Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3 Общая характеристика подросткового возраста↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Особенности волевой регуляции у подростков В этом возрасте, как отмечает А.И. Высоцкий, происходит коренная перестройка структуры волевой активности. В отличие от школьников младших классов подростки значительно чаще регулируют свое поведение на основе внутренней стимуляции (самостимуляции). В то же время волевая сфера подростков весьма противоречива. Это связано с тем, что при значительно возросшей общей активности подростка механизмы его волевой активности еще недостаточно сформированы. Внешние же стимуляторы (воспитательные воздействия и пр.) в силу критичности подростков, их стремления к независимости воспринимаются иначе, чем в младшем школьном возрасте, и поэтому не всегда вызывают соответствующую волевую активность. Снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства, отчасти это связано с тем, что вследствие утверждения своего «Я», права на собственное мнение, на свою точку зрения советы взрослых воспринимаются критически. Настойчивость проявляется только в интересной работе1. Приходящийся на этот возраст процесс полового созревания существенно изменяет нейродинамику (увеличивает подвижность нервных процессов, сдвигает баланс в сторону возбуждения), что тоже приводит к изменению волевой сферы. Преобладание возбуждения над торможением затрудняет применение запрещающих санкций, основанных на соображениях морали, снижается выдержка, самообладание. Возрастает смелость (которая в этот период вообще достигает наибольшего проявления). Под влиянием патриотических чувств подростки могут совершить даже героический поступок. В то же время подростки 12-14 лет переоценивают уровень развития у себя волевых качеств, особенно терпеливости и энергичности. У школьников 12 лет наблюдается дисгармония в развитии основных волевых качеств, но уже в 13 лет появляется некоторая гармония. В 15 лет подростки в целом адекватно оценивают развитие у себя основных волевых качеств самооценка и оценка со стороны группы совпадают. Но эти подростки склонны к переоценке настойчивости, самостоятельности, целеустремленности.[1]
Физиологическое развитие подростка Одна из существенных особенностей подросткового возраста - бурное физическое развитие и половое созревание. Нередко смешивают два понятия: «подростковый возраст» и «пубертат» (обычно так обозначают возраст до 20 лет). Однако это разные понятия. Пубертат (половая зрелость) - только часть подросткового возраста, отмеченная резким ускорением физического развития и половым созреванием. Что же касается подросткового возраста, то он составляет период от начала пубертата до того момента, когда человек становится взрослым. Пубертат сопровождается быстрым физическим развитием и заканчивается половым созреванием. В возрасте примерно 12-13 лет происходит усиление работы гипофиза. Под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции повышается возбудимость нервной системы (возбуждение преобладает над торможением). Поэтому наблюдается повышенная раздражимость, вспыльчивость, обидчивость подростков. Их поведение приобретает аффективный характер. Кроме того, в связи с усиленной работой гипофиза у подростков появляется усиленное потоотделение и подростковые прыщи. Это период интенсивной морфологической и функциональной перестройки организма, идущий в двух направлениях и обозначаемый учеными в таких образных выражениях, как «скачок роста» и«гормональная буря» или «эндокринный шторм». Скачок роста - процесс индивидуальный. Подростки быстро прибавляют в росте. Но прирост мышечной массы отстает от роста костей. Подростки выглядят худыми, сутулыми. При этом некоторые ребята испытывают мышечную боль, что так же приводит к повышенной раздражительности. Как правило, быстрое физическое развитие у мальчиков приходится на возраст от 10 до 15 лет и достигает пика примерно в 14 лет. У девочек оно начинается в промежутке между 7,5 и 11,5 годами и достигает максимума примерно в 11 лет 8 месяцев. В период самого интенсивного роста девочки прибавляют по 8,5 см в год, а мальчики - по 10-12 см. Девочки перестают расти обычно в возрасте около 19 лет, а мальчики - 21-22 года, хотя и после этого многие из них могут еще чуть-чуть вытянуться. В период усиленного роста позвоночник отстает от темпа роста тела в длину. А так как до 14 лет межпозвоночные хрящи еще не окостенели, позвоночник податлив к искривлению при неправильном положении тела, поэтому наибольшие нарушения осанки наблюдаются в 11 -15 лет, хотя в этот же период они и легче всего устраняются. В этот период идет развитие мускульного скелета по «мужскому» или «женскому» типу, черты мужественности и женственности начинают просматриваться четче. Неравномерность роста по разным направлениям создает диспропорции в организме подростка. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими, принимают иногда неестественные, вычурные позы. Поэтому даже любая шутка по поводу внешности подростка может вызвать бурную реакцию, так ему тяжела мысль, что он смешон и нелеп в глазах других людей. Наблюдается дисбаланс в развитии кровеносной системы: отставание роста кровеносных сосудов от роста мускулатуры сердца (сердце растет быстрее, чем увеличивается просвет кровеносных сосудов), что может быть причиной функциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы и проявляться в виде малой выносливости организма подростка (сердцебиения, головные боли, обмороки, головокружения, повышение кровяного давления, быстрая утомляемость, подверженность, неблагоприятным влияниям климата и т. д.). А такие проявления вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Учитывая эти особенности физического развития подростков необходимо: • соблюдать режим питания - пища должна быть богата витаминами и белками • соблюдать режим дня - необходим полноценный сон и активный отдых • чаще проветривать помещения, больше бывать на свежем воздухе. Бурное физическое развитие и половое созревание протекает по-разному у разных подростков. Во многом это зависит от того, как взрослые учитывают происходящие перемены в организме подростка. Если взрослые проявляют чуткость и предупредительность по отношению к ребятам, то раздражительность, резкость, обидчивость сглаживается. Психофизиологические характеристики подростка: - повышенная возбудимость нервной системы (возбуждение преобладает над торможением) - повышенная раздражительность, вспыльчивость, обидчивость подростков - аффективный характер поведения - повышенная утомляемость, спад работоспособности - вес головного мозга приближается к показателям взрослого человека - критичность к отрицательным чертам своего характера.[4]
Подростковый кризис В 12—14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса», который является пиком переходного периода от детства к взрослости. Внешне это проявляется: в грубости и нарочитости поведения подростка, стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д. Подростковый кризис отличается от всех других кризисов большей продолжительностью. Это связано с быстрым темпом физического и умственного развития подростков, приводящего к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста, в то же время возникшие потребности очень сильные, напряженные. Факторы, влияющие на подростковый кризис:
Подростковый кризис, по мнению Л. И. Божович, связан с возникновением нового уровня самосознания, которое становится социальным. Характерной чертой сознания подростка является появление способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка ряд стремлений: - стремление к самоутверждению; - стремление самовыражению (проявление себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными); - стремление самовоспитанию. Однако не все особенности кризиса подросткового возраста связаны с неудовлетворенностью подростка, идущей как бы изнутри. Большое значение имеет здесь и расхождение между возникшими у него потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации. Переходный критический период завершается возникновением особого личностного новообразования, которое можно обозначить как «самоопределение». Оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества. Бескризисное развитие подростка Следует оговорить, что бывают случаи бескризисного развития ребенка. Это происходит тогда, когда взрослые чутко относятся к потребностям детей и при первых признаках изменения этих потребностей перестраивают свои отношения с детьми таким образом, чтобы последние могли удовлетворить свои новые потребности. Иногда же бескризисное развитие является лишь кажущимся, поскольку кризис может проходить в сглаженной форме, а также в силу тех или иных причин может смещаться во времени. Кризисный характер перехода от одного периода к другому периоду его развития показывает, что у ребенка появились новые потребности, удовлетворение которых серьезно затруднено.[3]
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.46.87 (0.008 с.) |