Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лабораторное занятие № 1 (2 ч.)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема: Психология дошкольника и младшего школьника и их особенности. Основные понятия: пренатальный период, кризис новорожденности, комплекс оживления, внутренняя позиция ребенка, эгоцентризм, децентрация, зона актуального развития, зона ближайшего развития, школьная зрелость, готовность ребенка к обучению в школе, учебная деятельность, умственные действия, внутренняя позиция школьника, учение, произвольность, рефлексия, внутренний план умственных действий, направленность личности. Основные вопросы: 1. Особенности психического развития ребенка в младенческом возрасте. 2. Особенности психического развития детей от 1 года до 3 лет. 3. Психологическая характеристика дошкольника. 4. Готовность ребенка к обучению в школе. 5. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Психологический практикум 1. Рассмотрение и изучение психодиагностических методик по выявлению готовности к школьному обучению. 2. Краткий обзор публикаций: - Кулагина И.Ю., Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. – 2011. - №2. – с.102-110. - Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Типология сюжетных игр дошкольников // Вопросы психологии. – 2011. - №3. – с.78-91. Методические рекомендации для подготовки к занятию: Форма проведения занятия: Занятие – дискуссия. Методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: - проверочная работа (на знание основных понятий); - обсуждение теоретических вопросов; - просмотр фрагментов учебных фильмов; -решение психологических задач; - индивидуальная и групповая работа. Литература: Основная: 1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М., 2009. 2. Немов Р.С. Психология: Психология образования. - М., 2009. 3. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2009. Дополнительная: 1. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старшего дошкольника. - //Вопросы психологии, 2001. № 4, с.31-39. 2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М., 2005. 3. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст / В.Э. Пахальян. – СПб., 2006. 4. Психология развития: словарь / Под ред. А.Л. Венгера. – М., 2005. 5. Рамендик, Д.М. Психологический практикум: учеб. пособие для вузов / Д.М. Рамендик, О.В. Солонкина, С.П. Славка. – 2-е изд., стереотип. – М., 2005. Лабораторное занятие № 2 (2 ч.) Тема: Психология развития личности в подростковом возрасте. Основные понятия: чувство взрослости, рефлексия, акселерация, инфантилизм, интимно-личностное общение, пубертатный период, «трудный» подросток, акцентуация характера, девиантное поведение, делинквентное поведение, референтная группа, конформность, инфантильность, акселерация. Основные вопросы: 1. Анатомо-физиологическая перестройка организма и ее влияние на психологические особенности поведения подростка. 2. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. 3. Классификация «трудных» подростков, основные факторы трудности подросткового возраста. 4. Рекомендации по работе с трудными школьниками (диагностика, коррекция). Лабораторный практикум: 1. Рассмотрение и изучение психодиагностических методик по выявлению потребностно-мотивационной сферы подростков (Приложение 1, 2, 3, 4). 2. Краткий обзор публикаций: - Зайцев Г.К., Зайцев А.Г., Хаптанова Т.Г. Половое воспитание подростков: ценностное отношение к здоровью. // Вопросы психологии, 2002, № 3, с. 33-41. - Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Позитивное мышление как фактор учебных достижений старшеклассников // Вопросы психологии, 2010, № 1, с. 24-33 - Нехорошева И.В., Зубов В.Н. Диагностика предрасположенности молодежи к девиантному поведению // Вопросы психологии, 2009. - № 5,. 28-39. Методические рекомендации для подготовки к занятию: Форма проведения занятия: Практическое занятие – дискуссия. Методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: - проверочная работа (на знание основных понятий); - обсуждение теоретических вопросов; - просмотр фрагментов учебных фильмов; - изучение психодиагностических методик; - индивидуальная и групповая работа. Литература: Основная: 1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М., 2009. 