Учебная деятельность школьника



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебная деятельность школьника



Ребенок действительно становится школьником тогда, когда приобретает соответствующую внутреннюю позицию. Он включается в учебную деятельность как наиболее значимую для него.

Утрата интереса к игре и становление учебных мотивов связаны с особенностями развития самой игровой деятельности. Как считает Н.И. Гуткина, дети 3-5 лет получают удовольствие от процесса игры, а в 5-6 лет - не только от процесса, но и от результата, т.е. выигрыша. В играх по правилам, характерных для старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, выигрывает тот, кто лучше освоил игру. Ребенок стремиться отработать движения, научиться успешно выполнять отдельные, может быть не слишком интересные сами по себе действия. В игровой мотивации смещается акцент с процесса на результат; кроме того, что игровая мотивация постепенно уступает место учебной, при которой действия выполняются ради конкретных знаний и умений, что в свою очередь, дает возможность получить одобрение, признание взрослых и сверстников, особый статус.

Итак, в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов рассматривают учебную деятельность в единстве нескольких ее компонентов. Кратко рассмотрим их.

Первый компонент - мотивация. Как уже известно, учебная деятельность полимотивирована - она побуждается и направляется разными учебными мотивами. Среди них есть мотивы, наиболее адекватные учебным задачам; если они формируются у ученика, его учебная работа становится осмысленной и эффективной. Д.Б. Эльконин называет их учебно-познавательными мотивами. В их основе лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, интерес не только к результату, но и самому процессу этой деятельности.

Второй компонент - учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия. Учебную задачу следует отличать от отдельных заданий. Например, перед учащимися может стоять задача выучить стихотворение. А может стоять, задача научиться заучивать стихотворение. И в первом случае дети кое-чему научатся, но вряд ли они в следующий раз будут заучивать стихотворение более рациональными способами. Во втором же случае перед ребенком стоит действительно учебная задача. Учебная задача предполагает "открытие" и формулирование детьми общего способа решения целого класса задач. В этом случае общий способ усваивается как образец и переносится ребенком на другие задачи данного типа.

Третий компонент - учебные операции. Они входят в состав способа действий; это те конкретные действия, которые совершает ребенок, решая частные задачи. Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности.

Каждая учебная задача должна быть отработана. Современное обучение часто предусматривает поэтапную отработку по системе П.Я. Гальперина. Ученик, получив полную ориентировку в составе операций (включая определение последовательности своих действий), выполняет операции в материализованной форме, под контролем учителя, научившись это делать практически безошибочно, он переходит к проговариванию и, наконец, на этапе сокращения состава операций, быстро решает задачу в уме, сообщая учителю готовый ответ.

Четвертый компонент - контроль. Первоначально учебную работу контролирует учитель. Но постепенно дети начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством преподавателя. Без самоконтроля не возможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому обучение контролю - важная и сложная педагогическая задача.

Действие самоконтроля - есть действие сличения, соотнесения учебных действий с образцом, который задается извне. В практике работы школы, к сожалению, обучение контролю часто ведется стихийно и осуществляется лишь по конечному результату (верно или неверно выполнено задание). Кроме контроля по результату (итоговый самоконтроль) выделяется еще два вида самоконтроля: пооперациональный и перспективный

Пооперациональный (пошаговый, текущий) - более высокий уровень самоконтроля, чем итоговый. Это коррекция деятельности, слежение за ходом действия, за тем, какое действие выполняется в данный момент, какие действия проделаны и что еще предстоит сделать.

Перспективный (планирующий) самоконтроль - еще более совершенный вид саморегуляции. Это корректирование деятельности на несколько операций вперед, сличение предстоящей деятельности и своих возможностей ее выполнения.

Последний структурный компонент учебной деятельности - оценка. Действие самооценки составляет процесс оценивания ребенком своей деятельности на разных этапах ее осуществления. Самая общая и важная функция самооценки - регулятивная. Выделяют два вида самооценки:

· ретроспективную, т.е. оценку достигнутых результатов своей деятельности (хорошо или плохо я сделал);

· прогностическую, представляющую собой оценку субъектом собственных возможностей ( могу ли я справиться с этой задачей).

