Периоды юности и взрослости в развитии человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периоды юности и взрослости в развитии человека



(семинар)

Вопросы

1. Психологические особенности периода юности, молодости и зрелости.

2. Центральные задачи периода юношества, молодости и зрелости.

3. Особенности развития познавательной сферы в периоды юности, молодости и зрелости.

4. Особенности развития личности в периоды юности и взрослости.

Основная литература

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. Вузов.- М.: Сфера; Юрайт, 2002. -464 с.

Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. -7-е изд.-Спб, Питер, 2003. -992 с.

Мухина В.С. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. для студ. -6-е (7-е) изд. – М.: Академия, 2000 (2002) г. – 456 с.

Дополнительная литература

Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.

Щекин Г.В. Психология взрослого человека: три блока личности. Киев, 1989.

Степанова Е.И.Психология взрослых – основа акмеологии. СПб.ГУ, 1995.

Ананьев Б.Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека // Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1996. С. 275-283.

Рыбалко Е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его взрослости // Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1996. С. 283-295.

 

10. Психология пожилого и старческого возраста

(семинар)

Вопросы

Психологические особенности периода пожилого и старческого возраста.

Теории старения, типы старения.

Особенности психического развития и нормативные кризисы периода пожилого и старческого возраста.

Развитие личности в пожилом и старческом возрасте.

Особенности развития познавательной сферы в периоды пожилого и старческого возраста.

Основная литература

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. Вузов.- М.: Сфера; Юрайт, 2002. -464 с.

Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. -7-е изд.-Спб, Питер, 2003. -992 с.

Мухина В.С. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. для студ. -6-е (7-е) изд. – М.: Академия, 2000 (2002) г. – 456 с.

Дополнительная литература

1. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.

2. Хухлаева О.В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость. М., 2002. Гл. 4.

3. Ермолаева М. Практическая психология старости. М., 2002.

4. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. М., 1999.

5. Анциферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности.//Психологический журнал. 1996. №6. 60-71.

6. Анциферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости//Психологический журнал, 2001. №3. С. 34-41.

7. Ермолаева М.В. Структура эмоциональных переживаний в старости//Мир психологии. 1999. №2. С. 123-133.

 

Темы лабораторных занятий

Отечественные и зарубежные теории психического развития

Вопросы

1. Исторический анализ развития представлений о психическом развитии человека в зарубежных теориях.

2. Исторический анализ развития представлений о психическом развитии человека в отечественных концепциях.

Задания для самостоятельной работы

Составить и заполнить сводную таблицу, отражающую зарубежные и отечественные подходы к пониманию психического развития человека:

 

Название подхода (теории) Авторы Представления о сущности процесса развития Представления о движущих силах развития
       

Возрастные периодизации психического развития

Вопросы

1. Критический анализ зарубежных периодизаций психического развития человека.

2. Критический анализ отечественных периодизаций психического развития человека.

Задания для самостоятельной работы:

Составить и заполнить сводную таблицу зарубежных и отечественных периодизаций психического развития человека.

 

Автор Подход (теория) Критерий периодизации Выделяемые периоды
       

Психология дошкольника

Вопросы

Анализ диагностических отчетов.

Сравнение с теоретическими данными об особенностях психического развития в дошкольном возрасте.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подобрать методики (на выбор студентов) и провести диагностику уровня развития познавательных процессов дошкольника.

2. Составить отчет об особенностях познавательной сферы испытуемого.

 

Литература:

Практикум по возрастной и педагогической психологии/Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998.

Коломенский Я.А., Панько Е.А., Белоус А.И. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. М., 1997.

Практикум по возрастной и педагогической психологии/Сост. Е.Е. Данилова/Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2000.

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.Практикум по детской психологии. М., 1995.

 

Психология младшего школьника

Вопросы

1. Анализ диагностических отчетов.

2. Сравнение с теоретическими данными об особенностях психического развития в дошкольном возрасте.

