Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная ситуация развития подросткаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком – при сильном желании стать взрослым. Подросток стремиться отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. Но избавление это проходит не путем разрыва отношений, а путем возникновения нового качества отношений. Все то, к чему подросток привык с детства – семья, школа, сверстники, - подвергаются оценке и переоценке, обретают новое значение и смысл. Переход во взрослый мир, выстраивание новых отношений с ним, овладение новой (взрослой) ролью предполагает наличие определенной (в том числе и внутренней) активности. В социальной ситуации развития подростка появляется принципиально новый компонент – отчуждение, то есть дисгармония отношений, которая проявляется в деятельности, поведении, общении, внутренних переживаниях. В С. Мухина рассматривает социальную ситуацию в жизни отрока в условиях семьи. Например, семья с высокой рефлексией понимает, что ребенок взрослеет и что с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений. К подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства взрослости. Не навязывая своего внимания, родители выражают готовность обсудить его проблемы. Характер подростка в такой семье развивается вполне благополучно. Ценностные ориентации подростка направлены на проникновение в ценности всего многообразия реальной действительности. Высокая рефлексия окружения создает благоприятные условия для духовного развития подростка. Семья отчужденная. В этой семье к подростку относятся так же, как и в детстве, - им мало интересуются, избегают общения с ним и держатся от него на расстоянии. Подросток в такой семье чувствует себя лишним. Он устремляется на улицу к своим сверстникам, где ищет удовлетворения в общении. Отчужденная семья может ограничить возможности ребенка в развитии. Семья авторитарная продолжает предъявлять подростку те же жесткие требования, что и в детстве. Обычно, если это было принято ранее, здесь продолжают применять и физические наказания (в детстве – шлепали, теперь могут «врезать»). В авторитарной семье подросток так же одинок, несчастен и неуверен в себе, как и в детстве. Однако тенденции развития его характера уже отчетливо вырисовываются: он становится носителем авторитарного способа взаимодействия с людьми или, напротив, демонстрирует униженность, пассивность, за которой стоит высокая невротизация неуверенного в себе подростка. Авторитарная семья также может ограничить возможности подростка в развитии.
Семья с попустительским отношением. В такой семье продолжает господствовать принцип вседозволенности: подросток уже давно «сел на голову» родителям и хорошо освоил способы манипулирования ими. Эгоизм и конфликтность – основные характеристики характера подростков из таких семей. Здесь подросток несчастлив вдвойне: сам по себе возраст – уже кризис личностного развития плюс еще недостатки, сформированные в его личностной позиции отношениями вседозволенности, чего ему никогда не предложит действительная жизнь. Семья гиперопекающая. Подросток в такой семье вырос под пристальным вниманием и заботой родителей, у которых масса своих внутренних проблем, возникающих по большей части на основе личных трагедий и комплексов. С подростком родители по-прежнему не расстаются, опекают его не только извне, но стремятся завладеть и его душевными переживаниями. Здесь подросток, как и в детстве, неуверен в себе, пассивен, не может дать отпор в случае необходимости. Сверстники дают ему прозвища типа «малыш», «маменькин сынок», «детский сад» и другие. Но подросток может жить и в неполной семье (здесь чаще нет отца). Он начинает себя чувствовать особенно некомфортно, ведь именно в этот период возникает острое чувство потребности в отце. Отсутствие отца может ослаблять его социальную позицию. Подросток в приемной семье – сложная проблема в отрочестве, особенно, если он знает, что его отец и мать не являются биологическими родителями. Если же ему повезло и он обрел хорошую семью, он все-таки постоянно испытывает внутреннее напряжение и неуверенность в том, как к нему относятся его приемные родители. Подростки, живущие в деградирующих семьях, где родители дерутся, принимают алкоголь, наркотики, распутничают, обычно заражаются этими недугами еще в детстве. В отдельных счастливых случаях подросток из такой семьи начинает так активно противостоять деградации, что ему хватает духовных сил вырваться из этого ада и идти своим путем.
Особая проблема в современной российской семье – взаимоотношения по поводу вещевой и финансовой зависимости подростка. В России для них нет пока традиционных способов зарабатывания денег. Подросток может легко оказаться втянутым в теневые финансовые отношения взрослых. Поэтому проблема «Дети и деньги» весьма актуальна для каждой семьи, в которой подрастают дети. Современный подросток может, исходя из критериев стоимости вещей, начать оценивать свою семью как «богатую» или как «бедную». Оценка материальных предметов, принадлежащих семье или отсутствующих в семье, может стать критерием достоинств родителей. В отрочестве, как и в детстве, подросток продолжает посещать школу. Но отношение к школе и учению меняется. Если в младших классах ребенок был психологически поглощен самой учебной деятельностью, то теперь подростка в большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками. Подросток, не игнорирую ученье, придает особое значение общению. В общении со сверстниками он расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении. Общаясь со сверстниками, подросток постигает разные формы взаимодействий человека с человеком. Так как большую часть времени подросток проводит в школе, то правильно считать, что в стенах школы создаются условия для развития его личности. Эти условия могут формировать взрослые. Взрослый друг – довольно редкое явление в индивидуальной жизни подростка. В этом возрасте уважаемый взрослый чаще всего достояние подростковой группы, если это учитель, руководитель спортивной секции, музыкального кружка и др. Другое дело – массовый кумир (например, певец). Он является предметом обожания многих, объединяя их одной общей эмоцией, что очень важно для подростков. Социальная ситуация обладает таким разнообразием условий и всевозможных провокаций для испытания подростком самого себя, что взрослый подчас не может даже их себе представить.