2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М., 2009. 3. Немов Р.С. Психология: Психология образования. - М., 2009. 4. Практическая психология образования /Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 2009. Дополнительная: 1. Зак А.З. Развитие и диагностика мышления подростков и старшеклассников. – М.; Обнинск: ИГ –СОЦИН, 2010. 2. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учебное пособие для студентов высш. учеб. завед. – 2-е изд., испр. / Е.В. Змановская. – М., 2004. 3. Кле М. Психология подростка. – М., 1992. 4. Практикум по возрастной психологии./ Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко, - СПб, 2001. 5. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие для студентов вузов / Е.Е. Сапогова. – М., 2005. 6. Степанов В.Г. Психология трудных подростков. – М., 1997. Приложение 1 Методика «Мотивы учения» (Маркова А.К.) Цель: выявить мотивы учения младших подростков. Экспериментальный материал: бланк анкеты, ручка. Ход выполнения задания: Инструкция: внимательно прочитайте все пункты анкеты и только после этого подчеркните те из них, которые соответствуют Вашим устремлениям. Анкета. 1. Учусь, потому что на уроке интересно. 2. Учусь, потому что заставляют родители. 3. Учусь, потому что хочу больше знать. 4. Учусь, потому что в наше время нельзя быть незнающим. 5. Учусь, чтобы потом хорошо работать. 6. Учусь, чтобы доставить родителям радость. 7. Учусь, чтобы не отставать от товарищей. 8. Учусь, потому что нравится учитель. 9. Другие причины (напишите какие). Обработка полученных данных. Качественный анализ: Обработать полученные данные анкеты, исходя из того, что: Выбор утверждений 1, 3 говорит о познавательных мотивах учения. Выбор утверждений 4,5,7 – о социальных мотивах учебной деятельности. Выбор утверждений 2,6,8 – о личностных мотивах учения. Количественный анализ: выявить преобладающие мотивы учения в подростковом возрасте, исходя из табличных данных.
Сделать вывод о возможности педагогических воздействий на учащихся для развития положительных мотивов учения.
Приложение 2 Методика «Мое учение» Цель: выявить отношение к учению школьников среднего подросткового возраста, предметную направленность их познавательных интересов, профессиональных намерений и некоторые особенности процесса самостоятельной деятельности. Экспериментальный материал: ручка, бланк заданий. Ход работы Инструкция: внимательно читая предложения, допишите или подчеркните то, что отражает особенности Вашего учения. Бланк вопросов. 1. Учиться в школе мне: а) интересно; б) не интересно; в) не знаю. 2. Мои любимые предметы………………………………… 3. При выполнении самостоятельной работы я: а) сразу же приступаю к делу, работаю всегда быстро, даже если допускаю при этом ошибки; б) сначала стараюсь понять задание, тщательно анализирую его, но потом действую без колебания, уверенно; в) обычно очень долго думаю над заданием, не решаюсь приступить к его выполнению, чувствую неуверенность. 4. При выполнении самостоятельной работы всегда очень волнуюсь, чувствую себя очень тревожно, потому что…………… 5. Чувствую себя всегда спокойно, потому что ……………….. 5. Трудности у меня: а) бывают всегда; б) иногда; в) не бывают. 7. Чаще всего я: а) не понимаю цель работы; б) не понимаю задания; в) не знаю, как его надо выполнять. 8. Я всегда очень дорожу помощью …………………………. 9. Если бы я был учителем, то таким ученикам, как я при выполнении заданий………………………………………………. 10. Коротко о себе: а) учусь на 4-5; б) имею 3; в) не успеваю по некоторым предметам; г) увлекаюсь ……………………………………………… д) хочу стать……………………………………………….. Обработка полученных данных Анализ ответов на первые два вопроса дает возможность выявить самооценку отношения учащегося к учению. Остальные ответы характеризуют индивидуальные особенности процесса самостоятельной деятельности. На основе их анализа можно выделить: 1. Учащихся, которые, приступая к решению задачи, действуют обычно импульсивно, торопятся, не всегда замечают ошибки, следовательно, требуют внимания учителя на начальном этапе работы. 