Форма «Тренинг профессионального общения и развития профессионального самосознания» (ТПО) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма «Тренинг профессионального общения и развития профессионального самосознания» (ТПО)



Процедуры, практики, упражнения, направленные на развитие навыков специалиста как слушателя.

Практики, направленные на осознание и выработку индивидуального стиля деятельности.

Работа с индивидуальными запросами участников тренинга.

Форма «Деловые игры» Что такое деловые игры. Методы активного обучения и деловые игры. Эффек­тивность деловых игр. Возможности метода деловых игр. Деловые игры на производстве. Деловые игры в непро­изводственных областях. Методика конструирования деловых игр. Игровое целеполагание. Содержательное кон­струирование деловой игры: основа - объект (реальный или условный), определение данных объекта, выделение функциональной или технологической части объекта, на которой можно сосредоточить проработку поставленных задач. Упрощение - сохранение в действиях играющих квалификационного, организационного, технологического и морально-психологического соответствия реальной профессиональной деятельности при значительном сокра­щении трудоемкости данной деятельности в игре, упрощение обстановки и используемой информации. Тематиче­ский план. Выделение фрагментов (эпизодов) игрового процесса, определение ролей, ролевых функций. Структура игрового коллектива. Предварительное планирование деловой игры во времени. Техническое обеспечение игрово­го процесса. Проспект игры. Сценарный план (ход игры). Порядок и критерии оценивания. Послеигровые прора­ботки (ошибки и удачи, обобщения).

Форма «Метод "Мозгового штурма"» Метод "мозгового штурма" как способ коллективного продуцирования новых идей. Область применения. Развитие динамичности мыслительных процессов. Цели, задачи, проце­дура "мозговой атаки", условия и правила коллективного генерирования идей. Алгоритм "мозговой атаки":

1. Формулирование проблемы, обоснование задачи для поиска решения. Определение условий коллективной работы. Правила поиска решения, правила поведения. Формирование нескольких рабочих групп и экспертной группы. Разработка критериев оценки.

2. Тренировочная сессия. Задача этапа - помочь участникам освободиться от воздействия психологических барьеров, достичь психологического комфорта (правило: без оценок или признание ценность любого предложе­ния, др.).

3. "Мозговой штурм" поставленной проблемы - генерирование идей. Эксперт фиксирует предложения.

4. Отбор наилучших идей.

5. Сообщение о результатах. Обсуждение итогов работы группы. Обоснование отбора идей и признание их лучшими. Принятие коллективного решения. Рекомендации к внедрению.

Инструкция пользователю:

1 шаг - определение тем(ы). Выбор темы обычно зависит от актуальности той или иной проблемы, зна­чимости для респондента (учащихся, родителей, педагогов), собственной готовности ее развивать, степени ее (не)разработанности, пр. Предложенные в матрице темы могут быть актуальными для людей в возрасте от 8 до...ти лет, пока человек труд о- и жизнеспособен, делает выбор, принимает решение, воплощает нечто в жизнь и способен нести ответственность за результаты своей деятельности. Для детей более раннего возраста значимы другие, «домашние» темы, нежели те, что мы обозначили в исходной матрице.

2 шаг - выбор форм(ы). Выбирая форму, принимайте во внимание возраст респондента, его ведущую деятельность, потребности и ценности, уровень его развития. Безусловно, выбор соизмеряете со временем, затра­чиваемым для организации встречи в той или иной форме. Подумайте в каком месте и какое количество людей может встретиться. К примеру, ценностями подростка становятся верность, преданность, дружба, честность, кре­пость данного слова (ответственность «за базар»). Одной из самых значимых является потребность быть принятым в референтной группе. При этом потребность вести здоровый образ стоит на сто первом месте. Принятие другими людьми настолько значимо, что он готов поплатиться своим здоровьем. Т.о. рассказывать подросткам о вреде ПАВ - это равносильно сотрясанию воздуха. В этом возрасте любое поучение может быть воспринято как посяга­тельство на личный выбор. Может сделать с точностью до наоборот.

Тренинг, деловая игра - предполагают совместную деятельность, получение общего результата и персо­нального одновременно. Подросток только учится нести ответственность, а в случае неудачи ее (ответственность) можно разделить на всех - это менее травмирующая ситуация. Использование такой формы как тренинг или дело­вая игра соответствует ведущей деятельности подростков - деятельностное общение с себе подобными. Соответ­ствует девизу «Один за всех и все за одного», соответствует потребности быть принятым на равных (отношения регулирует ведущий). Не менее значима примерка различных социальных ролей. Тренинг и деловая игра позволя­ют в кратчайший срок сделать множество примерок.

Для проведения тренингов численность группы должна составлять 10-12 человек. В деловой игре могут принять участие от 20 до 100 и более человек. Подумайте, какое помещение нужно в том и другом случаях.

Мозговой штурм предполагает активизацию словесно логического мышления (мыследеятельность). Поду­майте, насколько это «по зубам» подростку, и в какой возрастной группе эта форма будет более актуальна.

3 шаг - выбор ячейки (ячеек) матрицы может проходить в различных направлениях.

