Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Терапевтическое воздействие на основе модели компетенцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Воздействие на основе модели компетенции может охватывать все шесть элементов, определяющих эту модель. Воздействие может быть, во-первых, направлено на уменьшение патологии или проблемного поведения. В принципе, здесь подходят все действия, дающие эффект, вплоть до лекарств. Воздействие должно быть направлено на конкретные изменения поведения. Стрессовые ситуации также могут быть объектом воздействия. Предложением конкретной (материальной) помощи могут быть смягчены последствия стрессовых ситуаций. Другие меры могут быть направлены на обучение навыкам, с помощью которых легче будет обходиться со стрессовыми ситуациями и последствиями. Воздействие может быть также направлено на исполнение обязанностей развития. В виду того, что эти обязанности обычно описаны на глобальном уровне, необходимо при принятии мер различать более детализированные обязанности. Если видно, что навыки недостаточно выработаны и нет возможности их развить, или обязанности в силу специфических обстоятельств являются непосильными, меры будет направлены на облегчение обязанностей. Некомпетентность может быть также следствием уклонения от каких-либо обязанностей. В таком случае воздействие направлено на новое ознакомление с обязанностями. Воздействие может быть также направлено на усиление защитных факторов и увеличение гибкости. Защитные факторы можно усилить, обучая навыкам, с помощью которых можно получить доступ к защитным факторам и возможность их оптимально использовать. Защитные факторы можно также создавать, к примеру, стимулируя ребенка, подростка, родителей вступать в общественные организации, клуб. Усилить гибкость можно, отмечая свойства, которые указывают на гибкость. Социальный работник может, называя «сильные стороны» и положительно оценивая то. как человек эти свойства использует, усилить имеющуюся гибкость. Следующим шагом будет предложение применения отмеченных "сильных сторон" в других проблематичных ситуациях. И наконец, воздействие может быть направлено наобучение новым навыкам. Для этого могут использоваться разные приемы: 1) Обратная связь Педагог-наставник устанавливает обратную связь, объясняя в разговоре с подростком его поведение. Положительная реакция на адекватное поведение укрепляет такое поведение. Например, подросток хорошо справляется с заданием: покупкой билета на электричку. После того как он получил билет и сдачу, педагог-наставник показывает ему большой палец и говорит: "Молодец!" Обратная связь на неадекватное поведение ослабляет поведение, на которое направлена эта связь. 2) Инструкции Давая инструкцию, педагог-наставник учит подростка, как должно выполняться задание. Он объясняет ему последовательность применения навыка и ситуацию, в которой этот навык должен применяться. Например, Марсель забывает назвать себя, когда звонит по телефону. Педагог объясняет Марселю, что после того как на другом конце провода скажут "Алло" и назовут свое имя, он должен сказать "С вами говорит Марсель (Вермелен)", а затем объяснить цель своего звонка. На вопрос подростка "А зачем?" педагог отвечает: "Чтобы человек знал, с кем он разговаривает". 3) Показ педагог-наставник учит подростка навыку, демонстрируя перед ним этот навык. Например, он показывает, как надо звонить по телефону и затем, закончив разговор, называет последовательно все действия, которые входят в это умение (т.е. как он это делал). 4) Упражнения Педагог только тогда может узнать, понял ли подросток, что от него ожидается, если последнему удастся продемонстрировать этот навык в действии (показав, как что-либо делается, педагог просит подростка проделать то же самое). Упражняться в овладении навыком можно в ролевой игре или в реальной ситуации (в присутствии педагога). Обратную связь, инструкцию, показ, упражнение мы воспринимаем как кумулятивные приемы при обучении подростков определенным навыкам. При даче инструкций необходимо, чтобы была обратная связь между наставником и подростком, при упражнениях в навыках наставник должен дать инструкцию, продемонстрировать навык, дать возможность подростку упражняться и установить обратную связь, реагируя на то, как подросток применяет навык. Иногда установление обратной связи или инструкция являются переходом к упражнению, например, когда после обратной связи или инструкции оказывается, что подросток еще не понял, что он должен делать 1.5. В заключение: некоторые преимущества употребления модели компетенции Применение модели компетенции в работе с детьми. подростками и семьями имеет ряд преимуществ. Первое преимущество заключается в том. что введение подхода. ориентированного на компетенцию и рост. чрезвычайно повышает мотивацию. Это особенно заметно, когда подчеркивается, что человек имеет дело с довольно новыми обязанностями и когда развитие представляется в виде пути, на котором он сталкивается не только с обязанностями, но и с новыми возможностями. Второе преимущество касается упора на гибкость, на защитные факторы и обязанности развития, на основе чего педагог-наставник ведет поиски и направляет внимание на положительные силы, имеющиеся в самом человеке и в его окружении. В рамках программ помощи детям и подросткам мы часто прибегаем к empowerment'y. С помощью