Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии и психологии развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии и психологии развития



УДК 159.9.(075.8)

ББК Ю 95 я7

В 552

Рецензент:

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Пермского государственного педагогического университета Т.А. Попова

 

П 552 Психология развития и возрастная психология: рабочая программа курса для специальности 03030101.65 – «Психология», форма обучения очная, заочная, по сокращенной программе (ВВО), для специальности 050706.65 «Педагогика и психология», форма обучения заочная по сокращенной программе / сост. Хрусталева Т.М.; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 34 с. – (Серия «Психология – современному образованию»).

 

Рабочая программа курса «Психология развития и возрастная психология» соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 03030101.65 – «Психология», форма обучения очная, заочная, по сокращенной программе (ВВО), для специальности 050706.65 «Педагогика и психология», форма обучения заочная по сокращенной программе и включает в себя требования к содержанию курса и уровню подготовки студентов, тематические планы занятий, планы семинаров и практических занятий, а также необходимые элементы учебно-методического сопровождения курса.

 

Рабочая программа курса адресована студентам, аспирантам и преподавателям психологических факультетов высших учебных заведений.

 

 

УДК 159.9.(075.8)

ББК Ю 95 я7

В 552

 

 

Печатается по решению учебно-методического совета

ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет»

© Хрусталева Т.М., 2008

© ГОУ ВПО «Пермский

государственный педагогический

университет», 2008


Требования к содержанию и уровню усвоения
учебной дисциплины «Психология развития и

возрастная психология»
для специальности 03030101.65 – «Психология», форма обучения очная, заочная, по сокращенной программе (ВВО), для специальности 050706.65 «Педагогика и психология», форма обучения заочная

По сокращенной программе

 

В соответствии с Государственным стандартом к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста в ходе освоения общепрофессиональной дисциплины «Психология развития и возрастная психология» (код дисциплины ОПД.Ф.12) студент должен овладеть содержанием следующих дидактических единиц:

1 предмет, задачи и методы возрастной психологии;

2 проблема де­терминант психического развития ребенка;

3 проблема соотношения обуче­ния и развития;

4 проблема возраста и возрастной периодизации психиче­ского развития;

5 кризисы в развитии;

6 младенческий возраст, ранний воз­раст, дошкольный возраст, младший школьный возраст;

7 психологические особенности подросткового и юношеского возраста;

8 психология зрелых возрастов;

9 старение и старость.

В результате изучения дисциплины «Психология развития и возрастная психология», специалист должен освоить следующие компетентности, соответствующие его квалификации

иметь представление и ориентироваться в научных психологических концепциях онтогенетического развития, грамотно ставить и решать соответствующие исследовательские и практические задачи;

приобрести умения и навыки, необходимые для участия в практической деятельности, используемые в качестве инструмента решения исследовательских и прикладных проблем (выявлять их основания, анализировать истоки, прогнозировать возможные перспективы развития психологической реальности и т.д.).

овладеть комплексом необходимых знаний, умений и навыков, методикой преподавания «Психология развития и возрастная психология» в целом и отдельных ее разделов в высших учебных заведениях.

 

Цели и задачи изучения дисциплины

 

Предметом курса является рассмотрение развития человека в перспективе его онтогенеза. Такой подход заложен в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, А.Н. Леонтьева, Л.И. Анциферовой и др. Развитие человека при этом понимается как динамический процесс, обусловленный совокупностью биологических, психологических, социальных и других факторов.

Профессиональная психологическая подготовка предполагает овладение знаниями о различных подходах к анализу процесса психического развития человека, его условиях, закономерностях и факторах, умениями и навыками использования полученных знаний с целью решения воспитательно-образовательных задач с людьми разного возраста. Основными задачами курса «Психология развития и возрастная психология» являются:

Формирование у студентов системы знаний об особенностях возрастных периодов и о генезисе различных психических функций;

Создание четкой современной картины развития психики в онтогенезе с учетом механизмов и движущих сил развития, выявлением узловых моментов в системе разнообразных теоретических концепций и эмпирических знаний;

Ознакомление студентов с основными теоретическими подходами в исследовании проблем психического развития человека;

Формирование особого способа мышления будущего психолога с позиций теории развития и ведущих принципов отечественной психологии;

Ознакомление студентов с методами диагностики развития психики в онтогенезе и методологией анализа эмпирического материала с позиций психологии развития и возрастной психологии.

