Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Курса «Культура безопасности жизнедеятельности»↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Учебная программа курса «Культура безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений Свердловской области (для учащихся 1 – 4, 5, 6, 7, 9 классов) Екатеринбург ББК 74.266.8 У 35 Учебная программа курса «Культура безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений Свердловской области (для учащихся 1 – 4, 5, 6, 7, 9 классов) / В.Н. Почечихина, Ю.В. Репин, К.Б. Кузнецов и др. – Екатеринбург, ИРРО, 2006. - 34 с. Авторский коллектив: Почечихина В.Н. – к.с.н., зам. директора Института развития регионального образования Свердловской области; Репин Ю.В. – к.п.н., Член-корреспондент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, декан факультета безопасности жизнедеятельности УрГПУ; Кузнецов К.Б. – д.т.н., заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности Ур ГУПС; Вехов А.В. – к.филос.н., зам. директора Института развития регионального образования Свердловской области; Денисенко Л.И. – к.с.н., руководитель центра модернизации Института развития регионального образования Свердловской области; Горохова Н.А. – заведующий учебно-методическим кабинетом ГО и ЧСИнститута развития регионального образования Свердловской области; Аблов Е.М. – ведущий специалист МОУО г. Екатеринбурга; Варваров Ю.В. – учитель ОБЖ гимназии № 35 г. Екатеринбурга; Зырянова Н.В. – зам. начальника центра пропаганды и общественных связей Главного управления МЧС России по Свердловской области; Колесник Н.И. – методист учебно-методического кабинета ГО и ЧС Института развития регионального образования; Митюшин Н.В. – учитель ОБЖ МОУ СОШ № 176 г. Екатеринбурга; Сыроваткина О.В. – старший воспитатель центра развития ребенка – ДОУ № 152 г. Екатеринбурга; Титов В.И. – учитель ОБЖ МОУ СОШ № 135 г. Екатеринбурга. Рецензенты: Агапитов В.М. – первый заместитель начальника Главного управления МЧС России по Свердловской области (по ГПС) полковник внутренней службы); Машанов А.Т. – главный специалист по ОБЖ, ГО и ЧС Управления образования Чкаловского района г. Екатеринбурга; Прядеин В.П. – д.психол.н., профессор кафедры физического воспитания УрГПУ.
© ГОУ ДПО «Институт развития регионального образования Свердловской области, 2006 Содержание
Учебная программа Распределение учебного времени по разделам программы курса «Культура безопасности жизнедеятельности»
Начальное общее образование (1-4 классы) Классные часы по проблемам курса «Культура безопасности жизнедеятельности» Класс
Тема 1. Слагаемые безопасности Понятие о безопасных ситуациях окружающего мира. Опасности природного, техногенного и социального происхождения. Правила безопасного поведения, культуры поведения. Тема 2. Здоровье как фактор безопасности Многообразие природы. Окружающая среда и человек. Негативные и позитивные природные и социальные факторы. Природа как источник психологического благополучия; роль природы в формировании эстетической культуры человека. Защита человека от негативного воздействия природных и социальных факторов. Гигиена жилища, методы поддержания оптимальной температуры, влажности, состава воздуха. Безопасность приборов, регулирующих климат в помещении. Понятие о здоровом образе жизни. Режим дня школьника. Организация труда и отдыха, влияние музыки, поэзии, искусства на жизнедеятельность человека. Профилактика перегрузок. Физиологическая норма сна. Физические упражнения. Природные факторы закаливания. Методы и средства закаливания. Поведение в школе. Поведение в семье. Поведение на улице. Поведение в общественных местах. Тема 3. Пожарная безопасность Значение огня в жизни человека. Пожар. Условия горения. Причины пожара. Дым как один из опасных факторов пожара. Действия людей в случае возникновения пожара. Правила пожарной безопасности в новогодние праздники. Цена ложных вызовов о пожаре. Основные правила пожарной безопасности. Назначение противопожарной службы. Тема 4. Дорожная грамота пешехода Правила поведения на дороге и улице. Безопасное передвижение пешеходов. Знакомство с дорожными знаками. Перекрестки. Сигналы регулирования дорожного движения. Светофор и его сигналы. Виды транспорта и правила поведения в транспорте. Практические занятия Занятие 1. Организация труда и отдыха. Составление обучающимися собственного режима дня. Разучивание оздоровительного комплекса (упражнения для укрепления осанки, гимнастика для глаз, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний и др.), позволяющего рационально сочетать труд и отдых. Занятие 2. Практические действия при угрозе возникновения пожара в доме. Занятие 3. Дорожные знаки, их назначение. Разбор ситуаций на регу-лируемых и нерегулируемых перекрестках. Разбор безопасных маршрутов в школу и домой. Занятие 4. Отработка правил поведения и защиты в соответствии с планом гражданской обороны образовательного учреждения.
