Специфика организационного процесса НХТ в коллективах разных возрастных групп. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика организационного процесса НХТ в коллективах разных возрастных групп.



Народное художественное творчество, как важный компонент современной культуры, является сферой непосредственного контакта личного творческого опыта его участников с обширнейшим художественным и эстетическим опытом, накопленным в профессиональном искусстве и народном творчестве. В настоящее время популярность художественного творчества велика, наблюдается постоянный количественный рост танцевальных коллективов, любительских театров, песенных и музыкальных самодеятельных коллективов увеличение числа их воспитанников. Народное художественное творчество на современном этапе отличает ряд особенностей, которые заключаются в проявлении новых тенденций. В детском художественном творчестве широко заявили о себе тенденции, связанные с обращением к синтезу форм и направлений при формировании репертуара. Именно данные тенденции, а также свобода, индивидуализация творчества, продиктованные на современном этапе возрастанием роли духовных факторов развития, обусловили появление большого количества школ, студий, направлений. При таком обилии выбора идёт естественный отбор жизнеспособных коллективов. Как показывает практика, не всегда новые тенденции, представляющие собой эволюцию традиций, понимаются правильно, подчас воспринимаются как отрицание, а иногда и незнание того художественного опыта, который накоплен в художественном творчестве в течение многих лет. Это оборачивается снижением интереса к традиционным системам потерей в хореографических композициях танцевальной образности, бессодержательностью, однообразием, откровенным формотворчеством, особенно в новых современных танцевальных направлениях и течениях.

Для того чтобы выжить и удержаться на плаву в современных условиях, необходимо уделить особое внимание формированию репертуара, так как от него зависит будущее коллектива, привлечение средств для обеспечения жизнедеятельности коллектива, успех у зрителей, приход новых исполнителей, участие в фестивалях и конкурсах.

Репертуар - «лицо» коллектива, и не важно, к какому виду творческой деятельности этот коллектив относится (вокальной, инструментальной, хореографической). Принципы создания репертуара везде одинаковые.

Подбор репертуара дело непростое, хотя, конечно, выработаны и приняты единые критерии и принципы его оценки. Сложности эти связаны в первую очередь с тем, что каждый коллектив индивидуален в своём развитии, разнообразен по возрастным категориям его участников, располагает присущим только ему техническими и художественными взаимоотношениями, в соответствии с которыми руководителю приходится делать постановки. Репертуар, прежде всего, зависит от профиля творческого коллектива и строится с учетом потребностей участников, их подготовленности к восприятию произведений и работе над ними, а также с целью поддержания интереса к данному виду деятельности. Репертуар является одним из показателей развития коллектива, определяет его основную воспитательную и творческую жизнь, несет в себе определённые педагогические функции. Так репертуар детского коллектива должен быть отличным от репертуара взрослого. Поэтому подбор репертуара требует от руководителя четкого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.

Репертуар (от фр. repertoire) - слово французского происхождения, означает подбор пьес и определяет содержание деятельности и художественный уровень коллектива, предопределяет учебно-воспитательную, концертно-исполнительскую и общественную деятельность коллектива, способствует созданию условий формирования всесторонне развитой личности.

Особенность - своеобразие, отличие. Возрастные особенности (в психологии) - специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития. Возрастные особенности образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая познавательные, мотивационные, эмоциональные, перспективные и другие характеристики индивида.

Творческая деятельность коллектива, в том числе и создание репертуара должна осуществляться с учетом возрастных особенностей его участников и их ведущей возрастной деятельности. Именно всестороннее изучение участников коллектива, их возрастных, психолого-педагогических и физиологических особенностей, является основной составляющей успеха. Каждый возраст определяет выбор форм деятельности коллектива, требует создания особых обстоятельств и средств, оказывающих влияние на формирование личности.

Возрастным особенностям присущи характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов и интересов, социальные проявления, а вместе с тем свои возможности и ограничения в развитии.

Рассмотрим подробно возрастные особенности развития детей.

Младший школьный возраст:

Этот возраст является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка. Кардинально изменяется его социальный статус - он становится учеником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. Поведенческие особенности ребенка определяются переменой образа жизни в связи с поступлением в школу, кружки, секции. Ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью «созерцательной любознательностью». Характерной особенностью младшего школьника является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное, красочное. В системе мотивов, побуждающих младших школьников к учебной деятельности, выделяют два вида мотивов: познавательные и социальные мотивы. Познавательные мотивы порождаются самой учебной деятельностью и непосредственно связаны с содержанием и процессом учения. Среди социальных мотивов можно выделить такие мотивы, как статусный мотив, мотив хорошей отметки, мотив утверждения себя в коллективе, стремление к превосходству и признанию сверстниками, возраст характеризуется бурным развитием потребности в двигательной активности и в исследовании запретных зон. Наилучшие результаты педагогической деятельности в этом возрасте приносит сочетание труда с игрой, в которых максимально проявляется инициативность, самодеятельность, соревновательность детей.

Средний школьный возраст (10-15 лет):

По многим сторонам развития и поведения подростка педагогическая практика считает этот возраст трудным. Характерная особенность подросткового возраста - половое созревание, которое вносит серьёзные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие. В подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности. Восприятие подростка более целенаправленно и организовано, чем восприятие младшего школьника. Наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдается в интеллектуальной сфере. В этот период происходит формирование навыков логического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности, и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления. Для подросткового возраста характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность. В этом возрасте наблюдается наличие "подросткового комплекса", который демонстрирует перепады настроения подростков. Ведущим мотивом деятельности является стремление подростка завоевать определенное положение, добиться признания сверстников. В старших классах учебно-познавательная деятельность подростков начинает определяться мотивами, направленными на реализацию будущего, осознание своей жизненной перспективы и профессиональных намерений.