Вариант 1: вы выбираете одну форму и несколько тем, разумно сочетающихся между собой. Например, в тренинге вы развиваете темы: личная сила, осознанность, ответственность, целенаправленность.

Вариант 2: вы выбираете одну тему и развиваете (проводите) ее в различных формах. Возможно, вы выбе­рете тему «Личная сила», организуете беседу с использованием метода «мозговой атаки», проведете тренинг лич­ностного роста, организуете клуб под названием «Личная сила»). Участие в разных формах деятельности способ­ствует поддержанию интереса подростка, а единая тема, озвученная неоднократно, «оседает» в его сознании как значимая.

Вариант 3: вы выбираете несколько тем и развиваете (проводите) их в различных формах.

4 шаг - создание своей рабочей матрицы. Принцип выбора темы, формы и ячейки тот же.

Логические уровни:

Уровни   Содержание  
  Миссия   Зачем я пришел в этот мир? Каково мое назначение?  
  Самоидентификация   Кто я? Чего я хочу?  
  Ценности     Что важного в том, что я хочу достичь? Что будет, когда я это достигну? Каковы мои идеалы?  
  Способности, возможности (расширение спектра способов)   Что я могу изменить? Что мне для этого нужно? Зачем я хочу это изменить?  
  Деятельность (действия, поведение: вербальное, невербальное)   Что и как я делаю? Зачем? Что имею? Как к этому отношусь?  
  Среда, социум, окружение (Я + мое окружение)   Кто я есть на самом деле? Какой я? Кто они? Какие они?  

Содержание

1 уровень «Среда, социум, окружение» предполагает определение темы, проблемы, адресность работы с учетом психологических особенностей возрастной группы. Эмоционально-волевая, мотивационная сферы лично­сти, ведущая деятельность, познавательное развитие, потребности, ценности, личностные или профессиональные смыслы, уровень духовного, морально-нравственного развития личности (или референтной группы) являются ос­новой для тщательной проработки замысла.

На 2 уровне «Деятельность» определяются направления и этапы деятельности, цели, задачи, методы работы на каждом этапе, прогнозирование желаемого результата, критерии. Все составляющие деятельности должны быть разум­но согласованы между собой. На каждом этапе происходит анализ, вносятся коррективы. Осознается собственная целе­направленность и степень ответственности за получаемые результаты.

На 3 уровне происходит расширение спектра способов реализации поставленных задач, выбор способов, адекватных ситуации.

4 уровень предполагает актуализацию ценностей, определяет смыслы выполнения той или иной деятель­ности адекватным способом.

5 уровень включает осознание собственной значимости (самоценности), в частности, в реализации обще­ственно полезной деятельности, развивающей различные способности личности.

На 6 уровне происходит укрупнение смыслов жизнедеятельности личности (личная сила).

Например: Вы объявляете тему или проблему и интересуетесь, насколько она значима для самих участни­ков собрания (семинара, тренинга, беседы, ОДИ, пр. - форму выбираете сами). Предлагаете участникам создать малые группы по 3-5 человек в каждой. Для активизации мыслительной деятельности участников уместны вопро­сы, которые можно адресовать малым группам. Примерный перечень вопросов; «В чем актуальность, значи­мость этой темы (проблемы)?», «Что может случиться, если проблема не будет решена?», «Что важного про­изойдет, когда проблема будет решена?» /4 уровень «Ценности»/. Такие вопросы изначально создают канву цен­ностей, которыми пронизаны все остальные уровни, задают определенную цель и значимость ее достижения. /Целенаправленность/.

«Что и в какой последовательности нужно сделать для того, чтобы цель была достигнута?», «Какие ре­зультаты мы можем получить, осуществляя деятельность?», «Кто ответственен за эти результаты?» - вопросы, от­носящиеся к 2 уровню «Деятельность». /Осознанность и Ответственность/

Оптимальные пути и способы деятельности, способствующие решению проблемы, может обозначить сама группа. Ведущий лишь направляет, задавая вопросы: «Как можно решить эту проблему?», «Какие способы реше­ния этой проблемы Вы знаете?», «Какие способы адекватны этой ситуации?» /З уровень «Способности»/, «В чем значимость выбора именно этого способа?» /4 уровень - «Ценности»/ /Креативность/

«Для кого значимы, кому нужны результаты, полученные нами? В ком / в чем эти результаты?» /I уро­вень/.

«Что важного, полезного /4/ в том, что, действуя 111 так, таким образом /З/, мы получим такие результа­ты?». Вопросы, подобные этим, позволяют определить значимость изменений (полезных или разрушительных), производимых нами в себе и окружающей среде. /Самоценность и ценность окружающей среды!

Вопросы, помогающие интегрировать весь процесс деятельности, способствующие осознанию значимости своего участия и степени ответственности: «Кто я 151, какими ценностями, убеждениями я руководствуюсь в сво­ей жизни /4/, в развитии каких способностей я заинтересован 131, как я могу действовать 111 и каких результатов, полезных для меня и моего окружения /I/ я могу достичь? «Так зачем я пришел в этот мир7 /б/» /Личная сила/

(По Т.С. Шевцовой)

Приложение № 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.008 с.)