Классификация возрастных периодов, их общая характеристика 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация возрастных периодов, их общая характеристика



Развитие – или по крайней мере потенциал развития – существует на протяжении всей жизни человека.

Жизнь взрослого является продолжением детской жизни и вырастает из нее, однако продуктивность жизни взрослого во многом может зависеть от необходимости пересмотра, обновления каких-то ценностей, установок, поведенческого репертуара (при вступлении в брак, рождении ребенка, разводе, болезни и других проблематизирующих жизнь обстоятельствах).

Анализируя собственную жизненную дистанцию, каждый зрелый человек выделяет свои, особые возрастные этапы взрослого состояния. По внутренним ощущениям физически здоровые, волевые люди не чувствуют в себе каких-то особых перемен на границе и 60-летнего возраста. Поэтому очень трудно создать психологическую периодизацию взрослого человека в силу того, что сложно однозначно хронологически выделить этапы максимального расцвета личности – акме.

Акмеология – наука о периоде максимального расцвета личности, высшего момента проявления духовных сил и творчества. Расцвет личности бывает в 40, в 60 и даже в 80 лет. У некоторых людей таких «взрывов – подъемов» может быть даже несколько.

Онтогенетическая динамика творческой активности у ученых-математиков следующая – 1 оптимум – 29-39 лет, 1 спад – 39-45 лет; 2 оптимум – 45-54 года, 2 спад – 54-58 лет; 3 оптимум – 58-67 лет, 3 спад с 67 лет; у ученых-биологов – 1 оптимум – 31-40 лет, 1 спад – 40-47 лет; 2 оптимум – 47-55 лет, 2 спад – 55-60 лет; 3 оптимум 60-75 лет, 3 спад с 75 лет; у ученых-психологов – 1 оптимум – 30-40 лет, 1 спад – 40-45 лет; 2 оптимум – 45-59 лет, 2 спад – 59-65 лет; 3 оптимум – 65-70 лет, 3 спад с 70 лет.

Большая часть исследователей относит начало периода взрослости к моменту окончания ранней юности – к 18-19 годам, а конец – к возрасту 55-60 лет (Бодалев А.А., 1999). В этом диапазоне выделяют ряд стадий : 1) ранней взрослости (18-30 лет); 2) средней взрослости (30-45 лет); 3) поздней взрослости (45-55 лет); 4) предпенсионного возраста (50-55 лет для женщин, 55-60 лет для мужчин). При этом для каждой стадии отмечаются характерные для нее особенности.

Для стадии ранней взрослости характерно овладение ролью взрослого человека, получение избирательного права, полная юридическая и экономическая ответственность. У большинства складывается собственная семья, рождается первый ребенок. Завершается получение высшего образования. На работе осваиваются профессиональные роли, образуется круг общения, в основе которого избранная профессия.

Средняя взрослость – это период совершенства в выполнении профессиональной роли и старшинства, а иногда и лидерства среди товарищей по работе, относительная материальная самостоятельность и сравнительно широкий круг социальных связей, а также наличие и удовлетворение интересов вне рамок профессиональной деятельности.

Поздняя взрослость характеризуется высококвалифицированным выполнением избранных в молодости профессиональных и социальных ролей, и как правило, достижения пика в должностном статусе , а также некоторым снижением социальной активности. Во многих случаях в это время происходит уход из семьи выросших детей.

Предпенсионный возраст – происходит заметное снижение физических и умственных функций, но вместе с тем эти годы, благоприятные для занятия наиболее видного положения в своем социальном кругу. В основной области труда наблюдается спад профессиональных притязаний, и происходят существенные изменения во всей мотивационной сфере в связи с подготовкой к предстоящему пенсионному образу жизни.

Хейвингхерст (1953) считает, человек на стадиях взрослости должен добиться выполнения определенных задач развития.

 

Задачи ранней взрослости

1. Выбор супруга

2. Подготовка к супружеской жизни

3. Создание семьи

4. Воспитание детей

5. Ведение домашнего хозяйства

6. Начало профессиональной деятельности

7. Принятие гражданской ответственности

8. Нахождение конгениальной социальной группы

 

Задачи среднего возраста

1. Достижение зрелой гражданской и социальной ответственности

2. Достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня

3. Выбор подходящих способов проведения досуга

4. Помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми

5. Усиление личностного аспекта супружеских отношений

6. Принятие физиологических перемен середины жизни и приспособление к ним

7. Приспособление к взаимодействию со стареющими родителями

 

Задачи пожилого возраста

1. Приспособление к убыванию физических сил и ухудшению здоровья

2. Приспособление к выходу на пенсию и снижению доходов

3. Приспособление к смерти супруга(и)

4. Установление прочных связей со своей возрастной группой

5. Выполнение социальных и гражданских обязательств

6. Обеспечение удовлетворительных жизненных условий

 

10.2. Когнитивное развитие в ранней взрослости, средней взрослости и поздней взрослости.

 

Многие ученые задумывались над вопросом о том, существует ли следующая стадия когнитивного развития после юности?

