Терапевтическое воздействие на основе модели компетенции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Терапевтическое воздействие на основе модели компетенции



Воздействие на основе модели компетенции может охватывать все шесть элементов, определяющих эту модель.

Воздействие может быть, во-первых, направлено на уменьшение патологии или проблемного поведения. В принципе, здесь подходят все действия, дающие эффект, вплоть до лекарств. Воздействие должно быть направлено на конкретные изменения поведения.

Стрессовые ситуации также могут быть объектом воздействия. Пред­ложением конкретной (материальной) помощи могут быть смягчены последствия стрессовых ситуаций. Другие меры могут быть направлены на обучение навыкам, с помощью которых легче будет обходиться со стрес­совыми ситуациями и последствиями.

Воздействие может быть также направлено на исполнение обязан­ностей развития. В виду того, что эти обязанности обычно описаны на глобальном уровне, необходимо при принятии мер различать более детализированные обязанности. Если видно, что навыки недостаточно выработаны и нет возможности их развить, или обязанности в силу специфических обстоятельств являются непосильными, меры будет направлены на облегчение обязанностей. Некомпетентность может быть также следствием уклонения от каких-либо обязанностей. В таком случае воздействие направлено на новое ознакомление с обязанностями.

Воздействие может быть также направлено на усиление защитных факторов и увеличение гибкости. Защитные факторы можно усилить, обу­чая навыкам, с помощью которых можно получить доступ к защитным факторам и возможность их оптимально использовать. Защитные факторы можно также создавать, к примеру, стимулируя ребенка, подростка, ро­дителей вступать в общественные организации, клуб. Усилить гибкость можно, отмечая свойства, которые указывают на гибкость. Социальный работник может, называя «сильные стороны» и положительно оценивая то. как человек эти свойства использует, усилить имеющуюся гибкость. Следующим шагом будет предложение применения отмеченных "сильных сторон" в других проблематичных ситуациях.

И наконец, воздействие может быть направлено наобучение новым навыкам. Для этого могут использоваться разные приемы:

1) Обратная связь

Педагог-наставник устанавливает обратную связь, объясняя в разговоре с подростком его поведение. Положительная реакция на адекватное поведение укрепляет такое поведение. Например, подросток хорошо справляется с заданием: покупкой билета на электричку. После того как он получил билет и сдачу, педагог-наставник показывает ему большой палец и говорит: "Молодец!"

Обратная связь на неадекватное поведение ослабляет поведение, на которое направлена эта связь.

2) Инструкции

Давая инструкцию, педагог-наставник учит подростка, как должно выполняться задание. Он объясняет ему последовательность применения навыка и ситуацию, в которой этот навык должен применяться. Например, Марсель забывает назвать себя, когда звонит по телефону. Педагог объясняет Марселю, что после того как на другом конце провода скажут "Алло" и назовут свое имя, он должен сказать "С вами говорит Марсель (Вермелен)", а затем объяснить цель своего звонка. На вопрос подростка "А зачем?" педагог отвечает: "Чтобы человек знал, с кем он разговаривает".

3) Показ педагог-наставник учит подростка навыку, демонстрируя пе­ред ним этот навык. Например, он показывает, как надо звонить по те­лефону и затем, закончив разговор, называет последовательно все дейс­твия, которые входят в это умение (т.е. как он это делал).

4) Упражнения

Педагог только тогда может узнать, понял ли подросток, что от него ожидается, если последнему удастся продемонстрировать этот навык в действии (показав, как что-либо делается, педагог просит подростка проделать то же самое). Упражняться в овладении навыком можно в ролевой игре или в реальной ситуации (в присутствии педагога). Обратную связь, инструкцию, показ, упражнение мы воспринимаем как кумуля­тивные приемы при обучении подростков определенным навыкам. При даче инструкций необходимо, чтобы была обратная связь между наставником и подростком, при упражнениях в навыках наставник должен дать инструкцию, продемонстрировать навык, дать возможность подрос­тку упражняться и установить обратную связь, реагируя на то, как подрос­ток применяет навык. Иногда установление обратной связи или инструк­ция являются переходом к упражнению, например, когда после обратной связи или инструкции оказывается, что подросток еще не понял, что он должен делать

1.5. В заключение: некоторые преимущества употребления модели компетенции

Применение модели компетенции в работе с детьми. подростками и семьями имеет ряд преимуществ.

