Как мы чувствуем, когда больше похожи на размотанные клубки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как мы чувствуем, когда больше похожи на размотанные клубки.



Что мы такого делаем, как мы позволяем себя перематывать?

Кто решает, сколько наших “нитей” из “клубка” будет отмотано?

Как мы можем остановить “перемотку”, которой мы не желаем?

Кто хозяин нашего клубка?

Зачем нам необходимо “перематываться” на другие клубки?

Где мы берём ресурсы, чтобы не превращаться в пустые катушки?

Метафора 3

Праведники на галерах

(по С.Степанову «Законы психологии», СПб.,2001)

Рассказывают, как в давние времена герцог Ассунский нанес однажды визит в Барселону. В тот день в порту сто­яла галера, на которой гребцами служили прикованные к веслам каторжники. Герцог поднялся на борт, обошел всех заключенных и каждого расспросил о том преступлении, которое привело его на каторгу.

Один человек поведал о том, как его недруги подкупи­ли судью, и он вынес ему несправедливый приговор. Дру­гой сказал, что его недоброжелатели наняли лжесвидете­ля, и тот в суде оклеветал его. Третий — что его предал друг, который решил принести его в жертву, чтобы самому скрыться от правосудия.

Лишь один человек признался: «Ваша честь! Я здесь по­тому, что заслужил это. Я пожелал чужого и совершил кра­жу».

Герцог в изумлении обратился к капитану галеры:

«Здесь собрано столько невинных людей, несправедливо осужденных. Но среди них есть один преступник. Необходимо срочно изгнать его, пока он не оказал дурного влия­ния на остальных».

В тот же час человек, признавший свою вину, был по­милован и отпущен на свободу.

Этот случай произошел на самом деле. И он интересен тем, что довольно точно отражает случающееся в нашей жизни. Веемы совершаем ошибки и постоянно оправдыва­емся вместо того, чтобы честно признать свой промах. Мы сваливаем вину на других, виним обстоятельства, вместо того чтобы просто сказать: «Я сам сделал себя тем, кто я есть».

В тот момент, когда нам открывается эта истина, мы обретаем свободу.

Оглянитесь на свою жизнь, разберитесь в ней. При­знайте свои ошибки и простите их себе. И вы станете сво­бодны от галерных цепей. Все начинается с того, чтобы взять на себя ответственность за свое прошлое, настоящее и будущее.

Метафора 4

Компетентный консультант

(по С.Степанову «Законы психологии», СПб.,2001)

Часто возможности человека определяются не его ре­альным состоянием, а верой в собственные силы и оптими­стическим отношением к своей судьбе. Примеры тому со­держатся во многих письмах, которые присыпают читатели в американский журнал «Ридерс Дайджест». Вот один из них.

Джеймс Годдард, навещая в доме инвалидов свою пре­старелую мать, познакомился с молодым человеком по имени Дуг, который находился там в связи с тем, что страдал тяжелой формой церебрального паралича. Чтобы Дуг мог передвигаться, его приходилось ремнями фиксировать на инвалидной коляске, которой он управлял кончиками пальцев. Говорить он мог, но внятная речь давалась ему с трудом.

Как-то Годдард поинтересовался у своего знакомого, почему они не встретились во время его прошлого визита. Дуг объяснил, что ездил в психологическую консультацию под названием «Центр преодоления кризисных ситуаций».

«Что же заставило тебя туда отправиться?» — прозву­чал сочувственный вопрос.

«Я там работаю на полставки, — с улыбкой ответил инвалид. — Консультирую людей, у которых в жизни есть проблемы».

1.1.7

Избранные материалы по проведению психопрофилактики

Аддиктивного поведения (с акцентом на ответственное поведение)

Первые 14 упражнений взяты из практического руководства по проведению уроков профилактики среди подростков («Легальные и нелегальные наркотики».-СПб,1996)

Упражнение

Чувства»

Участникам предлагается: вспомните ситуацию, когда вам приходилось общаться с человеком, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении. Возможно, это был кто-то из ваших родственников, знакомых или просто человек, встреченный на улице. Постарайтесь вспомнить чувства, которые вы испытывали, общаясь с этим человеком. Затем участники общаются в парах и в течение 5 мин. Рассказывают др. др. о чувствах, которые они тогда испытали. При этом один в течение этого времени рассказывает, а др. внимательно слушает, затем роли меняются. Затем участники возвращаются в круг и все вместе, под руководством ведущего, описывают те чувства, которые они испытывали, когда рассказывали и слушали.

