. Вы увидите его в разных ситуациях и поймете, что в нем есть такого, чего в вас еще нет, что привлекает вас в нем. Пусть в этом спектакле будут эпизоды, где он проявит свои знания и умения. Вспомни­те такие недавние события своей жизни, где вы действовали не самым удачным образом, которые были для вас трудны. Дайте ему сыграть эти сцены. Всмотритесь: что он умеет, знает, понимает, может больше и луч­ше, чем вы. Теперь, когда вы поняли это, возьмите ручку (микрофон) и запишите, что вас привлекает в нем, что в нем есть такого, чего в вас нет. Напишите вверху: «Я - Он (Она)».

Прежде чем перейти к следующему этапу, нужна пауза. И луч­ше, если вы продолжите на следующий день. Второй этап - дополнения.

Перед вами лежат три листа (или вы готовы прослушать три части пленки). Пусть все происходит в нормальной рабо­чей обстановке. Помните, в самом начале мы договаривались, что вы будете писать так, чтобы оставалось место для замеча­ний, комментариев, вопросов. Сейчас нам это понадобится. На одном листе написано: «Что я хочу на самом деле?», на втором: «Хочу, чтобы в ближайшие полгода я...», на третьем:

«Я - Он». Работайте с ними именно в этом порядке.

Прочтите (выслушайте) очень внимательно все, что вы за­писали и, если надо, дополните. Ничего не вычеркивайте. Не переходите к следующему листу, не закончив предыдущий. Прошу вас, ничего не исправляйте, каким бы стран­ным и нелепым вам сегодня все это ни казалось.

После того как вы сделаете все дополнения, вновь просмотрите свои записи и из каждого списка выберите по три «самых же­ланных» желания. Не думайте о том, насколько они осуществимы. Просто выберите и поверьте, что они для вас — самые главные.

Итак, их будет девять (или меньше, в зависимости от того, насколько списки совпадают), девять основных желаний. Но в сказках фея и другие волшебные силы выполняют лишь три желания, вот и вы выберите три самых-самых... А если затрудняетесь в выборе, то ткните пальцем в первые попавшиеся. С достижения этих трех и начинайте новую жизнь.

Когда? Прямо сейчас. Сразу. Не с понедельника, не в пер­вый день после отпуска, не с Нового года. Прямо сейчас. А..., у вас нет времени? Каких-то необходимых вещей? Наш знакомый У. Дайер советует по этому поводу, вне зависимости от всего, пусть совсем немного — 10—15 мин вдень, но обяза­тельно тратить на достижение своей цели, для осуществления своего желания. Ведь пять-то минут у вас обязательно найдется.

Как? Над этим вопросом нам придется серьезно поработать. Но я уже говорила — мне бы хотелось, чтобы ко всему, чем мы занимаемся, вы относились несколько легкомыслен­но, по крайней мере, с юмором. Поэтому, хоть я и прошу вас быть серьезными, но все же не так, как будто вы выполняете что-то безумно важное для вас. Попроще и полегче. Отнеси­тесь к этому, как к своего рода игре, которая может украсить вашу жизнь.

Приготовьтесь к тому, что вам придется много записывать. Многие терпеть этого не могут, но без записей, к сожалению, не обойтись, если мы хотим принять обоснованное решение и потом точно проверять его осуществление.

Первый шаг — анализ цели (естественно, выработанные решения относятся к каждой цели в отдельности). Если она сформулирована в общем виде, туманно и неточно («Я хочу быть счастливым человеком», «Чтобы со мной считались», «Хочу быть умелым»), спросите себя: что значит для меня до­стичь этой цели? В чем конкретно это может проявиться? Не стесняйтесь того ответа, который получите. Это же ваш ответ, значит, именно он вам сейчас и нужен. И еще одно. Нет ни­чего плохого в общих целях. Это важные и необходимые смыслообразующие мотивы, т. е. они придают смысл нашей жизни, нашим делам. Однако для того чтобы они стали, как гово­рят психологи, «реально действующими», их необходимо пере­вести на более конкретный уровень. Соотношение примерно такое же, как между пониманием значения электричества в нашей повседневной жизни и заменой перегоревшей лампоч­ки, чтобы в комнате было светло.

Шаг второй — оцените и запишите, где вы находитесь сей­час по отношению к достижению своей цели, что вы уже знае­те, умеете, можете. Не отказывайтесь сразу. Пусть совсем - совсем мало, но что-то есть, иначе вы просто не могли бы этого захотеть.

Третий шаг - оцените свои возможности (я больше не буду нудно повторять — «запишите», «запишите», вы и так пони­маете, что все надо записывать, а уж делаете или нет, это ваш свободный выбор). Ваша задача сделать список возможностей как можно длиннее. Имеются в виду не только ваши внутрен­ние потенции (хотя, конечно, они обязательны), но и внеш­ние условия, например особо благоприятные обстоятельства, помощь каких-то людей. Не останавливайтесь на первых пришедших на ум ответах, напрягите свою мысль. Не сдавайтесь! Сделайте над собой усилие. Поговорите с тем, кому вы дове­ряете. Повторяю, список должен быть таким большим, как только это возможно.

