Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа «как сказать «нет» и не потерять друзей»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(сопротивление давлению группы сверстников) Программа данного тренинга направлена на формирование уверенного, но не агрессивного поведения. Цели программы: > научить подростков отстаивать свои интересы в критических ситуациях, > познакомить с тремя неотъемлемыми правами личности; > обучить пяти психологическим техникам сопротивления давлению. Навыки, формируемые в ходе данного тренинга и происходящее в результате изменение отношения к ситуациям группового давления, делают подростка более устойчивым к ранней алкоголизации, наркомании и половым связям, более независимым и поэтому, как правило, более уважаемым в среде сверстников. Возраст учеников: 13-17 лет. Форма занятий: классный час или малая группа, предварительно «разогретая». Методическое обеспечение: сценарий, вопросы для дискуссии для каждого участника, видеоматериалы для обсуждения, карточки с ситуациями для разыгрывания. Тема 1. Типичные ситуации группового давления. Ошибки и последствия неуверенного поведения. Разыгрываются ситуации, предложенные самими участниками тренинга или ведущим. Например, ситуации, когда подростки на «слабо» делают что-то опасное для жизни и здоровья. Ситуации, в которых значимые сверстники предлагают выпить, «уколоться», «раскурить косячок», пойти на сомнительную вечеринку и т.п. Темы конфликтов традиционные: СЕКС, АЛКОГОЛЬ, НАРКОТИКИ. Психологические характеристики таких ситуаций, когда подростки не хотят идти, но не знают, как отказать и при этом боятся оказаться высмеянными или отверженными группой. Ошибки спонтанного неуверенного поведения, которые не позволяют защитить себя: смущение и поиск благовидных предлогов. Опасность такого поведения. Обсуждение проблемы. Тема 2. Три базовых права личности. Три права каждого: 1. Право делать то, что для тебя лучше. 2. Право самому выбирать. 3. Право переменить решение. Групповая дискуссия на данную тему. Проигрывание трех ситуаций, в которых представлены примеры неконструктивного поведения подростков, которые не знают своих прав. Тема 3. Пять техник конструктивного сопротивления (Техники даются по мере усиления давления). 1. немедленно встаньте на свою позицию, не увиливайте и не придумывайте «уважительных» причин; 2. повторяйте свое «нет» вновь и вновь без объяснения причин и без оправданий; 3. поменяйтесь местами и начните сам давить на противника: «Почему ты на меня давишь?»; 4. откажитесь продолжать разговор: «Я не хочу об этом больше говорить»; 5. предложите компромисс или альтернативный вариант. Выполнение упражнений на овладение навыками, проигрывание ситуаций с дублерами. Тема 4. Решительное поведение в реальной жизни. Признаки решительного поведения. Позы и мимика, язык тела. Интонации, взгляды и жесты. Просмотр видеофрагментов. Дискуссия о широте применения данного метода. Обмен личным опытом участников. Материалы к программе «Тебе могут предложить наркотики» (Александровская Э. М„ 2000) Информация для учащихся. Твой выбор сейчас определяет, как сложится вся твоя жизнь! Умей сказать «Нет!» Некоторые варианты отказа. 1. Назови причину. Скажи тем, кто тебе предлагает, почему не хочешь принимать наркотик: «Я знаю, что это опасно для меня», «Я уже пробовал, и это мне не понравилось». 2. Будь готов к различным видам давления. Люди, предлагающие наркотики, могут быть дружелюбны или агрессивны. Будь готов уйти или сделать что-нибудь, что могло бы уменьшить давление со стороны. 3. Сделай это просто для себя. Ты не должен объяснять всем свои причины. Просто скажи «Нет». 4. Имей какое-нибудь дело. Если ты занят, это уже будет причиной отказа от наркотиков. Даже если ты скажешь, что просто хочешь пойти поесть, то это уже возможность избежать ситуации, когда ты находишься «под нажимом». 5. Избегай ситуации. Ты ведь можешь знать, кто употребляет наркотики, в каких местах они собираются. Старайся быть подальше от этих мест, от этих людей. 6. Дружи с теми, кто не употребляет наркотики. Твои настоящие друзья не будут уговаривать тебя принимать наркотики, пить спиртное и не будут делать это сами. «Да все это делают!» — эта фраза является прямым давлением на тебя «Тебе предложили ПАВ, как сказать нет» (Шипицына Л.М. и соавт., 2001) Спасибо, нет. Я хочу отдавать себе отчет в том, что я делаю. Спасибо, нет. Я собираюсь покататься на велосипеде. Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями. Спасибо, нет. Если выпью (приму наркотик), потеряю власть над собой. Спасибо, нет. Мне не нравится вкус алкоголя (наркотика). Спасибо, нет. Это не в моем стиле. Спасибо, нет. Мне еще предстоит заниматься (мне рано вставать и т. п.). Спасибо, нет. После выпивки я быстро устаю. Спасибо, нет. Мне надо на тренировку. Спасибо, нет. У тебя нет ничего другого? Упражнение Я сделал бы это, если бы мог, но... (по С.