Проблемы целеполагания и построения жизненной перспективы у подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы целеполагания и построения жизненной перспективы у подростков



(Подросток на перекрестке эпох М., Генезис, 1997)

Отношения человека со временем, безусловно, являются показателем его личностной зрелости. Существует даже особая шкала в самоактуализационном тесте Эверетта Шострома (Р01), построенному на базе концепции А. Маслоу и теории психологического восприятия времени и временной ориентации Ф. Перлза и Р. Мэя, названная отношением со време­нем. Именно характер этих отношений, или компетентность «во времени», является одним из основных показателей самоактуализирующейся (зрелой) личности.

Гармоничные отношения со временем означают две, на первый взгляд, противоположные вещи:

Ø во-первых, способность жить настоящим, то есть переживать насто­ящий момент своей жизни во всей его полноте, а не как подготовку к будущему или как фатальное следствие прошлого,

Ø во-вторых, способность ощущать неразрывность прошлого, настоя­щего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Мудрый проживает каждый день как последний, нормальный человек живет будущим. Кто чувствует себя более состоятельным — нищий, наконец получивший надежду на улучшение финансового положения или владелец определенного состояния, лишившийся источника его пополнения?

Исследователи человеческой природы пишут также о том, что нельзя важные дела превращать в срочные.

Непростые вопросы отношений со временем актуальны для учителей, воспитателей и психологов. Для подростков они остро актуальны, ибо юношеский кризис идентичности, описанный в возрастной периодиза­ции Э. Эриксона, в конечном итоге сводится к проблемам отношения со временем.

Кризис идентичности — это нормативный кризис 15-17 лет. Он необ­ходим для нормального взросления и проявляется, в частности, в виде таких конфликтов, как диффузия времени и застой в работе. Ценности, социальные роли, интериоризированные подростком извне, из опыта собственной семьи, начинают подвергаться сомнению. Если процесс об­ретения идентичности осложнен какими-то неблагоприятными фактора­ми, подросток попадает в кризисное состояние. Феноменология кризиса такова:

Ø подросток не видит связи своего будущего с сегодняшним днем, он старается не думать о завтрашнем дне,

Ø в настоящем он ощущает постоянный цейтнот, ничего не успевает, его собственная необязательность приводит к снижению его самоуважения.

Эти два признака только на первый взгляд выглядят не связанными между собой. В действительности инфантильная попытка подростка как можно дольше оставаться в детском состоянии естественным образом приводит к необязательности, так как только дальние жизненные планы проясняют смыслы любых дополнительных усилий. В жизни любого старшеклассника появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. Профессиональное само­определение происходит, по данным отечественных психологов, в 14-15 лет и означает смену ведущей деятельности подростка с коммуникатив­ной на профессиональную. Девятиклассники поставлены перед проблемой выбора другой школы или другого (профильного) класса, и эта актуальная задача вынуждает их и их родителей задуматься о будущем. На этот период приходится пик личностной тревожности по тесту Спилбергера (см. раздел 1, гл. 3). Уход из школы в ПТУ или техникум, смена клас­са и специализации так или иначе завершаются в конце девятого класса, но проблема остается, и актуальность ее уменьшается лишь незначи­тельно.

Таким образом, несмотря на тревожный и ежегодный процесс пере­группирования учеников, несмотря на повторяющиеся из года в год про­блемы в школе, не ведется необходимая и систематическая работа по со­гласованию ближних и дальних перспектив подростка. Не умеют грамот­но вести ее и родители, как бы ни были они заинтересованы в результатах этой работы.

Все сказанное позволяет сделать вывод об актуальности специальной психологической работы по программе, обучающей целеполаганию, на­выкам планирования и достижения поставленных целей. Пример такой программы - курс «Думая о будущем». Начинать его с 15-17-летними школьниками уже поздно. Очевидно, что этот курс интегрирует результа­ты других курсов, направленных на принятие себя, на получение знаний о своих правах, индивидуальных особенностях и потребностях и на навыки самоподдержки и преодоления стресса.

Программа курса включает три этапа, различные и по глубине психокоррекционной работы, и соответственно, по методам.

Первый этап может быть назван "Искусство успевать" и посвящен обучению планированию и распределению времени. Он разработан для младших подростков (11-13 лет) и (отдельный курс) для тех родителей, которые озабочены тем, что их дети не доводят начатое до конца или "не успевают справляться с нагрузками".

Второй этап - для четырнадцатилетних - посвящен умению ставить цели. На этом этапе решается две задачи - 1) преодоление страха пе­ред любым целеполаганием у тех подростков, которые имеют большой травмирующий опыт неудач и выбирают психологическую защиту по типу "не очень-то и хотелось" и 2) установление соответствия между целями на будущее и реальными потребностями подростка, его личными представлениями о счастье (о полноценной радостной жизни). Этот этап мо­жет быть назван "Мечты и Ценности", или "Мечтайте правильно".

Третий этап можно назвать "Искусство достигать или Искусство по­беждать". Он начинается с 14-15-летними и продолжается до выпускных экзаменов. На этом этапе рассматриваются ресурсы каждого подростка для достижения поставленных им целей и вырабатывается индивидуаль­ная стратегия преодоления трудностей и достижения успеха. Если пре­дыдущий этап построен как направленная визуализация будущего и рефлексия своих ожиданий от себя и жизни, то третий этап — это разновидность тренинга ответственности, который может быть проведен в самых разных техниках. В результате у участников группы появляется большая уверенность в своих силах, ощущение произвольности, личной от­ветственности за свои выборы и, как следствие, особое отношение к бу­дущему, которое теперь воспринимается как естественное продолже­ние настоящего и прошлого.

