Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастная динамика в реакциях детей на две группы звуковых раздражителейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Интенсивность комплексной реакции. Начнем с суммарного рассмотрения данных, полученных у детей разного возраста по двум группам раздражителей. Данные представлены в табл. 2. Обнаруживаем, что в начале изучаемого периода отсутствует тенденция к предпочтению звуков голоса у детей 3 и 4 мес. Звуки музыкального инструмента вызывают здесь реакции примерно той же интенсивности, что и звуки голоса. Одну из наиболее сильных реакций вызывает стук. Тенденция более интенсивно реагировать на звуки музыкального инструмента и стук (по значениям критерия Т) даже усиливается к 4 мес. Но в 6 мес отчетливо обнаруживается противоположная тенденция — к предпочтению социальных звуковых раздражителей: реакции на большинство социальных звуков интенсивнее, чем на звуки физические. Тенденция приближается к статистически значимой (Т = 15). Наиболее интенсивную реакцию вызывают речевые звукосочетания — интонация голоса человека, интонированная речь, а также пение. Среди физических звуковых раздражителей приоритет принадлежит, как и Таблица 2
у младших детей, стуку. К 10 мес тенденция к предпочтению звуков человеческого голоса еще более усиливается. Различия в реакциях на две группы раздражителей еще ближе к значимым (Т = 14). Соотношение наиболее предпочитаемых звуков изменяется. Самая интенсивная реакция возникает на интонированную речь; достаточная интенсивность сохраняется в ответе на интонацию, а также на монотонную речь. Однако второе место принадлежит пению. Все звуки голоса, за исключением звука у, вызывают более интенсивные реакции, чем звуки музыкального инструмента, В группе физических звуков значение стука теряется: он вызывает самую слабую реакцию. Сопоставление реакций на отдельные виды звуковых раздражителей суммировано в табл. 3. Эти данные вносят существенные уточнения в приведенные выше суммарные сопоставления по интенсивности реагирования на две группы раздражителей. Обнаружено, что уже у детей в возрасте 3 мес звуки голоса вызывали более интенсивные реакции, чем звуки музыкального инструмента, что только стук вызывал более интенсивные реакции, чем наиболее сложные по физическому составу и качественно более богатые голо- Таблица 3
Примечание «+»—комплексная рэакция больше при социальных раздражителя* «—» — комплексная реакция больше при физических раздражителях. совые раздражители, как монотонная и даже интонированная речь. Речевые звуки оказались слабее такого физического раздражителя, как стук. Отмеченное обстоятельство замаскировало факт предпочтения социальных звуковых раздражителей у детей этого возраста в суммарных данных. Данные табл. 3 подчеркивают своеобразие реакции детей 4 мес на звуковые раздражители, принадлежащие к двум группам. Здесь реакции на физические раздражители каждого отдельного вида превосходили интенсивность реакций на голосовые раздражители соответствующих видов во всех случаях, без исключений. Как и в предыдущем возрасте, особая роль принадлежит стуку: реакция на стук интенсивнее, чем на звуки речи: У детей 6 мес картина резко меняется. Реакции на отдельные виды звуков соответствуют суммарным данным: при всех видах звуков или звукосочетаний, за исключением стука, реакция на голос человека сильнее, чем на физический объект. Реакция на стук сильнее, чем на речевой раздражитель. У детей 10 мес данные качественно отличны от показателей детей всех предыдущих возрастов. При общем повышении предпочтения звукам голоса отмечается, что речевые звуки, как интонированная, так и монотонная Речь, вызывают более интенсивную реакцию, чем стук, который теряет свое значение. Только один из звуков социальной группы у вызывает более слабую реакцию, чем звуки физической группы. Обратимся к качественной характеристике предпочти-