Первое преимущество заключается в том. что введение подхода. ориентированного на компетенцию и рост. чрезвычайно повышает мотивацию. Это особенно заметно, когда подчеркивается, что человек имеет дело с довольно новыми обязанностями и когда развитие представляется в виде пути, на котором он сталкивается не только с обязанностями, но и с новыми возможностями. Второе преимущество касается упора на гибкость, на защитные факторы и обязанности развития, на основе чего педагог-наставник ведет поиски и направляет внимание на положительные силы, имеющиеся в самом человеке и в его окружении. В рамках программ помощи детям и подросткам мы часто прибегаем к empowerment'y. С помощью empowerment'a увеличивается уверенность подростка в себе и вера его в собственные возможности. При оказании помощи вы подключаетесь к положительным сторонам (силам) детей и подростков. Педагог-наставник переносит на подопечного уверенность в том, что тот сам в состоянии положительно влиять на свою жизнь. Этому помогают три фразы:

• «Я знаю, что ты это можешь»;

• «У тебя есть свои достоинства»;

• «У тебя хорошие идеи».

Опыт показывает, что педагоги-наставники, часто употребляющие эти выражения (и их вариации), имеют больше шансов на успех.

Третье преимущество заключается в том, что понятие "обязанности развития" способствует расширению оказания помощи. Программы оказания помощи, внимание которых направлено на различные аспекты, такие как здоровье, работа, деньги, социальные контакты, жилищные условия и члены семьи, как, оказывается, дают лучшие результаты.

Приложение № 5

Требования к ведущим группы

Ведущий должен иметь достаточное представление о проблеме употребле­ния ПАВ, обладать необходимыми знаниями и информацией. Емунадо очень ясно понимать что:

• зависимость от психоактивного вещества - это комплексное хрониче­ское заболевание имеющее определенный генез, симптоматику и разви­тие, это болезнь имеющая биологические, психологические, социаль­ные и духовные корни, что это семейное заболевание.

• подростки имеют вполне определенные физиологические возрастные особенности и они имеют право быть не такими как взрослые.

• существуетгруппа риска по развитию химической зависимости сре­ди подростков.

• экономическая, политическая, социальная и психологическая обста­новка в стране является фактором способствующим обострению про­блемы химической зависимости среди детей и подростков.

2 Ведущий должен иметь свою собственную определенную позицию по от­ношению к употреблению химических веществ. Подростки, как никто дру­гой, остро чувствуют ложь и замешательство ведущих. До начала работы по предлагаемым программам, ведущий должен прояснить для себя какое место в его жизни занимают химические вещества и быть готовым говорить об этом с детьми. По опыту составителей данного пособия в 80% случаев ребята на занятиях спрашивают ведущего о том, пьет ли он спиртные на­питки, употребляет ли наркотики, и если да, то зачем

3 Ведущий должен обладать достаточно высоким уровнем личностного здо­ровья. Ему самому необходимо быть ответственным за свою жизнь, иметь адекватную самооценку, уметь делать выбор, иметь навыки общения и ре­шения своих личных проблем - одним словом уметь и иметь все то, чтомыхотим от детей, с которыми работаем. Это важный момент, потому что иначе ребенок не сможет овладеть необходимыми навыками и решить пси­хологические задачи, которые ставятся перед ним в ходе работы по про­грамме

4 Ведущий должен обладать определенными профессиональными навыками, которые скорее можно назвать талантами. Специалисты, имеющие опыт ведения детских и подростковых профилактических групп выделяют сле­дующие важные способности ведущего

• Умение войти в мир подростков, не нарушая границ личности (своей и подростка)

• Умение создать безопасную и поддерживающую обстановку

• Умение нести знания «между слов», т.е. умение пользоваться невер­бальным компонентом общения

• Помнить и уважать себя в подростковом возрасте

• Знание подростковых стилей и способов овладения материалом и иметь большой багаж различных форм активности

• Уметь получать удовольствие от работы с подростками и веселиться вместе с ними.

