Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельность и общение подростков

Поиск

Если для младшего школьного возраста учебная деятельность является ведущей, то для школьников среднего возраста (подростка) в качестве ведущей выступает общественно полезная деятельность в разнообразных формах, в русле которой и интимно-личностное общение со сверстниками, и очень важное общение с представителями другого пола.

Исследованием общественно полезной деятельности 60-80-е годы 20-го века в нашей стране занимался Д. И. Фельдштейн, который отнес эту деятельность подростков к ведущему типу. В качестве отправных положений для исследования выступали следующие:

- во-первых, способность подростков осознавать свои растущие возможности, которые дают основание реализовать потребность в самостоятельности;

- во-вторых, развитие у подростков ориентированности в нормах человеческих отношений.

Д. И. Фельдштейн показал, что подростки стремятся утвердить и раскрыть себя в реальных отношениях общественно полезной деятельности.

Как оказалось в связи с переустройством государственной системы с 1991 года, потребность в общественно полезной деятельности не исчезла – она является потребностью возраста и прямо не зависит от государственной системы.

Для подростков 70-80-х годов было значимым участи в радиофикации школы, озеленении территории, труде в ученических производственных бригадах, строительных отрядах, лагерях труда и отдыха. Подростки 90-х годов участвовали в социально-полезной деятельности по оказанию помощи престарелым жителям окрестных поселков. Они убирали в домах, чинили заборы, работали на огородах у пожилых одиноких людей. Делали это добровольно, не на случайном порыве, а систематически. В наше время подросток получил новую мотивацию для участия в трудовой деятельности – это возможность заработать деньги.

Именно в отрочестве многие подростки испытывают потребность в профессиональном самоопределении, желании найти свое место в жизни. Подросток начинает с нарастающим интересом присматриваться к многообразию профессий. Осуществляя предварительный выбор, он оценивает разные виды деятельности с точки зрения своих интересов и склонностей, а также с точки зрения общественных ценностных ориентаций. Здесь важно вовремя увидеть склонности подростка и поддержать его. В настоящее время ситуация складывается таким образом, что любой труд оценивается как общественно значимый. Поэтому важно правильно сориентировать подростка на качество труда и ответственное отношение к результату труда. Подростки обычно участвуют во многих разнообразных видах деятельности: в учебно-образовательном труде, в общественно-политической жизни, в организаторском труде, в общественно полезной работе и т. п.

По объему затрачиваемого времени подросток в современных условиях занят в наибольшей мере учебой, если он, конечно, учится. Но учение, сохраняя актуальность, по психологической роли не является теперь ведущей деятельностью для подавляющего числа школьников. Подростки, стремясь занять значимое место среди людей, выходят за рамки учебной деятельности, которая выступает для них как неукоснительная обязанность возраста, и ищут применения себе в межличностном общении по поводу разнообразных значимых для них дел (В. С. Мухина, 1999). Сюда входят физическая культура, совместный физический труд, направленный на изготовление рукотворных предметов; совместная интеллектуальная деятельность. Общение пронизывает всю жизнь подростков накладывая отпечаток и на учение и на внеучебные занятия, и на отношения с родителями, учителями. Общаясь со сверстниками, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения и вырабатывают критерии оценки себя и других. По мнению И. Ю. Кулагиной (2001), ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение.

Наиболее содержательное и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба – сложное, частое противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать, становится своеобразным психотерапевтом. Если же друг проявит невнимание, вполне возможен разрыв отношений. И тогда подросток, чувствует себя одиноким, снова будет искать идеал.

В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость.

Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. В подростковых объединениях стихийно формируются свои кодексы чести. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т. п. Если подросток подвел, предал, бросил, он может быть избит, ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве. Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы. Перечисленные отроческие ориентации в общении, конечно же в целом совпадают с ориентациями взрослых. Однако оценка поступков сверстников идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых.

При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого «Мы» начинают носить одного стиля и вида одежду, используют сленговую речь. Подростки пользуются сленгом в классе, в спортивных группах, во дворах домов, а также диффузных неформальных объединениях под сленговыми названиями (панки, металлисты, хиппи, фашисты и др.).

Для отрочества большое значение имеет обретение друга. Друг в подростковом возрасте обретает особую ценность. Подростковая дружба, начавшись в 11, 12, 13 лет, постепенно переходит в юношескую. По большей части следы возвышенных отношений и совместных стремлений к совершенствованию остаются в душе взрослого на всю жизнь. В подростковом возрасте появляется также интерес к противоположному полу. Возникает желание нравиться, а в связи с этим интерес к собственной внешности. Возникающий интерес к другому полу у младших подростков проявляется вначале специфически – «в задирании» девочек, которые жалуются на мальчиков, но не обижаются. Позже отношения меняются: теряется непосредственность, появляется скованность, робость.

У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым. Привязанность к сверстнику другого пола может быть сильной, ей придается большое значение. Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных эмоций. В 14-15 лет между мальчиками и девочками появляются более романтические отношения они начинают писать друг другу записки, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в театры, на концерты, дискотеки и т. д. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. Подростки начинают заниматься самовоспитанием. Первое чувства влюбленности оказывают на юную душу столь сильное воздействие, что многие люди уже в зрелые годы вспоминают именно эти чувства и предмет сердечной склонности.

 

Подводя итоги особенностей развития человека в подростковом возрасте, можно отметить, что главной задачей отрочества являются формирование нового уровня самопознания, а также самоопределение в сферах общественных ценностей, общения людей. Остальные задачи развития вторичны по отношению к вышеперечисленным:

1) освоение «нового тела», физиологическая и психологическая полоидентичность;

2) развитие абстрактного мышления;

3) приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола;

4) становление новых, более независимых отношений в семье: уменьшение эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке;

5) выработка жизненной философии, системы ценностей;

6) постановка задач будущего (семья, карьера, образование) в связи с решением вопроса: «На что я годен?».

 

Контрольные вопросы

1. Какое влияние на психическое развитие подростка оказывают семья, школа?

2. Назовите внешние и внутренние (биологические и психологические) предпосылки возникновения кризиса 13 лет.

3. Какие новообразования личности появляются в подростковом возрасте?

4. Особенности развития высших психических функций у подростков (мышления, внимания, памяти, воображения).

5. Психологические особенности трудовой деятельности в подростковом возрасте.

6. Общение со сверстниками как потребность и значимая деятельность.

 

Темы рефератов

1. Учебная деятельность в подростковом возрасте.

2. Увлечения подростков.

3. Личностная нестабильность и подростковые проблемы.

4. Восприятие музыки подростками.

5. Общение со сверстниками противоположного пола.

6. Противоправное поведение подростков.

7. Формирование психологической культуры личности подростка.

8. Алкоголизм и наркомания в подростковом возрасте.

 

 

Рекомендуемая литература

Возрастная и педагогическая психология (Под ред. М. В. Гамезо и др. – М., 1984.

Кулагина И.Ю, Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., 2001.

Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1999.

Попова М.В. Психология растущего человека. М., 2002.

Психологический словарь-справочник. (Под ред. М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович) М., 2001.

Рабочая книга школьного психолога (Под ред. И. В. Дубровиной) М., 1991.

Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. Психологический справочник учителя. М., 1991.

 


Глава 8

Юношеский возраст

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 838; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.211 (0.008 с.)