Четвертый шаг - решите, что вам нужно сделать, что вы предпримете, чтобы достичь цели. Помните, действия должны быть максимально доступны проверке и контролю. Вашим собственным проверке и контролю, но от этого не легче. Каждый раз, думая о том, что именно вы будете делать, спрашивайте себя: как я смогу проверить это?

Это важный момент (хотя, конечно, и не критический — всегда все можно исправить). Для поиска лучших способов можно обратиться к методу мозговой атаки. С помощью этого приема иногда удается достичь совершенно неожиданных ре­зультатов. Проходит он обычно так. Несколько человек запи­раются в комнате, чтобы им никто не мешал, и начинают ре­шать какую-нибудь проблему. Хорошая мозговая атака обяза­тельно проходит четыре стадии. На первой все высказывают любые идеи, пусть самые бредовые, а один участник очень аккуратно все без исключения записывает. Продолжается это довольно долго, потому что, как уже говорилось, сначала высказываются простые, лежащие на поверхности суждения и лишь постепенно доходят до действительно оригинальных решений. На второй стадии все эти отдельные идеи комбини­руют, соединяют в блоки — так, чтобы убрать повторы и не­значительные, несущественные отличия. Третья стадия — оценка высказанных идей и, наконец, четвертая — выбор наилучшего решения. При этом очень важно на первой стадии ис­ключить всякий контроль и критику, а на двух последних, напротив, использовать их с максимальной силой. От того, насколько это удается, во многом зависит успех мозговой ата­ки. Конечно, люди, которые в ней участвуют, должны хорошо ориентироваться в проблеме, как говорят, владеть ею.

Вот такую мозговую атаку (правда, в одиночку) я и предла­гаю вам провести тогда, когда вы не можете ответить на во­прос, что следует делать. На первой стадии дайте возмож­ность своей мысли течь как можно свободнее. Вы уже умеете это делать. Сейчас вы должны лишь успевать записывать. Я предлагаю вам подумать вот о чем: на какие совсем простые, мелкие действия можно разложить решение проблемы? По­мните историю-притчу про старика и его сыновей, которые легко ломали прутья и не могли сломать веник. Сейчас эту историю мы можем использовать, но как пущенную назад кинопленку и соответственно с другой моралью — то, с чем нельзя справиться сразу, можно преодолеть, разложив на про­стые, маленькие действия. Вот о таких простых, относительно легко выполнимых действиях вы и подумайте. Потом на тре­тьей стадии, когда вы будете их отбирать и располагать по степени важности, возьмите для начала самые простые, те, которые наверняка вам принесут успех. Это даст стимул для дальнейшей работы.

Вот, например, как выглядит этот список простых дейст­вий у одного моего подопечного, который сформулировал свою цель так: «Хочу научиться спускаться на лыжах с высоких гор». Неплохо катаясь на лыжах, он панически боялся спускаться с гор, даже небольших, хотя в глубине души презирал себя за это. Вот что он предполагал сделать:

1. Укрепить мышцы рук и ног: делать каждый день не ме­нее тридцати приседаний и упражнений для бицепсов.

2. Хорошо отработать толчок на равнине.

3. Хорошо отработать скольжение на равнине.

4. Продолжая все это делать, подняться на гору без лыж. Просто стоять и смотреть вниз, пока не привыкну.

5. Спускаться с горки на санках с малышами, как будто дурачась. Выбирать для этого горки все выше и выше.

6. Несколько раз посмотреть, как катаются с гор те, у кого это хорошо получается.

7. Съехать по всем правилам с небольшой горки.

8. Съехать со средней горки.

9. Подняться на ^высокую гору и съехать с нее.

• Не знаю, насколько правильный этот план с точки зрения лыжников. Да это и не имеет никакого значения. Он же писал его для себя. После того как мы вместе несколько уточнили план — написали, сколько раз, дней, в какие сроки и т. п., он его довольно легко выполнил, перепрыгивая через некоторые, оказавшиеся ненужными звенья и теперь от этого получает удовольствие.

Еще один пример. Девчачий. Только вначале я должна пе­ревести написанное с жаргона на общепринятый язык. Пусть вас это не смущает. Помните, вы пишете для себя, поэтому пользуйтесь тем языком, на котором вам удобно выражать свои мысли и чувства, пишите на своем языке и забудьте об орфо­графии и прочих грамматических изысках. Они очень важны, нов нашей работе могут только помешать.

