Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы целеполагания и построения жизненной перспективы у подростковСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(Подросток на перекрестке эпох М., Генезис, 1997) Отношения человека со временем, безусловно, являются показателем его личностной зрелости. Существует даже особая шкала в самоактуализационном тесте Эверетта Шострома (Р01), построенному на базе концепции А. Маслоу и теории психологического восприятия времени и временной ориентации Ф. Перлза и Р. Мэя, названная отношением со временем. Именно характер этих отношений, или компетентность «во времени», является одним из основных показателей самоактуализирующейся (зрелой) личности. Гармоничные отношения со временем означают две, на первый взгляд, противоположные вещи: Ø во-первых, способность жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не как подготовку к будущему или как фатальное следствие прошлого, Ø во-вторых, способность ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Мудрый проживает каждый день как последний, нормальный человек живет будущим. Кто чувствует себя более состоятельным — нищий, наконец получивший надежду на улучшение финансового положения или владелец определенного состояния, лишившийся источника его пополнения? Исследователи человеческой природы пишут также о том, что нельзя важные дела превращать в срочные. Непростые вопросы отношений со временем актуальны для учителей, воспитателей и психологов. Для подростков они остро актуальны, ибо юношеский кризис идентичности, описанный в возрастной периодизации Э. Эриксона, в конечном итоге сводится к проблемам отношения со временем. Кризис идентичности — это нормативный кризис 15-17 лет. Он необходим для нормального взросления и проявляется, в частности, в виде таких конфликтов, как диффузия времени и застой в работе. Ценности, социальные роли, интериоризированные подростком извне, из опыта собственной семьи, начинают подвергаться сомнению. Если процесс обретения идентичности осложнен какими-то неблагоприятными факторами, подросток попадает в кризисное состояние. Феноменология кризиса такова: Ø подросток не видит связи своего будущего с сегодняшним днем, он старается не думать о завтрашнем дне, Ø в настоящем он ощущает постоянный цейтнот, ничего не успевает, его собственная необязательность приводит к снижению его самоуважения. Эти два признака только на первый взгляд выглядят не связанными между собой. В действительности инфантильная попытка подростка как можно дольше оставаться в детском состоянии естественным образом приводит к необязательности, так как только дальние жизненные планы проясняют смыслы любых дополнительных усилий. В жизни любого старшеклассника появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. Профессиональное самоопределение происходит, по данным отечественных психологов, в 14-15 лет и означает смену ведущей деятельности подростка с коммуникативной на профессиональную. Девятиклассники поставлены перед проблемой выбора другой школы или другого (профильного) класса, и эта актуальная задача вынуждает их и их родителей задуматься о будущем. На этот период приходится пик личностной тревожности по тесту Спилбергера (см. раздел 1, гл. 3). Уход из школы в ПТУ или техникум, смена класса и специализации так или иначе завершаются в конце девятого класса, но проблема остается, и актуальность ее уменьшается лишь незначительно. Таким образом, несмотря на тревожный и ежегодный процесс перегруппирования учеников, несмотря на повторяющиеся из года в год проблемы в школе, не ведется необходимая и систематическая работа по согласованию ближних и дальних перспектив подростка. Не умеют грамотно вести ее и родители, как бы ни были они заинтересованы в результатах этой работы. Все сказанное позволяет сделать вывод об актуальности специальной психологической работы по программе, обучающей целеполаганию, навыкам планирования и достижения поставленных целей. Пример такой программы - курс «Думая о будущем». Начинать его с 15-17-летними школьниками уже поздно. Очевидно, что этот курс интегрирует результаты других курсов, направленных на принятие себя, на получение знаний о своих правах, индивидуальных особенностях и потребностях и на навыки самоподдержки и преодоления стресса. Программа курса включает три этапа, различные и по глубине психокоррекционной работы, и соответственно, по методам. Первый этап может быть назван "Искусство успевать" и посвящен обучению планированию и распределению времени. Он разработан для младших подростков (11-13 лет) и (отдельный курс) для тех родителей, которые озабочены тем, что их дети не доводят начатое до конца или "не успевают справляться с нагрузками". Второй этап - для четырнадцатилетних - посвящен умению ставить цели. На этом этапе решается две задачи - 1) преодоление страха перед любым целеполаганием у тех подростков, которые имеют большой травмирующий опыт неудач и выбирают психологическую защиту по типу "не очень-то и хотелось" и 2) установление соответствия между целями на будущее и реальными потребностями подростка, его личными представлениями о счастье (о полноценной радостной жизни). Этот этап может быть назван "Мечты и Ценности", или "Мечтайте правильно". Третий этап можно назвать "Искусство достигать или Искусство побеждать". Он начинается с 14-15-летними и продолжается до выпускных экзаменов. На этом этапе рассматриваются ресурсы каждого подростка для достижения поставленных им целей и вырабатывается индивидуальная стратегия преодоления трудностей и достижения успеха. Если предыдущий этап построен как направленная визуализация будущего и рефлексия своих ожиданий от себя и жизни, то третий этап — это разновидность тренинга ответственности, который может быть проведен в самых разных техниках. В результате у участников группы появляется большая уверенность в своих силах, ощущение произвольности, личной ответственности за свои выборы и, как следствие, особое отношение к будущему, которое теперь воспринимается как естественное продолжение настоящего и прошлого. Программа и содержание курса «Думая о будущем» Программа построена на тех же четырех принципах, что и другие наши программы. Она: 1. Дает информацию, изменяющую представления и отношение к будущему. 