empowerment'a увеличивается уверенность подростка в себе и вера его в собственные возможности. При оказании помощи вы подключаетесь к положительным сторонам (силам) детей и подростков. Педагог-наставник переносит на подопечного уверенность в том, что тот сам в состоянии положительно влиять на свою жизнь. Этому помогают три фразы: • «Я знаю, что ты это можешь»; • «У тебя есть свои достоинства»; • «У тебя хорошие идеи». Опыт показывает, что педагоги-наставники, часто употребляющие эти выражения (и их вариации), имеют больше шансов на успех. Третье преимущество заключается в том, что понятие "обязанности развития" способствует расширению оказания помощи. Программы оказания помощи, внимание которых направлено на различные аспекты, такие как здоровье, работа, деньги, социальные контакты, жилищные условия и члены семьи, как, оказывается, дают лучшие результаты. Приложение № 5 Требования к ведущим группы Ведущий должен иметь достаточное представление о проблеме употребления ПАВ, обладать необходимыми знаниями и информацией. Емунадо очень ясно понимать что: • зависимость от психоактивного вещества - это комплексное хроническое заболевание имеющее определенный генез, симптоматику и развитие, это болезнь имеющая биологические, психологические, социальные и духовные корни, что это семейное заболевание. • подростки имеют вполне определенные физиологические возрастные особенности и они имеют право быть не такими как взрослые. • существуетгруппа риска по развитию химической зависимости среди подростков. • экономическая, политическая, социальная и психологическая обстановка в стране является фактором способствующим обострению проблемы химической зависимости среди детей и подростков. 2 Ведущий должен иметь свою собственную определенную позицию по отношению к употреблению химических веществ. Подростки, как никто другой, остро чувствуют ложь и замешательство ведущих. До начала работы по предлагаемым программам, ведущий должен прояснить для себя какое место в его жизни занимают химические вещества и быть готовым говорить об этом с детьми. По опыту составителей данного пособия в 80% случаев ребята на занятиях спрашивают ведущего о том, пьет ли он спиртные напитки, употребляет ли наркотики, и если да, то зачем 3 Ведущий должен обладать достаточно высоким уровнем личностного здоровья. Ему самому необходимо быть ответственным за свою жизнь, иметь адекватную самооценку, уметь делать выбор, иметь навыки общения и решения своих личных проблем - одним словом уметь и иметь все то, чтомыхотим от детей, с которыми работаем. Это важный момент, потому что иначе ребенок не сможет овладеть необходимыми навыками и решить психологические задачи, которые ставятся перед ним в ходе работы по программе 4 Ведущий должен обладать определенными профессиональными навыками, которые скорее можно назвать талантами. Специалисты, имеющие опыт ведения детских и подростковых профилактических групп выделяют следующие важные способности ведущего • Умение войти в мир подростков, не нарушая границ личности (своей и подростка) • Умение создать безопасную и поддерживающую обстановку • Умение нести знания «между слов», т.е. умение пользоваться невербальным компонентом общения • Помнить и уважать себя в подростковом возрасте • Знание подростковых стилей и способов овладения материалом и иметь большой багаж различных форм активности • Уметь получать удовольствие от работы с подростками и веселиться вместе с ними. Весьма желательно, чтобы ведущих было несколько и уж никак не меньше двух. Такая форма работы как малые группы предполагает не больше 9-10 участников Соответственно, если в учебной группе на тренинге 30 человек, то ведущих должно быть не меньше трех, С другой стороны, это значительно облегчает работу ведущих и дает возможность взаимоподдержки, что крайне необходимо в работе с подростками. Кроме того, это помогает анализировать работу ведущих тренинга и, что очень важно, предлагает подросткам для наблюдения здоровых партнерских отношений между взрослыми людьми (тут, конечно, желательно, чтобы эти отношения действительно были здоровыми). Основные принципы и задачи работы Четкая формулировка и понимание задач, стоящихперед исполнителем любой деятельности, вне всяких сомнений делает работу более организованной, четкой и успешной. Нам представляется чрезвычайно важным понимание ведущими цели своей работы. Тогда будет понятнее, какой должна быть такая работа. Итак, какова же цель профилактической работы? По определению, профилактика - это система мер, направленных на предупреждение возникновения явления. Цель профилактики употребления психоактивных веществ -отказ детей и подростков от употребления химических веществ, изменяющих состояние сознания. Могут ли какие- либо мероприятия привести к намеченной цели? Можем ли мы гарантировать, что проведение определенных мероприятий приведет к тому, что дети не станут употреблять вещества никогда? Конечно, нет. Мы можем только с той или иной степенью вероятности предположить, что наша работа сделает это употребление менее вероятным Поэтому для того, чтобы работа стала более продуктивной нам представляется целесообразным формулировка более конкретных задач. Таких задач, про которые можно сказать - да, мы это сделали или наоборот. Какие -задачи стоят перед действенной профилактической работой а школах и других учебных заведениях? • дать детям объективную информацию о действии химических веществ на организм. • сориентировать детей на их способность сделатьсвой собственный выбор. Они должны чувствовать, что они действительно могут сделать правильный для себя выбор, что им это доверяют. • дать детям возможность овладения определенными поведенческими навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни. Эти задачи единственно реальные для практикующего специалиста. Постановка более глобальных целей и задач может привести к кризису как работы, так и личности ведущего. Соответственно этим задачам грамотная профилактическая работа должна включать в себя три компонента. 