Лабораторное занятие № 4 (2 ч.)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лабораторное занятие № 4 (2 ч.)



Тема:Психология развития личности в периоды взросления, зрелости, старения.

Основные понятия:акмеология, геронтология, возрастные кризисы, литический период, критический период, переоценка ценностей, смысловая ориентировочная основа поступка, кризис нереализованности, кризис опустошенности, кризис бесперспективности.

Основные вопросы:

1. Психологические предпосылки решения задачи организации жизни в семье молодоженов.

2. Психологические особенности профессионального старта и жизненный путь профессионала.

3. Роль кризисов в развитии человека.

4. Типологии кризисов. Факторы, влияющие на разрешение кризиса.

5. Психологические проблемы людей пожилого и старческого возраста.

Лабораторный практикум:

Краткий обзор публикаций:

Пиняева С.Е., Андреев Н.В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости. // Вопросы психологии, 1998, № 2, с. 3 – 10.

Пряжников Н.С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте. // Мир психологии, 1999, №2, с. 251.

Краснова О.В. Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии // Мир психологии, 1999. №2, с.96-106.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Форма проведения занятия:

Занятие – дискуссия.

Методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

- проверочная работа (на знание основных понятий);

- обсуждение теоретических вопросов;

- просмотр фрагментов учебных фильмов;

- индивидуальная и групповая работа.

Литература:

Основная:

1. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни: Исследования геронтопсихологии. – М, 2009.

2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М., 2009.

3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М., 2007.

Дополнительная:

1. Батаршев А. В. Психология профессионального становления учащейся молодежи. – М., 2009.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. – М., 2007.

3. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. – 2-е изд, испр. / Е.А. Климов. – М., 2005.

4. Практикум по возрастной психологии./ Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко, - СПб, 2001.

5. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. – М., 2007.

6. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М., 2002, с. 15-20.

 

 

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

В рамках СРС возможно выполнение следующих направлений работы:

· написание реферата по теме (в соответствии с предложенными темами),

· составление логических схем по темам,

· составление таблиц в соответствии с содержанием тем,

· психологический анализ с точки зрения возрастной психологии (персонажей в художественных произведениях: литературе, мифах, кинофильмах и т.д.) и последующее написание сочинения, эссе. Необходимо выделить психические отклонения, охарактеризовать, грамотно аргументировать свои умозаключения на основе теоретических основ возрастной психологии.

· конспектирование предложенных источников психолого-педагогической и социологической литературы,

В течение семестра выполняются индивидуальные задания. Студенты, не выполнившие в полном объеме данные задания, не допускаются кафедрой к сдаче экзамена, как не выполнившие график учебного процесса.

 

Таблица 3

Содержание заданий, выносимых на СРС

 

Тема (раздел) Содержание заданий, выносимых на СРС Кол-во часов, отводимых на выполнение заданий Учебно- методическое обеспечение
Основные теории детского развития Составление таблицы «Теории возрастной периодизации психического развития».   Конспектирование первоисточников, написание реферата, составление презентаций работа на лекции, подготовка к практическим занятиям
Закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе Конспектирование:Выготский Л.С. Т. 4. Проблема возраста. С. 244-268.   Конспектирование первоисточников, написание реферата, составление презентаций работа на лекции, подготовка к практическим занятиям
Развитие личности на разных возрастных этапах Самостоятельная подготовка к лабораторному занятию №1. Самостоятельная подготовка к лабораторному занятию №2. Конспектирование: Поливанова К.Н. Психологический анализ возрастных кризисов // Вопросы психологии, 1994 № 1, с. 61 – 69. Самостоятельная подготовка к лабораторному занятию №3. Конспектирование: Ильин Е.П. Мотивация учебной деятельности студентов // Мотивация и мотивы. – СПб., 2000. – С. 264 – 269 Самостоятельная подготовка к лабораторному занятию №4. Конспектирование: Джамиридзе Н.К. К проблеме самоорганизации и самоопределения взрослого человека в условиях современного российского общества. // Мир психологии, 2005, № 3, с. 74-79.. Написание эссе, реферата, составление презентаций работа на лекции, подготовка к практическим занятиям

 

 

Примерная тематика рефератов

1. Концепция детского развития А.Валлона.

2. Психоанализ и экспериментальное изучение детского развития.

3. Гуманистическая психология и ее возможности в объяснении процессов психического развития человека.

4. Роль изобразительной деятельности в психическом развитии ребенка.

5. Представления В.И.Слободчикова о периодизации развития субъективности в онтогенезе.

6. Возрастная периодизация развития личности по А.В.Петровскому.

7. Вклад Д.Б.Эльконина в психологию развития.

8. Основные положения культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.

9. Основные закономерности психического развития ребенка, сформулированные Л.С.Выготским.

10. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе по Л.И.Божович.

11. Эгоцентризм детского мышления по Ж.Пиаже. Эксперименты Ж.Пиаже.

12. Представления о периодизации психического развития в отечественной психологии.

13. Понятие возраста и возрастных границ.

14. Стратегии исследования психического развития ребенка.

15. основные требования к объективности психологического исследования в психологии развития.

16. Основные положения и периодизация возрастного развития в теории психосоциальной идентичности Э.Эриксона.

17. Этнографические и антропологические исследования детства. Кросскультурные исследования.

18. Учение А.Н.Леонтьева о ведущем типе деятельности. Ведущая деятельность как критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка.

19. Структура семьи и других социальных институтов как факторов развития поведения ребенка (У.Бронфенбреннер)


7. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

7.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

Таблица 4.

Перечень компетенций с указанием места их формирования в курсе

Разделы курса, темы занятий Количество часов Компетенции Общее количество компетенций
ОК-1 ОК-16 ОПК-1 ПК-3 ПК-4  
Введение в возрастную психологию +   + +  
Основные теории детского развития +   +   +
Закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе +   +   +
Развитие личности на разных возрастных этапах              
4.1. Психология дошкольного и младшего школьного возраста       + +
4.2. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте   +   + +
4.3. Психологические особенности развития в юношеском возрасте   + + + +
4.4. Психологические особенности личности в периоды взросления, зрелости, старения       + +
                 

 

ОК-1 владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

ОК-16 способность использованию навыков публичной речи, ведению дискуссии и полемики;

ОПК- 1 осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

ПК-3 способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии.

ПК-4 - способность к использованию возможностей образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса


 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.76.226 (0.01 с.)