Тема 1. Возрастная психология как наука: предмет, методы, задачи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Возрастная психология как наука: предмет, методы, задачи.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

« Б3.Б.2.3 » «Возрастная психология»

 

Направление подготовки 050100.62 «Педагогическое образование»

 

Профиль подготовки Технология «Технология обработки конструкционных

Материалов»

 

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения очная

 

Составитель: к.псх.н., доцент Костенко А.А.

 

Армавир, 2014


Обоснование РПД

 

Рабочая программа по дисциплине Б3.Б.2.3 «Возрастная психология» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВО (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначена для студентов, обучающихся по направлению 050100.62 «Педагогическое образование» профиль: Технология «Технология обработки конструкционных материалов»

Рабочая программа дисциплины рекомендована к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры социальной, специальной педагогики и психологии АГПА от «30» _ августа _ 2014 г., протокол №1

 

Автор (составитель): Костенко Анна Арсеновна, доцент, к.псх.н.

 

Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры социальной, специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «АГПА»

 

«30» _ августа _ 2014 г., протокол № 1.

 

Заведующий кафедрой

социальной, специальной педагогики и психологииДохоян А.М.


Содержание рабочей программы дисциплины:

  страница
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины  
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы  
3. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО  
4. Объем дисциплины  
5. Содержание дисциплины  
5.1. Структура учебной дисциплины  
5.2. Планы и содержание лекционных занятий  
5.3. Примерная тематика лабораторных занятий  
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине  
7. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине  
7.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы  
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенции на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания  
7.3. Типовые и контрольные задания необходимые для оценки знаний, умений обучающихся, характеризующихся этапы формирования компетенции в процессе освоения образовательной программы  
7.3.1. Темы для контрольных работ  
7.3.2. Примерные тестовые задания  
7.3.3. Примерные вопросы к зачету  
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций  
8. Технологическая карта дисциплины  
9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины  
10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины  
11. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины  
12. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине  
13. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине  
14. Дополнительные материалы (глоссарий)  

1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

 

Цель дисциплины: формирование у студентов целостного представления о закономерностях психического развития человека, знакомство с психологическими теориями, концепциями, принципами и методами возрастной психологии.

Задачи дисциплины:

1. Раскрыть закономерности онтогенеза психических процессов и личности человека, познать специфику и условия развития психики человека на разных возрастных этапах.

2. Охарактеризовать психологические особенности развития человека на разных возрастных этапах, сделав акцент на подростковом и юношеском возрасте в силу специфики профессиональной деятельности.

3. Познакомить с методами и формами диагностической, профилактической и коррекционной работы при различных возрастных психологических проблемах.

4. Дать будущим педагогам установку на то, что жизнь человека от момента рождения и до угасания, хотя и может рассматриваться в рамках общих закономерностей развития, в действительности уникальна.

 

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

Программа курса «Возрастная психология» составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению 050100.62 «Педагогическое образование» профиль: Технология «Технология обработки конструкционных материалов» ФГОС ВПО, в соответствии с образовательной профессиональной программой.

Изучение курса способствует формированию следующих компетенций:

а) общекультурные (ОК):

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- способность использованию навыков публичной речи, ведению дискуссии и полемики (ОК-16).

б) профессиональные (ПК):

общепрофессиональные (ОПК):

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

- способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

- способность к использованию возможностей образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4)

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

– закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;

– способы психологического и педагогического изучения обучающихся;

– способы построения межличностных отношений в группах разного возраста;

уметь:

– использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

– учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;

– осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений;

владеть:

– способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

– способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;

– способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений;

– способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.

3. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО

Учебная дисциплина «Возрастная психология» является составной частью модуля «Психология», который входит в базовую часть профессионального цикла.

Данная дисциплина направлена на формирование у студентов аналитического подхода к человеку с точки зрения представлений о психологическом возрасте, который отражает психологические особенности, рассматривает линии физического (физиологического), биологического созревания, психического и социального развития личности.

В курсе изучения дисциплины «Возрастная психология» углубляются, систематизируются и синтезируются знания, полученные при изучении дисциплин «Психология самопознания», «Общая психология».

Межпредметные связи данной дисциплины состоят в том, что она, во-первых, служит базой как для других дисциплин профессионального цикла (Педагогическая психология, Педагогика, Методика обучения и воспитания и т.д.), так и для дисциплин специализации, которые студентам предстоит осваивать на 2, 3 и 4 курсе.