Бишоп «Тренинг ассертивности», С-Пб., 2001 г). Многие люди, когда возникает потребность отказать кому-либо, испытывают с этим сложности; они не могут прямо сказать «Нет». Одна из обычных в таком случае ответных фраз: «Я бы сделал это, если бы мог, но я не могу, потому что...». В этом упражнении рассматриваются возможные последствия такого извиняющегося отказа и участникам предоставляется возможность потренировать свои навыки уверенного и убедительного отказа, который к тому же не вызывает у самих участников негативных чувств. Цели. К концу этого упражнения участники: • Отработают навыки отказа в приемлемой для них манере. • Получат обратную связь относительно эффективности применения ими данного навыка уверенного поведения. • Получат возможность пронаблюдать способность своих коллег к уверенному отказу и предоставить им советы относительно нее. Ресурсы. Копия «Материалов к упражнению» для каждого участника, флип-чарт и маркер, по усмотрению тренера — «Раздаточные материалы». Время. 1 час. Метод. Шаг 1: Объяснение упражнения. Участники будут отрабатывать навыки уверенного отказа в группах по три человека. Каждый участник по очереди будет исполнять роль просителя, отказчика и наблюдателя (в этом случае он обеспечивает обратную связь остальным участникам). Здесь важны два момента: во-первых, участник, выступающий как проситель, понимает, что произнесенное слово «Нет» является отказом; во-вторых, каждый сам выбирает для себя меру сопереживания другому и количество приведенных в защиту своего отказа объяснений. Шаг 2: Лекция тренера о ловушках, которые таят в себе извинения за отказ (см. «Материалы тренера»). Напишите на флип-чарте план, состоящий из трех шагов. Шаг 3: Разделите группу на триады. Если на тренинге присутствует нечетное число участников, добавьте к одной триаде дополнительного человека. В этой «тетраде» роль наблюдателей каждый раз будут исполнять два человека. Шаг 4: Раздайте «Материалы к упражнению». Объясните процедуру проведения упражнения и его временные ограничения. Дайте участникам несколько секунд, чтобы они могли прочитать инструкцию. Объясните участникам, что каждый из них по очереди будет обращаться с просьбой к одному из членов своей малой группы. Человек, к которому обратились, должен отказаться с применением трехшаговой модели, используя те слова, которые ему удобно произносить. Наблюдатели должны оценить эффективность отказа согласно приведенным в списке критериям и обеспечить обратную связь после каждого взаимодействия. Человек, тренирующий навыки отказа, приняв к сведению советы коллег, может продолжать практику до тех пор, пока не почувствует, что он способен отказать уверенно. Каждый участник должен хотя бы по одному разу побывать в каждой роли: просящего, отказывающего и наблюдателя. На эту часть упражнения отводится от 15 до 30 минут. Шаг 5. Начните упражнение. Подходя к группам, предлагайте им советы в случае затруднений. Шаг 6: Соберите всю группу для короткой дискуссии. Выясните, какие наблюдения были сделаны. Ответьте на вопросы. Шаг 7: Подведите итоги, распределите «Раздаточные материалы» (не обязательно) и завершите упражнение. Если в ответ на просьбу категорически сказать: «Нет», реакция другого человека на это может быть любой. Приемлемое использование отдельного слова «нет» можно сравнить с внезапным окриком, адресованным ребенку, который хочет вставить свои пальцы в электрическую розетку; он может напугать ребенка, но шок от неожиданного крика будет несравнимо меньшим, чем неизбежные болезненные переживания, которые могли бы появиться в противном случае. Объяснения своего поведения можно привести позже. В других обстоятельствах слово «нет», не подкрепленное комментариями, может вызвать неприятности или заставить просящего чувствовать себя отверженным и обиженным. Поэтому большинство из нас предпочитают сопровождать свой отказ некоторыми пояснениями, чтобы смягчить его. Тем не менее, важно, чтобы излагаемые причины отказа были краткими и относящимися к делу. Необходимо в любой отказ включать слово «нет», потому что это не оставляет другого человека в заблуждении и надежде относительно ваших намерений и вашей уверенности в их окончательности. Материалы к упражнению Проситель Выберите одну из следующих просьб или придумайте свою собственную. 1. «У меня есть несколько свободных дней. Как ты смотришь на то, если я проведу с тобой следующий уик-энд?» 2. «Мы были приглашены на свадьбу, которая пройдет в июле. Мы не можем взять с собой нашу собаку, потому что это долгое путешествие, и потом, сама свадьба и прием занимают время, а в июле слишком жарко, чтобы постоянно держать животное в машине. Ты не мог бы присмотреть за ним?» 3. «Одолжи мне, пожалуйста, твой спортивный костюм в туристический поход». 4. «Не смог бы ты со мной поменяться дежурством по классу (подразумевается мытье пола и парт). Отказчик В целях этого упражнения вы должны отказываться от всего, что у вас могут попросить. Не забывайте использовать в вашем ответе уверенно произнесенное слово «нет», но так модифицируйте ваш ответ, чтобы ваш оппонент не обиделся и не расстроился из-за него. Помните о языке тела, интонации, темпе речи и т. п. Содержание ваших слов и манера речи должны соответствовать друг другу. Наблюдатель 1. Следите за тем, чтобы слово «нет» на самом деле произносилось, а не просто подразумевалось. 2. Наблюдайте за невербальными проявлениями сторон (выражение лица, язык тела). 3. Достаточно ли информации было предоставлено для подкрепления отказа? 4. Много ли пользы принесли объяснения? 5. Насколько спокойным и уверенным казался отказчик?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.34 (0.009 с.) |