Программа и содержание курса «Думая о будущем»

Программа построена на тех же четырех принципах, что и другие наши программы. Она:

1. Дает информацию, изменяющую представления и отношение к бу­дущему.

2. Основывается на принятии себя, своих ценностей и потребностей как сейчас, так и в будущем, полностью исключает возможность простраивания будущего в угоду чужим потребностям (например, родителей).

3. Показывает конструктивные способы решения актуальных сложных проблем, моделирует проживание этих способов участниками груп­пы психологического тренинга, таким образом, дает каждому участ­нику увидеть и, возможно, усвоить, превратить в собственный ре­сурс тип поведения Другого.

4. Дает возможность почувствовать ответственность за свои выборы, делает более ответственными, более взрослыми участников группы.

Первый этап. "Искусство успевать"

(для учащихся 11-13 лет) Цели этапа:

1. Научить подростков рациональному использованию времени.

2. Научить сопротивляться спешности.

3. Привить ценность собственной обязательности как критерия на­дежности в отношениях с людьми. Вы можете сами подготовить сценарий этого тренингового курса, как это делают школьные психологи-слушатели "Тренинг-Центра" при ЦСПА "ГЕНЕЗИС", которым не всегда дается единственно правильный сцена­рий работы по проблеме, вместо этого предлагаются опоры в виде пси­хологических идей, из которых могут быть созданы оригинальные собственные сценарии от этих идеи.

1. Время — величайшая ценность. Отношения со временем должны строиться на "научной основе". Отрывок из "Алисы в стране чудес", набор соответствующих пословиц или разбор случаев из жизни самих подростков — все, что придет на ум, может показать актуальность владения вол­шебными навыками, позволяющими "подружиться" со временем, сде­лать так, чтобы Оно "перестало сердится на меня". Даже одиннадцати­летние подростки могут сделать самостоятельные выводы о последстви­ях неуважительного отношения ко Времени, "разбазаривания" его. К таким последствиям относятся:

Ø разочарование в себе — ничего не успел, хотя старался и устал:

Ø снижение уважения со стороны сверстников: обещал, на меня надеялись, да слово не сдержал, подвел друзей (потому что не рас­считал силы, то есть время);

Ø усталость — следствие стресса и напряжения из-за спешки и др.

Ценность навыков отношений со временем понятна. Остается эти на­выки усвоить.

Навык № l. Определение относительной важности дела

В основе любого курса менеджмента для взрослых лежит принцип Парето или "соотношение 80: 20". Этот принцип прекрасно понимают и школьники.

Если все, что я делаю, рассматривать с точки зрения эффективности этого, то окажется, что 80% конечного эффекта достигается всего за 20% потраченного времени, а остальные 20% результата поглощают оставши­еся 80% времени.

Главное следствие этого принципа — нужно в первую очередь присту­пать к решению жизненно важных проблем и тогда, потратив всего 20% времени, можно получить 80%-ное удовлетворение прожитым днем. И, наоборот, прозанимавшись почти весь день неглавным делом, в итоге по­лучишь не более 20% удовлетворения.

Применить простой и эффективный принцип Парето можно, только на­учившись отличать дела важные (Б) от очень важных (А) и не очень важных (В). Навык установления приоритетов — это согласование каждого ново­го дела со своими обязанностями и потребностями.

Список своих обязанностей может составить любой подросток. В нем обычно оказываются обязанность ходить в школу и хорошо учиться, полу­чать дополнительное образование в спортивной или художественной

секции, школе, кружке, помогать родителям по дому (убирать свою ком­нату, выгуливать собаку, покупать хлеб, выносить мусорное ведро) и т. д. К потребностям относят прогулки с друзьями, видик, игры, футбол, "гуляние" с предметом любви и пр.

Помогает проделать работу по учету времени хронометраж одного лабораторное самоисследование: "Сколько времени и на что потрачено сегодня? Какое ощущение оставил день? Тяготили ли обязанности? Доставили ли удовольствие развлечения? Что тревожит?".

Выводы о том, что у него есть давно тянущиеся хвосты не сделанных дел, может сделать любой подросток.

Как научиться устанавливать приоритеты? Только через четкое осозна­ние своих ценностей и потребностей.

Помочь подростку разобраться с его потребностями можно по-разно­му, например, через мыслительный эксперимент «Что было бы, если бы у меня этого не было (семьи, школы, секции, друзей)?» Это может быть те­мой сочинения или устного обсуждения в парах. Потребность быть членом своей семьи, вносить конструктивный вклад в ее жизнь может решаться через добровольное и четкое выполнение домашних обязаннос­тей, потребность быть полноправным и уважаемым членом школьного коллектива также является одной из ведущих для большинства детей этого возраста (то же относится к членству в спортивной команде или в кол­лективе художественной школы или др.). Используйте для иллюстрации потребности "быть частью коллектива" трехчастную схему "Структура ученического счастья" из книги Кривцовой С. "Тренинг "Учитель и про­блемы дисциплины" (М., Генезис,1997):

"Базовое чувство принадлежности к школе, чувство "я — ученик этой школы", складывается из удовлетворения трех одинаковых по значимос­ти потребностей:

> чувствовать здесь (в семье, в школе, в секции) свою интеллекту­альную состоятельность — получать подтверждения, что у меня получается, что я не дурак, что есть способность;

> чувствовать коммуникативную состоятельность — получать под­тверждения, что со мной можно строить нормальные справедли­вые отношения, что я достоин уважения, что у меня есть достоин­ство;

Ø потребность вносить свой особый вклад в жизнь этого коллекти­ва, быть нужным, незаменимым".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.013 с.)