Возможные варианты:

Чувства говорящего Чувства слушающего

Раздражение Сочувствие

Возмущение Интерес

Жалость Возмущение

Анализ чувств позволяет осознать то, насколько мы вовлекаемся при столкновении с проблемой зависимости др. человека.

Упражнение

Марионетка»

Участники разбиваются на тройки. В каждой выбирается «марионетка» -и два «кукловода». Упражнение заключается в том, что в каждой подгруппе предлагается разыграть маленькую сценку' кукольного представления, где «кукловоды» управляют всеми движениями «марионетки». Сценарий сценки участники разрабатывают самостоятельно, ничем не ограничивая своего воображения.

После обдумывания и репетиций подгруппы по очереди, представляют свой вариант остальным участникам, которые выступают в роли зрителей. После того, как все выступят, ведущий проводит групповое обсуждение, во время которого все желающие делятся своими впечатлениями. Хорошо, если в обсуждении будет сделан акцент, как на чувствах «марионетки», так и на чувствах «кукловода», управлявших ее движениями.

Цель этого упражнения - дать участникам на собственном опыте испытать как состояние полной зависимости, так и состояние, когда другой полностью зависит от себя. Участники могут говорить о разных чувствах: неудобстве, напряжении или, наоборот, чувстве собственного превосходства, комфорта; важно показать, что и состояние зависимости, и гиперопека делают отношения между людьми искаженными и неполноценными. Это упражнение имеет широкое поле ассоциаций, связанных как с ситуацией «наркоман – наркотик», так и с разнообразными отношениями, возникающими в семье подростка или в компании сверстников.

Упражнение

Зачем люди употребляют наркотики и алкоголь» (мозговой штурм)

Предлагается свободно высказаться по поводу причин, пробуждающих человека употреблять алкоголь или наркотики. Ведущий фиксирует помере поступления ответы на листе ватмана, поощряя к активности всех участников.

В конце подводится итог и делается сообщение, задается вопрос о том, каково им сейчас вспоминать зги причины, что было трудно, были ли сделаны какие-то открытия. В ходе обсуждения целесообразно обратить внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков, и есть ли другие способы достичь того же эффекта. Пример, человек употребляет алкоголь, чтобы снять психическое напряжение. Этого же можно достичь при помощи физических упражнений, прогулок и т.п.

Упражнение

Табу»

Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в корой лежит неизвестный предмет. «Там лежит то, что нельзя», говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могу вставать, или оставаться на месте, выражая свое отношение мимикой и жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, - каждый поступает так, как считает нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, это тоже будет его способом реагирования на ситуацию. При выполнении упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его «показать» свое отношение.

Это упражнение позволяет участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его действиях. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.

Упражнение

Тосты»

Участникам группы предлагается придумывать десять поводов для того, чтобы пригласить своего приятеля к выпивке. Далее группа делится на пары и дается следующая инструкция: один участник последовательно зачитывает свои предложения, а его партнер должен отказаться, находя убедительные аргументы, этот вариант отказа первый участник записывает рядом с предложенным тостом, через 5-7 мин., когда аргументы первого участника закончатся, партнеры меняются ролями. Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса:

1. Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?

2. Что внутри вас помогало вам отказаться?

Это упражнение позволяет в игровой форме исследовать ситуацию «соблазнения». Участие в упражнении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

Упражнение

Ролевая игра»

Двое желающих принимают на себя роли подружек, которые встретились как-то вечером на квартире, пока родителей дома нет Задача одной - уговорить другую выпить вместе с ней спиртное, используя для этого все возможные аргументы. Другая должна во что бы то ни стало отказаться. Продолжительность такого взаимодействия 15 мин. По окончании остальные участники дают «обратную связь» той подружке, которая отказывается, с целью выделить моменты, наиболее удачные в плане отстаивания своей позиции, и то, что неубедительно

В другом варианте этого же упражнения уговаривающей стороной может быть парень, а отказывается девушка; предполагается, что между ними имеется взаимная симпатия

Упражнения аналогично упражнению «Тосты». Задание и порядок обсуждения те же.

