Техника испорченной пластинки 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техника испорченной пластинки



В ответ на нападение адресат формулирует емкую фразу, содер­жащую важное сообщение нападающему или манипулятору. Эта фраза должна быть такой, чтобы ее можно было повторить несколь­ко раз, не нарушая осмысленности разговора. В сущности, она долж­на даже несколько опережать разговор. Она должна содержать в се­бе то, к чему собеседники придут на третьем витке разговора. Они могли бы прийти к этому и на первом витке, если бы нападающий не был так взвинчен.

Допустим, женщина реша­ет для себя что-либо определенно, например: «Я не хочу сегодня об­суждать этот вопрос, потому что мне нужно заняться своими делами». Затем она просто заявляет об этом и продолжает повторять свою фразу, пока сообщение не дойдет до адресата. Нужно опасаться отвлечения на побочные темы, например: «Я учитываю то, что тебе сегодня удобно обсудить этот вопрос, но мне действительно нужно сделать свои дела».

В этой технике самообо­роны важна интонация. Как и в пластинке, которую «заело», фраза дол­жна произноситься каждый раз с одной и той же интонацией. В тоне голоса не должно появляться ни «металла», ни «яда». Техника испор­ченной пластинки использует также известное правило трех С - скажи три раза. Оно известно также как «правило британского старшины».

Правило британского старшины

1. Сначала скажите им, что именно вы собираетесь им сказать.

2. Потом скажите им то, что вы собираетесь им сказать.

3. Потом скажите им, что именно вы им сказали.

И тогда вас, может быть, услышат.

Упражнение

«Испорченная пластинка»

Цель. Знакомство с задачей нахождения емкой фразы, со­держащей в себе важное сообщение нападающему или манипулятору, которую можно было бы повторить не­сколько с одной и той же интонацией.

Инструкция. Сейчас нападающий будет обращаться к кому-либо с возмущенной фразой, а задача адресата - найти под­ходящую фразу, которую можно будет повторить не­сколько раз, не теряя нити разговора. Кто готов?

Упражнение обычно завершается обсуждением воз­можностей и ограничений данной техники. Главное ее ограничение - трудности в нахождении подходящей фразы. В целом же техника «работает», и это признают участники большинства групп.

Существует еще один интересный вариант освоения этой техники.

Упражнение

Заезженная пластинка (по С.Бишоп «Тренинг ассертивности», С-Пб., 2001 г).

Перед началом этого упражнения тренеру необходимо прочитать под­робную лекцию о технике «заезженной пластинки» — о дословных повторениях, изменении построения фразы с изменением ее смысла, совмещении содержания речи, ее звучания и языка тела, об эмпатии, разумном компромиссе и т. д. К тому же необходимо рассказать о раз­личных способах применения этой техники. В большинстве книг, по­священных уверенности, эта тема раскрывается достаточно подробно.

В данном упражнении тренеру придется в каждом случае играть роль «другого человека» и предельно твердо отстаивать его интере­сы, чтобы участники, тренирующиеся использовать технику «заез­женной пластинки», прошли хорошее испытание.

Цели. К концу этого упражнения участники:

• Вступят в противоборство (и, мы надеемся, успешно из него вый­дут) с чрезмерно упорным собеседником.

• Получат возможность потренировать или навык отказа и утверж­дения своих прав, или навык отстаивания своей точки зрения перед лицом убедительных либо сбивающих с толку аргументов.

Ресурсы. Копия «Материалов тренера». Время. Приблизительно 5 минут на каждого участника.

Метод

Шаг 1: Представление упражнения. Каждый, кто смотрит телеви­зионные интервью с политиками, несомненно видел технику «заез­женной пластинки» в действии. Какими бы убедительными, настой­чивыми или навязчивыми ни были репортеры, но если политик не хочет отвечать на вопрос, он просто снова и снова повторяет то, что он хочет донести до слуха публики, иногда изменяя построение фра­зы, но, по сути, говоря одно и то же, пока интервьюер не теряет надеж­ды добиться ответа и не переключается на другую тему.

Эта техника может использоваться для отказа в просьбе — чтобы сказать «Нет» или чтобы превратить отказ в тему для разговора (как в вышеприведенном примере). Также она может быть очень полезна для отстаивания своих прав. Например, если мы хотим, чтобы работа была выполнена вовремя, а ответственный за это человек приносит тысячу извинений и приводит сотню причин, в силу которых этого нельзя сделать, мы можем настаивать на своей просьбе/своем требо­вании, используя эту технику. Может случиться так, что данный че­ловек захочет нас оскорбить, или оспорить наше мнение, или высту­пить против движущей нами причины. Но и в этом случае при помо­щи техники «заезженной пластинки» мы сможем добиться хорошего эффекта, если хотим твердо стоять на своей позиции.

Люди, практикующие техники уверенного поведения, в скором времени обнаружат; что «заезженная пластинка» становится навы­ком, который помогает добиться результатов во многих ситуациях. Когда сталкиваются два человека, умеющих использовать данный метод, им обоим вскоре становится ясно, что нет смысла биться голо­вой о стену. Уверенные люди уважают уверенное поведение, когда они встречаются с его проявлениями, и будут готовы изменить тему (как показано в примере с интервьюером и политиком) или завершить переговоры с обоюдной выгодой.

