Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематика рефератов по психологии развития и возрастной психологии

Поиск

Проблема психического развития в пренатальный период.

История отечественной возрастной психологии.

История зарубежной возрастной психологии.

Факторы психического развития.

Отечественные теории психического развития.

Зарубежные теории психического развития.

Психологические особенности новорожденного.

Центральные задачи периода новорожденности в развитии человека.

Развитие познавательной сферы младенца.

Центральные задачи младенчества в развитии человека.

Развитие психических функций в раннем детстве.

Развитие речи в раннем детстве.

Особенности общения в раннем детстве.

Предметно-манипулятивная деятельность как фактор психического развития в раннем детстве.

Развитие познавательной сферы в дошкольном возрасте.

Развитие речи в дошкольном возрасте.

Развитие мышления в дошкольном возрасте.

Игра как ведущий тип деятельности дошкольника.

Развитие личности в дошкольном возрасте.

Развитие самосознания в дошкольном возрасте.

Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника.

Психологическая готовность к школе.

Школьная дезадаптация.

Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

Развитие мышления младшего школьника.

Развитие личности в младшем школьном возрасте.

Развитие мотивационной сферы в младшем школьном возрасте.

Развитие общения в младшем школьном возрасте.

Учебная деятельность как ведущий тип деятельности младшего школьника.

Подростковый возраст как критический и переходный этап в развитии человека.

Психологическая сущность подросткового возраста: проблемы и подходы.

Личность подростка.

Развитие психических процессов в подростковом возрасте.

Развитие самосознания в подростковом возрасте.

Особенности общения в подростковом возрасте.

Взаимодействие подростка со взрослыми.

Взаимодействие подростка со сверстниками.

Проблема выбора профессии в юношеском возрасте.

Центральные задачи ранней юности в развитии человека.

Развитие самосознания в юношеском возрасте.

Проблема самоопределения в юношеском возрасте.

Взаимоотношения с противоположным полом в юношеском возрасте.

Развитие познавательных процессов в юношеском возрасте.

Развитие мышления в юношеском возрасте.

Развитие личности в юношеском возрасте.

Особенности взаимоотношений с другими людьми в юношеском возрасте.

Проблемы кризиса во взрослых возрастах.

Центральные задачи взрослости в развитии человека.

Развитие личности во взрослых возрастах.

Развитие интеллектуальной сферы во взрослых возрастах.

Психологические особенности пожилого возраста.

Психологические особенности старческого возраста.

Психологические особенности подготовки к смерти.

Центральные задачи старческого возраста в развитии человека.

Отношения людей старческого возраста с другими людьми.

Развитие общения в детских возрастах.

Развитие общения во взрослых возрастах.

Развитие воображения в детских возрастах.

Развитие мышления в детских возрастах.

Развитие мышления во взрослых возрастах.

Развитие памяти в детских возрастах.

Развитие ощущений и восприятия в детских возрастах.

Развитие самосознания в детских возрастах.

Развитие самосознания во взрослых возрастах.

Развитие мотивационной сферы в детских возрастах.

Развитие мотивационной сферы во взрослых возрастах.

Развитие эмоционально-волевой сферы в детских возрастах.

Развитие эмоционально-волевой сферы во взрослых возрастах.

Развитие способностей в дошкольных возрастах.

Развитие способностей в школьных возрастах.

Сензитивность как предпосылка развития способностей в детских возрастах.

 

6.2. Методические рекомендации для студентов по подготовке рефератов

 

Обязательной формой самостоятельной работы в ходе изучения курса «Психология развития и возрастная психология» является подготовка реферата. Каждый студент выбирает из прилагаемого списка и фиксирует у старосты группы тему реферата, которая не должна повторяться в данной учебной группе. Старосты сдают списки студентов с выбранными темами рефератов не позднее, чем через 2 недели после начала семестра, в котором начинает изучаться данный предмет. По согласованию с преподавателем может быть заявлена другая тема. В Учебно-методическом комплексе курса содержатся списки литературы для подготовки реферата.

Реферат сдается на проверку преподавателю не позднее, чем за 10 дней до начала зачетной недели. Его проверка, анализ и собеседование по итогам работы проводятся также до начала зачетной недели.

Обязательными структурными элементами реферата являются:

Титульный лист;

Оглавление;

Введение (краткое указание актуальности, предмета, целей, задач работы);

Основная часть (главы и параграфы реферата);

Заключение (включает основные выводы по итогам раскрытия темы реферата);

Библиографический список.