Утвержденная рабочая программа дисциплины, составлена с учетом содержания ООП, примерной программы дисциплины и учебного плана по направлению подготовки.

Рабочая программа дисциплины «Возрастная психология» является базовым методическим документом, соответствующим требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, учитывающим специфику обучения студентов по направлению подготовки бакалавриат.


4. Объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу, 36 часа.

Таблица 1

Распределение трудоемкости (в часах) дисциплины

Семестр Трудоемкость Лекции, час. Практич. занятия, час. Лаб. раб., час. СРС, час Форма аттестации
зач. ед. час
3семестр, 2 курс             зачет

 

 

5. Содержание дисциплины

5.1 Структура учебной дисциплины

Таблица 2

Тематический план по дисциплине

 

№ п/п Разделы курса, темы занятий Всего часов Всего аудит. часов Из них СРС
лек. прак. лаб.
  Возрастная психология как наука: предмет, методы, задачи.       -    
  Основные теории детского развития и их психологический анализ.       -    
  Закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе.       -    
  Развитие личности на разных возрастных этапах            
4.1. Психология дошкольника и младшего школьника и их особенности       -    
4.2. Психология развития личности в подростковом возрасте       -    
4.3. Психология развития в юношеском возрасте       -    
4.4. Психология развития личности в периодах взросления, зрелости и старения       -    
  Итого:            

 

Программа курса «Возрастная психология» составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению 050100.62 «Педагогическое образование» профиль: Технология «Технология обработки конструкционных материалов» ФГОС ВО, в соответствии с образовательной профессиональной программой.

Содержание курса определено требованиями ФГОС, существующими учебниками, учебно-методическими пособиями.

Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение лабораторных занятий, выполнение самостоятельных работ.

В лекционном курсе по данной дисциплине раскрываются проблемы, концепции, принципы и методы возрастной психологии, ее основные разделы, категории, излагается содержание исследовательской и практической деятельности. На лабораторных занятиях студенты углубляют свои знания по изучению закономерностей развития психики в онтогенезе, психологических особенностей людей разных возрастов, своеобразия психического склада личности и умению применять это в процессе обучения, воспитания и общения.

Курс «Возрастная психология» ориентирован на освоение фундаментальных понятий психологии развития, направлений и концепций зарубежной и отечественной возрастной психологии, теорий развития, условий, факторов, движущих сил, источников и закономерностей психического развития, психологических особенностей возрастных новообразований, закономерностей и механизмов строения и функционирования познавательных процессов, особенностей потребностно-мотивационной сферы, эмоционально-волевой регуляции поведения и индивидуальных особенностей человека на различных этапах онтогенеза. Предметом научного изучения возрастной психологии являются изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития человека из одной возрастной группы в другую, специфическое сочетание психологии и поведения человека, обозначаемое при помощи понятия «возраст», движущие силы, условия и законы психического и поведенческого развития человека.

Изучение возрастной психологии имеет для студента и прикладное значение. Знание общих закономерностей возрастного развития личности будет способствовать более эффективному взаимодействию в процессе организации различных видов деятельности, способствовать лучшему пониманию мотивов поведения, содействовать развитию личности. А учет возрастного развития человека позволит целенаправленно строить педагогическую работу по формированию (обучению и воспитанию) личности, превратив стихийный процесс в управляемый.

5.2. Планы и содержание лекционных занятий

Примерная тематика лабораторных занятий

 

Лабораторные занятия направлены на формирование умений, связанных с аналитической и проектировочно-конструкторской деятельностью психолога.

Целью лабораторных занятий в целом является:

-проверка уровня понимания студентами вопросов, рассмотренных на лекциях и в учебной литературе, степени и качества усвоения материала студентами;

-применение теоретических знаний в реальной практике решения задач и кадровых ситуаций;

-восполнение пробелов в пройденной теоретической части курса и оказания помощи в его освоении.

Психологический практикум

1. Рассмотрение и изучение психодиагностических методик по выявлению готовности к школьному обучению.

2. Краткий обзор публикаций:

- Кулагина И.Ю., Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. – 2011. - №2. – с.102-110.

- Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Типология сюжетных игр дошкольников // Вопросы психологии. – 2011. - №3. – с.78-91.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Форма проведения занятия:

Занятие – дискуссия.

Методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

- проверочная работа (на знание основных понятий);

- обсуждение теоретических вопросов;

- просмотр фрагментов учебных фильмов;

-решение психологических задач;

- индивидуальная и групповая работа.

