Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие мышления в младенчестве.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предпосылки развития мышления у ребенка складываются в манипулятивной деятельности с предметами (см. выше) к концу первого года жизни. Процесс манипулирования позволяет установить некоторые простейшие связи между предметами и их частями, т.е. сами действия выступают как способ изучения объекта. Манипулирование ведёт к совершенствованию самих действий, которое, в свою очередь, способствует обогащению познавательного опыта ребенка. В его сознании фиксируется результат действий, возникает стремление повторить их, при этом устанавливаются простейшие причинно-следственные связи между предметами и явлениями действительности. В возрасте 7-10 месяцев развиваются «соотносящие» действия, которые помогают установить связь предмета с местом расположения и предметов между собой (например, кольца от пирамидки нужно нанизывать на штырь). Позднее ребёнок учится устанавливать различные пространственные соотношения предметов. В 10-11 месяцев возникают функциональные действия, формирование которых выходит за пределы младенчества (например, расчестка начинает использоваться ребенком по своему функциональному назначению – расчесывание куклы). К концу первого года жизни ребёнок постигает некоторые простейшие причинно-следственные связи. Мышление в младенчестве не является самостоятельным процессом, функционирует внутри восприятия, включено в практические манипуляции с предметами. Возникают предпосылки развития любознательности. Развитие игры в младенчестве. Изучение игровой деятельности младенца (Ф.А. Фрадкина, Н.Я. Михайленко, З.В. Зворынина, С.Л. Новоселова, Н.Н. Палагина и др.) позволили выделить два этапа ее развития - ознакомительный и отобразительный. Само игровое действие зарождается в ходе овладения ребенком предметными действиями. На первом этапе действие с предметами носит манипулятивный характер, типичными являются предметно-специфические операции обследования. Мотив зарождается через предмет - игрушку. Ко второму этапу ребёнок переходит тогда, когда сам или с помощью взрослого обнаруживает в игрушке некоторые её свойства (мячик прыгает, он гладкий). Постепенно дети усваивают способы действия с разными предметами (игрушками), связанные с их физическими свойствами. Отобразительные предметно-игровые действия характерны для детей от 5-6 месяцев до 1,6 г. Становление эмоционально-волевой сферы Развитие эмоций в младенчестве. Первые эмоции ребёнок испытывает сразу после рождения. Это отрицательные переживания, связанные с физиологическими причинами. Отрицательные эмоции выполняют защитную функцию, сигнализируя о каком-то неблагополучии (голоден, болен, хочет спать и др.). Взрослый устраняет причины дискомфорта. Постепенно число отрицательных эмоций снижается. Удовлетворение органических потребностей создаёт предпосылки для зарождения чувства радости. Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии со взрослым, который наполняет жизнь младенца впечатлениями и проявляет к нему любовь и заботу. В 3 месяца положительные эмоции входят в состав «комплекса оживления». С 4 месяца ребёнок громко смеётся при общении со взрослым. Радостное состояние младенца говорит и о его хорошем самочувствии, благоприятствует протеканию физиологических процессов, повышает общую активность, содействует сенсорному и двигательному развитию. Выразительные эмоциональные реакции - это главное коммуникативное средство общения в довербальный период. До 6 месяцев общение со взрослым вызывает у ребёнка только положительные эмоции. Отрицательные эмоции не адресуются конкретному человеку, а посылаются в пространство как сигнал о неблагополучии. Отрицательные эмоции взрослого ребёнок не воспринимает как таковые. Во втором полугодии жизни младенец в связи с развитием ситуативно-деловой формы общения адресует взрослому и отрицательные эмоции. Он начинает различать положительные и отрицательные оценки самого себя со стороны взрослого, реагируя на интонацию, мимику и действия взрослого. Частые защиты, сухость и эмоциональная бедность общения со стороны взрослого приводят к замкнутости, угрюмости и плаксивости младенца. На первом году жизни у ребёнка проявляется симпатия к людям, демонстрирующим доброжелательность и любовь. В основе этого чувства лежит подражание. Оно носит характер заражения эмоцией другого человека (Г.