Тест-опросник субъективной локализации контроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест-опросник субъективной локализации контроля



Опросник содержит 32 пункта (26 - работающих и 6 - маскировочных), построенных по принципу вынужденного выбора одного из двух утверждений, и образует одномерную шкалу, дающую обобщенный показатель локуса контроля. Опросник СЛК предназначен для измерения локуса контроля у студентов.

Инструкция: Выберите из каждой пары одно (и только одно) высказывание, с которым вы больше согласны и отметьте соответствующую ему букву на бланке ответов.

Текст опросника

1. а) издержки в воспитании детей часто связаны с излишней стро­гостью родителей;

б) в наше время неблагополучие детей в большей степени зависит от того, что родители недостаточно строги к ним.

2. а) многие несчастья в жизни людей объясняются невезением;

б) людские невезенья - результат их собственных ошибок.

3. а) большинство недостатков в работе сферы обслуживания связаны с тем, что мы плохо с ними боремся;

б) в ближайшее время улучшить сферу бытового обслуживания почти невозможно.

4. а) к людям относятся так, как они того заслуживают;

б) к несчастью, достоинства человека часто остаются непризнанными, как бы он ни старался.

5. а) спокойная жизнь студента на факультете зависит от его отношений с начальником курса;

б) у добросовестного студента не бывает конфликтов с учебной частью.

6. а) жалобы на то, что преподаватели несправедливы к студентам, редко бывают обоснованными;

б) большинство студентов не сознают, что ихоценки в основном зависят от случайности.

7. а) без везения никто не может преуспеть в жизни;

б) если способный человек немногого добился, значит, он не использовал свои возможности.

8. а)как бы вы ни старались, некоторым людям Вы все равно не понравитесь;

б) люди, которые не нравятся другим, просто не умеют ладить с окружающими.

9. а) наследственность играет главную роль в определении личности;

б) человека определяет его жизненный опыт.

10. а) из моего опыта следует, что если что-то должно произойти, то это обязательно произойдет;

б) я убедился, что принять решение о выполнении определенного действия лучше, чем положиться на случай.

11. а) в жизни студента, который всегда готовится к занятию редко бывает несправедливая оценка;

б) систематические занятия – излишняя трата сил, так как экзамен – это своеобразная лотерея.

12. а) успех приносит усердная работа, он мало связан с везением;

б) чтобы хорошо устроиться, нужно вовремя оказаться в нужном месте.

13. а) мнение студента будет учтено, если оно обосновано;

б) студенты практически не оказывают влияния на решения деканата.

14. а) что бы я ни планировал, я почти уверен, что мне удастся осуществить намеченное;

б) планирование будущих действий не всегда разумно, так как многое зависит от случая.

15. а) ест определенные люди, в которых нет ничего хорошего;

б) что-то хорошее есть в каждом.

16. а) если принято верное решение, то достижение того, что я хочу мало зависит от обстоятельств;

б) очень часто мы можем принять решение, гадая на монете.

17. а) кто станет руководителем – часто зависит от того, кому повезет;

б) нужно специальные способности, чтобы заставить людей выполнять то, что нужно

18. а) события в мире зависят от сил, которыми мы не может управлять;

б) принимая активное участие в политике и общественных делах,

люди могут контролировать мировые события.

19. а) если в общежитии скучно, значит студком «никуда не годится»;

б) сделать жизнь в общежитии веселой и интересной зависит от нас самих.

20. а) большинство людей не сознают, до какой степени их жизнь определяется случаем;

б) не существует реально такой вещи, как везение.

21. а) человек иногда вправе допустить ошибку;

б) обычно лучше всего «прикрыть» свои ошибки.

22. а) трудно понять, почему мы нравимся некоторым людям;

б) как много друзей ты имеешь, зависит от того, что ты за личность.

23. а) неприятности, которые с нами случаются сбалансированы удачами;

б) большинство несчастных судеб – результат отсутствия способностей, невежества и лени.

24. а) аспирант – это в прошлом способный, трудолюбивый студент;

б) чтобы поступить в аспирантуру, нужны «связи».

25. а) иногда я не могу понять, на основании чего преподаватели выводят оценки;

б) есть прямое соотношение между моим усердием и оценкой.

26. а) хороший лидер в коллективе ожидает, что каждый сам решит, что ему делать;

б) хороший лидер в коллективе определяет, что делать каждому.

27. а) добровольно работая сейчас, я обеспечиваю себе будущие научные достижения;

б) большинство великих научных открытий - результат непредсказуемого озарения.

28. а) не раз я чувствовал, что у меня мало влияния на события, которые со мной случаются;

б) я почти не верю, что везение или удача играют важную роль в моей жизни.