Литература:

Основная:

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М., 2009.

2. Немов Р.С. Психология: Психология образования. - М., 2009.

3. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2009.

Дополнительная:

1. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старшего дошкольника. - //Вопросы психологии, 2001. № 4, с.31-39.

2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М., 2005.

3. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст / В.Э. Пахальян. – СПб., 2006.

4. Психология развития: словарь / Под ред. А.Л. Венгера. – М., 2005.

5. Рамендик, Д.М. Психологический практикум: учеб. пособие для вузов / Д.М. Рамендик, О.В. Солонкина, С.П. Славка. – 2-е изд., стереотип. – М., 2005.

Анкета.

1. Учусь, потому что на уроке интересно.

2. Учусь, потому что заставляют родители.

3. Учусь, потому что хочу больше знать.

4. Учусь, потому что в наше время нельзя быть незнающим.

5. Учусь, чтобы потом хорошо работать.

6. Учусь, чтобы доставить родителям радость.

7. Учусь, чтобы не отставать от товарищей.

8. Учусь, потому что нравится учитель.

9. Другие причины (напишите какие).

Методика «Мое учение»

Цель: выявить отношение к учению школьников среднего подросткового возраста, предметную направленность их познавательных интересов, профессиональных намерений и некоторые особенности процесса самостоятельной деятельности.

Экспериментальный материал: ручка, бланк заданий.

Ход работы

Инструкция: внимательно читая предложения, допишите или подчеркните то, что отражает особенности Вашего учения.

Бланк вопросов.

1. Учиться в школе мне:

а) интересно;

б) не интересно;

в) не знаю.

2. Мои любимые предметы…………………………………

3. При выполнении самостоятельной работы я:

а) сразу же приступаю к делу, работаю всегда быстро, даже если допускаю при этом ошибки;

б) сначала стараюсь понять задание, тщательно анализирую его, но потом действую без колебания, уверенно;

в) обычно очень долго думаю над заданием, не решаюсь приступить к его выполнению, чувствую неуверенность.

4. При выполнении самостоятельной работы всегда очень волнуюсь, чувствую себя очень тревожно, потому что……………

5. Чувствую себя всегда спокойно, потому что ………………..

5. Трудности у меня:

а) бывают всегда;

б) иногда;

в) не бывают.

7. Чаще всего я:

а) не понимаю цель работы;

б) не понимаю задания;

в) не знаю, как его надо выполнять.

8. Я всегда очень дорожу помощью ………………………….

9. Если бы я был учителем, то таким ученикам, как я при выполнении заданий……………………………………………….

10. Коротко о себе:

а) учусь на 4-5;

б) имею 3;

в) не успеваю по некоторым предметам;

г) увлекаюсь ………………………………………………

д) хочу стать………………………………………………..

Обработка полученных данных

Анализ ответов на первые два вопроса дает возможность выявить самооценку отношения учащегося к учению. Остальные ответы характеризуют индивидуальные особенности процесса самостоятельной деятельности. На основе их анализа можно выделить:

1. Учащихся, которые, приступая к решению задачи, действуют обычно импульсивно, торопятся, не всегда замечают ошибки, следовательно, требуют внимания учителя на начальном этапе работы.

2. Учащихся, которые действуют взвешенно, уверенно.

3.«Тугодумов», т.е. школьников, у которых затягивается ориентировочный этап, заметны нерешительность, робость.

В связи с этим анализируются и сопоставляются данные, характеризующие эмоциональное состояние учащихся, испытывающих при выполнении задания типичные затруднения. Полученные результаты используются для выработки оптимальной стратегии руководства учением, для осуществления дифференцированного подхода к учащимся в процессе выполнения задании оказания необходимой помощи.

Подводя итоги исследования, сделайте выводы.

1. Как ребенок оценивает свою учебную деятельность?

2. Каковы познавательные интересы школьника?

3.В чем состоят индивидуальные особенности процесса самостоятельной работы школьника?

4. Сопоставьте отмеченные ребенком трудности усвоения знаний с индивидуальными особенностями его самостоятельной работы.

5. Определите основные направления оптимального руководства учением и осуществлением дифференцированного подхода к учащемуся в процессе выполнения учебных заданий.

Приложение 3

Методика изучения отношения к учению и учебным предметам (Г.Н.Казанцева [1]).

Цель: провести качественный анализ причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения в старшем подростковом возрасте и в ранней юности.

Инструкция: необходимо выполнить следующие указания:

1. Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые

а) любимые

б) нелюбимые

2. Подчеркни доводы, характеризующие твое отношение к предмету.