Упражнение

7. «Портрет наркомана»

Участникам раздается бумага и карандаши. Ведущий объявляет задание: «Нарисуйте «портрет» наркомана». Это не обязательно должно быть изображение человека, просто постарайтесь выразить в рисунке те чувства, которые возникают у вас, когда вы вспоминаете о наркоманах. После того как участники закончат работу, рисунки раскладываются внутри круга и участники делятся своими впечатлениями. Это упражнение позволяет более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости.

Упражнение

Зависимость»

(незаконченные предложения)

Проводится аналогично описанному ранее

1. когда я общаюсь с человеком, зависимым от наркотиков и алкоголя, тогда я

2. В общении с зависимыми людьми труднее всего мне бывает

3. Свое сочувствие к зависимому человеку я проявляю через..

4. Когда я наблюдаю поведение зависимого человека, я понимаю, что

5. Ситуация, в которой я мог бы стать зависимым от наркотика, это

6. Когда я замечаю, что становлюсь зависимым от кого-то или чего-то, я сознаю, что

6. Быть независимым для меня означает

7. Как я понимаю, зависимость это

Можно эти предложения заготовить в виде распечаток и раздать для самостоятельной работы (10 мин) Затем группа делится на пары, и участники поочередно зачитывают друг другу варианты предложений. При общем обсуждении необходимо отметить наиболее типичные точки зрения, а также наиболее отличные.

Упражнение

Скульптура зависимости»

Участникам группы предлагается разбиться на тройки и разойтись по комнате в подгруппах так, чтобы не мешать друг другу. Затем каждой из подгрупп предлагается построить «скульптуру зависимости» так, как они ее себе представляют. Ведущий объясняет, что «материалом» для скульптуры будут сами участники, кроме того, они могут использовать любые подручные средства: стулья, одежду и т.д. Дается некоторое время на обдумывание и репетицию, и затем каждая из подгрупп представляет свою скульптуру с необходимыми комментариями. После выступления всех подгрупп проводится групповое обсуждение, во время которого каждому участнику предоставляется возможность поделиться своими чувствами и ощущениями.

Смысл этого упражнения в том, чтобы дать участникам глубоко, вплоть до мышечного уровня, прочувствовать и осознать, что же токае зависимость и что происходит с человеком, находящимся в зависимом положении. Для многих людей именно на этом уровне - уровне телесного отреагирования происходит наиболее значимое и впечатляющее знакомство с зависимостью.

Упражнение необходимо закончить скульптурой независимости, которую каждый участник строит для себя самостоятельно, и находится в этой позиции 2-3 минуты. Рефлексия предполагает сравнение переживаний как телесных, так и эмоциональных, двух разных скульптур: зависимости и независимости.

Упражнение

Шахматы»

Если группа большая, то ее делят на две части (по 5-7 человек), количества участников в подгруппах должно быть нечетным. Задается тема для обсуждения: «Допустимо ли употребление наркотиков в обществе?»

Подгруппы рассаживаются кругами и рассчитываются «на первый- второй». Первые номера отстаивают одну точку зрения, начиная свое выступление словами; «Да, употребление наркотиков допустимо...», а вторые - противоположенную: «Нет, употребление наркотиков не допустимо...». Взаимодействие осуществляется по кругу, при этом отвечающий должен сначала перефразировать предыдущего участника, а затем возразить, обращаясь к следующему по кругу собеседнику. Например, «Насколько я понимаю, ты считаешь, что наркотики употреблять нельзя, т.к. это подрывает здоровье человека, но мне кажется, что ничего страшного нет в том, что человек хотя бы один раз попробует наркотик...». Когда один круг закончится, упражнение продолжается, но точки зрения меняются на противоположенные благодаря нечетному числу участников.