Рис. 1. Средняя суммарная длительность ориентировочных и эмоциональных реакций на отдельный раздражитель в каждой возрастной группе (в с) Условные обозначения: ——----- Ориентировочные реакции на физические раздражители __.-------- Ориентировочные реакции на социальные мелодические раздражители _-•— •— Ориентировочные реакции на социальные речевые раздражители -===^z==- эмоциональные реакции на физические раздражитетн —^ — ~ эмоциональные реакции на социальные мелодические раздражители —.—• — эмоциональные реакции на социальные речевые раздражители тельных реакций на физические и социальные звуки. Интенсивность ориентировочных и эмоциональных реакций на звуки физические и социальные. Прежде чем перейти к анализу качественного проявления предпочтительного реагирования на группу социальных или физических звуковых раздражителей, охарактеризуем общие возрастные изменения в интенсивности и качестве реакции на звуковые раздражители у детей на протяжении 1-го года. Изменения иллюстрируют табл. 2 и 3. По средним показателям наиболее интенсивны реакции самых маленьких детей (табл. 2). К 4 мес интенсивность реакций резко падает. В б мес она снова возрастает (в различной степени при разных раздражителях). К концу 1-го года, к 10—И мес, вновь падает интенсивность комплексной реакции в разной мере при разных раздражителях. Интенсивность комплексной реакции становится то самой низкой из наблюдаемой в опытах, то несколько превосходит показатели 4-месячных детей. На этом фоне отчетливо выступает взлет в интенсивности реагирования на сложный речевой раздражитель — интонированную речь. О том, группа каких реакций — ориентировочных или эмоциональных — определила такую возрастную динамику интенсивности комплексной реакции, можно судить по рис. 1, рис. 2а, 26 и табл. 5. Из них следует, что возрастные изменения в комплексной реакции определяет динамика ориентировочных реакций. У детей 3 мес их интенсивность довольно высока, к 4 мес наблюдается спад, к 6 мес — очень резкий, превосходящий данные 3-месячных детей подъем, а к концу 1-го года опять спад. Разные раздражители вызывали разные по интенсивности ориентировочные реакции у детей всех изученных возрастных групп (табл. 4, рис. 1). Направление изменений с возрастом сохраняется за одним исключением: интенсивность ориентировочной реакции детей 10 мес резко возрастает в ответ на фразу с интонацией.
Таблица 4
Примечание II* различия значимы при коэффициенте, равном или меньшей 12 Возрастная динамика ориентировочных реакций на звуковые раздражители определяется, как видно из рис. 2а, изменениями основной их составляющей — замирания. Замирание не сильно у 3-месячных детей, еще более снижается к 4 мес, а далее очень резко возрастает к 6 мес, к концу 1-го года падает ниже уровня 4 мес. Высокие показатели интенсивности комплексной ориентировочной реакции у 3-месячных детей вызваны совпадением относительно длительного замирания и поисковых реакций. Спад интенсивности комплексной ориентировочной реакции в 4 мес — следствие одновременного спада длительности реакций замирания и поиска. Резкий подъем интенсивности комплексной ориентировочной реакции в 6 мес обязан возрастанию длительности замирания, в меньшей мере — установочных реакций. Поиск сохраняется на уровне 4-месячных детей. Падение интенсивности комплексной ориентировочной реакции в 10 мес связано с резким падением длительности замирания. Но здесь увеличивается длительность поиска и установочных реакций, что меняет структуру комплексной ориентировочной реакции. Данные об эмоциональных реакциях представлены на рис. 1 и рис. 26: возрастная динамика этих реакций близка к обратной по отношению к динамике комплексной реакции. Единственное совпадение с комплексной реакцией заключается в том, что именно у детей 3 мес эмоциональные реакции наиболее интенсивны. В 4 мес они сохраняются на уровне предыдущего возраста, а на отдельные раздражители повышаются (рис. 1). К 6 мес происходит резкий спад, а к 10 мес, напротив, некоторый подъем. Иную картину представляют изменения эмоциональных реакций на фразу с интонацией. Здесь от 3 к 10 мес последовательно снижается положительное эмоциональное реагирование, а в 10 мес возникают отрицательные эмоциональные проявления в виде плача. Теперь сравним интенсивность комплексной ориентировочной реакции и комплексной эмоциональной реакции у детей разного возраста при двух группах раздражителей — социальных и физических, попутно рассматривая, какими именно реакциями каждая из них определяется. Рис. 2а показывает, что ориентировочные реакции на звуки голоса в среднем интенсивнее, чем на звуки музыкального инструмента у детей всех возрастных групп. Расхождение в интенсивности различно у детей разного возраста. Оценка различия по непараметрическому критерию Уайта (Т) показала (табл. 5), что на протяжении первого полугодия (от Зкб мес) расхождение в величине ориентировочных реакций на звуки двух групп увеличивается (в 3 мес Т =22, в 4 мес Т = 16, в 6 мес Т = 14), а в конце года оно несколько сглаживается (Т = 18). Длительность отдельных реакций при двух группах раздражителей с возрастом существенно изменяется. Замирание в первом полугодии (3—4 мес) более длительно в среднем при физических звуковых раздражителях. Указанная тенденция отчетлива, хотя данные статистически не значимы (рис. 2а, табл. 5). В 6 мес значение замирания качественно изменяется: оно отчетливо длительнее при звуках голоса (Т = 13, близко к значимому различию). К. концу 1-го года замирание теряет значение показателя особого внимания к звукам голоса (Т = 22). Поисковые реакции противоположным образом свя- Таблица 5
Примечание Уст — установочные, П — поисковые, 3 — замирание, О — оживление, В — вокализации, У — улыбки *— различия значимы при коэффициенте, равном или меньшем 12 Шрифтом выделены коэффициенты различий в пользу физических раздражителей заны со звуками разных источников. В первом полугодии поиск продолжительнее при звуках голоса. В 6 мес картина изменяется: поиск длительнее при звуках музыкального инструмента. В 10 мес он вновь возрастает при звуках голоса. Все соотношения ниже статистически значимых, но к 10 мес связь поиска со звуками голоса близка к значимой (Т = 14). Сходная приуроченность к двум группам звуков выражена в установочных реакциях: они длительнее (незначимо) при звуках голоса во всех возрастных группах. Итак, избирательное отношение к звукам голоса, обнаруживаемое в интенсивности комплексной ориентировочной реакции начиная с 4 мес, в 6 мес выражается в замирании. До и после этого возраста оно выступает в поисковых и установочных реакциях ребенка. Обратимся к эмоциональным реакциям. Здесь связь реакций с той или иной группой раздражителей сложнее. Длительность эмоциональных реакций отчетливо различается при двух категориях звуковых раздражителей только в двух возрастных группах — у детей 4 и 10 мес (рис. 26, табл. 5). Динамика изменений следующая. В 3 мес эмоциональные реакции чуть интенсивнее при звуках человеческого голоса (Т = 17). В 4 мес их интенсивность увеличивается на физические звуковые раздражители и одновременно падает на социальные звуковые раздражители. Различия достоверны (Т = 11 в пользу физических). К 6 мес интенсивность эмоциональных реакций одинакова при двух группах раздражителей. В 10 мес эмоциональные реакции усиливаются на звуки голоса, но недостоверно (Т = 17). Возрастная динамика отдельных эмоциональных реакций неодинакова. Соотношения их длительности при звуковых раздражителях двух групп с возрастом колеблются. Основным в составе эмоциональных реакций является оживление. Его динамика определяет динамику эмоциональных реакций в целом — снижение их интенсивности с возрастом. Соотношения между реакциями оживления на звуки голоса и звуки физических объектов также сходны с картиной суммарной интенсивности эмоциональных реакций. Здесь, однако, несколько сглажено различие в реакциях на голос и физический звук в пользу последнего (Т = 13), у старших детей, напротив, более отчетливо различие в реакциях на эти две группы звуков в пользу голоса (Т = 13, близко к значимому). Вокализации имеют возрастную динамику противоположного характера: с возрастом ихч интенсивность увеличивается. Разрыв в их длительности на звуки двух категорий несуществен. В улыбке у детей всех возрастов постоянно выражена тенденция к увеличению длительности при физических звуковых раздражителях. Наиболее отчетлива она у детей 4 мес (Т = 11,5) и у старших детей (Т = 13). В конце года появляются отрицательные эмоциональные реакции на звуки в виде плача. (Данные о плаче не включены в сумму эмоциональных реакций). Плач длительнее при звуках голоса (Т = 11). Сопоставление интенсивности комплексных реакций и отдельных видов реакций на варианты социальных и физических звуковых раздражителей. Соответствующие данные приведены в табл. 6, где представлены сведения о наличии или отсутствии предпочтительного реагирования на звуки голоса по двум подгруппам звуковых раздражителей (мелодические и речевые) и по двум группам реакций (ориентировочные и эмоциональные). Рассмотрим сначала ориентировочные реакции. Из табл. 6 сразу видно, что ориентировочные реакции у детей всех возрастных групп при большинстве социальных раздражителей интенсивнее, чем при аналогичных физических раздражителях. Эта тенденция отчетливее всего Таблица 6