Последнее особенно трудно для младших школьников. Но и первая задача тоже оказывается нелегкой в этом возрасте, особенно в начале обучения, поскольку дети часто приходят в школу с несколько завышенной самооценкой.

Учебная деятельность, имея сложную структуру, проходит длительный путь становления. Ее развитие продолжается на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения.

 

Трудовая деятельность младшего школьника

В младшем школьном возрасте влияние на формирование важнейших черт личности оказывает, помимо учебной, и трудовая деятельность, направленная на создание определенного продукта.

Выделение труда в самостоятельную, ответственную деятельность изменяет его характер и содержание. Если труд дошкольника - это преимущественно труд по самообслуживанию, носящий подчас игровой характер, то у школьника он связан с общими задачами семьи и школы. Труд здесь приобретает характер развернутой деятельности, состоящей из ряда действий.

Большое значение для формирования у младших школьников положительного отношения к трудовой деятельности (трудолюбие) имеют чувства, связанные с успешно выполненной работой. Положительные чувства, связанные с переживанием успеха, поощрение со стороны взрослых побуждают ребенка к активной трудовой деятельности, закрепляя соответствующие качества личности.

Особенностью младшего школьника в начале обучения является интерес не к результату труда, а к процессу труда. В силу большой отвлекаемости, непроизвольности в первое время ученик часто не следует образцу (на уроках труда), получает какие - то случайные детали и начинает сам выдумывать. При организации работы на уроке у учителя имеются большие возможности для развития самоконтроля, обеспечивающего успех любой деятельности. Сличение учеником своих действий с инструкционной картой, с планом, чертежом способствует развитию пооперационной формы самоконтроля, учит ребенка действовать последовательно, обдуманно, развивает у него произвольность.

 

Игровая деятельность младшего школьника

В младшем школьном возрасте большое место продолжают занимать ролевые игры. Они характеризуются тем, что играя, школьник берет на себя определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека. В ролевой игре дети нередко изображают и самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не удается в действительности. Так, слабоуспевающий школьник берет себе роль хорошего ученика и в игровых, облегченных по сравнению с реальными, условиями оказывается в состоянии выполнить ее. Положительным результатом такой игры является то, что ребенок начинает предъявлять к себе те требования, которые необходимы, чтобы стать хорошим учеником. Таким образом, ролевую игру можно рассматривать как способ побуждения младшего школьника к самовоспитанию.

В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом. По сравнению с дошкольниками младшие школьники долее тщательно обсуждают сюжет и распределяют роли, более целенаправленно выбирают их.

В младшем школьном возрасте можно использовать игру как средство организации и облегчения учебной и трудовой деятельности детей. Элементы игры в процессе обучения вызывают положительные эмоции, повышают их активность, позволяют дольше сохранить внимание на учебном материале. Младшие школьники с большим интересом выполняют те трудовые задания, которые носят игровой характер (например, тимуровская работа). Игровая деятельность, наряду с другими видами деятельности, способствует формированию всех сторон психической жизни детей, их самостоятельности в постановке и выборе способов достижения цели.

 

Контрольные вопросы

1. Адаптация ребенка к школе.

2. Содержание учебной деятельности. Специфика учебной деятельности ребенка в начальный период обучения.

3. Формирование самоконтроля ребенка в учебной деятельности

4. Трудовая и игровая деятельность младшего школьника, их роль в психическом развитии ребенка.

 

Темы рефератов

1. Проблемы, возникающие у детей младшего школьного возраста в начальный период обучения в школе.

2. Пути ускоренной социально-психологической адаптации ребенка к школьным условиям.

3. Специфические особенности общения младшего школьника со взрослыми и сверстниками.

 

Рекомендуемая литература

Возрастная и педагогическая психология /под ред. М.В.Гамезо и др. – М.,1988.

Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. – М., 1986.

Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. – М., 1988.

Коломинский Я.М., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1988.

Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М., 1986.

Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. – М., 2002.

Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1974.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.55.253 (0.01 с.)