Это упражнение дает почувствовать, что проблема употребления наркотиков не такая простая,как кажется на первый взгляд. Так, например, наркотические вещества используются в медицине для того, чтобы облегчить страдания больных, или, например, известны случаи из истории, когда наркотики употребляли люди искусства для стимуляции воображения. Смысл этого упражнения заключается в том, чтобы сформировать у подростка более осознанную позицию в отношении наркотиков и выработать у него навыки аргументированной защиты своей позиции.

Упражнение-активатор

12."Ответственность".

Предложения записыва­ются под диктовку; во время паузы участники должны эти предложения за­кончить; наиболее верна первая реакция; если какое-то предложение не под­ходит, его можно пропустить; в конце дается немного времени для того, что­бы все завершить.

- быть ответственным для меня означает...

- некоторые люди более ответственные, чем другие, - это люди, которые...

- безответственные люди - это...

- свою ответственность по отношению к другим людям я проявляю через...

- вид ответственности, который, я чувствую, более тяжел для меня - это...

- ответственного человека я узнаю по....

- чем сильнее моя ответственность, тем больше я...

- я боялся бы нести ответственность за...

- быть ответственным по отношению к самому себе - это...

- я несу ответственность за...

Ведется обсуждение в парах и в кругу. Ведущий помогает участникам прояснить их точки зрения и осознать степень своей ответственности за свои чувства, мысли, поступки.

При проведении обсуждения можно дать участникам почувствовать дос­тоинства и недостатки двух позиций: "ответственность за других" и "ответственного отношения к другим".

Приведенная ниже таблица поможет ведущему сориентироваться в этом вопросе:

Когда я чувствую ответственность за других Когда я отношусь ответственно к другим
Я Я
Исправляю Демонстрирую эмпатию
Защищаю  
Спасаю Подбадриваю
Контролирую Делюсь
Перенимаю их чувства Конфликтую
Не слушаю Слушаю
Я чувствую Я чувствую
Усталость Уравновешенность
Тревогу Свободу
Страх Осознанность
Неуравновешенность Самоценность
Я беспокоюсь о Я беспокоюсь
Решении Об отношениях человека к
Деталях О человеке
Ответах О чувствах
Обстоятельствах С человеком
Том, чтобы не ошибиться Я верю, что моего присутствия с человеком достаточно
Исполнении  
Я манипулятор, т.е. использую других. Я помощник, проводник, т.е. сопровождаю другого
Я думаю, что человек живет в соответствии с моими ожиданиями. Я думаю, что человек сам отвечает за свои поступки.
  Я могу доверять и принимать людей такими, какие они есть.

Упражнение

Шприц»

У каждого подростка существует естественный психологический барьер по отношению к наркотикам, особенно внутривенным. Не так-то просто в первый раз решиться на то, чтобы проколоть себе вену или ввести в организм вещество, действие которого непредсказуемо. Именно на этом этапе, необходимо выработать у него навыки самозащиты.

Упражнение делается по кругу. Инструкция: тот, у кого в руках находится шприц, должен предложить соседу справа уколоться якобы имеющимся в шприце наркотиком: задача второго отказаться; делается 3 попытки, после чего шприц передается тому, кто отказывается, и так по кругу. В конце проводится обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительными, и те случаи, когда у «искусителя» сохранялось настойчивое желание продолжить уговоры.

Упражнение

14. "Права человека"

(Исследование самоотношения по Келли)

Вам предлагается составить список Прав человека, которые необходимы для реализации потребностей его Я, а также для укрепления его уверенности в себе.

