Зотова Л.Н. Пути формирования благоприятного психологического климата педагогического коллектива



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зотова Л.Н. Пути формирования благоприятного психологического климата педагогического коллектива



Зотова Л.Н. Пути формирования благоприятного психологического климата педагогического коллектива

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса. Практически от того, насколько дружелюбна, основана на взаимном уважении и сдержанности сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, насколько предсказуема и уважительна позиция и поступки руководства и коллег – от всего этого зависит время успешной жизни коллектива, его поступательное движение к поставленным целям. Климат в учебном заведении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность ученика.

Проблема формирования благоприятного психологического климата актуальна для нашего коллектива.

Формирование благоприятного психологического климата – это одна из главных задач в работе администрации. Если не урегулировать психологический климат в коллективе, то с большим трудом решаются все остальные вопросы.

Психологический климат в коллективе зависит от сложившейся в нем системы отношений.

В 2002 году было проведено полное исследование социально психологического климата педагогического коллектива. Был определен уровень толерантности во взаимоотношениях между членами коллектива. Исследование показало, какие факторы способствуют успешному достижению поставленных целей и какие мешают. Выявился круг проблем, которые требовали срочного решения.

Было выявлено, что 57% учителей оценивают климат в коллективе как неблагоприятный.

Теперь ежегодно замеряется психологический климат.

Психологический климат в коллективе становился более благоприятным и стабильным. Но проблемы ещё существуют.

Целью работы является:

1. Выявить особенности развития психологического климата.

2. Определить пути формирования психологического климата в педагогическом коллективе.

3. Подготовить материалы для разработки мероприятий по совершенствованию уровня развития коллектива педагогов школы.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Понятие психологического климата.

Климат не статичен, он видоизменяется во времени – пылко-романтическое приятие коллег или сдержанная уверенность в том, что здесь хорошо, достаточно быстро сменяются разочарованиями, пересмотром первых впечатлений. Строительство психологического климата – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива. Достаточно появиться в коллективе одному или нескольким агрессивно настроенным учителям и вся созидательная работа коллектива на протяжении многих лет может пойти насмарку.

Атмосфера в педагогическом коллективе капризна и переменчива. В отличие от атмосферы, климат коллектива представляет собою нечто более устойчивое, о нём можно говорить как о характеристике коллектива.

Социально – психологический климат обычно определяется как психологический настрой в коллективе или как устойчивый эмоциональный настрой – в нём соединяются настроения членов коллектива , их переживания, волнения, отношения друг к другу и окружающим событиям. Мы склонны определять понятия климата через понятия отношения, ибо именно феномен отношения обуславливает то, что принято называть климатом: тот сгусток отношений, в котором находится каждый член коллектива определяет его состояние и самочувствие, а значит, влияет на меру проявления своего индивидуального «Я», а в итоге, на общее личностное развитие каждого члена коллектива.

Если вспомнить о том, что понятие «климат» (греческое «наклон») позаимствовано из географии и метеорологии и означает «наклон земной поверхности к солнечным лучам», то можно привести следующую аналогию: как климат влияет на том или ином участке земли определяется углом наклона земной поверхности к солнечным лучам, так и психологический климат в коллективе зависит от сложившейся в нём системы отношений.

Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Руководитель в таком случае не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается как к члену коллектива, за ним признаётся право принятия значимых для коллектива решений.

Каждый член коллектива с благоприятным климатом уверен в себе, поскольку чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения. Преобладающее настроение можно определить музыкальным термином «мажор».

У администрации, заинтересованной в создании благоприятного психологического климата, неизбежно возникает целый ряд вопросов: «Как установить в педагогическом коллективе такие отношения?», «Поддаётся ли психологический климат коррекции?»и другие.

Каждый практик, имеющий дело с группами людей, знает, что удачная шутка может изменить настроение всех присутствующих; появившиеся в комнате цветы, зазвучавшая музыка, чаще всего внесут изменения в общий настрой, даже новая мебель, завезённая в школу, может повлиять на состояние людей. Что в данном случае претерпевает изменения?

