Предмет и задачи возрастной психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи возрастной психологии.



Предмет и задачи возрастной психологии.

Предмет возрастной психологии - есть возрастная динамика психики человека, развитие и изменение психических процессов, качеств личности. Объектом изучения возрастной психологии является ребенок, подросток, юноша.

Выделяется 4 отрасли возрастной психологии:

 

1. перинатальная психология – период внутриутробного развития плода.

2 детская психология – охватывает развитие ребенка от рождения до 17 лет.

3 психология зрелых возрастов.

4 геронтология или психология пожилого возраста. Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: психология человека (общая психология), социальная, педагогическая психология.

 

Теоретические задачи возрастной психологии раскрытие общих закономерностей психологического развития в онтогенезе: установление возрастных периодов этого развития, причины перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития.

Психологическая категория «возраст».

Возраст – это категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.

Различают хронологический (паспортный) возраст и психологический.

Хронологический возраст обозначает длительность существования человека с момента рождения. Психологический возраст - это определенная, качественно своеобразная ступень онтогенеза, обусловленная закономерностями формирования организма, условиями жизни, воспитания и обучения.

Выделяют следующие компоненты возраста:

1. Социальная ситуация развития – совершенно своеобразные, специфические для данного возраста, исключительно единственные и неповторимые отношения между ребенком и окружающей его действительностью.

2. Новообразования – психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данном возрастном этапе и которые определяют ход дальнейшего психического развития. Например, возникновение речи в раннем возрасте, чувство взрослости в подростковом возрасте.

3. Ведущая деятельность – это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому и поведенческому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой.

Каждая ведущая деятельность способствует появлению характерных только для этого возраста качественных особенностей, или новообразований возраста.

Психологическая категория «развитие». Преформированный и непреформированный типы развития.

Латинское слово «развитие» в Древнем Риме означало «развертывание свитка при чтении»: все, что уже написано в книге, разворачивается затем в сознании читающего. Похожее толкование словосочетания «развитие мысли» мы находим у Цицерона: то, что было свернуто в сознании говорящего, разворачивается через его речь перед слушателями.

В настоящее время понятие «развитие» стало естественной и неотъемлемой частью мировоззрения человека: развитие Вселенной, языка, страны, общества, подходов к пониманию чего-либо, наконец, самого человека. Слово, которому чуть больше 2000 лет, сегодня — одно из ключевых в культуре.

По мнению В.И. Слободчикова, категория «развитие» в современном звучании объемлет три не сводимых друг к другу смысла:

1. Развитие как объективный факт, естественно осуществляющийся процесс качественных изменений объективной реальности, в том числе — человека.

2. Развитие как объяснительный принцип. На его основе могут интерпретироваться изменения, происходящие в человеческом мире.

3. Развитие как цель и ценность европейской культуры: «В современном человекознании утвердилось положение о том, что развиваться — это хорошо».

Важно различать понятие «развитие» и близкие к нему понятия «изменение», «происхождение», «функционирование» и др.

Человек может изменяться, но не развиваться. Так, рост — это количественное изменение человека без изменений внутренней структуры, состава входящих в него элементов, функций того или иного процесса. Можно говорить о физическом росте человека, можно — о росте различных психологических показателей, например росте запаса слов без изменения функции речи. Развитие, в отличие от изменения, обязательно несет в себе качественное изменение структуры, отдельных элементов, функций или всего перечисленного, вместе взятого.

Функционирование — это пребывание в активном состоянии одного и того же уровня (типа). Развитие же предполагает возникновение принципиально новых образований, переход на новый уровень функционирования. Функционирование — обратимый процесс, ему свойственно циклическое воспроизведение постоянного набора функций. Развитие — вид необратимых изменений. Оно связано с кардинальным, необратимым изменением структуры и механизмов. Это сдвиг, превращение, метаморфоза: гусеница, куколка, бабочка...

Существуют различные типы развития.

Можно различать 3 вида развития с точки зрения причин, его обусловливающих:

1. «Развитие по сущности природы, или становление» — естественная временная последовательность ступеней, периодов, стадий. Такое развитие есть движение от некоторой причины, запускающей (поддерживающей) изменения, к закономерным следствиям.

2. «Развитие по сущности социума, или формирование» — процесс изменения деятельности, способов и средств развития, имеющихся в распоряжении человека. Это движение от имеющегося социокультурного образца к его внутреннему присвоению.

3. «Развитие по сущности человека, или преобразование» — процесс саморазвития, движения человека по целям, ценностям и смыслам своего существования.

В процессе развития человек и его свойства могут подвергаться качественно различным преобразованиям: прогрессу и регрессу, дифференциации и интеграции.

Наконец, важно различать преформированный и непреформированный типы развития. Преформированный тип развития предполагает изначальную заданность и тех стадий, которые пройдет организм на пути своего развития, и того конечного результата, к которому стремится развитие. Пример — эмбриональное развитие. Непреформированный тип развития не предопределен заранее. Так развиваются биологические виды, общество, сама галактика.