Класс
Тема 1. Слагаемые безопасности Модель поведения в опасных социальных и природных ситуациях. Номера телефонов служб экстренной помощи и телефон единой службы спасения – «01». Тема 2. Здоровье как фактор безопасности Роль физического здоровья и личной гигиены в профилактике заболеваний. Понятие о микроорганизмах, вызывающих заболевания. Эпидемические и инфекционные заболевания. Первые признаки заболеваний. Правила поведения и основные средства защиты. Паразитарные заболевания. Экологические проблемы конкретной территории проживания. Вредные и опасные факторы природной среды: болезнетворные растения и животные. Меры предосторожности при сборе грибов и ягод. Опасные факторы природных явлений: бури, грозы, снежные заносы, наводнения, половодья. Способы защиты от опасных факторов. Тема 3. Пожарная безопасность История возникновения пожарного дела в России. Пожарная безопасность в жилом доме. Безопасность при пользовании газовыми, электрическими приборами и легковоспламеняющимися жидкостями. Опасные факторы, возникающие при пожаре. Способы защиты органов дыхания. Действия при возникновении пожара в школе. Первичные средства пожаротушения. Тема 4. Основные правила поведения на улицах и дорогах Основные опасности на улице. Правила пешехода. Дорожные знаки. Регулировщик. Дорожная разметка. Безопасное поведение в транспорте. Практические занятия Занятие 1. Действия при угрозе и возникновении пожара в школе. Занятие 2. Ситуационно-ролевые игры по правилам дорожного движения. Занятие 3. Экскурсии по городу (населенному пункту) с целью отработки правил поведения на дороге и в транспорте. Занятие 4. Отработка правил поведения и защиты в соответствии с планом гражданской обороны образовательного учреждения.
Класс
Практические занятия Занятие 1. Закрепление на практике теоретических вопросов по оказанию первой помощи при травмах. Занятие 2. Экскурсии по городу (населенному пункту) с целью отработки правил поведения на дороге и в транспорте. Занятие 3. Моделирование опасных ситуацийи отработка действий по их предотвращению. Занятие 4. Отработкаправил поведения и защиты в соответствии с планом гражданской обороны образовательного учреждения.
