ТОП 10:

Основные подходы к профилактике наркотической зависимости и других форм аддиктивного поведения.



1. Информационный подход. Информация может касаться особенностей восприятия, принципов экологичной критики, например, о типичных сексуальных затруднений и тревог подросткового возраста, словом, информация часто будет являться значимым комментарием психолога при рефлексии собственного опыта ребят. Подросткам трудно в группе проговаривать свои сексуальные затруднения, поэтому доверительная информация в таких случаях может играть роль превенции. В нашей программе мы будем опираться только на ту информацию, которая существует у учащихся по повод наркотиков. Увеличение и расширение информации не предполагается. Информация о наркотиках является фоном, но не фигурой нашей программы.

2. Подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении основывается на теоретической позиции о том, что употреблять наркотиче­ские вещества прежде всего начинают люди с недостаточно развитой эмо­циональной сферой, имеющие в структуре своего воспитания так называе­мый «запрет на эмоции» Аффективное обучение базируется на понимании того. что зависимость от наркотиков чаще развивается у личностей с труд­ностями в определении и выражении эмоций, имеющих так называемые интерперсональные факторы риска - низкую самооценку, неразвитую спо­собность сопереживания (эмпатию) и, в связи с этим, неумение накапли­вать не только собственный, но и чужой опыт переживаний и принятия решений в сложных стрессовых ситуациях. Кроме того, люди с неразвитой способностью открыто проявлять свои эмоции обычно не достаточно об­щительны, скованы в проявлении чувств, низко оцениваются сверстниками как эффективные коммуниканты и поэтому готовы любой ценой, даже по­средством приобщения к наркотизации, включиться в группу сверстников и быть там приняты.

3. Подход, основанный на влиянии социальных факторов основывается на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя началу наркотизации. С точки зрения этого подхода важнейшим фактором развития человека является социальная среда, как источник обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим подчёркивается важность социально-ориентированной интервенции, представляющей собой специальные программы для родителей или про­граммы, направленные на предотвращение социального давления наркоти­зирующейся среды сверстников. Предполагается тренинг устойчивости к социальному давлению сверстников и среды.

4. Подход, основанный на формировании жизненных навыков основывается на понятии об изменении поведения и использует методы поведенческой модификации и терапии. Две теории являются основой этого на­правления. Это - теория социального научения Бандуры и теория проблем­ного поведения Джессора. В данном контексте проблемное поведение под­ростка рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подра­зумевает помощь в достижении возрастных и личных целей. С этой точки зрения начальная фаза употребления наркотиков может быть попыткой демонстрации взрослого поведения, формой отчуждения от родительской дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, «инструментом» эксперимента, стремлением получить новый, ранее не познанный опыт, поиском удовольствия и расслабления, «открытием двери» в группу сверстников, может дать возможность стать участником субкультурального жизненного стиля, сигналом потребности в помощи в ситуациях конфликта, напряжения, давления со стороны соци­альной среды, актом отчаянья, ответом на неопределённые нарушения в психологическом и социальном развитии. Исследователи этого вопроса описывают большое количество таких субъективных мотивов и четко ус­танавливают один факт - употребление наркотиков становится основным фактором в поведении молодых людей. Именно поэтому они нуждаются в приобретении умений противостоять употреблению наркотиков, потому что они не компетентны в других формах социального «разговора» со сре­дой и рассматривают психоактивные вещества как часть среды.

На основе данной позиции разрабатываются программы жизненных навыков, которые заключаются в повышении у подростков устойчивости к различным социальным влияниям, в том числе и к употреблению наркоти­ков, повышении индивидуальной компетентности путём обучения лично­стным и социальным навыкам.

5. Подход, основанный на развитии альтернативной употреблению нар­котиков деятельности предполагает необходимость развития альтернатив­ных социальных программ для молодёжи, в которых могли бы быть в со­циально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск ост­рых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойствен­ные молодым. Данное направление является попыткой развития специфи­ческой активности с целью уменьшить риск употребления наркотиков. Выделяют четыре варианта программ, которые основываются на аль­тернативе модели злоупотребления наркотиками.

- Предложение специфической активности (например, путешествия с приключениями), которое вызывает волнение и предполагает преодоление различного рода препятствий среды.

- Комбинация возможности удовлетворения специфических для подростков потребностей (например, потребности в самореализации) со спе­цифической активностью (например, занятия творчеством или спортом).

- Поощрение участия подростков во всех видах специфической ак­тивности (разнообразные хобби, клубы и т.д.).

- Создание групп молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции. Результаты этих программ не свидетельствуют о явных успехах или неудачах. Однако данные программы особенно эф­фективны в группах высокого риска отклоняющегося и аддиктивного по­ведения.

6. Подход, основанный на укреплении здоровья. В настоящее время ук­репление здоровья является неким объединяющим понятием и представля­ет собой процесс «примирения» человека с окружающей средой. Он соче­тает в себе личный выбор и социальную ответственность за здоровье. Все­мирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического благополучия, а не только отсутствие болезни или физических недостатков. Однако это всеобъемлющее и идеалистическое определение иногда характеризуется как недостижимое и во многих случа­ях не типичное для большинства людей. В контексте укрепления здоровья это понятие рассматривается менее абстрактно. Основной упор делается на умение человека достигать своего оптимального состояния и успешно про­тивостоять факторам окружающей среды. С этих позиций здоровье рас­сматривается как источник благополучной повседневной жизни, а не как цель существования. Это - позитивная концепция, берущая за основу соци­альные, личностные и физические возможности человека.

Важной составляющей этой концепции является жизненная компе­тентность. Основной деятельностью программ укрепления здоровья явля­ется развитие здоровой личности, проявляющей здоровый жизненный стиль, влияющий не только на собственное благополучие человека, но и способствующий позитивным изменениям среды, социальной и культур­ной ситуации.

Развитие протекционных факторов, обеспечивающее реализацию всех основных подходов, предполагает «модульный» способ организации профилактики аддиктивного поведения, предложенный руководителем научно-практического семинара при ТГУ Доценко Е.Л.

«Модульный» способ предполагает, что существуют определённые личностные ресурсы, которые могут быть посто­янной основой превенции. «Модульный» способ предполагает развитие следующих личностных ресурсов: ответственности, осознанности, целенаправленности, самоценности, креативности, личной силы, ресурсы когнитивной сферы, аффиляцию (умение общаться с окружающими, социальную компетентность), эмпатию и т.д. Эти так называемые протективные факторы обеспечивают подросткам воз­можность не включаться в употребление психоактивных веществ, уходить в другие формы аддиктивного поведения, разрушающего подростка.

Приложение № 8







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.23.15 (0.004 с.)