29. а) люди одиноки потому, что не стараются быть дружелюбными;

б) не много пользы в том, чтобы стараться быть приятным людям: если ты им нравишься, то и так нравишься.

30. а) в высшей школе неоправданно много внимания уделяют физкульту­ре;

б) занятие спортом – лучшее средство воспитания характера.

31. а) то, что со мной случается – это мои собственные действия и поступки;

б) иногда мне кажется, что моя жизнь идет сама по себе.

32. а) рядовому студенту трудно понять, на основании чего деканат выносит свои решения;

б) чаще всего студенты сами виноваты, если деканат применяет строгие меры.

Ключ опросника

Интернальные альтернативы: 2б, 3а, 4а,5б, 6а, 7б, 8б, 10б, 11а, 12а, 13а, 14а, 16а, 17б, 18б, 19б, 20б, 22б, 23б, 24б, 25б, 27а, 28б, 29а, 31а, 32б.

Экстерналъные альтернативы: 2а, 3б, 4б, 5а, 6б, 7а, 8а, 10а, 11б, 12б, 13б, 14б, 16б, 17а, 18а, 19а, 20а, 22а, 23а, 24б, 25а, 27б, 28а, 29б, 31б, 32а.

Маскировочные пункты: 1, 9, 15, 21, 26, 30.

Показатель субъективной локализации контроля получается из опросника путем подсчета суммы выбранных испытуемым интернальных альтернатив.

Так как опросник содержит 26 пунктов, значения шкалы имеют 27 градаций (от 0 до 26). Значение 26 - соответствует максимально интернальному контролю, 0 - максимально экстернальному контролю.

Таблица перевода "сырых" баллов в стены

«сырые баллы» 0-4 2-7 8-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-26
стены                    

Благодаря воле человек по собственной инициативе выполняет действия в заранее спланированном направле­нии и с заранее предусмотренным планом преодоления трудностей и препятствий. Воля именно тогда и проявляется, когда человек встречается с трудностями на пути к цели.

В психологии волевые качества личности обозначаются такими терминами, как решительность, целеустремленность, самостоятельность, выдержка. Кроме того, в современной психологической литературе появились новые термины, характеризующие волевую регуляцию. Американский психолог Дж. Роттер ввел новый термин «локус контроля».

Люди различаются между собой тем, где они локализуют контрольнад значимыми для себя событиями. Существует два крайних типа такой локализации, или локуса контроля — интернальный и экстернальный:

интернальный экстернальный

контроль(+) ________________________________________(-) контроль

В первом случае человек считает, что происходящие с ним события прежде всего зависят от его личностных качеств и являются закономерным результатом его собственной деятельности. Во втором случае человек убежден, что его успехи или неудачи являются результатом таких внешних сил, как невезение, случайность, давление окружающих людей.

Введение в психологию понятия локуса контроля стимулировало исследование этого феномена (см. Муздыбаев К. Психология ответственности. М., 1983). Оказалось, что принадлежность человека к тому или иному типу локализации контроля оказывает влияние на многообразные характеристики его психики и поведения.

Интерналы проявляют большую ответственность и социальную активность, более последовательны в своем поведении. Их временная перспектива охватывает значительно более широкую сферу как в будущем, так и в прошлом и насыщена большим количеством событий; они более способны отсрочить легкодоступное сейчас ради достижения отдаленной, но более значимой цели. Интерналы проявляют большую когнитивную активность; они более по­следовательны и продуктивны в ситуациях принятия решения и ситуациях, связанных с риском. Их общая удовлетворенность трудом выше, чем у экстерналов.

Большую роль локус контроля играет в трудовой деятельности. Интерналы, больше, чем экстерналы, убеждены, что усердная работа ведет к высокой продуктивности, а высокая продуктивность способствует получению высокого вознаграждения. Их общая удовлетворенность трудом значительно выше, чем у экстерналов. Стиль руководства экстерналов более директивен и чаще основывается на негативных санкциях. Есть данные, что интерналы более успешны в учебе как в средней, так и в высшей школе.

Исследователями выявлены многочисленные личностные корреляторы локуса контроля.

Интернальность положительно связана с социальной ответственностью, с осознанием человеком смысла, целей в жизни. Интернально ориентированные субъекты в отличие от экстернально ориентированных, имеют более высокие баллы по степени доминантности, ответственности, самоконтроля, силы воли, принятия своего «Я», благополучия в достижении чего-либо путем согласия.

Экстернальным людям чаще свойственны подозрительность, тревожность, депрессивность, агрессивность, конформность, догматизм, авторитарность, беспринципность, склонность к обману.

Приложение 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 886; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.013 с.)