Весьма желательно, чтобы ведущих было несколько и уж никак не меньше двух. Такая форма работы как малые группы предполагает не больше 9-10 участников Соответственно, если в учебной группе на тренинге 30 человек, то ведущих должно быть не меньше трех, С другой стороны, это значительно облегчает работу ведущих и дает возможность взаимоподдержки, что крайне необходимо в работе с подростками. Кроме того, это помогает анализировать работу ведущих тренинга и, что очень важно, предлагает подросткам для на­блюдения здоровых партнерских отношений между взрослыми людьми (тут, конечно, желательно, чтобы эти отношения действительно были здоровыми).

Основные принципы и задачи работы

Четкая формулировка и понимание задач, стоящихперед исполнителем любой деятельности, вне всяких сомнений делает работу более организованной, четкой и успешной. Нам представляется чрезвычайно важным понимание ведущими цели своей работы. Тогда будет понятнее, какой должна быть такая работа. Итак, какова же цель профилактической работы? По определению, профилактика - это система мер, направленных на предупреждение возникно­вения явления. Цель профилактики употребления психоактивных веществ -отказ детей и подростков от употребления химических веществ, изменяющих состояние сознания. Могут ли какие- либо мероприятия привести к намечен­ной цели? Можем ли мы гарантировать, что проведение определенных меро­приятий приведет к тому, что дети не станут употреблять вещества никогда? Конечно, нет. Мы можем только с той или иной степенью вероятности пред­положить, что наша работа сделает это употребление менее вероятным По­этому для того, чтобы работа стала более продуктивной нам представляется целесообразным формулировка более конкретных задач. Таких задач, про ко­торые можно сказать - да, мы это сделали или наоборот.

Какие -задачи стоят перед действенной профилактической работой а школах и других учебных заведениях?

• дать детям объективную информацию о действии химических ве­ществ на организм.

• сориентировать детей на их способность сделатьсвой собственный

выбор. Они должны чувствовать, что они действительно могут сделать правильный для себя выбор, что им это доверяют.

• дать детям возможность овладения определенными поведенческими навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни. Эти задачи единственно реальные для практикующего специалиста. По­становка более глобальных целей и задач может привести к кризису как работы, так и личности ведущего.

Соответственно этим задачам грамотная профилактическая работа должна включать в себя три компонента.

1. Образовательный компонент

Специфический - знание о действии химических веществ, изменяющих состояние сознания, на организм, о механизмах развития заболевания зависи­мости во всех аспектах, принятие концепции болезни и понимание послед­ствий, к которым приводит химическая зависимость

Цель научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком (с любым, возможно, и с ним самим) при употреблении психоактивных веществ.

Неспецифический - знание о себе, понимание своих чувств, эмоции, знание о возможных способах работы с ними, заботы о себе. Цель формирование развитой концепции самосознания у подростка

1 Психологический компонент - коррекция определенных психологических особенностей личности способствующих развитию зависимости от употреб­ления химических веществ, создание благоприятного доверительного клима­та в коллективе, психологическая адаптация подростков из группы риска и др. Работа с чувствами вины, страха, неуверенности в себе, проблемами от­ветственности, принятия решений, чувством личной защищенности. Работа с планом личного выздоровления.

Цели: психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений, умения сказать "нет", постоять за себя, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умения обратиться при необходимости за помощью.

3. Социальный компонент - помощь в социальной адаптации подростка, овла­дение навыками общения, решение проблемы занятости и т.д.

Цель: Формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни.

Рекомендации для взрослых по работе с подростками.

1. Имейте ясное представление о подростках. Старайтесь понять их мир. При­нимайте их такими, какие они есть.

2. Осознавайте свои границы как взрослого. Вы можете оказывать определен­ное влияние на поведение подростка, но оно никогда не абсолютно. По ме­ре роста детей авторитарная власть и дисциплинирование должны уступить место чему-то новому: заботе и поддержке, любви и терпимости на опреде­ленной дистанции.