 

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Программой курса «Психология развития и возрастная психология» предусмотрено проведение лекционных, практических и лабораторных занятий. Кроме того, программа включает в себя самостоятельную работу студентов.

Лекционный курс содержит 2 раздела, которые включают 15 тем, отражающих содержание курса.

Практические и лабораторные занятия включены в программу курса с целью организовать более глубокое ознакомление студентов с основными темами курса. Значительное место отводится организации самостоятельной работы студентов. На дневном отделении студенты самостоятельно готовят реферат по предложенным в учебно-методическом комплексе темам.

Итоговая форма контроля – экзамен. Студенты допускаются к экзамену по итогам работы на практических, лабораторных занятиях, а также по итогам их самостоятельной работы и написания реферативной работы.

Промежуточные формы контроля: оценка участия в групповой дискуссии по изучаемой проблематике, выступления на семинарских занятиях, оценка овладения дидактическими единицами с использованием контрольно-измерительных материалов по курсу.

 

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

  Количество часов по формам обучения
Виды учебной работы Очная Заочная Заочная по сокращенной программе (ВВО) Заочная по сокращенной программе для специальности 050706.65
№№ семестров 3,4      
Аудиторные занятия        
Лекции        
Практические занятия        
Лабораторные занятия        
Самостоятельная работа        
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ        
Текущий контроль КИМы, устная форма, реферат,   КИМы, устная форма   КИМы, устная форма   КИМы, устная форма
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) №№ семестров 3 сем. -Зачет 4 сем. -Экзамен Экзамен   Экзамен   Экзамен

 

3.2. распределение часов по темам
и видам учебной работы

 

Очная форма обучения

  Количество часов
Тема Всего Аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Практические Лабораторные
Раздел I. Теоретические вопросы психологии развития и возрастной психологии.
Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии            
2. Теории развития человека              
3. Детерминанты психического развития            
4. Закономерности психического развития            
5. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития            
6. Кризисы в развитии            
Раздел II. Психологическая характеристика периодов онтогенетического развития
7. Пренатальный период развития              
8. Психическое развитие младенца              
9. Развитие психики в раннем детстве              
10. Развитие психики в дошкольном возрасте            
11. Развитие психики в младшем школьном возрасте            
12. Психологические особенности подростка            
13. Психология юношеского возраста              
14. Психология взрослого возраста            
15. Психология старения и старости            
Итого            
Форма контроля Зачет Экзамен  
                   

Очно-заочная форма обучения

  Количество часов
Тема Всего Аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Практические Лабораторные
Раздел I. Теоретические вопросы психологии развития и возрастной психологии.
Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии            
2. Теории развития человека              
3. Детерминанты психического развития            
4. Закономерности психического развития            
5. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития            
6. Кризисы в развитии            
Раздел II. Психологическая характеристика периодов онтогенетического развития
7. Пренатальный период развития              
8. Психическое развитие младенца              
9. Развитие психики в раннем детстве              
10. Развитие психики в дошкольном возрасте            
11. Развитие психики в младшем школьном возрасте            
12. Психологические особенности подростка            
13. Психология юношеского возраста              
14. Психология взрослого возраста            
15. Психология старения и старости            
Итого            
Форма контроля Зачет Экзамен  
                   

Содержание курса «Психология развития и

Возрастная психология»

Раздел I. Теоретические вопросы психологии развития и
возрастной психологии

Тема 6. Кризисы развития

Понятие кризиса возрастного развития. Основные характеристики кризиса (по Л.С. Выготскому). Структура возрастного кризиса: предкритическая, собственно критическая и посткритическая фазы. Возрастные кризисы детства, отрочества, взрослости, старости. Характеристика возрастных кризисов отечественными и зарубежными психологами (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Э. Эриксон, К.Н. Поливанова и др.). Нормативные и биографические кризисы.