1. Образовательный компонент Специфический - знание о действии химических веществ, изменяющих состояние сознания, на организм, о механизмах развития заболевания зависимости во всех аспектах, принятие концепции болезни и понимание последствий, к которым приводит химическая зависимость Цель научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком (с любым, возможно, и с ним самим) при употреблении психоактивных веществ. Неспецифический - знание о себе, понимание своих чувств, эмоции, знание о возможных способах работы с ними, заботы о себе. Цель формирование развитой концепции самосознания у подростка 1 Психологический компонент - коррекция определенных психологических особенностей личности способствующих развитию зависимости от употребления химических веществ, создание благоприятного доверительного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков из группы риска и др. Работа с чувствами вины, страха, неуверенности в себе, проблемами ответственности, принятия решений, чувством личной защищенности. Работа с планом личного выздоровления. Цели: психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений, умения сказать "нет", постоять за себя, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умения обратиться при необходимости за помощью. 3. Социальный компонент - помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения, решение проблемы занятости и т.д. Цель: Формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни. Рекомендации для взрослых по работе с подростками. 1. Имейте ясное представление о подростках. Старайтесь понять их мир. Принимайте их такими, какие они есть. 2. Осознавайте свои границы как взрослого. Вы можете оказывать определенное влияние на поведение подростка, но оно никогда не абсолютно. По мере роста детей авторитарная власть и дисциплинирование должны уступить место чему-то новому: заботе и поддержке, любви и терпимости на определенной дистанции. 3. Научитесь доверять молодежи и их способности выжить в мире. Зачастую они оказываются намного более приспособленными к жизни, чем это представляется взрослым. Слишком часто взрослые берут подростков в плен своих собственных страхов о мире. Они обращаются с ними как с хрупкими, несмышлеными существами, способными навредить себе своими действиями. В своем желании защитить молодежь они воздвигают ограничения, которые приносят больше вреда, чем пользы. 4. Объясняйте, что именно вы ждете от подростка. Ваши объяснения должны быть понятны ему, так же как и Ваши побудительные мотивы. Подросткам надо также знать, какие последствия их ждут, если они решат не соблюдать эти правила. Важно дать возможность самим подросткам высказаться, что они думают по поводу установленных правил и последствий их нарушений. 5. Будьте честными в отношении своих чувств, потребностей и ограничений. Не бойтесь делиться с подростками своей неуверенностью в чем-либо. Они прекрасно чувствуют, когда другие избегают каких-то тем или не говорят правды. Им также необходимо видеть, что взрослые тоже имеют слабости и недостатки, которые они признают. 6. Действуйте разумно относительно различных "экспериментирований" подростков. Ваше спокойствие и понимание может свести проблему к минимуму. Откровенно поговорите с молодыми людьми о том, что вы чувствуете в ситуации, когда они ведут себя рискованно. Избегайте высказывать свое осуждение, лучше помогите им осознать, как употребление алкоголя, наркотиков и другие ситуации риска могут сказаться на их жизни. Не наказывайте подростков, если они обратились к вам за помощью. Помогите подросткам найти способ изменить свою жизнь к лучшему. Требования к помещению • Помещение должно быть достаточно просторным для проведения подвижных игр, но не слишком большим, т.к. это нарушает ощущение безопасности • В помещении не должно быть ничего лишнего - предметов, плакатов и т.д. • Не должно быть острых и опасных углов, предметов и т.д. • Помещение всегда должно быть одним и тем же, иначе нарушается ощущение безопасности • Помещение должно быть не проходным и не просматриваемым для посторонних • Стулья должны быть легко перемещаемыми и не скрепленными друг с другом, иногда их приходится отодвигать к стенкам • В помещении должно быть достаточно светло • Помещение должно быть достаточно звукоизолированно - иногда будет шумно • В помещение не должны проникать посторонние звуки • Дверь должна быть закрыта на время занятий • Оптимально, если есть возможность сидеть и рисовать на полу • Должна быть. возможность крепить ватман к стенам • Помещение должно быть проветриваемо Приложение № 6 Примерная структура каждого занятия (по Н.А.Сироте)
Приложение № 7
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.28 (0.009 с.) |