Первоначально цель выглядела как «Хочу быть любимой», после конкретизации она приобрела немного неожиданный, хотя вполне закономерный вид: «Хочу быть красивой и остро.модно одетой». Из разговора выяснилось, что она терпеть не сможет шить и под хорошей одеждой понимает фирменную или от хорошего портного. Список действий состоял здесь из двух колонок, над одной из которых было написано: «Сохра­няю фигуру», а над второй: «Зарабатываю много денег». При­веду лишь вторую:

1. Договариваюсь с подругой, что она одолжит мне деньги на изучение английского.

2. Нахожу группу недалеко от дома.

3. Занимаюсь, не прогуливая.

4. Осваиваю английский так, чтобы вести простой разго­вор и отвечать по телефону.

5. Устраиваюсь секретарем в СП, где часть зарплаты пла­тят в СКВ.

6. Отдаю долг.

7. Нахожу приличный коммерческий магазин, чтобы поку­пать там то, на что не жалко тратить валюту.

8. Основные вещи покупаю в валютном магазине.

Пятый шаг — точная конкретизация каждого из действий по времени, определение того, сколько оно должно продолжаться. Тем самым вы включите еще одно измерение — скорость движения к цели, что сделает ваш путь еще более определенным.

Шестой шаг — осуществление того, что вы наметили. Вот мы до этого и дошли. Как хорошо было составлять планы, правда? Но теперь уже никуда не деться, придется их выполнять. Очень важно при этом вести себя и действовать так, как будто вы уже достигли своей цели. Пусть будут срывы, пусть вы иногда забудете об этом — не имеет значения. Действуйте на новом уровне тогда, когда вы об этом помните. Не имеет значения, что вы делаете лишь первые шаги, первые дейст­вия, мысленно представьте себе, как бы вы думали и действо­вали, если бы цель была уже достигнута, и делайте это! А для того чтобы не забывать, напишите себе записки и разместите их так, чтобы они часто попадались вам на глаза. В этих за­писках на каждый день должна быть написана та цель, к кото­рой вы стремитесь, и то простое действие, которое вы сегодня совершите ради этой желанной цели.

Седьмой шаг — проверка и контроль результатов. Лучше всего завести таблицу, где по горизонтали записывать, что вы де­лаете, а по вертикали — временные отрезки, по которым вы себя проверяете. Очень хорошо, если вы это делаете каждый день, отмечая, выполнили вы свое обещание или нет. Можете ставить плюсы и минусы, рисовать веселые и грустные рожи­цы или, например, рожицы с гордо вздернутым вверх или уны­ло опущенным вниз носом.

Важно, чтобы вы сами видели, удается вам что-нибудь или нет, и вовремя старались понять, почему ничего не получается.

Можете придумать себе награду, например, за неделю ус­пешных или хотя бы регулярно выполняемых действий. Только не делайте того же самого с наказаниями. Обычно это неэффективно.

Подобная табличка удобна тем, что, глядя на нее, вы буде­те испытывать удовлетворение, чувствуя, как приближаетесь к цели, или, напротив, знаки послужат вам сигналом, что план проваливается и надо что-то делать. А если вы забросите все на полпути, то, наткнувшись через какое-то время на эту таблицу, вдруг подумаете: «Неплохой был план. Только вот здесь надо было по-другому». Исправите, начнете действовать, и вот неожиданность — все получится!

Не обязательно, конечно, делать таблицу. Может быть график (так, у одной девушки, очень хотевшей похудеть, я виде­ла график веса), кучка спичек, когда за каждый успех спичка добавляется, а за каждый неуспех — убирается. Все что угодно — главное, чтобы можно было увидеть результат, даже, если угодно, потрогать — он имеет объективное, материальное вы­ражение.

Вот что пишут об этом авторы одной из лучших книг по управлению (или, как сейчас модно говорить, менеджменту) М. Вудкок и Д. Фрэнсис: «...все преимущества наблюдения за своими результатами:

— появляется обратная связь с эффективностью работы;

— возникает чувство удовлетворения по мере продвиже­ния к цели;

при неудаче возникает мрачное настроение;

— создается возможность переосмыслить избранную стра­тегию и спланировать новый метод действий».

Обратите внимание на два последних пункта — о неудаче и новом методе действия. Это принципиальный момент. Что происходит обычно: мы начинаем что-то делать, выполняя свой план, некоторое время все идет нормально, а затем — почти неизбежно — или неудача, срыв, или тупик, болото, когда ничего не ухудшается, но и не улучшается. Делаются еще две-Три попытки, затем все надоедает и забрасывается до следую­щего решения начать новую жизнь.

Как это предотвратить? Прежде всего необходимо четко понять, что такое бывает со всеми, это обязательный этап. Как правило, он свидетельствует, что план в чем-то надо ме­нять. Не относитесь к составленному плану как к чему-то не­зыблемому, изменяйте и переправляйте его. Правда, важным условием остается одно: изменения должны вести к цели, т. е. быть действиями, а не размышлениями о том, почему вам (наверняка) не удастся достигнуть желаемой цели. Пробуй



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.140.88 (0.018 с.)