 

Очная форма обучения

Темы практических занятий

 

Дошкольный возраст

(семинар)

Вопросы

1. Основные психологические характеристики дошкольного возраста (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования).

2. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте и ее роль в психическом развитии.

3. Развитие психических процессов в дошкольном возрасте.

4. Развитие личности и эмоциональное развитие в дошкольном возрасте.

5. Кризис 7 лет.

6. Готовность к школе.

Основная литература

1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. Вузов.- М.: Сфера; Юрайт, 2002. -464 с.

2. Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. -7-е изд.-Спб, Питер, 2003. -992 с.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. для студ. -6-е (7-е) изд. – М.: Академия, 2000 (2002) г. – 456 с.

 

Дополнительная литература

Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.

Ермолаева Т.В., Мещерякова С.Ю. Ганошенко Н.И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии. 1999. №1. С. 50-59.

 

Младший школьный возраст

(семинар)

Вопросы

1. Основные психологические характеристики младшего школьного возраста (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования).

2. Адаптация ребенка к школе.

3. Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте и ее роль в психическом развитии.

4. Развитие познавательной сферы в младшем школьном возрасте.

5. Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника.

6. Развитие личности младшего школьника.

Основная литература

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. Вузов.- М.: Сфера; Юрайт, 2002. -464 с.

Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. -7-е изд.-Спб, Питер, 2003. -992 с.

Мухина В.С. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. для студ. -6-е (7-е) изд. – М.: Академия, 2000 (2002) г. – 456 с.

Дополнительная литература

1. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.

2. Ермолаева Т.В., Мещерякова С.Ю. Ганошенко Н.И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии. 1999. №1. С. 50-59.

3. Волков Б.С. Психология младшего школьника. М., 2002.

 

Подростковый возраст

(семинар)

Вопросы

1. Основные психологические характеристики подросткового возраста (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования).

2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте и ее роль в психическом развитии.

3. Развитие познавательной сферы подростка.

4. Развитие личности в подростковом возрасте.

5. Кризис подросткового возраста.

Основная литература

1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. Вузов.- М.: Сфера; Юрайт, 2002. -464 с.

2. Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. -7-е изд.-Спб, Питер, 2003. -992 с.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. для студ. -6-е (7-е) изд. – М.: Академия, 2000 (2002) г. – 456 с.

Дополнительная литература

1. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.

2. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1996.

3. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

4. Волков Б.С. Психология подростка. М., 2002.

5. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. №1. С. 20-33.

6. Цукерман Г.А. 10-12-летние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1998. №3. С. 17-31.

Темы лабораторных занятий

Психология дошкольника

Вопросы

Анализ диагностических отчетов.

Сравнение с теоретическими данными об особенностях психического развития в дошкольном возрасте.

Задания для самостоятельной работы:

1. Подобрать методики (на выбор студентов) и провести диагностику уровня развития познавательных процессов дошкольника.

2. Составить отчет об особенностях познавательной сферы испытуемого.

 

Литература:

Практикум по возрастной и педагогической психологии/Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998.

Коломенский Я.А., Панько Е.А., Белоус А.И. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. М., 1997.

Практикум по возрастной и педагогической психологии/Сост. Е.Е. Данилова/Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2000.

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.Практикум по детской психологии. М., 1995.

 

Психология подростка

Вопросы

Анализ диагностических отчетов.

Сравнение данных отчетов с теоретическими данными об особенностях психического развития в подростковом возрасте.

 

Задания для самостоятельной работы:

Подобрать методики (на выбор студентов) и провести диагностику уровня развития познавательных процессов, особенностей самосознания подростка.

Составить отчет об особенностях познавательной сферы испытуемого.

 

Литература:

Практикум по возрастной и педагогической психологии/Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998.

Практикум по возрастной и педагогической психологии/Сост. Е.Е. Данилова/Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2000.

 

Темы практических занятий

Очно-заочная форма обучения

Дошкольный возраст

(семинар)

Вопросы

1. Основные психологические характеристики дошкольного возраста (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования).

2. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте и ее роль в психическом развитии.

3. Развитие психических процессов в дошкольном возрасте.

4. Развитие личности и эмоциональное развитие в дошкольном возрасте.

5. Кризис 7 лет.