Рекомендованный объем реферата 20 – 30 страниц. Текст оформляется в соответствии с едиными требованиями к рефератам, курсовым и выпускным работам, принятым в Институте психологии ПГПУ:

Реферат должен быть напечатан на принтере, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, через 1,5 интервала, поля: слева – 3 см, справа 1,5 см, сверху, снизу – 2 см. Объем реферата может быть в пределах 20-30 страниц стандартного печатного текста. Все страницы работы (включая приложения), начиная с третьей (Оглавление), последовательно нумеруются. Нумерация проставляются сверху по центру. Листы работы прошиваются и помещаются в обложку.

Каждый раздел реферата начинается с новой страницы. Заголовок выделяется жирным шрифтом. Заголовки первого уровня (Содержание, Введение, Заключение, названия Глав и параграфов) выделяются 16-м размером (пунктом) шрифта Times New Roman.

Нумерация глав, параграфов и разделов внутри параграфа имеет сквозной характер (например: 1.2.1. - первый пункт второго параграфа первой главы). Ведение и заключение не нумеруются.

Если имеются какие-либо графические материалы и таблицы, они также имеют сквозную нумерацию. Для таблиц и рисунков должна быть раздельная нумерация.

 

Библиографические ссылки на литературные или иные (интернет, законодательные нормы и т.п.) источники в автореферате обязательны. Их употребляют при цитировании, при заимствовании положений, формул, таблиц, иллюстраций, при необходимости отсылки к другому изданию, при анализе в тексте опубликованных работ. В ходе оформления реферата рекомендуются внутритекстовые ссылки. Они размещаются непосредственно в строке после текста, к которому относятся. Допускается использование двух вариантов оформления ссылок. Наиболее предпочтительным является следующий вариант, например: (Айзенк, 1995; Дружинин, 2000; Bowling & Mackenzie, 1996). Если приводится цитата, обязательно указывается конкретная страница, например (Геодакян, 1989, с. 64). Этот вариант позволяет оформлять ссылки уже на этапе подготовки черновиков рефератов, курсовых или выпускных работ.

После текста реферата обязательно размещается «Библиографический список». Сведения о наличии списка отражаются в «Оглавлении», помещаемом, как правило, непосредственно после титульной страницы.

В реферате должно быть не менее 10 использованных источников, на которые содержатся ссылки в тексте самой работы. Предпочтение отдается новой литературе (за последние 5 лет). Желательно также использовать статьи из научной прессы.

Все источники приводятся в библиографическом списке. Библиографический список является обязательной составной частью реферата, курсовой и выпускной квалификационной работ и показывает умение студента применять на практике знания, полученные при изучении соответствующих учебных дисциплин. В список включаются, как правило, библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Список литературы по курсу «Психология развития и

Возрастная психология»

 

Обязательная литература

Психология развития: учеб. для студ. Психол. и пед. Вузов. Марцинковская Т.Д. – М.: Академия, 2001. -352 с.

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. Вузов.- М.: Сфера; Юрайт, 2002. -464 с.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. Пособие для студентов вузов. - 3-е изд. – М.: Пед.о-во России. 2001. -442 с

Мухина В.С. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. для студ. -6-е (7-е) изд. – М.: Академия, 2000 (2002) г. – 456 с.

Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. -7-е изд.-Спб, Питер, 2003. -992 с.

Дополнительная литература

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М., 1995.

Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1998.

Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.

Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко СПб., 2000.

Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.; Воронеж, 1995. С. 25-66.

Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.

Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1995

 

Рекомендуемая литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1997.

2. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 1974.

3. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

4. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979.

5. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М., 1996.

6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995.

7. Возрастная психология: детство, отрочество, юность. Хрестоматия. М., 2001.

8. Возрастные аспекты онтопсихологии./Под ред. А.А. Крылова, Е.Ф. Рыбалко СПб., 1993.

9. Волков Б.С. Психология младшего школьника. М., 2002.

10. Волков Б.С. Психология подростка. М., 2002.

11. Гиппенрейтер Ю.Б. Как общаться с ребенком. М., 1995.

12. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.

13. Ермолаева М. Практическая психология старости. М., 2002.

14. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.; Воронеж, 2000.

15. Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1996.

16. Коломский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1992.

17. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

18. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980 (1982).

19. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

20. Краковский А.П. О подростках. М., 1970.

21. Лангмеер И., Матейчик З. Психологическая депривация в детских возрастах. Прага, 1984.

22. Ливерхуд Б. Кризисы жизни, шансы жизни. Калуга, 1994.

23. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

24. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста/Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 1988.

25. Психология одаренности детей и подростков/Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996.

26. Психология развития/Под ред. Т.Д. Марцинковской. М., 2001.

27. Психология человека от рождения до смерти/Под ред. А.А. Реана. М., 2002.

28. Рыбалко Е.Ф. Возрастная дифференциальная психология. Л., 2001.

29. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., 2001.

30. Степанова Е.И. Психология взрослых – основа акмеологии.
С.-Петерб.ГУ, 1995.

31. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995.

32. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.

33. Хрестоматия по возрастной психологии/Под ред. О.А. Карабановой, А.И. Подольского, Г.В. Бурменской. М., 1999. Ч.2.

34. Хрестоматия по детской психологии/Под ред. Г.В. Бурменской. М., 1996.

35. Хухлаева О.В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость. М., 2002.

36. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

37. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология. М., 1999.

 

7.2. Материально-техническое и информационое обеспечение дисциплины

 

Для создания оптимальных условий освоения курса «Психология развития и возрастная псхология» преподавателями ИП ПГПУ используются:

Мультимедийное оборудование (проектор Toshiba), персональный компьютер;

В методкабинете ИП ПГПУ имеется электронная библиотека курса;

Для проведения семинаров и практических занятий имеется возможностьиспользования видео- и аудиальные технические средства обучения.

 

7.3. Методические указания студентам

 

Значительная часть времени для изучения курса «Психология развития и возрастная психология» отведена для самостоятельной работы студентов. Для очной формы обучения эта доля составляет 50%, а для очно-заочной формы обучения – 75%.

Особое место в самостоятельной работе по данному курсу занимает подготовка к семинарским и практическим занятиям и обязательное написание реферата по курсу.

Для самостоятельной работы могут использоваться списки литературы, методические рекомендации, контрольно-измерительные материалы и иные пособия, которые находятся в методкабинете в папке с Учебно-методическим комплексом «Психология развития и возрастная психология». Среди этих материалов:

Рабочая программа курса «Психология развития и возрастная психология» (печатный и электронный варианты);

Темы практических и лаботарорных занятий со списками основной и дополнительной литературы;

Списки экзаменационных вопросов по курсу «Психология развития и возрастная психология» для курсового и государственного экзамена.

Тематика рефератов.

Электронная библиотека в папке файлов «Психология развития и возрастная психология».

Контрольно-измерительные материалы (КИМы) – электронная база тестовых заданий по усвоению всех дидактических единиц курса из 300 вопросов, из которой генерируются тесты для текущего, итогового контроля и контроля остаточных знаний.

 

7.4. Методические рекомендации преподавателям

Курс «Психология развития и возрастная психология» является предметом, тесно связанным как с фундаментальными разделами различных отраслей психологии, так и с повседневной практикой образования и воспитания. Поэтому, с одной стороны, преподавателю следует уделить достаточное место классическим формам работы. Вузовская лекция в этом плане играет ключевую роль. Однако ее основная цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующей самостоятельной работы. Кроме того, желательно, если в ходе самой лекции преподаватель регулярно использует и контролирует результаты и ход самостоятельной работы студентов.

Наряду с классическими формами проведения лекционных занятий рекомендуется проведение вводных, проблемных, обобщающих, итоговых лекций, лекций-визуализаций с использованием мультимедийной аппаратуры по фундаментальным разделам курса. В ходе проведения практических и лабораторных занятий рекомендуется включение активных форм обучения, организация подгрупповой работы, использование дискуссий по наиболее острым вопросам курса. Что позволит не только актуализировать имеющиеся знания, но и сформировать мотивационную базу, способности к целеполаганию и рефлексии. Особое внимание необходимо уделять проведению лабораторных занятий, использую возможности решения практических задач, закрепляя умения и навыки исследовательской деятельности студентов, подводя научную базу для дальнейшей коррекционной индивидуальной и групповой работы по проблемам возрастного развития детей и взрослых. Тем самым преподаватель имеет возможность создавать «задел» для дальнейшего прохождения практикоориентированных курсов.

Во время проведения лекционных, практических и лабораторных занятий важно вести учет итогов работы каждого студента. Активность студентов на этих занятиях должна учитываться в ходе промежуточной аттестации.

В ходе организации текущего контроля на семинарских и практических занятиях, использую контрольно-измерительные материалы преподаватель последовательно знакомит студентов критериями оценки знаний и с результатами промежуточного контроля. Тем самым создается возможность для создания индивидуальных программ «доучивания» и программ углубленного изучения предмета для разных категорий студентов.

 


Содержание

Требования к содержанию и уровню усвоения учебной дисциплины «Психология развития и возрастная психология»    
Цели и задачи изучения дисциплины    
Объем дисциплины и виды учебной работы    
Содержание курса «Психология развития и возрастная психология    
темы практических и лабораторных занятий    
Тематика рефератов и методические указания по их выполнению    
Список литературы по курсу «Психология развития и возрастная психология»    
Методические рекомендации  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.180 (0.011 с.)