Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные подходы к профилактике наркотической зависимости и других форм аддиктивного поведения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Информационный подход. Информация может касаться особенностей восприятия, принципов экологичной критики, например, о типичных сексуальных затруднений и тревог подросткового возраста, словом, информация часто будет являться значимым комментарием психолога при рефлексии собственного опыта ребят. Подросткам трудно в группе проговаривать свои сексуальные затруднения, поэтому доверительная информация в таких случаях может играть роль превенции. В нашей программе мы будем опираться только на ту информацию, которая существует у учащихся по повод наркотиков. Увеличение и расширение информации не предполагается. Информация о наркотиках является фоном, но не фигурой нашей программы. 2. Подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении основывается на теоретической позиции о том, что употреблять наркотические вещества прежде всего начинают люди с недостаточно развитой эмоциональной сферой, имеющие в структуре своего воспитания так называемый «запрет на эмоции» Аффективное обучение базируется на понимании того. что зависимость от наркотиков чаще развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих так называемые интерперсональные факторы риска - низкую самооценку, неразвитую способность сопереживания (эмпатию) и, в связи с этим, неумение накапливать не только собственный, но и чужой опыт переживаний и принятия решений в сложных стрессовых ситуациях. Кроме того, люди с неразвитой способностью открыто проявлять свои эмоции обычно не достаточно общительны, скованы в проявлении чувств, низко оцениваются сверстниками как эффективные коммуниканты и поэтому готовы любой ценой, даже посредством приобщения к наркотизации, включиться в группу сверстников и быть там приняты. 3. Подход, основанный на влиянии социальных факторов основывается на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя началу наркотизации. С точки зрения этого подхода важнейшим фактором развития человека является социальная среда, как источник обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим подчёркивается важность социально-ориентированной интервенции, представляющей собой специальные программы для родителей или программы, направленные на предотвращение социального давления наркотизирующейся среды сверстников. Предполагается тренинг устойчивости к социальному давлению сверстников и среды. 4. Подход, основанный на формировании жизненных навыков основывается на понятии об изменении поведения и использует методы поведенческой модификации и терапии. Две теории являются основой этого направления. Это - теория социального научения Бандуры и теория проблемного поведения Джессора. В данном контексте проблемное поведение подростка рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей. С этой точки зрения начальная фаза употребления наркотиков может быть попыткой демонстрации взрослого поведения, формой отчуждения от родительской дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, «инструментом» эксперимента, стремлением получить новый, ранее не познанный опыт, поиском удовольствия и расслабления, «открытием двери» в группу сверстников, может дать возможность стать участником субкультурального жизненного стиля, сигналом потребности в помощи в ситуациях конфликта, напряжения, давления со стороны социальной среды, актом отчаянья, ответом на неопределённые нарушения в психологическом и социальном развитии. Исследователи этого вопроса описывают большое количество таких субъективных мотивов и четко устанавливают один факт - употребление наркотиков становится основным фактором в поведении молодых людей. Именно поэтому они нуждаются в приобретении умений противостоять употреблению наркотиков, потому что они не компетентны в других формах социального «разговора» со средой и рассматривают психоактивные вещества как часть среды. На основе данной позиции разрабатываются программы жизненных навыков, которые заключаются в повышении у подростков устойчивости к различным социальным влияниям, в том числе и к употреблению наркотиков, повышении индивидуальной компетентности путём обучения личностным и социальным навыкам. 5. Подход, основанный на развитии альтернативной употреблению наркотиков деятельности предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ для молодёжи, в которых могли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск употребления наркотиков. Выделяют четыре варианта программ, которые основываются на альтернативе модели злоупотребления наркотиками. - Предложение специфической активности (например, путешествия с приключениями), которое вызывает волнение и предполагает преодоление различного рода препятствий среды. - Комбинация возможности удовлетворения специфических для подростков потребностей (например, потребности в самореализации) со специфической активностью (например, занятия творчеством или спортом). - Поощрение участия подростков во всех видах специфической активности (разнообразные хобби, клубы и т.д.). - Создание групп молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции. Результаты этих программ не свидетельствуют о явных успехах или неудачах. Однако данные программы особенно эффективны в группах высокого риска отклоняющегося и аддиктивного поведения. 6. Подход, основанный на укреплении здоровья. В настоящее время укрепление здоровья является неким объединяющим понятием и представляет собой процесс «примирения» человека с окружающей средой. Он сочетает в себе личный выбор и социальную ответственность за здоровье. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического благополучия, а не только отсутствие болезни или физических недостатков. Однако это всеобъемлющее и идеалистическое определение иногда характеризуется как недостижимое и во многих случаях не типичное для большинства людей. В контексте укрепления здоровья это понятие рассматривается менее абстрактно. Основной упор делается на умение человека достигать своего оптимального состояния и успешно противостоять факторам окружающей среды. С этих позиций здоровье рассматривается как источник благополучной повседневной жизни, а не как цель существования. Это - позитивная концепция, берущая за основу социальные, личностные и физические возможности человека. Важной составляющей этой концепции является жизненная компетентность. Основной деятельностью программ укрепления здоровья является развитие здоровой личности, проявляющей здоровый жизненный стиль, влияющий не только на собственное благополучие человека, но и способствующий позитивным изменениям среды, социальной и культурной ситуации. Развитие протекционных факторов, обеспечивающее реализацию всех основных подходов, предполагает «модульный» способ организации профилактики аддиктивного поведения, предложенный руководителем научно-практического семинара при ТГУ Доценко Е.Л. «Модульный» способ предполагает, что существуют определённые личностные ресурсы, которые могут быть постоянной основой превенции. «Модульный» способ предполагает развитие следующих личностных ресурсов: ответственности, осознанности, целенаправленности, самоценности, креативности, личной силы, ресурсы когнитивной сферы, аффиляцию (умение общаться с окружающими, социальную компетентность), эмпатию и т.д. Эти так называемые протективные факторы обеспечивают подросткам возможность не включаться в употребление психоактивных веществ, уходить в другие формы аддиктивного поведения, разрушающего подростка. Приложение № 8
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.74.192 (0.009 с.) |