Класс
Практические занятия Занятие 1. Приемы и правила самозащиты и призыва взрослых на помощь в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Занятие 2. Отработка навыков по оказанию простейшей медицинской помощи при повреждениях и травмах. Занятие 3. Моделирование ситуаций, направленных на отработку правил поведения в местах большого скопления людей, в условиях чрезвычайных ситуаций. Занятие 4. Отработкаправил поведения и защиты в соответствии с планом гражданской обороны образовательного учреждения. Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени начального общего образования (с учетом требований регионального (национально-регионального компонента) государственного образовательного стандарта) Предметно-информационная составляющая образованности: · иметь представление об основных социальных процессах, происходящих в ближайшем окружении; · знать основные правила, позволяющие сохранить и укрепить здоровье в типичных и нетипичных ситуациях (дома, в школе, на улице) в условиях села, поселка, города; · знать нормы поведения, обеспечивающие бережное отношение к природе, меры по защите окружающей среды; · иметь представление о способах получения информации об угрозах жизнедеятельности человека; · иметь представление об организации взаимодействия с другими людьми в различных ситуациях; · иметь представление об опасностях, угрожающих человеку, чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, экологически опасных местах в конкретной территории проживания; · иметь представление о природе как взаимосвязанной и упорядоченной системе, об основных способах саморегулирования физического и психического здоровья. Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности: · использовать полученные знания для укрепления здоровья, безопасного поведения в различных жизненных ситуациях; · уметь оценивать последствия влияния человека на окружающую среду; · соблюдать нормы, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности, сохранность природы; · адекватно действовать в конкретных ситуациях, угрожающих здоровью и жизни человека, окружающей природе; · уметь выстраивать комфортные взаимоотношения с другими людьми; · участвовать в деятельности сверстников и взрослых по защите природных объектов. Основное общее образование Класс
Первой медицинской помощи (5 часов) Тема 1. Первая медицинская помощь при травмах Виды травм. Первая медицинская помощь при травмах. Отравления. Причины отравлений. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях. Медицинская аптечка, состав и назначение. Тема 2. Ожоги Причины и виды ожогов. Первая медицинская помощь при ожогах. Практические занятия Занятие 1. Индивидуальные средства защиты органов дыхания (назначение, защищающая способность). Занятие 2. Изготовление и правила пользования ватно-марлевой повязкой. Занятие 3. Решение ситуационных задач по правилам дорожного движения. Занятие 4. Оказание первой помощи при ссадинах, ушибах, травмах. Занятие 5. Оказание первой помощи при ожогах. Занятие 6. Подготовка к «Дню защиты детей». Эвакуация из здания школы в случае пожара. Класс
Первой медицинской помощи (3 часа) Тема 1. Ранения, ушибы и переломы различной степени тяжести Первая медицинская помощь при ушибах, ранениях и переломах. Первая медицинская помощь при кровотечениях, переохлаждениях, обморожениях. Практические занятия Занятие 1. Назначение, устройство, защитные свойства противогаза. Занятие 2. Правила пользования противогазом. Занятие 3. Основные узлы, применяемые в туризме. Занятие 4. Оказание первой помощи утопающему. Занятие 5. Изготовление носилок для транспортировки пострадавшего. Занятие 6. Подготовка к «Дню защиты детей». Порядок эвакуации из здания школы при угрозе террористического акта. Класс
Первой медицинской помощи (2 часа)
Тема 1. Виды травм Первая медицинская помощь при травмах. Электротравмы. Причины их возникновения, профилактика. Первая медицинская помощь при поражении электрическим током и молнией. Способы транспортировки пострадавших. Практические занятия Занятие 1. Респираторы (виды, устройство, назначение, защитные свойства). Правила пользования. Занятие 2. Узлы, их применение. Туристические системы. Занятие 3. Способы изготовления носилок с использованием под-ручных средств и транспортировка пострадавшего. Занятие 4. Переправа по горизонтальной веревке. Занятие 5. Определение высоты объекта. Установка палатки. Занятие 6. Подготовка к «Дню защиты детей». Порядок эвакуации из здания школы при возможном землетрясении. Класс