3. Научитесь доверять молодежи и их способности выжить в мире. Зачастую они оказываются намного более приспособленными к жизни, чем это пред­ставляется взрослым. Слишком часто взрослые берут подростков в плен своих собственных страхов о мире. Они обращаются с ними как с хрупки­ми, несмышлеными существами, способными навредить себе своими дей­ствиями. В своем желании защитить молодежь они воздвигают ограниче­ния, которые приносят больше вреда, чем пользы.

4. Объясняйте, что именно вы ждете от подростка. Ваши объяснения должны быть понятны ему, так же как и Ваши побудительные мотивы. Подросткам надо также знать, какие последствия их ждут, если они решат не соблюдать эти правила. Важно дать возможность самим подросткам высказаться, что они думают по поводу установленных правил и последствий их нарушений.

5. Будьте честными в отношении своих чувств, потребностей и ограничений. Не бойтесь делиться с подростками своей неуверенностью в чем-либо. Они прекрасно чувствуют, когда другие избегают каких-то тем или не говорят правды. Им также необходимо видеть, что взрослые тоже имеют слабости и недостатки, которые они признают.

6. Действуйте разумно относительно различных "экспериментирований" под­ростков. Ваше спокойствие и понимание может свести проблему к мини­муму. Откровенно поговорите с молодыми людьми о том, что вы чувствуе­те в ситуации, когда они ведут себя рискованно. Избегайте высказывать свое осуждение, лучше помогите им осознать, как употребление алкоголя, наркотиков и другие ситуации риска могут сказаться на их жизни. Не наказывайте подростков, если они обратились к вам за помощью. Помоги­те подросткам найти способ изменить свою жизнь к лучшему.

Требования к помещению

• Помещение должно быть достаточно просторным для проведения подвиж­ных игр, но не слишком большим, т.к. это нарушает ощущение безопасно­сти

• В помещении не должно быть ничего лишнего - предметов, плакатов и т.д.

• Не должно быть острых и опасных углов, предметов и т.д.

• Помещение всегда должно быть одним и тем же, иначе нарушается ощу­щение безопасности

• Помещение должно быть не проходным и не просматриваемым для посто­ронних

• Стулья должны быть легко перемещаемыми и не скрепленными друг с дру­гом, иногда их приходится отодвигать к стенкам

• В помещении должно быть достаточно светло

• Помещение должно быть достаточно звукоизолированно - иногда будет шумно

• В помещение не должны проникать посторонние звуки

• Дверь должна быть закрыта на время занятий

• Оптимально, если есть возможность сидеть и рисовать на полу

• Должна быть. возможность крепить ватман к стенам

• Помещение должно быть проветриваемо

Приложение № 6

Примерная структура каждого занятия

(по Н.А.Сироте)

Этапы   Время   Задачи   Средства   Роль ведущего  
Привет­- ствие       Обозначить начало занятия, создать особую атмосферу, подчеркнуть безопасность Определенные ритуалы   Обеспечить для каждого участника максимально комфортное вхождение в Группу
Начало работы     5- 10 мин     Самоопределение участников (с чем они пришли на группу, как себя сейчас ощущают) Ритуализированная форма, которая каждый раз наполняется новым содержанием Предоставить каждому участнику возможность поделиться своими пере­- живаниями, помочь осознать и принять свои чувства
Разминка     5- 10 мин     1 Объединение, сплочение группы 2 Развитие меж­личностных связей 3 Включение в совместную дея­тельность Более или менее под- движные игры с четко определенными прави­лами   1 Обозначение правил и границ 2. Обеспечение безопасности участников    
Работа по теме   30 мин   Задачи соответст­вуют теме занятия     Самые разнообразные формы активности (иг­ ры, рисование, психо-драма и т.д.)   1. Дать определенную информацию в доступной форме 2. Предоставить возможность выразигь свои чув­ства 3. Помочь овладеть новыми навыками, основываясь на полученной информации
Разминка   10-15 мин          
Работа по теме 25 мин              
Заверше­ ние заня­ тия     10мин     1 Возможность выплеснуть нако­пившееся напря­жение 2 Завершение ра­боты в позитивном эмоциональном состоянии Подвижные и/или релаксаци­онные игры   Обеспечение безопасное in участников    
Прощание     Обозначить конец занятия Определенные ритуалы Эмоциональная поддержка Детей

Приложение № 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.028 с.)