Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа развития временной перспективы и способности к целеполаганию.



(Руководство практического психолога - психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. Дубровиной И. М., 2000,

автор программы Н.Н.Толстых.)

Мы выбрали для излагаемой ниже программы такие психотехнические приемы, которые не имеют прямого отношения к содержанию целей, ценностей, но только к тому, как помочь человеку осознать то, к чему он сам стремится, придать этим целям реальную побудительную силу.

Вначале необходимо сформировать соответствующую мотивацию для последующих занятий. Дело в том, что краткий агитационный рассказ о том, как важны целеполагание и временная перспектива, далеко не всегда будет достаточным. Наш опыт свидетельствует о том, что старшеклассники, в особенности юноши, для которых подобный тренинг, может быть, даже более важен, чем для девушек, первоначально относятся к необходимости тратить время на подобную работу весьма скептически. Многое на этом этапе зависит, с одной стороны, от самого психолога, его персональных возможностей и способности убедить в чем-то юношескую аудиторию, а с другой — от того, в контексте какой более широкой деятельности будет проходить этот тренинг: одно дело, если он будет частью систематических занятий по психологии (типа школьных уроков или кружка), другое дело, если это будет фрагментом каких-то психотерапевтических (индивидуальных или групповых) занятий. Однако в любом случае вначале полезно просто рассказать старшеклассникам о том, какую важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют такие, на первый взгляд кажущиеся эфемерными, образования, как цели, представления о будущем и т.п.

Сейчас появилось множество книг, статей в журналах и газетах, содержащих рецепты, которые помогут вам стать знаменитым, добиться успеха в жизни, быть счастливым, наконец. И везде в тройке самых важных — «определи свою жизненную цель»:

— Следуй строго к поставленной цели, Учись ее находить. — Не предавайся бесплодным мечтаниям.

— Разрабатывай конкретные планы на будущее и т.д. и т и. Самую, пожалуй, радикальную позицию в этом вопросе предлагает Максуэлл Мольц. Его книгу хорошо использовать на первом, «мотивирующем» этапе работы. Знаменитая «психокибернетика» Мольца основывается на следующем тезисе: «Человеческий мозг и вся нервная система действуют целенаправленно, в соответствии с принципом осуществления личностных целей. Они функционируют как великолепный, «направленный на заданную цель механизм», как своего рода внутренняя автоматическая система наведения, которая работает на вас, как «механизм успеха» или «механизм неудач», в зависимости от того, как ВЫ, оператор, управляете им и какие устанавливаете ему цели». Стремление к позитивной целидля Мольца — ключ к счастливой жизни: «Как уже говорилось выше, человек — существо, которое всегда стремится к какой-нибудь цели; он живет нормально и естественно, когда сориентирован на определенную цель. Состояние счастья и есть признак нормальной, естественной жизнедеятельности. Когда человек действует целенаправленно, он обычно чувствует себя сравнительно счастливым».

Почему концепция М.Мольца представляется особенно привлекательной для работы со старшеклассниками? Дело в том, что существует устойчивый стереотип, который связывает слова «цель», «план» со скучной, неинтересной и часто бесплодной работой, направленной на их достижение, когда, собрав всю свою волю и отодвинув все, что тебе в жизни приятно и интересно, ты должен в поте лица реализовывать этот план или цель. Так вот, Мольц настаивает на прямо противоположном, на том, что в действительности достигнуть цели можно, напротив, лишь расслабившись, забыв про волевые усилия, которые только вредят. Если цель ясна и сильна, она будет действовать сама. Он ссылается при этом на знаменитого американского психолога Уильяма Джемса, который еще в 1899 году писал, что современный чело- век слишком напряжен, озабочен и тревожен и что существуют лучшие и легкие пути. «Если мы хотим, — говорилось в статье Джемса «Заповеди расслабления», — чтобы результаты наших волевых усилий и способностей к формированию и восприятию идей были более плодотворны, разнообразны и эффективны, мы должны научиться освобождать их от тормозящего влияния наших долгих размышлений и эгоистической озабоченности результатами. Подобно другим навыкам, такая привычка может быть сформирована. Предусмотрительность, чувство долга, забота о собственных интересах - все эти качества и чувства, конечно же, играют определенную роль в жизни. Однако, по возможности, приберегите их для тех случаев, когда вами принимаются общие решения и планы, и не подпускайте их к деталям. Когда решение принято и необходимо приступить к исполнению, отбросьте всякую ответственность за исход дела. Другими словами, растормозите свои интеллектуальный и практический меха­низмы, позвольте им действовать свободно и непринужденно, и они послужат вам вдвойне».