Первой медицинской помощи (2 часа) Тема 1. Правила оказания первой медицинской помощи при терминальных состояниях Терминальные состояния, причины и признаки их возникновения. Экстренная реанимационная помощь (ЭРП). Цель и задачи ЭРП. Правила оказания ЭРП. Список литературы Учебная программа курса «Культура безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений Свердловской области (для учащихся 1 – 4, 5, 6, 7, 9 классов) Екатеринбург ББК 74.266.8 У 35 Учебная программа курса «Культура безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений Свердловской области (для учащихся 1 – 4, 5, 6, 7, 9 классов) / В.Н. Почечихина, Ю.В. Репин, К.Б. Кузнецов и др. – Екатеринбург, ИРРО, 2006. - 34 с. Авторский коллектив: Почечихина В.Н. – к.с.н., зам. директора Института развития регионального образования Свердловской области; Репин Ю.В. – к.п.н., Член-корреспондент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, декан факультета безопасности жизнедеятельности УрГПУ; Кузнецов К.Б. – д.т.н., заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности Ур ГУПС; Вехов А.В. – к.филос.н., зам. директора Института развития регионального образования Свердловской области; Денисенко Л.И. – к.с.н., руководитель центра модернизации Института развития регионального образования Свердловской области; Горохова Н.А. – заведующий учебно-методическим кабинетом ГО и ЧСИнститута развития регионального образования Свердловской области; Аблов Е.М. – ведущий специалист МОУО г. Екатеринбурга; Варваров Ю.В. – учитель ОБЖ гимназии № 35 г. Екатеринбурга; Зырянова Н.В. – зам. начальника центра пропаганды и общественных связей Главного управления МЧС России по Свердловской области; Колесник Н.И. – методист учебно-методического кабинета ГО и ЧС Института развития регионального образования; Митюшин Н.В. – учитель ОБЖ МОУ СОШ № 176 г. Екатеринбурга; Сыроваткина О.В. – старший воспитатель центра развития ребенка – ДОУ № 152 г. Екатеринбурга; Титов В.И. – учитель ОБЖ МОУ СОШ № 135 г. Екатеринбурга. Рецензенты: Агапитов В.М. – первый заместитель начальника Главного управления МЧС России по Свердловской области (по ГПС) полковник внутренней службы); Машанов А.Т. – главный специалист по ОБЖ, ГО и ЧС Управления образования Чкаловского района г. Екатеринбурга; Прядеин В.П. – д.психол.н., профессор кафедры физического воспитания УрГПУ.
© ГОУ ДПО «Институт развития регионального образования Свердловской области, 2006 Содержание
Учебная программа курса «Культура безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений Свердловской области Пояснительная записка
В XXI век человечество вошло в период новых социальных, технических и культурных перемен, которые обусловлены прогрессивными действиями людей во всех сферах деятельности. В то же время жизнедеятельность человека привела к появлению глобальных и региональных проблем в области безопасности жизнедеятельности. Это угрозы экологических катастроф от неблагоприятных изменений окружающей природной среды, неблагоприятной демографической обстановки в стране, регионе, проявлений международного терроризма и др. В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшения состояния здоровья людей. Это во многом связано с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций природного характера и отрицательным влиянием «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Недостаточная подготовка населения в вопросах безопасного поведения в разнообразных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение частью населения правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами культуры поведения, личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причинами заболеваний, несчастных случаев и гибели людей. В настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан привычек защиты окружающей среды, здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры населения страны, региона в области безопасности жизнедеятельности и снижение отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать в общеобразовательном учреждении через всестороннее рассмотрение вопросов в курсе «Культура безопасности жизнедеятельности», содержание которого охватывает теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций. Программа курса разработана с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей учащихся начальной и основной общеобразовательной школы. У школьников от класса к классу должны вырабатываться психологическая устойчивость к стрессу и готовность к грамотному поведению в повседневных контактах с природой, техникой, людьми. Ключевой идеей программы является положение о том, что для обеспечения личной, региональной, государственной и глобальной безопасности определяющую роль играет не столько уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, сколько воспитание в человеке культуры безопасности жизнедеятельности. Культура безопасности жизнедеятельности выступает как необходимое условие обеспечения устойчивого развития современной цивилизации. Программа курса «Культура безопасности жизнедеятельности» разработана с учетом требований федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (2004 г.) и регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области (2006 г.), в соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», иных законодательных актов Российской Федерации. В соответствии с потребностями человека и общества XXI века, исходя из общих целей образования и воспитания, а также целей гуманности и демократизации, цель курса «Культура безопасной жизнедеятельности» заключается в изучении и освоении учащимися общеобразовательных учреждений интегрированных знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности, формирование желания, интереса, потребностей к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих. Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели курса «Культура безопасности жизнедеятельности». 