Познавательное развитие младшего школьника



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познавательное развитие младшего школьника



 

Специфика мышления

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции. Однако это еще не формально-логические операции, рассуждать в гипотетическом плане младший школьник еще не может. Операции, характерные для этого возраста, Ж.Пиаже назвал конкретными, поскольку они могут применяться только на конкретном, наглядном уровне.

Само школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. Образное начало все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности, во всяком случае, при освоении основных школьных дисциплин. Это соответствует возрастным тенденциям развития детского мышления.

В процессе обучения у младших школьников, на основе житейских понятий, формируются научные понятия. Научное понятие - одна из форм отражения мира в мышлении, с помощью которой познается сущность явлений, процессов, обобщаются их стороны и признаки. Оказывая важное влияние на становление словесно-логического мышления, они не возникают на "пустом месте". Для того, чтобы усвоить научные понятия, дети должны иметь достаточно развитые житейские понятия-представления, приобретенные в дошкольном возрасте на основе собственного опыта ребенка. Житейские понятия - это нижний понятийный уровень, научный - верхний, высший, отличающийся осознанностью и произвольностью.

Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного, или теоретического мышления. В последние годы психологами, работающими под руководством В.В. Давыдова исследовалось мышление младших школьников. Ими было выделено два типа мышления - эмпирическое и теоретическое. Теоретическое мышление характеризуется рядом взаимосвязанных компонентов. К ним относятся:

рефлексия - осмысление ребенком собственных действий и их соответствия условиям задачи;

анализ содержания задачи с целью выделения принципа или всеобщего способа ее решения, который затем переносится на целый класс подобных задач;

внутренний план действий, обеспечивающий их планирование и выполнение действий "в уме".

Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки предметов, а на внутренние существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучения.

Существуют различные типы развивающего обучения. Одна из систем обучения, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, дает значительный развивающий эффект. В начальной школе дети получают знания, в которых отражаются закономерные отношения объектов и явлений; умения самостоятельно добывать такие знания и использовать их при решении разнообразных конкретных задач; навыки, проявляющиеся в широком переносе освоенного действия в разные практические ситуации. В результате теоретическое мышление в своих начальных формах складывается на год раньше, чем при обучении по традиционным программам.

Развитие других психических функций зависит от развития мышления.

 

Восприятие

Хотя элементы произвольности в восприятии есть у ребенка дошкольного возраста, восприятие младшего школьника первоначально носит непроизвольный характер. Учащиеся еще не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет, наглядное пособие.

Восприятие младшего школьного возраста определяется прежде всего особенностями самого предмета, дети замечают в предметах не главное, существенное, а то, что ярко выделяется (окраску, величину, форму и т.д.) Процесс восприятия, особенно в начале обучения, ограничивается узнаванием и последующим называнием предмета. Эти особенности развития восприятия показаны в исследовании Е.И. Игнатьева по изобразительной деятельности детей данного возраста.

В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры. Для того, чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учителю необходимо проводить специальную работу, обучая его наблюдению.

Если для дошкольников характерно анализирующее восприятие, то в заключительной фазе младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами. А. Бине и В. Штерн называли стадию восприятия рисунка в возрасте 2-5 лет стадией перечисления, а в 6-9 лет - стадией описания. Позже, после 9-10 лет, целостное описание картины дополняется логическим объяснением изображенных на ней явлений и событий (стадия интерпретации). Несмотря на то, что в этот период большое значение имеет наглядно-образное мышление, непосредственно воспринимаемое ребенком не мешает ему рассуждать и делать правильные выводы.

 

Память младшего школьника

Память у детей данного возраста развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный им в игровой форме. Как показывают исследования А.А. Смирнова, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьева, дети без особых усилий запоминают материал, с которым они могут действовать. К III классу непроизвольное запоминание становится более продуктивным.

Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запомнить материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

Младшие школьники, так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически зазубривают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить целый ряд мнемических приемов, рациональных способов запоминания. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время мнемонической деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными.

Исследования А.А. Смирнова показывают, что дети данного возраста могут пользоваться такими мнемическими приемами, как деление текста на смысловые части (обычно придумывание к ним заголовков, составление плана), прослеживание основных смысловых линий, выделение опорных пунктов или слов, возвращение к уже прочитанному в тексте для уточнения содержания, воспроизведение вслух или про себя, а также рациональные приемы заучивания наизусть. Однако без специального обучение далеко не все дети начинают ими пользоваться самостоятельно, необходима помощь педагога.