Можно также воспользоваться простой физической метафо­рой, предлагаемой А. Роббинсоном. Попросите юношей и деву­шек встать, поставить ноги на ширине плеч, руки вытянуть вперед параллельно полу. Затем повернуться всем корпусом назад и зафиксировать взглядом на стене то место, до которого удалось повернуться. Вернуться в исходное положение. Закрыть глаза. Представить себе, что в следующий раз вы сможете повернуть свой корпус значительно дальше. А затем, открыв глаза, попробовать вновь повернуться. Сравнивая то место в про­странстве, в котором вы теперь оказались, с мысленной отметкой на стене, зафиксировавшей ваш прежний поворот, можно нагляд­но убедиться в реальной силе воздействия поставленной перед собой цели.

Итак, задача первого этапа работы - показать старшеклассникам (с помощью вышеприведенных аргументов или каких-либо других) чрезвычайную значимость определения собствен­ных жизненных целей, убедить их в том, что, предстоящий тренинг даст им в руки такие психологические «инструменты», которые позволят им стать в жизни не неудачниками, а побе­дителями, научат пользоваться всеми своими лучшими, сильными сторонами для того, чтобы достигать этих целей.

Прежде чем перейти к описанию следующего этапа работы, сделаем одно важное замечание. Существенным элементом всех излагаемых ниже психотехник является фиксация на бумаге того, что так или иначе проигрывается в ментальном плане, - обычно это какие-то записи, иногда рисунки, которые должны делать старшеклассники. Десятилетия назад существовала целая культуpa ведения дневников. По существу, психология юношеского возраста в первой четверти века начиналась именно с изучения этих дневниковых записей, но, анализируя их содержание, психологи не всегда обращали внимание на важное психотехни­ческое значение этого занятия. А ведь именно фиксация на бумаге мыслей, фантазий, планов на будущее придавала этой игре воображения огромную развивающую силу. Сейчас эта культура практически ушла, но, возможно, именно специальный психологический тренинг сможет в какой-то степени восполнить образовавшийся пробел.

Все то, что будет сейчас описано, можно делать самому, в оди­ночестве, и тогда психолог будет выступать в качестве инструк­тора, консультанта, советчика, который в зависимости от общего контекста деятельности может либо последовательно вводить эти психотехнические упражнения, либо дать их сразу, а затем, по мере необходимости, обсуждать с молодыми людьми отдельные этапы, возникающие вопросы, трудности. Но возможна, как показывает наш опыт (6), и коллективная форма работы.

Так как же ответить на самый главный и самый, как ни странно, трудной вопрос - него ты хочешь? Как научиться формулировать свои цели? Как фиксировать это в своем созна­нии? Кратко можно ответить так: надо мечтать, но делать это очень сосредоточенно. Чтобы от­ветить подробнее, полезно обратиться к нижеследующим психо­логическим упражнениям и техникам. Итак:

1. Возьмите карандаш и бумагу. Устройтесь поудобнее, там, где вы чувствуете себя максимально комфортно. А теперь постарайтесь, не ставя себе никаких (!) ограничений, нарисовать свою будущую жизнь - так, как вы хотели бы, чтобы она сложилась, с теми дорогами, по которым вы хотели бы пройти, с теми вершинами, на которые вы хотели бы взойти.

Начните со списка того, о чем вы мечтаете, кем хотите стать, каким хотите стать, где жить, чем заниматься, что иметь. Сосре­доточьтесь и в течение 10-15 минут заставьте свой карандаш беспрерывно работать. Где только можно, сокращайте слова и переходите к следующему желанию. Чувствуйте себя королем, дайте волю своему воображению, отбрасывайте ограничения. Если какие-то сомнения, ограничения все же будут приходить вам в голову, представьте себе мысленно, что вы их выводите с поля, удаляете с ринга.

Записывая то, чего вы хотели бы в результате достичь, сле­дуйте таким правилам:

1) формулируйте свои мечты в позитивных терминах, не пи­шите, чего бы вы не хотели, но только то, к чему вы стре­митесь;

2) будьте предельно конкретны: постарайтесь ясно представить себе, как это выглядит,как пахнет, как звучит, каково на ощупь; - чем сенсорно богаче ваше описание, тем более оно задействует ваш мозг для достижения цели;

3) постарайтесь составить ясное представление о результате:

что именно будет, когда вы достигнете своей цели, что вы будете тогда чувствовать, что и кто будет вас окружать, как это будет выглядеть, как вообще узнать, что вы достигли того, к чему стремились;

4) важно формулировать такие цели, достижение вторых в принципе зависит от вас; не надо рассчитывать на то, что кто-то что-то должен сделать и тогда все будет хорошо; то, к чему вы стремитесь, должно принадлежать вам, исходить от вас, быть вашим;

5) спроецировав в будущее последствия ваших сегодняшних

целей, подумайте, не нанесут ли они ущерба другим людям:

ваши результаты должны приносить пользу и вам и другим,

они должны быть «экологически чисты».

Эти пять правил надо помнить и учитывать и при дальнейшей работе.