Примечание Здесь и в табл 7 «-t-» — превосходство реакций на звук голоса, «О» — различия очень невелики, но в пользу звуков голоса, «с—» — превосходство реакций на звуки инструмента обнаруживается в реакциях на звуки голоса, включающие интонацию, т. е. на интонацию и фразу с интонацией. В первом полугодии она намечается, во втором полугодии вполне отчетлива. Flf ">стой мелодический раздражитель — звук а (но не речевой — у) вызывает более длительные ориентировочные реакции, чем его физический аналог у младших детей, включая и 6-месячных. У старших эти реакции слабее. На более сложные социальные раздражители, включающие мелодический компонент — пение, речь с интонацией,— ориентировочные реакции интенсивнее, чем на соответствующие звуки музыкального инструмента или стук, у всех детей начиная с 4 мес; данная тенденция усиливается к концу года, а у детей 3 мес она отсутствует. Чисто речевые звуки — монотонная речь — не вызывают более продолжительных ориентировочных реакций, чем стук, у детей до 6 мес, а в 10 мес обнаруживается предпочтение и этим звукам. В эмоциональных реакциях обнаруживается противоположная тенденция — интенсивнее реакции на большинство видов физических звуковых раздражителей У основной массы детей. Преобладание эмоциональных реакций на социальные раздражители отчетливо только в трех случаях по отношению к двум их разновидностям, принадлежащим к единой подгруппе мелодических звуков: 1) в реакции на пение у самых младших детей; 2) в реакции на отдельные звуки (а и у) у старших. Таким образом, в эмоциональных реакциях соотношения между предпочитаемыми вариантами звуков в известной мере обратные, чем в ориентировочных реакциях. Отметим тем не менее, что при мелодических звуках голоса типа интонации и пения, а также фразах (как интонированной, так и монотонной) все же имеют место, хотя и очень слабые, предпочтения. Их нет только в возрасте 4 мес. Проанализируем избирательность к социальным звукам в отдельных реакциях. И здесь обнаруживаем (табл. 7) отмеченные выше тенденции. В установочных реакциях в наибольшей степени, чем в остальных, выражается избирательность к звукам голоса. В наибольшей мере, т. е. неизменно у детей всех возрастов,— при отдельном мелодическом звуке (а), затем при интонации и при фразе с интонацией по сравнению с интонацией в физическом варианте у детей трех групп, исключая самую младшую. То же — при пении по сравнению с мелодией и, наконец, при речевом звукосочетании — фразе с интонацией по отношению к стуку в двух возрастных группах (4 и 10 мес). Поисковые реакции у самых младших детей длительнее при мелодических звуках голоса — одиночном звуке (а), интонации, мелодии. В 4 мес все виды социальных звуковых раздражителей вызывают более длительные реакции, чем их физические варианты, но это превышение ничтожно по всем видам звуков, за исключением двух фраз. Обе фразы вызывают более продолжительный поиск, чем интонация на музыкальном инструменте и стук. В б мес поиск слабее при всех видах социальных звуковых раздражителей, чем при физических. В 10 мес поиск сильнее при всех сложных видах социальных звуковых раздражителей, как мелодических (интонация, пение), так и речевых (фразы), чем при их физических вариантах. Лишь одиночные звуки голоса вызывают здесь более слабый поиск, чем их физический вариант. Замирание в первом полугодии усиливается при простых звуках голоса, но только чисто мелодических, без фонемного оттенка. При сложных видах звуковых раздражителей оно сильнее в ответе на их физические Таблица 7
Примечание Фраза с интонацией дается дважды в сопоставлении со стуком и с интонацией в физических вариантах раздражителей варианты. 