2. Учащихся, которые действуют взвешенно, уверенно. 3.«Тугодумов», т.е. школьников, у которых затягивается ориентировочный этап, заметны нерешительность, робость. В связи с этим анализируются и сопоставляются данные, характеризующие эмоциональное состояние учащихся, испытывающих при выполнении задания типичные затруднения. Полученные результаты используются для выработки оптимальной стратегии руководства учением, для осуществления дифференцированного подхода к учащимся в процессе выполнения задании оказания необходимой помощи. Подводя итоги исследования, сделайте выводы. 1. Как ребенок оценивает свою учебную деятельность? 2. Каковы познавательные интересы школьника? 3.В чем состоят индивидуальные особенности процесса самостоятельной работы школьника? 4. Сопоставьте отмеченные ребенком трудности усвоения знаний с индивидуальными особенностями его самостоятельной работы. 5. Определите основные направления оптимального руководства учением и осуществлением дифференцированного подхода к учащемуся в процессе выполнения учебных заданий. Приложение 3 Методика изучения отношения к учению и учебным предметам (Г.Н.Казанцева [1]). Цель: провести качественный анализ причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения в старшем подростковом возрасте и в ранней юности. Инструкция: необходимо выполнить следующие указания: 1. Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые а) любимые б) нелюбимые 2. Подчеркни доводы, характеризующие твое отношение к предмету.
3. Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ и допиши недостающий. 1. Это мой долг. 2. Хочу быть грамотным. 1. Хочу быть полезным гражданином. 2. Не хочу подводить свой класс. 3. Хочу быть умным и эрудированным. 4. Хочу получить полные и глубокие знания. 5. Хочу научиться самостоятельно работать. 6. Все учатся, и я – тоже. 7. Родители заставляют. 8. Нравится получать хорошие оценки. 9. Чтобы похвалил учитель. 10. Чтобы товарищи со мной дружили. 11. Для расширения кругозора. 12. Классный руководитель заставляет. 13. Хочу учиться. Интерпретация результатов. В соответствии с ответами учащегося делается вывод об имеющейся у него иерархии мотивов к учебе и предпочтения тех или иных учебных предметов.
Приложение 4 Методика обобщения независимых характеристик (МОНХ) (Платонов К. К.) I. БЕСЕДА С КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ 1. В чем заключается трудность воспитания данного школьника. 2. Дисциплина дома и в школе. 3. Успеваемость. 4. Какие конкретные факты говорят о его трудности. 5. Какие меры применялись к этому школьнику для его исправления и его результаты. 6. Домашние условия школьника. II. БЕСЕДА СО ШКОЛЬНИКОМ 1. Кем хочешь стать после окончания школы. 2. Какие учебные предметы ты любишь больше других. 3. Что читаешь. 4. Что ты думаешь о своих товарищах. 5. Доволен ли ты своей учебой и поведением в классе и в школе. 6. Твоя общественная работа и ее результаты. 7. Твое любимое занятие в школе и дома. 8. Что ты считаешь самым интересным. 9. Как ты относится к родителям и почему. 10. Твое отношение к старшим. III. БЕСЕДА С УЧИТЕЛЯМИ 1. Ваше мнение об успеваемости и поведении данного ученика на уроках. 2. Наиболее характерные случаи недисциплинированности и ваше мнение. З. Его способности в учебе и работе. IV. БЕСЕДА С ОДНОКЛАСНИКАМИ 1. Дружите ли вы с ним? 2. Любимые совместные дела. 3. Что тебе нравится в друге. 4. Что тебе не нравится и почему. 5. Как ты ему помогаешь. 6. Ваши планы на будущее? V. БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ. 1. Довольны ли вы учебой и поведением вашего сына. 2. Что васбеспокоит в его поведении и учебе и как вы ему помогаете. 3. Режим дня и его выполнение. 4. Что он делает по дому, помогает ли домашним и в чем. 5. Ваши советы сыну для выбора будущей профессии.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.96.83 (0.011 с.) |