Кризис 13 лет Подростковый возраст разделяется на младший подростковый и старший подростковый кризисом 13 лет. Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки. К внешним относятся: 1. Изменение характера учебной деятельности: а) многопредметность; б) содержание учебного материала представляет собой теоретические основы наук; в) предлагаемые к усвоению абстракции вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям. 2. Отсутствие единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, а также поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. 3. Введение общественно-полезного труда в школьное обучение приводит к появлению у подростка переживания себя как участника общественно-трудовой деятельности. 4. Появление новых требований в семье – реальной помощи по хозяйству, ответственности. 5. Изменение положения ребенка в семье – с ним начинают советоваться. Расширение социальных связей подростка – предоставляется возможность для участия в общественной жизни коллектива. Наличие внутренних биологических предпосылок объясняется тем, что в этот период весь организм человека выходит на путь активной физиологической и биологической перестройки. Перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная, и костно-мышечная. Новые гормоны стремительно выбрасываются в кровь, оказывают будоражащее влияние на центральную нервную систему, определяя начало полового созревания. Различные органические системы созревают неравномерно. В кровеносной системе – мышечная ткань сердца опережает по темпам роста кровеносные сосуды, толчковая сила сердечной мышцы заставляет работать неготовые к такому ритму сосуды в экстремальном режиме. В костно-мышечной системе – костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не успевая за ростом костей, натягиваются, создавая постоянное внутреннее неудобство. Все это приводит к тому, что повышаются утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков в 8-11 раз (А. П. Краковский, 1970).
Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, излишний вес, худоба и пр. – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу. С точки зрения внутренних психологических предпосылок является проблема интереса. Выделено четыре вида наиболее ярких интересов подростка, называемых доминантами: q «эгоцентрическая доминанта» – интерес подростка к собственной личности; q «доминанта дали» – установка на обширные, большие масштабы; q «доминанта усилия» – интерес подростка к сопротивлению, преодолению, волевым напряжениям, которые проявляются иногда в упрямстве, хулиганстве, протесте; q «доминанта романтики» – интерес к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму. Кризис 13 лет протекает с такими симптомами: непослушание, грубость, немотивированное противостояние взрослым, негативизм по отношению к учителям, трагическое переживание ситуации невключенности в группу сверстников, надежда на неопределенное светлое будущее, бравада своей независимостью, приверженностью материальным интересам. Но суть кризиса не столько в ярко выраженных его проявлениях, сколько в качественном изменении процесса психического развития. Подросток подвержен сильнейшим переживаниям, которые вызваны как чувством наступающей взрослости и формированием образа «Я», так и идентификацией с образом пола. Для подростков характерны переживания, связанные с их отношением к себе, к собственной личности, процессам познания себя и преимущественно эти переживания отрицательные. Самооценка обычно заниженная.
Вместе с тем подростку присущи и переживания, которые носят положительный характер – это переживания, связанные с самореализацией, активной работой по развитию собственной личности.
8.3. Новообразования личности в подростковом возрасте Важнейшей особенностью личности в отрочестве является быстрое развитие самосознания. В этом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я - концепция». Потребность быть и считаться взрослым превращается в этот период в доминирующую. Прежде всего это проявляется в стремлении подростка приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего – во внешнем облике, в манерах. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Подражание взрослым не ограничивается манерами и одеждой. Подражание идет и по линии развлечений, романтических отношений. Независимо от содержания этих отношений копируется «взрослая» форма: свидания, записки, поездки за город, дискотеки и т. п. Но встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости. Это включение в интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определенной областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, оказание помощи тем, кто в ней нуждается – младшему брату, уставшей на работе маме или больной бабушке. Одновременно с внешними объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости – отношение подростка к себе как взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Это субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста (11-13 лет). Как проявляется чувство взрослости подростка? Прежде всего, в желании, чтобы все относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности. Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально. К концу подросткового периода, примерно в 15 лет, подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя, личной нестабильности у него формируется «Я – концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны – они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт «Я – концепции» - так называемое реальное «Я».
Помимо реального «Я», «Я – концепция» включает в себя идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Некоторые подростки разрабатывают целые программы самосовершенствования.
В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему – «Я – концепцию». Это важнейший этап в развитии самосознания.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 4723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.70.108 (0.009 с.) |