А теперь сопоставьте его с тем, который составил американский психолог С.КЕЛЛИ:

- ПРАВО БЫТЬ ОДНОМУ

- ПРАВО БЫТЬ НЕЗАВИСИМЫМ

- ПРАВО НА УСПЕХ

- ПРАВО БЫТЬ ВЫСЛУШАННЫМ И ПРИНЯТЫМ ВСЕРЬЕЗ

- ПРАВО ПОЛУЧАТЬ ТО, ЗА ЧТО ТЫ ПЛАТИШЬ

- ПРАВО ИМЕТЬ ПРАВА, НАПРИМЕР, ПРАВО ДЕЙСТВОВАТЬ В МАНЕРЕ УВЕРЕННОГО В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА

- ПРАВО ОТВЕЧАТЬ ОТКАЗОМ НА ПРОСЬБУ, НЕ ЧУВСТВУЯ СЕБЯ ВИНОВАТЫМ ИЛИ ЭГОИСТИЧНЫМ

- ПРАВО ПРОСИТЬ ТО, ЧЕГО ХОЧЕШЬ

- ПРАВО ДЕЛАТЬ ОШИБКИ И БЫТЬ ОТВЕТСТВЕННЫМ ЗА НИХ

- ПРАВО НЕ БЫТЬ НАПОРИСТЫМ

- ПРАВО БЫТЬ СОБОЙ

Вариант беседы об ответственности

Что такое ответственность?

(По книге В.А.Родионова, М.Аю.Ступницкой, О.В.Кардашиной «Я и другие:

Тренинги социальных навыков».- М., 2001)

Цель. Формирование умения прогнозировать негативные последствия проступков и чувства oответственности за них.

Задачи. Сформировать представление об ответственности за свои поступки, убеждение, что умеющий нести ответственность за свои поступки достоин уважения; развивать умение прогнозировать последствия своих поступков, уметь анализи­ровать.

Ход занятия

Вводная часть. Актуализация знаний о том, что такое ответственность. Предлагается рассмотреть разницу между понятиями «ответить на вопрос» и «ответить за проступок» («ба­зар»), почему бывает трудно отвечать за свои поступки. В высказываниях подчеркнуть, что нести ответственность часто мешают страх наказания, унижения, опасение, что тебя не поймут! и не простят.

Основная часть. Формирование и уточнение представлений о том, что близкие люди могут простить друг другу большую часть житейских проступков; что умение прогнозировать последствия! своего поведения и анализировать свои поступки.1 помогает избегать ошибок в дальнейшем.

Учащимся предлагается привести примеры непоправимых ошибок и обычных, житейских ошибок. Подчеркнуть в высказываниях учащихся, что большинство проступков подростков не являются непоправимыми ошибками.

Следующее задание: придумать или вспомните пример наиболее типичного житейского проступка (в группах или индивидуально). Затем желающий представитель одной из групп рассказывает о проступке, а остальные (им предлагается ять позицию близких людей, друзей или родителей) анализируют его причины, пытаются найти оправдание ему. В высказываниях учащихся еще подчеркнуть, что большинство рядовых проступков подростков не являются непоправимыми ошибками, которые бы близкие люди ему не смог простить.

Далее учащимся предлагается вспомнить испытанные ими чувства, когда происшествие, связанное с их проступком, закончилось (чувство вины, облегчение, желание, чтобы это больше не повторилось). Предлагается, вспомнив какой-либо свой, проступок, подумать, как можно было бы поступить, чтобы не случилось неприятностей. При этом на раздумья дается не более одной-двух минут. Тратить внимание участников на то, что стремление предвидеть последствия своих поступков, а уже умение анализировать то, что уже случи­сь, может помочь в дальнейшем в похожих обстоятельствах не совершать ошибок.

Заключительная часть. Отработка личной стратегии. Обсудить смысл житейской мудрости «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Подвести учащихся к выводу о том, что доблесть не в том, чтобы никогда не совершать ошибки, а в умении признавать их.

Обобщение полученных знаний. Обсудить, какие черты характера людей чаще всего приводят к неправильным поступкам, какие — помогают их избежать (ответы можно записать на доске или бумаге в два столбика). Учащимся предлагается закончить фразы:

„_ иногда поступаю неправильно, потому что...» привести в качестве примера особенности своего характера) и «Чтобы не совершать ошибок в поведении, мне следует опираться на такую черту своего характера, как...».

Домашнее задание. Обсудить с родителями ситуацию, когда человек, признавая совершенную им ошибку, вызывал симпатию окружающих попробовать следовать этому примеру.