Климат? Но ведь он есть совокупность устойчивых отношений, сложившихся в группе, которые изменить в течении нескольких часов или даже минут едва возможно.

Чтобы ответить на этот вопрос, следует развести понятия «климат» и «атмосфера» – что и предложили в своё время К.К. Платонов, В.Д. Парыгин, А.Н. Лутошкин и другие исследователи, обратя внимание на принципы стойкости – подвижности обозначенных данными понятиями явлений. И тогда, с этой точки зрения, формирование климата заключается в постоянном создании и возобновлении атмосферы, целесообразной для взаимоотношений в педагогическом коллективе.Создавая благоприятную психологическую атмосферу, воспроизводя её снова и снова, администратор обеспечивает все предпосылки для того, чтобы сиюминутная система отношений в педагогическом коллективе приобрела характер постоянства.

Итак, психологический климат - межличностные отношения, типичные для трудового или учебного коллектива, которые определяют его основное настроение.

Типы педагогов

Как правило, школьный коллектив, в том числе и в связи с особым характером педагогической деятельности, не представляет собой монолит. В нем существует несколько характерных типов людей, складывающихся в малые группы и оказывающих то или иное влияние на коллег и учащихся. Перед администрацией в связи с этим стоит непростая задача управления этими процессами. А это предполагает своевременное определение:

  • нравственного центра тяжести в коллективе;

· сформированности и признания большинством коллектива позитивных ценностей;

· необходимости знать, учитывать и использовать возможности и особенности участников различных малых групп.

Типологически педагоги делятся на :

1. «Временно исполняющих обязанности». Эти люди, как правило, не поддерживают отношений с коллегами, не интересуются тем, чем живёт школа, достаточно добросовестно выполняют свои обязанности, своевременно сдают нужную документацию, не вступают в доверительные отношения с учениками и родителями, выполняют необходимую внеклассную работу «без трепета и наслаждения», не желают работать классными руководителями, довольно безразличны и к похвале, и к хуле.

 

2. «Всадники с шашкой наголо». Всегда в конфликте, в поисках врага , проблем и недостатков, агрессивные, уж точно знают истину, то кого-то клянут, то перед кем-то извиняются, не разобравшись в сути происходящего, созывают людей на баррикады, оконфузившись, быстро стряхивают с себя следы былых неудач и тут же встревают в новую драку, не имеют склонности к анализу, превращают школу в арену политических битв, порой навсегда забывая о том, что вроде бы неплохо заняться своим прямым делом : учить детей.

Я на свете всех умней,

Не боюсь я никого.

Вот какой я молодец,

Буду жить теперь сто лет.

Можно при этом погладить себя по голове.

Здоровая душа должна быть энергически заряженной, чтобы били силы реализовать свои планы, чтобы были силы чего-то хотеть. Если мы хотим жить и работать, как следует, то в первую очередь надо позаботиться о том, чтобы в нашей душе всегда был порядок.

Проснулся, - умылся. Так же важно: проснулся, настроил свою душу, чтобы жить хотелось, чтобы всё было радостно, и чтобы душа была полна энергии. А потом, в течении дня, надо следить, чтобы не расстраиваться: хранить душевную чистоту и энергию, держать душу на нужной волне.

Правила работы с учителем.

Администратор в школе должен быть практически психологом, понимающим, что учителя нельзя заставить быть добросовестным, дисциплинированным и творческим педагогом.

Возможно психологически предрасположить его к этому, оказать влияние на становление и развитие мотивационной сферы учителя, создать такие отношения в коллективе, которые способствовали бы формированию положительной мотивации в деятельности каждого педагога.