На данном этапе можно воспользоваться и другим весьма эффективным приемом - рисунком. Предложите старшеклассни­кам представить себе всю свою будущую жизнь как художе­ственный фильм, в котором каждый из них играет главную роль, являясь одновременно и сценаристом, и режиссером, и директором картины. При этом каждый волен выбирать, о чем будет этот фильм, какие будут действовать в нем персонажи, где будут происходить события. Начать работу над этим фильмом следует с того, что нарисовать на бумаге портрет героя будущего фильма. или иными словами, автопортрет. Но это должен быть не портрет себя сегодняшнего, а портрет себя такого, каким хотелось бы стать. Такой эскиз к фильму можно сделать и в технике коллажа, используя белую и цветную бумагу, старые газеты и журналы и т.п. Достоинством рисунка- является не только то, что он непосредственно задействует сенсорику, но и то, что для большинства старшеклассников рисование - далеко не привычное рутинное занятие (некоторые признаются, что не рисовали с детства), а эмоционально заразительное, как бы даже сбивающее привычные стереотипы, действие, позволяющее максимально растормозиться, снять барьеры, дать волю воображению.

2. На следующем этапе следует просмотреть составленный ранее список, присмотреться к нарисованному портрету и опреде­лить, в какой временной сетке вы работаете. Хотите ли вы все то, о чем написали, иметь уже завтра или, напротив, ваши цели относятся к весьма отдаленному будущему. Соответственно в первом случае надо подумать о дальней перспективе, а во втором - о ближайших целях, планах, шагах. Важно иметь ясное представление и о первом шаге и о последнем.

3. Теперь из всего того, о чем вы написали, выберите четыре самых важных на этот год цели. Выберите то, что в случае реа­лизации, достижения цели доставит вам самое большое удоволь­ствие, то,что вас больше всего волнует.

Выпишите эти 4 цели.

А затем напишите, почему вы точно уверены, что это для вас так важно. Дело в том, что вы можете добиться всего, чего угод­но, если у вас есть для этого серьезные внутренние основания, уверенность в необходимости достижения определенной цели, результата. Эти основания отличают просто интерес от субъек­тивной необходимости, обязательности этого достичь. Если вы точно знаете, почему нечто так важно для вас, ты вы найдете, как к этому прийти. В этом смысле «почему» намного важнее, чем «как».

4. Теперь, когда составлен список из четырех главных, ключе­вых целей, необходимо вновь просмотреть их через призму сфор­мулированных выше правил, иными словами уточнить:

- сформулирована ли каждая цель в позитивных терминах;

- конкретна ли эта формулировка;

- есть ли ясное представление о результате;

- подконтрольно ли достижение этой цели вам лично и, наконец;

- насколько ваша цель этически, «экологически» чиста.

Если появится необходимость что-то исправить, надо эти ис­правления внести.

5. Теперь составьте список тех необходимых для достижения целей ресурсов, которыми вы уже обладает.

Опишите, что у вас уже есть - это могут быть какие-то черты характера, друзья, которые вас поддержат и вам помогут, финансовые ресурсы, уровень вашего образования, ваша энергия, наконец, время, которым вы располагаете и т. п. Ведь перед каждой конструктивной работой - собираетесь ли вы строить дом или лепить пельмени, надо точно знать, какие есть в наличии материалы и инструменты. Точно так же для того, чтобы скон­струировать такое видение будущего, которое наполнило бы вас силой и энергией, необходимо иметь ясное представление о том, что вы имеете.

6. Когда вы это сделали, попробуйте припомнить те случаи из своей жизни, когда вы чувствовали, что достигли успеха. Это не обязательно должно быть какое-то очень важное событие. Это может быть все, что угодно, от удачного ответа на уроке, до вечера, проведенного с друзьями. Какие из вышеперечисленных ресурсов вы тогда использовали максимально эффективно?

Припомните 3-5 таких случая. Запишите их, зафиксируйте на бумаге, что вы тогда делали, какие свои качества, возможности, ресурсы вы использовали. Что вообще это была за ситуация, в которой вы чувствовали, что добились успеха?

7. После этого опишите, каким человеком вы должны были бы быть, чтобы достигнуть своих целей.

Может быть, следовало бы быть более собранным, дисципли­нированным, а быть может, напротив, более раскованным, спонтанным. Может быть, вы хотели бы научиться лучше распоряжаться своим временемили повысить свою самооценку. Подумайте и заполните такими записями о своей личности, как минимум, одну страницу.

8. А теперь в нескольких тезисах сформулируйте, что препятствует иметь все то, о чем вы мечтаете, к чему стремитесь, прямо сейчас.

Что конкретно вам мешает? Что вас ограничивает? Возмож­но, вы не умеете планировать ваше время. Или план есть, но вы никак не можете приступить к его реализации. Может быть, вы делаете слишком много дел одновременно, а может быть, на­против, чрезмерно сосредоточены на чем-то одном и упускаете остальное. Может быть, вы просто боитесь, что у вас ничего не получится? Вспомните, бывало ли так раньше в вашей жизни, что вы изначально представляли себе самый плохой исход какого-то дела и именно поэтому за него вообще не брались.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.022 с.)