6. Готовность к школе.

Основная литература

1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. Вузов.- М.: Сфера; Юрайт, 2002. -464 с.

2. Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. -7-е изд.-Спб, Питер, 2003. -992 с.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. для студ. -6-е (7-е) изд. – М.: Академия, 2000 (2002) г. – 456 с.

 

Дополнительная литература

1. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.

2. Ермолаева Т.В., Мещерякова С.Ю. Ганошенко Н.И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии. 1999. №1. С. 50-59.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Список литературы по курсу «Психология развития и

Возрастная психология»

 

Обязательная литература

Психология развития: учеб. для студ. Психол. и пед. Вузов. Марцинковская Т.Д. – М.: Академия, 2001. -352 с.

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. Вузов.- М.: Сфера; Юрайт, 2002. -464 с.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. Пособие для студентов вузов. - 3-е изд. – М.: Пед.о-во России. 2001. -442 с

Мухина В.С. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. для студ. -6-е (7-е) изд. – М.: Академия, 2000 (2002) г. – 456 с.

Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. -7-е изд.-Спб, Питер, 2003. -992 с.

Дополнительная литература

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М., 1995.

Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1998.

Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.

Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко СПб., 2000.

Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.; Воронеж, 1995. С. 25-66.

Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.

Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1995

 

Рекомендуемая литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1997.

2. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 1974.

3. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

4. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979.

5. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М., 1996.

6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995.

7. Возрастная психология: детство, отрочество, юность. Хрестоматия. М., 2001.

8. Возрастные аспекты онтопсихологии./Под ред. А.А. Крылова, Е.Ф. Рыбалко СПб., 1993.

9. Волков Б.С. Психология младшего школьника. М., 2002.

10. Волков Б.С. Психология подростка. М., 2002.

11. Гиппенрейтер Ю.Б. Как общаться с ребенком. М., 1995.

12. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.

13. Ермолаева М. Практическая психология старости. М., 2002.

14. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.; Воронеж, 2000.

15. Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1996.

16. Коломский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1992.

17. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

18. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980 (1982).

19. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

20. Краковский А.П. О подростках. М., 1970.

21. Лангмеер И., Матейчик З. Психологическая депривация в детских возрастах. Прага, 1984.

22. Ливерхуд Б. Кризисы жизни, шансы жизни. Калуга, 1994.

23. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

24. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста/Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 1988.

25. Психология одаренности детей и подростков/Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996.

26. Психология развития/Под ред. Т.Д. Марцинковской. М., 2001.

27. Психология человека от рождения до смерти/Под ред. А.А. Реана. М., 2002.

28. Рыбалко Е.Ф. Возрастная дифференциальная психология. Л., 2001.

29. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., 2001.

30. Степанова Е.И. Психология взрослых – основа акмеологии.
С.-Петерб.ГУ, 1995.

31. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995.

32. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.

33. Хрестоматия по возрастной психологии/Под ред. О.А. Карабановой, А.И. Подольского, Г.В. Бурменской. М., 1999. Ч.2.

34. Хрестоматия по детской психологии/Под ред. Г.В. Бурменской. М., 1996.

35. Хухлаева О.В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость. М., 2002.

36. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

37. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. М., 1999.

 

7.2. Материально-техническое и информационое обеспечение дисциплины

 

Для создания оптимальных условий освоения курса «Психология развития и возрастная псхология» преподавателями ИП ПГПУ используются:

Мультимедийное оборудование (проектор Toshiba), персональный компьютер;

В методкабинете ИП ПГПУ имеется электронная библиотека курса;

Для проведения семинаров и практических занятий имеется возможностьиспользования видео- и аудиальные технические средства обучения.

 

7.3. Методические указания студентам

 

Значительная часть времени для изучения курса «Психология развития и возрастная психология» отведена для самостоятельной работы студентов. Для очной формы обучения эта доля составляет 50%, а для очно-заочной формы обучения – 75%.

Особое место в самостоятельной работе по данному курсу занимает подготовка к семинарским и практическим занятиям и обязательное написание реферата по курсу.