Развитие человека тоже происходит по непреформированному типу, но со своими особенностями. Конечные формы детского развития и стадии, через которые должен пройти ребенок, не определены жестко, не заданы. Однако – и в этом уникальность онтогенеза – задан внешний образец. Это те формы теоретической и практической деятельности, которые существуют на данном этапе развития общества. Они выступают образцом («идеальной формой», в терминах Л.С. Выготского), по которому проходит человеческое развитие. Такой тип непреформированого развития может быть определен как усвоение. Вне процесса усвоения культурного наследия человечества не может быть рассмотрен и адекватно изучен процесс развития ребенка.

Проблема возрастной периодизации. Характеристика основных групп возрастных периодизаций (периодизация по внешнему признаку, периодизация по одному признаку, периодизация по нескольким признакам развития).

Понять закономерности возрастного развития, специфику отдельных возрастных этапов позволяет разделение жизненного пути на периоды. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представлениями автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития. Л.С. Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу. Согласно этой позиции онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому процесс индивидуального развития ребенка выстраивается в соответствии с основными периодами биологической эволюции и исторического развития человечества. Один из вариантов - периодизация В. Штерна - был приведен в § 2 главы 4.

Еще один пример - периодизация Р. Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями, системы воспитания и обучения детей. После стадии раннего детства (до трех лет) начинается стадия дошкольного возраста (3-6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении. Далее следует стадия начального школьного образования (6-12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в средней школе (12 - 16 лет), когда он получает общее образование; и позже - стадия высшего или университетского образования. Так как развитие и воспитание взаимосвязаны и структура образования создана на базе большого практического опыта, границы периодов, установленных по педагогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии.

Во второй группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например развитие костных тканей в периодизации П.П. Блонского и развитие детской сексуальности у 3. Фрейда.

Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легкодоступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак - появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: беззубое детство (до 8 месяцев - 2 - 2,5 года), детство молочных зубов (примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).

Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, следовательно, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, - поглаживание, сосание, освобождение кишечника и т. д. Стадии развития связаны со смещением эрогенных зон - тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие. Конкретные стадии возрастного развития по 3. Фрейду и их характеристика будут даны в главе 6 раздела I.

Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного критерия в общем развитии на разных его этапах, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.

В третьей группе периодизаций периоды возрастного развития выделяются на основе нескольких существенных особенностей этого развития. Примером могут служить периодизации Льва Семеновича Выготского и Даниила Борисовича Эльконина.

 

13)Социальная ситуация развития, новообразования, ведущий вид деятельности, кризис как ведущие характеристики возрастного периода.

Д.Б. Эльконин, развивая идеи Л.С. Выготского, предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:

1) социальная ситуации развития: это та система отношений, в которую ребенок вступает в общество. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит;

2) основной (ведущий) тип деятельности ребенка в этот период. Так, дошкольному возрасту присуща прежде всего игровая деятельность, в процессе осуществления которой у ребенка развиваются произвольность действий, их регуляция этическими нормами; для младшего школьного возраста характерна учебная деятельность, способствующая развитию у ребенка словесно-логического и рассуждающего мышления и т. д. При этом необходимо рассматривать не только вид деятельности, но и структуру деятельности в соответствующем возрасте и анализировать, почему именно этот тип деятельности ведущий;

3) основные новообразования возраста: важно показать, как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут ее к «взрыву» – кризису;

4) кризисы – переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого. «Если бы кризисы не были открыты эмпирически, их нужно было бы выдумать теоретически» (Л.С. Выготский). Раскрыть психологическую сущность кризиса – значит понять внутреннюю динамику развития в этот период.

Учитывая закон периодичности в детском развитии, Д.Б. Эльконин по-новому объясняет содержание кризисов развития: 3 года и 11 лет – кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет – кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.

Анализируя теорию развития личности Л.И. Божович, Е.Н. Сапогова отмечает, что его теория опирается на понятия социальной ситуации развития и личностного новообразования. В социальной ситуации развития она выделяет внутренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие. В личностных новообразованиях она выделяет центральное новообразование и потребности.

Предмет и задачи возрастной психологии.

Предмет возрастной психологии - есть возрастная динамика психики человека, развитие и изменение психических процессов, качеств личности. Объектом изучения возрастной психологии является ребенок, подросток, юноша.

Выделяется 4 отрасли возрастной психологии:

 

1. перинатальная психология – период внутриутробного развития плода.

2 детская психология – охватывает развитие ребенка от рождения до 17 лет.

3 психология зрелых возрастов.

4 геронтология или психология пожилого возраста. Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: психология человека (общая психология), социальная, педагогическая психология.

 

Теоретические задачи возрастной психологии раскрытие общих закономерностей психологического развития в онтогенезе: установление возрастных периодов этого развития, причины перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.021 с.)