6 мес — возраст, в котором, как отмечалось выше, замирание приобретает особое значение. Оно отчетливо длительнее при большинстве социальных звуков, наиболее отчетливо по отношению к отдельному мелодическому звуку (а), интонации, фразе с интонацией. При остальных вариантах звуков голоса — звук у, пе- ние, фраза без интонации — замирание было также более длительным, чем при соответствующих физических вариантах, но эти различия незначительны. В 10 мес простые виды социальных звуковых раздражителей (одиночные звуки голоса) не вызывают более длительного замирания, чем аналогичный физический звук. Но при всех остальных видах звуковых социальных раздражителей замирание сильнее. Отчетливо превосходство замирания при речевых звукосочетаниях (фразе с интонацией и фразе без интонации). В эмоциональных реакциях отметим проявление общей тенденции: связь большей их длительности с физическими вариантами звуков, а также противоположные этой тенденции случаи. Общая тенденция выражена в улыбке (она постоянна для детей всех групп), в меньшей мере — в оживлении (и только у детей 4 мес), совсем слабо — в вокализациях (главным образом в 6 мес). Оживление было, как правило, отчетливо слабее на те звуки, которые вызывали длительные ориентировочные реакции и в особенности замирание: так, у трех младших групп на простые звуки голоса (а, у). У детей 10 мес при этих звуках оно, напротив, усиливалось. Почти у всех детей (за исключением 6 мес) более слабое оживление вызывал социальный вариант четвертого вида раздражителей (фраза с интонацией), чем его физический вариант (стук). У детей 4 мес оживление на звуки голоса всегда было короче, чем на их физические аналоги. В противовес общей тенденции оживление было более длительным при мелодических звуках голоса: при интонации длительнее, чем при ее физическом варианте у самых маленьких детей, а в ослабленной степени и у более старших; при пении — у всех, за исключением детей 4 мес. Речевые варианты голосовых раздражителей вызывали сильное оживление только у младших детей (на фразу без интонации оживление сильнее, чем на стук). Вокализации, в противоположность общей тенденции комплексных эмоциональных реакций, более длительны при нескольких видах социальных вариантов раздражителей: при отдельных звуках (а, у) — у большинства детей, за исключением детей 6 мес, при пении — у младших детей (3 и 4 мес), при фразе с интонацией сравнительно с физическим вариантом интонации — в 3 мес и сравнительно со стуком — в 4 мес. Фразы с интонацией и без интонации вызывали более длительные вокализации, чем стук, у детей 10 мес. Напротив, отсутствие избирательности к звукам голоса в вокализациях было постоянно у детей 6 мес. Улыбки у всех детей сильнее при физических, чем при социальных, вариантах звуковых раздражителей, почти во всех случаях, за исключением трех (у детей каждой возрастной группы, кроме 4 мес, где исключения отсутствовали). Исключения представляли усиление улыбки 1) при отдельном звуке а у старших детей, 2) при фразе с интонацией по сравнению с интонацией на музыкальном инструменте у самых младших, 3) при фразе без интонации по сравнению с реакцией на стук у детей 6 мес. Отметим, что первый случай совпадает с тенденцией к более сильным эмоциональным реакциям на отдельный звук голоса (а) у старших детей при сравнительном снижении ориентировочных реакций на этот звук. Второй случай совпадает с усилением вокализации на тот же раздражитель, а также с некоторым возрастанием длительности всех ориентировочных реакций. В третьем случае усиление улыбки у детей 6 мес на фразу без интонации не имеет дополнительных моментов. 3. Возрастная динамика в реакциях детей на отдельные варианты звуковых раздражителей Полученные Данные представлены на рис. 3, а, б, в, г. Суммируем кратко результаты сравнения реакций детей на звуки голоса и музыкального инструмента по отдельным вариантам звуков. В реакции на отдельный звук голоса можно отметить резкие перемены, происходящие от 3 к 4, 6 и 10 мес: от реакций с сильным ориентировочным компонентом, через ослабление реакции в 4 мес, к усилению замирания Рис. За, б, в, г. Структура и интенсивность комплексной реакции на разные звуковые раздражители Условные обозначения: --------- ориентировочные реакции -—-------- эмоциональные реакции 1 — установочная реакция 2 —поисковая реакция 3 — замирание 4 — оживление 5 — улыбка 6 — вокализации