Для самостоятельной работы могут использоваться списки литературы, методические рекомендации, контрольно-измерительные материалы и иные пособия, которые находятся в методкабинете в папке с Учебно-методическим комплексом «Психология развития и возрастная психология». Среди этих материалов:

Рабочая программа курса «Психология развития и возрастная психология» (печатный и электронный варианты);

Темы практических и лаботарорных занятий со списками основной и дополнительной литературы;

Списки экзаменационных вопросов по курсу «Психология развития и возрастная психология» для курсового и государственного экзамена.

Тематика рефератов.

Электронная библиотека в папке файлов «Психология развития и возрастная психология».

Контрольно-измерительные материалы (КИМы) – электронная база тестовых заданий по усвоению всех дидактических единиц курса из 300 вопросов, из которой генерируются тесты для текущего, итогового контроля и контроля остаточных знаний.

 

7.4. Методические рекомендации преподавателям

Курс «Психология развития и возрастная психология» является предметом, тесно связанным как с фундаментальными разделами различных отраслей психологии, так и с повседневной практикой образования и воспитания. Поэтому, с одной стороны, преподавателю следует уделить достаточное место классическим формам работы. Вузовская лекция в этом плане играет ключевую роль. Однако ее основная цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующей самостоятельной работы. Кроме того, желательно, если в ходе самой лекции преподаватель регулярно использует и контролирует результаты и ход самостоятельной работы студентов.

Наряду с классическими формами проведения лекционных занятий рекомендуется проведение вводных, проблемных, обобщающих, итоговых лекций, лекций-визуализаций с использованием мультимедийной аппаратуры по фундаментальным разделам курса. В ходе проведения практических и лабораторных занятий рекомендуется включение активных форм обучения, организация подгрупповой работы, использование дискуссий по наиболее острым вопросам курса. Что позволит не только актуализировать имеющиеся знания, но и сформировать мотивационную базу, способности к целеполаганию и рефлексии. Особое внимание необходимо уделять проведению лабораторных занятий, использую возможности решения практических задач, закрепляя умения и навыки исследовательской деятельности студентов, подводя научную базу для дальнейшей коррекционной индивидуальной и групповой работы по проблемам возрастного развития детей и взрослых. Тем самым преподаватель имеет возможность создавать «задел» для дальнейшего прохождения практикоориентированных курсов.

Во время проведения лекционных, практических и лабораторных занятий важно вести учет итогов работы каждого студента. Активность студентов на этих занятиях должна учитываться в ходе промежуточной аттестации.

В ходе организации текущего контроля на семинарских и практических занятиях, использую контрольно-измерительные материалы преподаватель последовательно знакомит студентов критериями оценки знаний и с результатами промежуточного контроля. Тем самым создается возможность для создания индивидуальных программ «доучивания» и программ углубленного изучения предмета для разных категорий студентов.

 


Содержание

Требования к содержанию и уровню усвоения учебной дисциплины «Психология развития и возрастная психология»    
Цели и задачи изучения дисциплины    
Объем дисциплины и виды учебной работы    
Содержание курса «Психология развития и возрастная психология    
темы практических и лабораторных занятий    
Тематика рефератов и методические указания по их выполнению    
Список литературы по курсу «Психология развития и возрастная психология»    
Методические рекомендации  

 

УДК 159.9.(075.8)

ББК Ю 95 я7

В 552

Рецензент:

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Пермского государственного педагогического университета Т.А. Попова

 

П 552 Психология развития и возрастная психология: рабочая программа курса для специальности 03030101.65 – «Психология», форма обучения очная, заочная, по сокращенной программе (ВВО), для специальности 050706.65 «Педагогика и психология», форма обучения заочная по сокращенной программе / сост. Хрусталева Т.М.; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 34 с. – (Серия «Психология – современному образованию»).

 

Рабочая программа курса «Психология развития и возрастная психология» соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 03030101.65 – «Психология», форма обучения очная, заочная, по сокращенной программе (ВВО), для специальности 050706.65 «Педагогика и психология», форма обучения заочная по сокращенной программе и включает в себя требования к содержанию курса и уровню подготовки студентов, тематические планы занятий, планы семинаров и практических занятий, а также необходимые элементы учебно-методического сопровождения курса.