Задания для самостоятельной работы:

Подобрать методики (на выбор студентов) и провести диагностику уровня развития познавательных процессов, произвольности младшего школьника.

Составить отчет об особенностях познавательной сферы испытуемого.

 

Литература:

Практикум по возрастной и педагогической психологии/Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998.

Практикум по возрастной и педагогической психологии/Сост. Е.Е. Данилова/Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2000.

Овчарова Р.В. Практический психолог в начальной школе. М., 2001.

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995.

 

Психология подростка

Вопросы

Анализ диагностических отчетов.

Сравнение данных отчетов с теоретическими данными об особенностях психического развития в подростковом возрасте.

 

Задания для самостоятельной работы:

Подобрать методики (на выбор студентов) и провести диагностику уровня развития познавательных процессов, особенностей самосознания подростка.

Составить отчет об особенностях познавательной сферы испытуемого.

 

Литература:

Практикум по возрастной и педагогической психологии/Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998.

Практикум по возрастной и педагогической психологии/Сост. Е.Е. Данилова/Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2000.

 

Темы практических занятий

Очно-заочная форма обучения

Предмет и методы психологии развития и возрастной психологии

(семинар)

Вопросы

1. Предмет возрастной психологии и психологии развития.

2. Основные проблемы и понятия возрастной психологии (категории возраста, развития, кризиса и др.).

3. Методы возрастной психологии.

4. Возрастная психология в системе психологических дисциплин и наук о человеке.

5. Основные этапы развития отечественной и зарубежной возрастной психологии

Основная литература

1. Психология развития: учеб. для студ. Психол. и пед. Вузов. Марцинковская Т.Д. – М.: Академия, 2001. -352 с.

2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. Вузов.- М.: Сфера; Юрайт, 2002. -464 с.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. Пособие для студентов вузов. - №-е изд. – М.: Пед.о-во России. 2001. -442 с.

Дополнительная литература

1. Мухина В.С. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. для студ. -6-е (7-е) изд. – М.: Академия, 2000 (2002) г. – 456 с.

2. Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. -7-е изд.-Спб, Питер, 2003. -992 с.

3. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.; Воронеж, 1995. С. 25-66.

 

Проблема возраста и периодизации психического развития

(семинар)

Вопросы

1. Категория возраста в возрастной психологии и психологии развития.

2. Проблема периодизации психического развития человека.

3. Зарубежные периодизации психического развития (З. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Колберг, Ш. Бюллер, Ж.Пиаже, Дж. Брунер, С. Холл, В. Штерн и др.).

Отечественные периодизации психического развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский, П.П. Блонский, А.Н. Леонтьев, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др.).

Основная литература

1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. Вузов.- М.: Сфера; Юрайт, 2002. -464 с.

2. Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. -7-е изд.-Спб, Питер, 2003. -992 с.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. Пособие для студентов вузов. - №-е изд. – М.: Пед.о-во России. 2001. -442 с.

Дополнительная литература

1. Мухина В.С. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. для студ. -6-е (7-е) изд. – М.: Академия, 2000 (2002) г. – 456 с.

2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С.-Пб., 1997. С. 3-40.

3. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития // Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994. С. 169-176.

 

Дошкольный возраст

(семинар)

Вопросы

1. Основные психологические характеристики дошкольного возраста (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования).

2. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте и ее роль в психическом развитии.

3. Развитие психических процессов в дошкольном возрасте.

4. Развитие личности и эмоциональное развитие в дошкольном возрасте.

5. Кризис 7 лет.

6. Готовность к школе.

Основная литература

1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. Вузов.- М.: Сфера; Юрайт, 2002. -464 с.

2. Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. -7-е изд.-Спб, Питер, 2003. -992 с.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. для студ. -6-е (7-е) изд. – М.: Академия, 2000 (2002) г. – 456 с.

 

Дополнительная литература

1. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.

2. Ермолаева Т.В., Мещерякова С.Ю. Ганошенко Н.И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии. 1999. №1. С. 50-59.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.110 (0.025 с.)