№ п/п Люблю предмет, потому что Не люблю предмет, потому что
      Данный предмет интересен Нравится, как преподает учитель Его нужно знать всем Он нужен для будущей работы Он легко усваивается Он заставляет думать Он считается выгодным Он требует сообразительности Он требует терпения Он занимательный Товарищи интересуются им Интересны отдельные факты Родители считают его важным У меня хорошие отношения с учителем Учитель часто хвалит меня Учитель интересно объясняет Получаю удовольствие при его изучении Знания по предмету необходимы для поступления в институт Он способствует развитию общей культуры Он влияет на изменение знаний об окружающем мире Просто интересно Данный предмет не интересен Не нравится, как преподает учитель Его не нужно знать всем Он не нужен для будущей работы Он трудно усваивается Он не заставляет думать Он считается невыгодным Он не требует сообразительности Он не требует терпения Он незанимательный Товарищи не интересуются им Интересны только отдельные факты Родители не считают его важным У меня плохие отношения с учителем Учитель редко хвалит Учитель неинтересно объясняет Не получаю удовольствие при его изучении Знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт Он не способствует развитию общей культуры Он не влияет на изменение знаний об окружающем мире Просто неинтересно

 

3. Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ и допиши недостающий.

1. Это мой долг.

2. Хочу быть грамотным.

1. Хочу быть полезным гражданином.

2. Не хочу подводить свой класс.

3. Хочу быть умным и эрудированным.

4. Хочу получить полные и глубокие знания.

5. Хочу научиться самостоятельно работать.

6. Все учатся, и я – тоже.

7. Родители заставляют.

8. Нравится получать хорошие оценки.

9. Чтобы похвалил учитель.

10. Чтобы товарищи со мной дружили.

11. Для расширения кругозора.

12. Классный руководитель заставляет.

13. Хочу учиться.

Интерпретация результатов.

В соответствии с ответами учащегося делается вывод об имеющейся у него иерархии мотивов к учебе и предпочтения тех или иных учебных предметов.

 

Приложение 4

Методика обобщения независимых характеристик (МОНХ) (Платонов К. К.)

I. БЕСЕДА С КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ

1. В чем заключается трудность воспитания данного школьника.

2. Дисциплина дома и в школе.

3. Успеваемость.

4. Какие конкретные факты говорят о его трудности.

5. Какие меры применялись к этому школьнику для его исправления и его результаты.

6. Домашние условия школьника.

II. БЕСЕДА СО ШКОЛЬНИКОМ

1. Кем хочешь стать после окончания школы.

2. Какие учебные предметы ты любишь больше других.

3. Что читаешь.

4. Что ты думаешь о своих товарищах.

5. Доволен ли ты своей учебой и поведением в классе и в школе.

6. Твоя общественная работа и ее результаты.

7. Твое любимое занятие в школе и дома.

8. Что ты считаешь самым интересным.

9. Как ты относится к родителям и почему.

10. Твое отношение к старшим.

III. БЕСЕДА С УЧИТЕЛЯМИ

1. Ваше мнение об успеваемости и поведении данного ученика на уроках.

2. Наиболее характерные случаи недисциплинированности и ваше мнение.

З. Его способности в учебе и работе.

IV. БЕСЕДА С ОДНОКЛАСНИКАМИ

1. Дружите ли вы с ним?

2. Любимые совместные дела.

3. Что тебе нравится в друге.

4. Что тебе не нравится и почему.

5. Как ты ему помогаешь.

6. Ваши планы на будущее?

V. БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ.

1. Довольны ли вы учебой и поведением вашего сына.

2. Что васбеспокоит в его поведении и учебе и как вы ему помогаете.

3. Режим дня и его выполнение.

4. Что он делает по дому, помогает ли домашним и в чем.

5. Ваши советы сыну для выбора будущей профессии.

VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Правильное понимание трудного школьника.

2. Роль школы и семьи.

3. Индивидуальная работа.

4. Заключение о составленных характеристиках на данного школьника

Задание:

1.) Внимательно изучите протокол проведенной методики МОНХ на «трудном» подростке.

2) На основании материалов МОНХ опишите свойства личности данного школьника. Подтвердив утверждения конкретными примерами:

а) направленность личности (интересы, установки, убеждения, идеалы);

б) темперамент;

в) характер;

г) способности;

д) познание и воля;

е) психологические новообразования.

3) Определите и опишите причины обуславливающие поведение данного школьника.