Старший школьный возраст (15-18 лет):

В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, появляется способность выдерживать большие двигательные нагрузки. Юношеский возраст - период формирования мировоззрений, убеждений, характера, самоутверждения, самосознания. Усиливаются сознательные мотивы поведения. Важное значение имеет статус личности в коллективе, характер коллективных взаимоотношений. Педагогическая эффективность творческой деятельности находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности участников коллектива, периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов. Таким образом, возрастным особенностям присущи такие характеристики личности, как характер деятельности, особенности мышления, круг запросов и интересов, социальные проявления, а вместе с тем возможности и ограничения в развитии. Каждый возраст определяет выбор форм педагогической деятельности, требует создания особых обстоятельств и средств, оказывающих влияние на формирование личности. Творческая деятельность должна осуществляться с учетом всех возрастных особенностей участников коллектива и их ведущей возрастной деятельности - это является основной составляющей успеха всей творческой деятельности.

Народное художественное творчество в нашей стране призвано решать задачи эстетического воспитания, создавать условия для развития творческих способностей личности. Для того чтобы выжить в современных условиях, любительскому коллективу необходимо уделить особое внимание формированию репертуара, так как от него зависит будущее коллектива, привлечение средств, для обеспечения жизнедеятельности коллектива, успех у зрителей, приход новых исполнителей, участие в фестивалях и конкурсах.

Вопрос о репертуаре взрослого, профессионального коллектива тесно связан с идеологическим содержанием, идеологической направленностью деятельности художественного коллектива, с той ролью, которую он играет в духовно эстетической жизни общества. Взрослый репертуар отличается от детского тем, что постановки содержат более глубокий смысл и требует от исполнителей осмысления и понимания сущности воплощаемых сюжетов. Как правило, такой репертуар носит камерный характер. Работа над камерным репертуаром требует большой выразительности, углубленной работы над образом, осмысления исполнительских задач, полной сосредоточенности и мобилизации личности, поскольку в нем на первый план выдвигается художественная индивидуальность исполнителя, его личная творческая инициатива. В камерном репертуаре максимально проявляется уровень одаренности и мастерства исполнителя.

 

Контрольные вопросы

·Обоснуйте предмет, задачи курса и его взаимосвязь с курсом педагогике НХТ

· Охарактеризуйте специфику организационного процесса разных возрастных групп.

· Дать определение понятий «организация», «управление», «руководство».

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВА НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В современной России в течение последних двадцати лет принят, целый свод законов, охватывающих основные направления НХТ и создающих правовые основы для ее нормального функционирования.
Так, за прошедшее десятилетие приняты законы, как закрепляющие права и свободы личности, так и регулирующие развитие основных направлений СКД, НХТ. Среди них: «Конституция Российской Федерации», «Гражданский кодекс Российской Федерации», закон «Об образовании», «Основы законодательства РФ о культуре», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общественных объединениях», «О национально-культурной автономии», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях и другие. Отдельные законы были приняты по социальному обслуживанию: «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации», и другие; по культурно-досуговой деятельности: «О библиотечном деле, «О музейном фонде Российской Федерации» и другие; в защиту семьи и детства: «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие.

Активные законотворческие процессы происходят и на региональном уровне. Во многих областях, краях, республиках появились законы, касающиеся социально-культурных проблем с учетом местных условий. Так, в Республике Саха (Якутия), Карелии, Томской области разработано законодательство по культуре. Свои законы по культуре имеются в Московской, Владимирской, Смоленской, Волгоградской областях. В ряде региональных законов четко прописаны формы поддержки народного творчества. Многие федеральные и региональные программы и положения направлены на эффективное применение субъектами Российской Федерации своих полномочий в решении социокультурных проблем. Таким образом, в Российской Федерации по сути создано правовое поле для развития многообразных форм деятельности организаций народного художественного творчества. Законодательная база НХТ требует совершенствования, т.к. необходима доработка ряда уже существующих законов и принятие новых. Отдельные законы оказались нежизнеспособными и требуют не только пересмотра, но и выработки механизма их функционирования. Так, по мнению практиков, малоэффективными являются законы о музейном фонде и музеях, о театре, о государственной поддержке кинематографии и др. Высказываются претензии и в адрес закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (закон не позволяет в ряде случаев оперативно разрешать социально-педагогические ситуации). Но не следует также забывать, что законотворческий процесс непрерывен, и здесь важно своевременное внесение изменений и дополнений в законодательную базу, в т.ч. и в социокультурной сфере. Всякий руководитель начинается со знания нормативно-правовой документации. Существует несколько путей, по которым нормативно-правовая документация доводится от вышестоящих структур до всех работников отрасли:

1. Федеральное агентство по культуре и кинематографии ежеквартально выпускает сборник наиболее важных документов (приказов, распоряжений, постановлений) и рассылают их в:

· областные комитеты по культуре;

· областные научные библиотеки;

· высшие учебные заведения культуры;

областные научно-методические центры.

2. Комитеты по культуры областного уровня тиражируют наиболее важные документы и рассылают их в городские и районные комитеты по культуре.

3. В периодической печати (газеты «Культура» и «Российская газета», журналы «Встреча», «Клуб») публикуются Указы о присвоении званий, постановления, положения, проекты законов и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 2083; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.012 с.)