Оценивая работу учителя необходимо всегда придерживаться принципа! «Критика – неэффективный способ информирования». Почему? Критика, как мы знаем из практики, вызывает моментальную психологическую реакцию человека (он защищает себя, а не суть проблемы, как правило). Наша задача – снять эту защитную реакцию, давая понять каждому: «Говорим о тебе не как о личности, а как о профессионале».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, руководитель, если он стремится быть одновременно и неформальным лидером, должен решать важнейшую группу задач, связанных с созданием благоприятного психологического климата в коллективе:

  • добиваться единого понимания всеми администраторами школы основополагающих принципов «уважительного управления» (ровного, сдержанного, культурного, основанного на уважении и суверенитета личности);
  • точно знать способности, интересы, особенности сотрудников;
  • способствовать психологической защищённости педагогов;
  • считать одной из важнейших задач разработку и реализацию социально-экономической защиты сотрудников, при этом выдвигать во главу угла документально-правовое обеспечение в рамках морального и материального стимулирования, для снижения субъективизма в этом деле;
  • руководитель должен знать реальные заслуги не по слухам, а вследствие хорошо продуманной системы обратной связи;
  • руководитель должен научиться делегировать подчиненным не только обязанность и ответственность, но и права в рамках поставленной задачи;
  • очень важно показать подчиненным степень важности выполняемой ими работы;
  • необходимо постоянно создавать условия профессиональной квалификации сотрудников;
  • дабы избегать дергания по мелочам, руководитель должен продумать систему управленческих требований;
  • проверка работы учителей, как правило, усиливает тревожность, приводит к недовольству и нарастанию конфликтности, поэтому руководитель должен подходить к внутришкольному контролю с позиций управления успехом. Сложившаяся практика поиск недостатков у учителя, пробелов упущений, вместо того, чтобы в ходе системного наблюдения и изучения процесса и результатов деятельности, совместно с учителем, искать возможные варианты усиления его деятельности;

В ходе работы над поставленной проблемой было выявлено, что необходима планомерная деятельность по развитию педагогического коллектива.

Психологический климат может быть стабильным и достаточно благоприятным, но коллектив при этом находится на низком уровне развития.

Дальнейшую свою работу администрация школы видит в решении именно этой задачи.

Школьный коллектив представляет собой организацию, которая целесообразно устроена и выполняет важные социальные функции. Теория психологического коллектива разработана в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Г. Шацкого, В.А. Сухомменского.

В школьном коллективе, в свою очередь, выделяется педагогический коллектив и коллектив учеников.

А.С. Макаренко писал: «Коллектив учителей и коллектив учеников – это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический». Коллектив называют «Самым могущественным оружием, известным человеку». Он потенциально является могущественным стимулом, фактором поддержки и вдохновенья.

 

Зотова Л.Н. Пути формирования благоприятного психологического климата педагогического коллектива

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса. Практически от того, насколько дружелюбна, основана на взаимном уважении и сдержанности сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, насколько предсказуема и уважительна позиция и поступки руководства и коллег – от всего этого зависит время успешной жизни коллектива, его поступательное движение к поставленным целям. Климат в учебном заведении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность ученика.

Проблема формирования благоприятного психологического климата актуальна для нашего коллектива.

Формирование благоприятного психологического климата – это одна из главных задач в работе администрации. Если не урегулировать психологический климат в коллективе, то с большим трудом решаются все остальные вопросы.

Психологический климат в коллективе зависит от сложившейся в нем системы отношений.

В 2002 году было проведено полное исследование социально психологического климата педагогического коллектива. Был определен уровень толерантности во взаимоотношениях между членами коллектива. Исследование показало, какие факторы способствуют успешному достижению поставленных целей и какие мешают. Выявился круг проблем, которые требовали срочного решения.

Было выявлено, что 57% учителей оценивают климат в коллективе как неблагоприятный.

Теперь ежегодно замеряется психологический климат.

Психологический климат в коллективе становился более благоприятным и стабильным. Но проблемы ещё существуют.

Целью работы является:

1. Выявить особенности развития психологического климата.

2. Определить пути формирования психологического климата в педагогическом коллективе.

3. Подготовить материалы для разработки мероприятий по совершенствованию уровня развития коллектива педагогов школы.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.108.188 (0.008 с.)