 

Рабочая программа курса адресована студентам, аспирантам и преподавателям психологических факультетов высших учебных заведений.

 

 

УДК 159.9.(075.8)

ББК Ю 95 я7

В 552

 

 

Печатается по решению учебно-методического совета

ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет»

© Хрусталева Т.М., 2008

© ГОУ ВПО «Пермский

государственный педагогический

университет», 2008


Требования к содержанию и уровню усвоения
учебной дисциплины «Психология развития и

возрастная психология»
для специальности 03030101.65 – «Психология», форма обучения очная, заочная, по сокращенной программе (ВВО), для специальности 050706.65 «Педагогика и психология», форма обучения заочная

По сокращенной программе

 

В соответствии с Государственным стандартом к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки специалиста в ходе освоения общепрофессиональной дисциплины «Психология развития и возрастная психология» (код дисциплины ОПД.Ф.12) студент должен овладеть содержанием следующих дидактических единиц:

1 предмет, задачи и методы возрастной психологии;

2 проблема де­терминант психического развития ребенка;

3 проблема соотношения обуче­ния и развития;

4 проблема возраста и возрастной периодизации психиче­ского развития;

5 кризисы в развитии;

6 младенческий возраст, ранний воз­раст, дошкольный возраст, младший школьный возраст;

7 психологические особенности подросткового и юношеского возраста;

8 психология зрелых возрастов;

9 старение и старость.

В результате изучения дисциплины «Психология развития и возрастная психология», специалист должен освоить следующие компетентности, соответствующие его квалификации

иметь представление и ориентироваться в научных психологических концепциях онтогенетического развития, грамотно ставить и решать соответствующие исследовательские и практические задачи;

приобрести умения и навыки, необходимые для участия в практической деятельности, используемые в качестве инструмента решения исследовательских и прикладных проблем (выявлять их основания, анализировать истоки, прогнозировать возможные перспективы развития психологической реальности и т.д.).

овладеть комплексом необходимых знаний, умений и навыков, методикой преподавания «Психология развития и возрастная психология» в целом и отдельных ее разделов в высших учебных заведениях.

 

Цели и задачи изучения дисциплины

 

Предметом курса является рассмотрение развития человека в перспективе его онтогенеза. Такой подход заложен в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, А.Н. Леонтьева, Л.И. Анциферовой и др. Развитие человека при этом понимается как динамический процесс, обусловленный совокупностью биологических, психологических, социальных и других факторов.

Профессиональная психологическая подготовка предполагает овладение знаниями о различных подходах к анализу процесса психического развития человека, его условиях, закономерностях и факторах, умениями и навыками использования полученных знаний с целью решения воспитательно-образовательных задач с людьми разного возраста. Основными задачами курса «Психология развития и возрастная психология» являются:

Формирование у студентов системы знаний об особенностях возрастных периодов и о генезисе различных психических функций;

Создание четкой современной картины развития психики в онтогенезе с учетом механизмов и движущих сил развития, выявлением узловых моментов в системе разнообразных теоретических концепций и эмпирических знаний;

Ознакомление студентов с основными теоретическими подходами в исследовании проблем психического развития человека;

Формирование особого способа мышления будущего психолога с позиций теории развития и ведущих принципов отечественной психологии;

Ознакомление студентов с методами диагностики развития психики в онтогенезе и методологией анализа эмпирического материала с позиций психологии развития и возрастной психологии.

 

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Программой курса «Психология развития и возрастная психология» предусмотрено проведение лекционных, практических и лабораторных занятий. Кроме того, программа включает в себя самостоятельную работу студентов.

Лекционный курс содержит 2 раздела, которые включают 15 тем, отражающих содержание курса.

Практические и лабораторные занятия включены в программу курса с целью организовать более глубокое ознакомление студентов с основными темами курса. Значительное место отводится организации самостоятельной работы студентов. На дневном отделении студенты самостоятельно готовят реферат по предложенным в учебно-методическом комплексе темам.

Итоговая форма контроля – экзамен. Студенты допускаются к экзамену по итогам работы на практических, лабораторных занятиях, а также по итогам их самостоятельной работы и написания реферативной работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.22 с.)