Ведущему на заметку. В основной части можно не предлагать учащимся рассказывать о сво их проступках, если они не проявят такого желания; как вариант этого задания: можно привести пример из кинофильма или литературной произведения.

Сценарная разработка

Для обучающих мероприятий

Личная сила

Разработана Е.Л.Доценко в рамках научно-практического семинара по профилактике аддиктивного поведения, проходившего в период 2001-2002 учебного года под эгидой ТГУ и областного комитета по профилактики и борьбе с наркоманией.

Руководителем семинара являлся зав. кафедрой общей психологии д.пс.н., профессор Е.Л.Доценко.

Проблема. (Форма проблематизации выбирается самостоятельно: как правило, это вопросы. Дополнительно можно использовать и примеры-иллюстрации, заимствованные из жизни, художественной литературы или фильмов).

Жизнь – это цепь событий, в которых люди ведут себя в соответствии со своими интересами. На пути удовлетворения своих интересов возникают три рода препятствий.

1. Сила обстоятельств. Почти не случается, чтобы все обстоятельства складывались в соответствии с желанием человека, всегда найдутся препятствия, на пути к цели. Для преодоления такого рода препятствий люди пользуются различными способами (для более продвинутых слушателей лучше воспользоваться термином "стратегии"). Можно: а) убежать – уклониться, сделать вид, что препятствия не существует, «забыть» о нем и пр. (вопрос участникам: будет ли это преодолением, а если да, то в какой мере?); б) можно устранять (насколько это выгодно, удачно?), в) можно преобразовывать… Чтобы эффективно преодолевать препятствия, потребуются ум, находчивость, самообладание, воля… (список можно продолжить по своему усмотрению, в зависимости от ваших задач и особенностей аудитории). Эффективно – это с минимально необходимыми затратами сил или иных ресурсов, но с наибольшей пользой.

2. Интересы других людей. Как правило, интересы участников событий не совпадают, другие люди желают не то же самое, что желаем мы. Иногда имеется полная противоположность, и тогда мы склонные называть это конфликтом интересов (не обязательно переходящим в открытый конфликт отношений!). Иногда это небольшое различие, которому можно и не придавать значения. Для преодоления такого рода препятствий люди также пользуются различными способами: подавление, манипуляция, конфликты, компромисс, сотрудничество… Для этого им может потребоваться точное понимание чужих интересов, терпение, умение договариваться и много другое, что, собственно, и есть различные проявления своей силы (наблюдательности, ума, воли, коммуникативной квалификации и проч.)

3. Собственные ограничения. Это, например, убеждение в невозможности достичь желаемого, низкая самооценка, слабое видение перспектив, размытое желание и т.п.

Люди, которые ориентируются исключительно на силу обстоятельств, склонны верить в судьбу, в случайность, надеяться на везение – их принято называть фаталистами. Жизнь им представляется фатально предопределенной: ничего нельзя поделать, с судьбой не поспоришь. Это личностно слабые люди, не способные (не готовые) к тому, чтобы самостоятельно строить свою жизнь. Но есть и своя выгода: всегда можно пожаловаться, почувствовать себя несчастным, обиженным, добиться чьего-то сочувствия… (Список можно продолжить и обсудить).

Люди, которые ориентируются в основном на силу других людей, становятся зависимыми от них. Вся жизнь им представляется постоянным лавированием между установками других людей, подстраиванием себя под них. Такие люди склонны подчиняться, заискивать, уговаривать, подкупать… (Список можно продолжить и обсудить).

Люди, которые ориентируются только на свои силы, игнорируют желания других людей, занижают силу обстоятельств. Для них главными являются собственные желания, своя воля. Такие люди называются волюнтаристами. Вся жизнь им представляется сплошной борьбой за то, чтобы сделать все по-своему. Такие люди склонны подавлять, принуждать, манипулировать, обманывать, заводить интриги, очаровывать, уговаривать, нападать.

Вопросы для обсуждения: Каким являетесь вы сами? Каким вы хотите быть? Какая установка предпочтительнее?