А. Урунтаева). На 5 месяце жизни у ребёнка обнаруживается яркая ориентировочная реакция на новое (новые игрушки вызывают интерес, новые люди привлекают внимание). Во втором полугодии жизни освоение действий приводит к изменению переживаний. Если ребёнок не может действовать с интересующим предметом, то у него возникают сильные отрицательные эмоции. Когда действия получаются, ребёнок переживает положительные эмоции. Тогда же младенец начинает специально адресовать отрицательные эмоции конкретному взрослому. Важным моментом в развитии эмоций и чувств выступает появление к концу первого года чувства удивления. Это говорит о зарождении высшей духовной потребности - познавательной. В целом, можно выделить следующие особенности эмоционального развития младенца: - основу развития эмоций составляют примитивные эмоции, вызванные органическими причинами; - социально обусловленные формы эмоциональных переживаний формируются в процессе общения младенца со взрослыми; - в ситуативно-личностном общении у ребёнка возникает радость от доброжелательного внимания недовольство от отсутствия общения; - в ситуативно-деловом общении у ребёнка проявляется удовольствие от совместных действий, радость при успехе и поощрении, отрицательные эмоции при неудачном действии или порицании; - складываются предпосылки высших чувств - любви, симпатии, познавательных. Развитие воли у младенца. Развитие воли начинается с приобретения ребёнком способности управлять своими движениями. Для того, чтобы совершать какие-либо волевые действия ребёнок должен научится произвольным движениям. Сначала у младенца имеются лишь импульсивные, рефлекторные и инстинктивные действия. Замечая результаты, к которым они приводят, он учится произвольным движениям. Выработка произвольных движений совершается под руководством взрослых. Большую роль при этом играет подражание. Первые подражательные движения были отмечены у детей уже в 3-4 месяца (Прейер). Значительную роль подражание начинает играть во второй половине первого года жизни. Вначале оно носит непроизвольный характер. Большую роль вслед за подражанием начинают играть другие формы собственно обучения, связанные со словесными указаниями. Развитие произвольных движений делает возможным первые разумные, собственно волевые действия ребёнка, направленные на осуществление какого-нибудь желания, на достижение цели. Особенности развития воли младенца: - первое направленное на объект действие ребёнка, разрешающее какую-нибудь «задачу», является примитивным «волевым актом»; - первые желания ребёнка вызываются непосредственно на него действующими стимулами, сильно окрашенными эмоционально; - до развития представлений, действия ребёнка являются сенсомоторными реакциями, вызванными внешними раздражителями (С.А.Рубинштейн); - поведение младенца «полевое» (А.Н. Леонтьев), характеризуется импульсивностью и ситуативностью.
Контрольные вопросы 1. Почему общение ребёнка с взрослым на первом году жизни является ведущей деятельностью? 2. Охарактеризовать протекание подготовительного этапа в формировании речи ребёнка. 3. Какое значение для психического развития младенца имеет наличие у него безусловных рефлексов? 4. Описать психическое развитие ребёнка лишенного взаимодействия с взрослыми. 5. Охарактеризовать социальную ситуацию развития младенца. 6. Охарактеризовать особенности общения младенца с взрослым. 7. Раскрыть основные закономерности развития сенсорных процессов, моторики. 8. Раскрыть значение развития перцептивных процессов для психического развития младенца. 9. Доказать значение манипуляции ребёнка с предметами для развития его психики. 10. Показать влияние действий с предметами на развитие внимания, памяти и мышления ребёнка. 11. В чём выражаются основные достижения в развитии ребёнка к концу младенческого периода?
Темы рефератов 1. Влияние общения с взрослым на психическое развитие младенца. 2. Методы изучения младенца. 3. Развитие форм общения. 4. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей. 1. Формирование эмоциональных реакций ребёнка.
Рекомендуемая литература Бауер Т. Психическое развитие младенца. - М., 1979. Коломенский Я, Л., Панько Е. А. и др. Детская психология. – М., 1988. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций. - М.. 1973. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. - М., 1973. Лисина М., Авдеева Н., Мещерякова С. Организация общения взрослых с детьми //Дошкольное воспитание, 1982, №2. Мещерякова С.Ю. Особенности «комплекса оживления» у младенцев при воздействии предметов и при общении со взрослыми //Вопросы психологии, 1995, №5. Мухина В.С. Детская психология. - М., 1985. Немов Р.С. Психология образования. Кн.2. - М., 1994. Обухова А.Ф. Детская психология: теории, факты проблемы. - М., 1995. Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. – М., 2002. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.- М., 1998. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960.
Глава 5
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.10.80 (0.008 с.) |