 

Внимание

Преобладающим видом внимания в младшем школьном возрасте в начале обучения является непроизвольное, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. Реакция на все новое, яркое необычайно сильна в этом возрасте. Ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Возникающие в сознании ребенка образы, представления вызывают сильные переживания, которые оказывают тормозное влияние на мыслительную деятельность.

В учебной деятельности развивается произвольное внимание. Первоначально следуя указаниям учителя, работая под его постоянным контролем, он постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно - сам ставит цель и контролирует свои действия. Контроль за своей деятельность и есть, собственно, произвольное внимание ученика.

Внимание младшего школьника отличается небольшим объемом, малой устойчивостью - они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут (в то время как подростки - до 45-50 минут). Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного материала на другое. Так, отсутствие распределения внимания при чтении по слогам приводит к тому, что ребенок не понимает смысл читаемого, так как он все свое внимание сосредоточивает на процессе чтения.

Внимание младшего школьника отличается большой неустойчивостью, легкой отвлекаемостью. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младшего школьника преобладает возбуждение над торможением. При однообразной работе быстро наступает утомление, у детей наблюдается запредельное торможение. Поэтому учитель должен разнообразить виды деятельности учащихся.

Одной из особенностей внимания младшего школьника, которую также необходимо знать и учитывать педагогу, является то, что дети не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой. Постепенно, при правильной организации учебного процесса, совершенствуется и данное качество внимания: при необходимости учащиеся свободно переходят от одних действий к другим.

Н.Ф. Добрыниным установлено, что внимание младших школьников бывает достаточно сосредоточенным, когда учащиеся полностью заняты работой, требующей от них максимума умственной и двигательной активности. Внимание учащихся зависит и от доступности учебного материала. Они с увлечением работают над тем, что может быть и трудно, но выполнимо, что может показать наличие каких-то достижений.

 

Воображение

Основное направление в развитии детского воображения - это переход к все более правильному и полному отражению действительности на основании соответствующих знаний. С возрастом реализм детского воображения усиливается. Это обусловлено накоплением знаний и критичностью мышления.

Воображение младшего школьника на первых порах характеризуется незначительной переработкой имеющихся представлений. Лишь ко II – III классу у детей появляется творческая переработка представлений.

Характерной особенностью воображения младшего школьника является опора на конкретные предметы. Так, при чтении или рассказывании ребенок опирается на картинку, на конкретный образ. Постепенно в процессе учебной деятельности на первое место начинает выступать опора не на предмет или действие, а на слово, которое дает возможность мысленно создать этот образ.

Развитие образов воображения у учащихся младших классов изучали А.Я. Дудетский и Д.Д. Алхимов. На основе словесных описаний незнакомых предметов дети выполняли рисунки соответствующих объектов. Исследования показали, что у детей первого класса образы носят схематический характер. В рисунке изображается только внешний контур объекта, опускается многие подробности и прежде всего детали, связанные с отображением действия объекта. Учащиеся II – III классов включают в среднем на 2 – 3 признака больше, чем первоклассники.

Число признаков, которые включаются в воссоздаваемый образ, несколько увеличивается от класса в классу. Но, отражая только отдельные яркие признаки, учащиеся не отражают скрытые существенные признаки и взаимосвязи между ними.

 

Контрольные вопросы

1. Совершенствование мышления и его роль в развитии познавательной сферы младшего школьника.

2. Особенности восприятия младшего школьника.

3. Основные направления в развитии внимания и памяти в младшем школьном возрасте.

4. Специфические особенности воображения, его роль в формировании абстрактного мышления у школьников.

 

Темы рефератов

1. Значение младшего школьного возраста для интеллектуального развития детей.

2. Стимулирование умственного развития младших школьников

3. Причины неуспеваемости детей в школе.

 

Рекомендуемая литература

Возрастная и педагогическая психология /под ред. М.В. Гамезо и др. – М., 1984.

Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987.

Немов Р.С. Психология. В 2- х кн., - М., 1994. Кн. 2.

Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. /Хрестоматия по возрастной психологии. – М., 1998.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.35.159 (0.012 с.)