Вероятно, наиболее взвешенный ответ таков: рассчитывай в основном на себя, но при этом научись использовать и силу обстоятельств, а в особенности – желания других людей. В результате получится хороший сплав – синтез, который способен обеспечить психическое здоровье и социальную продуктивность.

Виды силы.

1. Заемная сила. Силу можно заимствовать со стороны. Это: а) разного рода покровители («крыша», высокопоставленные чиновники, «крутые» знакомые) и б) деньги. У такого вида силы есть две особенности:

1) она может в любой момент закончиться по многим причинам: человек исчез или уехал, вы потеряли доверие покровителя, у него появились иные интересы, закончились деньги, несчастный случай принес одиночество и безденежье («От тюрьмы и сумы не зарекайся») и пр.

2) вы можете оказаться в большом долгу перед тем, у кого заимствовали силу. Говорят, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Но он не бесплатный. Ценой сыра оказывается сама жизнь мыши. В лучшем случае платить ей придется потерей собственной свободы.

Используя заемную силу, мы – рано или поздно, тем или иным способом – оказываемся в зависимости от такого рода сил. Следовательно, теряем свои силы.

2. Собственная сила. Это сила, которой человек может распоряжаться по своему усмотрению, которая всегда доступна для использования. Это может быть:

Грубая физическая сила. Именно ее чаще всего показывают в боевиках. Интрига многих из них состоит в том, для чего именно эта сила используется. Действительно, физическая сила – это слепая сила, свое качество она приобретает не сама по себе, а в том, каким целям, а главное, ценностям она служит. Она всегда служанка. Главный по важности вопрос – кто ею распоряжается. Ясно, кто ею пользуется (физически сильный человек), но далеко не всегда ясно, кто принимал решение, как именно ее использовать. Т.о. во многих случаях еще требуется выяснить, кто обладает реальной силой принятия решения.

Сила принятия решения – это способность человека совершать выбор между возможными вариантами развития того или иного события. Сила здесь в том, чтобы решиться, чтобы взять ответственность на себя, т.е. проявить мужество иметь дело с последствиями своего решения. Правда, отличительной чертой многих людей является особенная слабость – боязнь брать на себя эту самую ответственность. В результате получается странное сочетание: стремление принимать решение, но перекладывать ответственность. Т.е. в наличии претензия на силу, но неспособность эту силу иметь. Когда же человек оказывается раздвоенным, у него много сил уходит на внутреннюю борьбу. Тогда власть над ним захватывает кто-то иной. Если этот иной будет достаточно хитрым, то он оставит этому полуслабому видимость, что тот принимает решение, но на самом деле будет принимать решение сам. Этот слабосильный тогда окажется куклой-марионеткой в руках более хитрого, а последний приберет все ниточки к рукам и будет тем человеком манипулировать.

Сила ума – способность рассчитать ход событий, интересы людей, их возможные и вероятные действия.

Личное обаяние – способность располагать к себе окружающих людей

Можно выделять множество иных видов сил: квалификация (компетентность), эрудиция, настойчивость, целеустремленность, самоценность и многие другие.

3. Коллективная сила. Это сила группы людей – общее мнение, желание, традиции и пр. Сила может быть как разрушительно, так и созидательной. Сила референтной группы может объединяться с другими видами силы, но может и противоречить. Силой коллектива можно пользоваться, но можно и впасть в подчинение.

Ставим слушателей (участников) перед выбором (ответы на вопросы или самостоятельная дискуссия): Какая сила, и в каких случаях предпочтительнее?

Определение.

Личная сила – это способность человека самостоятельно преодолевать жизненные затруднения, достигать поставленные цели, оказывать влияние на других людей.

Источники личной силы (ее ресурсное обеспечение):

а) сила (энергия) желания: привлекательность результата мобилизует силу;

б) сила потребности (как вынужденной необходимости): загнанный в угол зверь становится вдвое сильнее;

в) оснащенность эффективными средствами: наличие орудия (иногда оружия) позволяет делать больше, лучше, результативнее;

г) необходимость выступить от имени или в защиту кого-то: сила моральной правоты (защита слабого, высокие идеалы, ценности…) превращается в мощную внутреннюю пружину;

д) вера в свои силы: меньше сомнений – выше «бронебойность»;

е) опыт преодоления жизненных трудностей: ощущение (знание) своей способности преодолевать, выживать, терпеть, пересиливать и т.п.