1. Изучение и освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности в повседневной жизни. 2. Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, действиями в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; изучение и освоение методов и приемов защиты, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности и обществу в опасных и чрезвычайных ситуациях, снизить индивидуальные, коллективные риски. 3. Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи. 4. Изучение современного комплекса проблем безопасности жизни и жизнедеятельности, формирующее у обучающихся научные взгляды на главные особенности постиндустриального периода перехода человечества в ноосферу, а также ценностные социально-значимые ориентации личности. 5. Развитие способностей анализировать ситуации и принимать безопасные решения в быту, учебной и последующей профессиональной деятельности. 6. Формирование представления об экологических, социокультурных, экономических особенностях малой Родины как среды непосредственной жизнедеятельности и сопричастности к ней в процессе самоутверждения и самореализации. 7. Формирование способности выбора морально-психологических установок в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. 8. Формирование уважительного, ответственного отношения к собственной безопасности и безопасности окружающих людей, бережного отношения к окружающей среде, навыков взаимодействия, сотрудничества, необходимых для разрешения и предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, осознание приоритетности безопасности во всех сферах деятельности. Цели и задачи различных ступеней школы конкретизируются в соответствии с общей направленностью курса «Культура безопасности жизнедеятельности», возможностями образовательного учреждения, с учетом знаний, полученных учащимися при изучении других предметов, психологическими и физиологическими особенностями возраста обучающихся. Основной тематической линией содержания курса «Культура безопасности жизнедеятельности» в начальной школе является: · опасности окружающего мира и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. Тематическими линиями содержания курса «Культура безопасности жизнедеятельности» в основной школе являются: · основы здорового образа жизни и культуры здоровья; · безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; · основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи; · современный комплекс проблем безопасности; · военно-патриотическое воспитание. Курс «Культура безопасности жизнедеятельности», предлагаемый для изучения в 1 - 4, 5, 6, 7, 9 классах является элементом регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта, который определяет минимум содержания образования с учетом социально-экономических, экологических, социокультурных особенностей Свердловской области, требования к уровню подготовки выпускников. В 1-4 классах курс «Культура безопасности жизнедеятельности» изучается в форме классных часов. В 5, 6, 7, 9 классах курс «Культура безопасности жизнедеятельности» входит в учебный план общеобразовательного учреждения в качестве предмета национально-регионального компонента. Настоящая программа является примерной и определяет содержание курса для общеобразовательных учреждений Свердловской области. Руководствуясь примерной программой и объемом часов, которые предусмотрены Базисным учебным планом Свердловской области на изучение предметов национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта, образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает рабочие программы курса с учетом специфики учреждения, материально-технического и учебно-методического обеспечения. В системе подготовки учащихся по курсу «Культура безопасности жизнедеятельности» предусматривается ежегодное проведение в рамках общеобразовательного учреждения «Дня защиты детей». Рекомендуемое время для проведения – март-май. Основными целями и задачами «Дня защиты детей» являются: · всесторонняя проверка готовности общеобразовательного учреждения к проведению мероприятий по обеспечению безопасности персонала и учащихся в опасных и чрезвычайных ситуациях; · выработка у педагогических работников общеобразовательного учреждения практических навыков по оперативному принятию обоснованных решений и умений осуществлять управление мероприятиями по защите учащихся в чрезвычайных ситуациях; · совершенствование учащимися теоретических знаний и практических умений, полученных в процессе обучения по предметам «Культура безопасности жизнедеятельности», «Основы безопасности жизнедеятельности»; · воспитание у учащихся уверенности в эффективности мероприятий гражданской обороны и убежденности принимать в них участие; · формирование и развитие у педагогов и учащихся высоких морально-психологических качеств, сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих, безопасности окружающей среды; · пропаганда передового опыта организации и осуществления образовательного процесса по курсу «Культура безопасности жизнедеятельности» и методического мастерства учителей, преподающих этот предмет, а также Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности».
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.30 (0.011 с.) |