4) Наметьте пути коррекции поведения данного подростка.

Обработка результатов

Обработка результатов анкеты очень проста. Суждения, характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов, выбранных вами, и записать эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий.

Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку "предмет труда": 1) человек - человек; 2) человек - техника; 3) человек - знаковая система; 4) человек - художественный образ; 5) человек - природа.

Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку "характер труда": А - исполнительские; Б - творческие.

Зная координаты своих профессиональных предпочтений, можно найти наиболее подходящую для вас профессиональную группу.

Сначала определяется, к какому из пяти типов профессий (1,2,3,4 или 5) вы наибольшей степени склонны и способны. Затем определяется ваша преимущественная склонность и способность к одному из двух классов профессий (А или Б).

Если склонности лежат в той же группе профессий что и ваши способности, то это свидетельствует о том, что вам нравится делать именно то, что вы умеете делать. Поэтому можно было бы ожидать, что, выбрав ту или иную профессию, вы не только смогли бы добиться в ней достаточно высоких успехов, но это доставляло бы вам удовольствие.

В случае если наиболее привлекательный для вас тип профессий не совпадает с характером деятельности, которую вы можете делать лучше всего, вам предстоит выбрать, чему же отдать предпочтение в процессе выбора профессии - склонностям (Хочу) или способностям (Могу).

Если человеку нравится какой-либо вид деятельности, то он занимается им в течение большего времени, затрачивая на него больше усилий, поэтому соответствующие способности могут развиваться и совершенствоваться. Но верно и обратное. Если человек обладает выраженными способностями к какому-то виду деятельности, то он лучше с ним справляется и испытывает большее удовольствие, когда им занимается. Именно поэтому данный вид деятельности становится для него более привлекательным.

Приложение 2

Текст опросника

1. а) издержки в воспитании детей часто связаны с излишней стро­гостью родителей;

б) в наше время неблагополучие детей в большей степени зависит от того, что родители недостаточно строги к ним.

2. а) многие несчастья в жизни людей объясняются невезением;

б) людские невезенья - результат их собственных ошибок.

3. а) большинство недостатков в работе сферы обслуживания связаны с тем, что мы плохо с ними боремся;

б) в ближайшее время улучшить сферу бытового обслуживания почти невозможно.

4. а) к людям относятся так, как они того заслуживают;

б) к несчастью, достоинства человека часто остаются непризнанными, как бы он ни старался.

5. а) спокойная жизнь студента на факультете зависит от его отношений с начальником курса;

б) у добросовестного студента не бывает конфликтов с учебной частью.

6. а) жалобы на то, что преподаватели несправедливы к студентам, редко бывают обоснованными;

б) большинство студентов не сознают, что ихоценки в основном зависят от случайности.

7. а) без везения никто не может преуспеть в жизни;

б) если способный человек немногого добился, значит, он не использовал свои возможности.

8. а)как бы вы ни старались, некоторым людям Вы все равно не понравитесь;

б) люди, которые не нравятся другим, просто не умеют ладить с окружающими.

9. а) наследственность играет главную роль в определении личности;

б) человека определяет его жизненный опыт.

10. а) из моего опыта следует, что если что-то должно произойти, то это обязательно произойдет;

б) я убедился, что принять решение о выполнении определенного действия лучше, чем положиться на случай.

11. а) в жизни студента, который всегда готовится к занятию редко бывает несправедливая оценка;

б) систематические занятия – излишняя трата сил, так как экзамен – это своеобразная лотерея.

12. а) успех приносит усердная работа, он мало связан с везением;

б) чтобы хорошо устроиться, нужно вовремя оказаться в нужном месте.

13. а) мнение студента будет учтено, если оно обосновано;

б) студенты практически не оказывают влияния на решения деканата.

14. а) что бы я ни планировал, я почти уверен, что мне удастся осуществить намеченное;

б) планирование будущих действий не всегда разумно, так как многое зависит от случая.

15. а) ест определенные люди, в которых нет ничего хорошего;

б) что-то хорошее есть в каждом.

16. а) если принято верное решение, то достижение того, что я хочу мало зависит от обстоятельств;

б) очень часто мы можем принять решение, гадая на монете.

17. а) кто станет руководителем – часто зависит от того, кому повезет;

б) нужно специальные способности, чтобы заставить людей выполнять то, что нужно

18. а) события в мире зависят от сил, которыми мы не может управлять;

б) принимая активное участие в политике и общественных делах,

люди могут контролировать мировые события.