Так, Клаус Ригель (1975,1984) выделяет понимание противоречий как важное достижение развития во взрослости. Он называет это диалектическим мышлением. По Ригелю, если и есть 5-я стадия когнитивного развития, следующая за 4-й, заключительной стадией, описанной Пиаже, то это диалектическая стадия, на которой человек обдумывает противоположные мысли и синтезирует или интегрирует их. Особо важный аспект диалектического мышления – интеграция идеального и реального. Практический, обычный мир (реальное) служит диалектической коррекцией искусственности абстрактного, формально-операционального мышления (идеальное). В этом, по мнению Ригеля, и заключается сильная сторона мышления взрослого человека.

Однако, не все исследователи согласны с тем, что существует 5-я стадия когнитивного развития. Некоторые считают, что отличительным признаком взрослого мышления является гибкость, с которой взрослые могут использовать все те когнитивные способности, которыми к этому времени обладают. Шайи (1986) полагает, что в детстве, отрочестве и юности мы приобретаем все более сложные структуры для понимания и объяснения мира .Мощные инструменты мышления на уровне формальных операций являются высшим достижением этого периода. Шайи называет его периодом приобретения. В ранней взрослости мы используем свои интеллектуальные способности, чтобы сделать карьеру и избрать стиль жизни. И Шайи называет это время периодом достижения. Это важный период в когнитивном развитии взрослого человека, период, в котором мы применяем в жизни наши способности думать, решать проблемы и принимать решения. В данном случае подразумевается, что достигший взрослости человек должен принимать личные решения, которые складываются в план его жизни.

Люди, которые успешно справляются с этим, приобретают определенную степень личной независимости и переходят к следующей фазе в использовании когнитивных навыков – периоду социальных обязанностей. Согласно Шайи, в среднем возрасте мы используем наши когнитивные способности, чтобы решать проблемы других, - в семье и на работе. У некоторых эти обязанности могут быть довольно сложными, требующими налаживания отношений в организациях и предполагающими разносторонние знания. Такие люди имеют возможность проявить свои когнитивные способности, выполняя административные функции, в дополнение к тем социальным обязательствам, которые они принимают. Наконец, в более позднем возрасте характер решаемых проблем вновь меняется. Главной задачей становится задача реинтегрирования субъективных следов событий всей предшествующей жизни – осмысление жизни как целого и оценка пройденного пути. Для Шайи суть когнитивного развития в период взрослости заключается не в расширении круга способностей и не в изменении их структуры. Скорее, она состоит в гибком использовании интеллекта в разные периоды жизни человека.

Многие люди на протяжении среднего возраста продолжают демонстрировать высокий уровень различных интеллектуальных способностей. При этом наблюдается целый ряд индивидуальных различий. Так, способности используемые для научения чему-то новому, включая такие, как процессы запоминания, индуктивное рассуждение и быстрое восприятие пространственных отношений, у отдельных людей, действительно снижаются довольно быстро. Но это снижение интеллекта вовсе не является автоматической функцией старения. У людей, удовлетворенных своей жизнью, редко конфликтующих с окружающими, имеющих дружные семьи и широкий круг общения, находящихся в тесном взаимодействии со своей культурной средой, интеллектуальные способности сохраняются дольше, а то и возрастают с годами.

Однако есть один фактор интеллекта, который в среднем возрасте неизменно ослабляется. Навыки, требующие скорости, с возрастом даются человеку все труднее, поскольку начинают замедляться многие психомоторные процессы. В 40 - 50-летнем возрасте это замедление еще не столь заметно. Взрослые стремятся компенсировать снижение скорости повышением эффективности своих действий и своими обширными знаниями. Интеллектуальная деятельность, в которой часто упражняются или которую используют при решении повседневных задач либо на рабочем месте, продолжает оставаться высоко продуктивной. Зрелые люди, которым в процессе работы часто приходится полагаться лишь на себя – много думать, проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, - также демонстрируют высокий уровень интеллектуальной гибкости.

Одно из главных изменений познавательной способности в поздней взрослости – это снижение скорости выполнения физических и умственных операций. У пожилых людей возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов.

Определенные изменения происходят в поздней взрослости и с памятью. Пожилые люди способны принимать и удерживать все же чуть меньше информации, чем молодые. В среднем, их объем восприятия несколько меньше, особенно когда два события происходят одновременно. Большинство исследований не обнаружило существенных различий между кратковременной памятью молодых и пожилых людей. Однако в долговременной памяти, как показывают исследования, наблюдаются очевидные возрастные различия. Пожилые люди обычно лучше выполняют задания на узнавание, чем на воспроизведение списка слов. Они склонны проявлять большую избирательность в отношении того, что сохранить в памяти. Пожилые люди склоны запоминать то, что для них важно или может пригодиться в жизни. Однако, тренировка существенно улучшает выполнение людьми заданий на память. Но эффективность обучения не безгранична. Даже после тренировки людям за 70 не всегда удается достичь уровня молодых взрослых. Это позволяет говорить, что пожилые люди имеют меньше возможностей для совершенствования или, по-другому, обладают меньшей пластичностью. Память на отдельные события сохраняется у них практически полностью.

 

 

10.3. Основные социальные и психологические проблемы, стоящие перед людьми в различные периоды взрослости





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.117.125 (0.007 с.)