2. Основывается на принятии себя, своих ценностей и потребностей как сейчас, так и в будущем, полностью исключает возможность простраивания будущего в угоду чужим потребностям (например, родителей). 3. Показывает конструктивные способы решения актуальных сложных проблем, моделирует проживание этих способов участниками группы психологического тренинга, таким образом, дает каждому участнику увидеть и, возможно, усвоить, превратить в собственный ресурс тип поведения Другого. 4. Дает возможность почувствовать ответственность за свои выборы, делает более ответственными, более взрослыми участников группы. Первый этап. "Искусство успевать" (для учащихся 11-13 лет) Цели этапа: 1. Научить подростков рациональному использованию времени. 2. Научить сопротивляться спешности. 3. Привить ценность собственной обязательности как критерия надежности в отношениях с людьми. Вы можете сами подготовить сценарий этого тренингового курса, как это делают школьные психологи-слушатели "Тренинг-Центра" при ЦСПА "ГЕНЕЗИС", которым не всегда дается единственно правильный сценарий работы по проблеме, вместо этого предлагаются опоры в виде психологических идей, из которых могут быть созданы оригинальные собственные сценарии от этих идеи. 1. Время — величайшая ценность. Отношения со временем должны строиться на "научной основе". Отрывок из "Алисы в стране чудес", набор соответствующих пословиц или разбор случаев из жизни самих подростков — все, что придет на ум, может показать актуальность владения волшебными навыками, позволяющими "подружиться" со временем, сделать так, чтобы Оно "перестало сердится на меня". Даже одиннадцатилетние подростки могут сделать самостоятельные выводы о последствиях неуважительного отношения ко Времени, "разбазаривания" его. К таким последствиям относятся: Ø разочарование в себе — ничего не успел, хотя старался и устал: Ø снижение уважения со стороны сверстников: обещал, на меня надеялись, да слово не сдержал, подвел друзей (потому что не рассчитал силы, то есть время); Ø усталость — следствие стресса и напряжения из-за спешки и др. Ценность навыков отношений со временем понятна. Остается эти навыки усвоить. Навык № l. Определение относительной важности дела В основе любого курса менеджмента для взрослых лежит принцип Парето или "соотношение 80: 20". Этот принцип прекрасно понимают и школьники. Если все, что я делаю, рассматривать с точки зрения эффективности этого, то окажется, что 80% конечного эффекта достигается всего за 20% потраченного времени, а остальные 20% результата поглощают оставшиеся 80% времени. Главное следствие этого принципа — нужно в первую очередь приступать к решению жизненно важных проблем и тогда, потратив всего 20% времени, можно получить 80%-ное удовлетворение прожитым днем. И, наоборот, прозанимавшись почти весь день неглавным делом, в итоге получишь не более 20% удовлетворения. Применить простой и эффективный принцип Парето можно, только научившись отличать дела важные (Б) от очень важных (А) и не очень важных (В). Навык установления приоритетов — это согласование каждого нового дела со своими обязанностями и потребностями. Список своих обязанностей может составить любой подросток. В нем обычно оказываются обязанность ходить в школу и хорошо учиться, получать дополнительное образование в спортивной или художественной секции, школе, кружке, помогать родителям по дому (убирать свою комнату, выгуливать собаку, покупать хлеб, выносить мусорное ведро) и т. д. К потребностям относят прогулки с друзьями, видик, игры, футбол, "гуляние" с предметом любви и пр. Помогает проделать работу по учету времени хронометраж одного лабораторное самоисследование: "Сколько времени и на что потрачено сегодня? Какое ощущение оставил день? Тяготили ли обязанности? Доставили ли удовольствие развлечения? Что тревожит?". Выводы о том, что у него есть давно тянущиеся хвосты не сделанных дел, может сделать любой подросток. Как научиться устанавливать приоритеты? Только через четкое осознание своих ценностей и потребностей. Помочь подростку разобраться с его потребностями можно по-разному, например, через мыслительный эксперимент «Что было бы, если бы у меня этого не было (семьи, школы, секции, друзей)?» Это может быть темой сочинения или устного обсуждения в парах. Потребность быть членом своей семьи, вносить конструктивный вклад в ее жизнь может решаться через добровольное и четкое выполнение домашних обязанностей, потребность быть полноправным и уважаемым членом школьного коллектива также является одной из ведущих для большинства детей этого возраста (то же относится к членству в спортивной команде или в коллективе художественной школы или др.). Используйте для иллюстрации потребности "быть частью коллектива" трехчастную схему "Структура ученического счастья" из книги Кривцовой С. "Тренинг "Учитель и проблемы дисциплины" (М., Генезис,1997): "Базовое чувство принадлежности к школе, чувство "я — ученик этой школы", складывается из удовлетворения трех одинаковых по значимости потребностей: > чувствовать здесь (в семье, в школе, в секции) свою интеллектуальную состоятельность — получать подтверждения, что у меня получается, что я не дурак, что есть способность; > чувствовать коммуникативную состоятельность — получать подтверждения, что со мной можно строить нормальные справедливые отношения, что я достоин уважения, что у меня есть достоинство; Ø потребность вносить свой особый вклад в жизнь этого коллектива, быть нужным, незаменимым".
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.115 (0.01 с.) |