19. а) если в общежитии скучно, значит студком «никуда не годится»;

б) сделать жизнь в общежитии веселой и интересной зависит от нас самих.

20. а) большинство людей не сознают, до какой степени их жизнь определяется случаем;

б) не существует реально такой вещи, как везение.

21. а) человек иногда вправе допустить ошибку;

б) обычно лучше всего «прикрыть» свои ошибки.

22. а) трудно понять, почему мы нравимся некоторым людям;

б) как много друзей ты имеешь, зависит от того, что ты за личность.

23. а) неприятности, которые с нами случаются сбалансированы удачами;

б) большинство несчастных судеб – результат отсутствия способностей, невежества и лени.

24. а) аспирант – это в прошлом способный, трудолюбивый студент;

б) чтобы поступить в аспирантуру, нужны «связи».

25. а) иногда я не могу понять, на основании чего преподаватели выводят оценки;

б) есть прямое соотношение между моим усердием и оценкой.

26. а) хороший лидер в коллективе ожидает, что каждый сам решит, что ему делать;

б) хороший лидер в коллективе определяет, что делать каждому.

27. а) добровольно работая сейчас, я обеспечиваю себе будущие научные достижения;

б) большинство великих научных открытий - результат непредсказуемого озарения.

28. а) не раз я чувствовал, что у меня мало влияния на события, которые со мной случаются;

б) я почти не верю, что везение или удача играют важную роль в моей жизни.

29. а) люди одиноки потому, что не стараются быть дружелюбными;

б) не много пользы в том, чтобы стараться быть приятным людям: если ты им нравишься, то и так нравишься.

30. а) в высшей школе неоправданно много внимания уделяют физкульту­ре;

б) занятие спортом – лучшее средство воспитания характера.

31. а) то, что со мной случается – это мои собственные действия и поступки;

б) иногда мне кажется, что моя жизнь идет сама по себе.

32. а) рядовому студенту трудно понять, на основании чего деканат выносит свои решения;

б) чаще всего студенты сами виноваты, если деканат применяет строгие меры.

Ключ опросника

Интернальные альтернативы: 2б, 3а, 4а,5б, 6а, 7б, 8б, 10б, 11а, 12а, 13а, 14а, 16а, 17б, 18б, 19б, 20б, 22б, 23б, 24б, 25б, 27а, 28б, 29а, 31а, 32б.

Экстерналъные альтернативы: 2а, 3б, 4б, 5а, 6б, 7а, 8а, 10а, 11б, 12б, 13б, 14б, 16б, 17а, 18а, 19а, 20а, 22а, 23а, 24б, 25а, 27б, 28а, 29б, 31б, 32а.

Маскировочные пункты: 1, 9, 15, 21, 26, 30.

Показатель субъективной локализации контроля получается из опросника путем подсчета суммы выбранных испытуемым интернальных альтернатив.

Так как опросник содержит 26 пунктов, значения шкалы имеют 27 градаций (от 0 до 26). Значение 26 - соответствует максимально интернальному контролю, 0 - максимально экстернальному контролю.

Таблица перевода "сырых" баллов в стены

«сырые баллы» 0-4 2-7 8-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-26
стены                    

Благодаря воле человек по собственной инициативе выполняет действия в заранее спланированном направле­нии и с заранее предусмотренным планом преодоления трудностей и препятствий. Воля именно тогда и проявляется, когда человек встречается с трудностями на пути к цели.

В психологии волевые качества личности обозначаются такими терминами, как решительность, целеустремленность, самостоятельность, выдержка. Кроме того, в современной психологической литературе появились новые термины, характеризующие волевую регуляцию. Американский психолог Дж. Роттер ввел новый термин «локус контроля».

Люди различаются между собой тем, где они локализуют контрольнад значимыми для себя событиями. Существует два крайних типа такой локализации, или локуса контроля — интернальный и экстернальный:

интернальный экстернальный

контроль(+) ________________________________________(-) контроль

В первом случае человек считает, что происходящие с ним события прежде всего зависят от его личностных качеств и являются закономерным результатом его собственной деятельности. Во втором случае человек убежден, что его успехи или неудачи являются результатом таких внешних сил, как невезение, случайность, давление окружающих людей.

Введение в психологию понятия локуса контроля стимулировало исследование этого феномена (см. Муздыбаев К. Психология ответственности. М., 1983). Оказалось, что принадлежность человека к тому или иному типу локализации контроля оказывает влияние на многообразные характеристики его психики и поведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.15.122 (0.217 с.)