Шаг 2: Объяснение упражнения. Иногда вы заранее знаете о си­туации, в которой придется применить технику «заезженной плас­тинки». И все же часто кто-то совершенно неожиданно просит вас о чем-то, в чем трудно отказать.

Это упражнение используется для того, чтобы проверить наличие навыка участников тренинга уверенности органично применять тех­нику «заезженной пластинки».

Вы (тренер) будете играть в каждом случае «другого человека» и анализировать навык каждого участника. Выбирая участников в слу­чайном порядке, вы будете изображать «трудного» собеседника, которому неудобно отказывать. Участникам предсто­ит применить свои навыки уверенного поведения и следить за тем, чтобы содержание и манера их речи сочетались с невербальными про­явлениями. Их задача — выдержать эту яростную атаку. Им следует помнить, что переговоры и/или разумный компромисс — основа их выбора.

ШагЗ: Начните упражнение. В порядке очереди выбирайте по од­ному участнику и выбирайте тему для вашего разговора (см. «Мате­риалы тренера»). Ведите себя настойчиво, приводите убедительные аргументы, можно даже перейти границу и прибавить столько давле­ния, сколько вам кажется необходимым для проверки навыков. Не позволяйте им соскользнуть с вашего крючка слишком легко.

Шаг 4: В конце каждого взаимодействия обращайтесь к остальной группе за их наблюдениями и конструктивной обратной связью. Да­вайте любые комментарии, как с позиции тренера, так и с позиции «другого человека» в разыгранном взаимодействии.

Шаг 5: Продолжайте упражнение до тех пор, пока каждый член группы не получит по крайней мере одну возможность отработать на практике необходимые навыки. Следите, чтобы все получили пози­тивный опыт во время упражнения.

Шаг 6: Подведите итоги и завершите упражнение разговором о его целях. Как и в любом другом случае тренировки навыков, ситуации из реальной жизни репетировать полезно. Тем не менее, в ней могут случиться всякие неожиданные повороты, когда нам придется само­утверждаться, четко доносить до собеседника свою точку зрения и осознавать наши потребности и чувства. Это упражнение является подготовкой к таким случайностям и, будучи лишь репетицией, име­ет преимущество обратной связи, которую можно получить у своих коллег в безопасной обстановке.

Материалы тренера

Перед проведением этого упражнения вам необходимо потренировать­ся придираться, изводить, настаивать, льстить, искушать, угрожать, уве­рять и т. д. Аналогия с политиком и репортером очень полезна для этого упражнения. Если вам необходимы примеры, позаимствуйте несколько идей из просмотренных вами телевизионных передач. Выбирайте участников в случайном порядке. Если это необходимо, объясняйте им условия, в которых разворачивается ваш диалог, или сра­зу начинайте разговор. Вы можете использовать свои собственные си­туации, подобранные специально для членов вашей группы. Например:

1. Попросите участника выбрать какую-либо тему, вызывающую у него сильные чувства. Его задачей будет избежать дискуссии с вами по этому вопросу. Ваша задача — вовлечь его в беседу на выбранную им тему. Также вы можете начать дискуссию на любимую тему собеседника и в ее ходе поставить под сомнение какой-нибудь аспект. Задача участника будет заключаться в том, чтобы отстоять свои взгляды.

5. Вы высказали замечание, которое участник счел оскорбительным. Он требует, чтобы вы извинились. Вы должны еще больше его разозлить, поддразнивая и подсмеиваясь над ним, и постараться от него избавить­ся, в общем, делать все, кроме требуемых извинений.

6. Ваша компания дала вам инструкцию: возвращать деньги за бракован­ные товары, но делать все возможное, чтобы избежать этого. У участни­ка есть только время его обеденного перерыва, чтобы успеть забежать к вам и вернуть некачественную продукцию. Он хочет получить обратно свои деньги, чтобы купить подобный продукт в любом другом месте.

7. Вы берете интервью и задаете участнику вопрос, который он находит бестактным и неуместным. Вам следует настаивать на том, чтобы полу­чить на него ответ. Участник должен дать вам понять, что он не готов от­вечать на этот вопрос.

8. Вы учитель. Участник - это родитель, ребенка которого испугали и обидели. Он хочет узнать, что конкретно будет предпринято в этой ситу­ации. Участник должен настаивать на своем праве узнать о том, что бу­дет сделано. Вы должны уходить от прямого ответа на вопрос.

9. Участник хочет узнать больше деталей о назначенном ему лечении. Вы, как лечащий врач, считаете, что ему не нужно знать подробностей свое­го состояния или лечения.

10. Участник одолжил вам электрическую дрель и хочет, чтобы вы ее вер­нули. Вы же, в свою очередь, одолжили ее кому-то еще, не получив на то согласия участника. Участник хочет, чтобы вы прямо сейчас вернули ему дрель. Вы пускаетесь на всевозможные уловки и приносите многочислен­ные извинения, чтобы только он не узнал, что дрели у вас нет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 918; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.006 с.)