Приращение силы.

Силу вообще можно тратить так, что она будет растрачиваться, а можно так, чтобы она еще прибывала. Самый простой пример – сила мышц. Когда мышцы работают, то сила переходит в результат, наступает утомление. Но со временем она восстанавливается, а мышца становится еще сильнее. Подобно мышцам тренируется и дух. Главный признак того, что работает дух – усилие. Это внутреннее напряжение, благодаря которому силы подтягиваются для выполнения необходимой работы.

Вместе с тем, личностная сила обладает особым качеством – она может приобретаться уже в момент ее использования. Во-первых, так же как и мышечная сила, сила души тренируется. Поэтому по мере того, как мы справляемся с трудностями, тем сильнее мы становимся. Во-вторых, многое зависит от того, на какие цели затрачивается личностная сила. Если мы тратим себя на разрушение чего-нибудь, то сила со временем убывает. Это оттого, что другие люди сопротивляются, на что тратится дополнительные ресурсы. Если же мы направляем силу на созидание, то она объединяется с чужой силой и при том же результате затраты оказываются меньшими.

Сила строить это – готовность и способность давать результат, который:

а) нужен кому-то, может быть использован во благо конкретному человеку

б) направлен на всеобщее благо – соответствует высшим интересам человечества

в) не создает неоправданных трудностей другим людям

г) помогает достичь новых результатов

Самый же большой прирост внутренних сил происходит тогда, когда сила направляется человеком на самого себя – на саморазвитие, совершенствование, установление мира в соответствии со своими убеждениями. В этом случае она только прирастает. Поэтому разумное сочетание внешнего и внутреннего созидания дает в итоге самый качественный результат: и дела делаются, и человек крепчает.

Личный выбор: «Кто хозяин моей жизни?»

Мы можем окинуть одним взглядом весь объем представленных идей. Для этого предлагаем разместить различные виды силы на одной шкале. На одном полюсе разместим фатализм, на другом – волюнтаризм. Переход между ними представлен различными видами силы:

Фатализм       Волюнтаризм
Сила обстоятельств Сила других людей Сила, заимствованная у других людей Объединенная (совместная) сила Личная сила

Особенное место занимает совместная (объединенная) сила двух или более людей. Это может оказаться одним из удачных вариантов. Правда, тут тоже есть свои подводные камни. Чтобы объединяться, нужно уже иметь ту силу, которую мы объединяем, иначе вместо объединения может получиться подчинение силе других людей – своих приятелей, группе, даже малознакомым людям.

Но объединяться с другими можно и без потери себя. Главное отличие между подчиненности группе и вхождением в нее может быть обнаружено при поиске ответов на вопросы: Завишу ли я полностью от группы, или всегда способен от нее отказаться? Могу ли я обойтись без нее? А можно ли вообще без групп? – последнее может оказаться уже излишней самонадеянностью. Членство в какой группе наиболее соответствует моим интересам? Этот вопрос помогает довольно точно строить свою линию поведения.

Весь текст может быть разбит на несколько фрагментов, каждый из которых можно использовать как содержательную заготовку под ту или иную форму работы.

(Дополнительно метафоры: внутренний стержень, источник бесперебойного питания.)

Упражнение

Диаграмма ответственности.

(по Р.СМИД «Групповая работа с детьми и подростками», М.: 2000)

Обзор

Быть ответственным означает держать ответ за что-то или признать, что именно ты был причиной чего-то. Существует несколько типов ответственности, например: ответственность за себя, ответствен­ность за других, моральная ответственность или юридическая от­ветственность. Несмотря на множество мнений о том, чему и как учить детей, существует определенное согласие, что детям необ­ходимо уже с самого раннего возраста предоставить возможность учиться ответственному поведению, и такое поведение должно на­правляться и подкрепляться значимыми для них взрослыми до тех пор, пока они не вырастут.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.128 с.)