в ответ на этот звук в б мес и далее в конце года к преимущественно эмоциональному реагированию на этот звук по сравнению с реакцией на его физический дубликат. При одиночном звуке голоса с речевым оттенком (у) характер преобладающих реакций в разных возрастных группах подобен только что описанному. Однако реакция на этот звук намного слабее, чем на предыдущий, и ее отличие от реакций на отдельный звук музыкального инструмента выражено слабо. Тенденция к более интенсивной реакции на интонацию голоса, чем на интонацию музыкального инструмента, намечается уже у детей 3 мес. В 4 мес она вытесняется противоположной тенденцией, сохраняется только более длительная фиксация взором направления голоса. В 6 мес тенденция сильнее реагировать на голос обнаруживается наиболее ярко, а качественно характеризуется очень длительным замиранием, фиксацией взором источника звука, затем довольно сильным эмоциональным компонентом — оживлением и продолжительными улыбками. В 10 мес усиление реакции на интонацию голоса выражено богаче — большим числом всех ориентировочных реакций, чем у детей 6 мес, и намечено в оживлении и вокализациях. В комплексе реакции детей 6 мес интенсивнее и по абсолютной величине, и по отношению к реакции на соответствующий физический звуковой раздражитель. Выделение пения и по сравнению с мелодией предпочтительное реагирование на него эмоциональными реакциями (оживлением и вокализациями) отмечается уже в 3 мес. В вокализациях оно сохраняется и в 4 мес, а в 6 мес оно сильнее в оживлении. К концу 1-го года пение вызывает усиление ориентировки — настойчивый поиск, фиксацию, замирание при сохранении эмоционального реагирования — оживления. От 3 к 4, 6 и 10 мес изменяется реакция на фразу с интонацией в сравнении с интонацией на музыкальном инструменте: с возрастом увеличивается интенсивность (длительность) ориентировочных реакций вместо улыбок и вокализаций у младших детей; у старших слегка усиливается также двигательное оживление. Реакция на интонированную речь превосходит реакцию на ритмический стук не сразу, т. е. не в каждом возрасте: в первом полугодии реакция на стук интенсивнее. В 4 и 6 мес намечается усиление ориентировочных реакций в ответ на фразу с интонацией: у детей 4 мес — в поисковых и установочных реакциях, у детей 6 мес — в замирании. У старших детей реакция на данный раздражитель отчетливо интенсивнее, чем реакция на стук, и превосходит в этом плане все другие реакции, наблюдаемые у всех других детей и при всех других видах и вариантах звуковых раздражителей. Усилена главным образом ориентировочная часть реакции — сильное замирание, настойчивый поиск, длительная фиксация взором источника звука. В реакции на интонированную речь особенно значительны перемены с возрастом от начала к концу 1-го года. Реакция на монотонную речь (фразу без интонации), так же как и реакция на интонированную речь, отчетливо превосходит интенсивностью реакцию на ритмический стук только у детей конца 1-го года. Ее усиление качественно определяется более длительным замиранием и более настойчивым поиском, а также возрастанием вокализации. У детей первого полугодия наблюдалось при этом звуковом раздражителе усиление отдельных реакций: у младших — оживления, в 4 мес — установочных и поисковых, в 6 мес — до некоторой степени замирания и в сильной степени — улыбок. Иначе говоря, реакции на эти звуки характеризовались усилением тех же составляющих, что и реакции на фразу с интонацией. Возрастная тенденция здесь та же. Итак, дети 1-го года жизни избирательно реагируют на звуки человеческого голоса сравнительно со звуками физических объектов, равными первым по силе, длительности, составу и высоте. Реакции детей более интенсивны главным образом за счет усиления их ориентировочно-исследовательских компонентов — замирания, поиска источника звука, фиксации взором его направления. В развитии социальной избирательности выделяются два уровня, приуроченных к первому и второму полугодиям. Уровни отличаются разной интенсивностью и структурой комплексной реакции, степенью и формой выражения избирательности к звукам голоса, а также характером типов звуков, к которым проявляется избирательность. На первом уровне структуру реакции составляют ориентировочные реакции замирания и поиска источника звука и равнозначные им эмоциональные реакции двигательного оживления. Избирательность к звукам человеческого голоса выражена слабо, главным образом в эмоциональных реакциях оживления и отчасти в установоч рых реакциях, прежде всего по отношению к простым и сложным мелодическим звукам. Есть тенденция к усилению вокализации при речевых звуках. В пределах первого уровня снижается интенсивность комплексной реакции и в ее составе сокращается ориентировочный компонент при сохранении высокого уровня эмоционального реагирования. Проявления избирательности ограничиваются и сохраняются только в форме фиксации взором источника звука и очень слабо в вокализациях. В остальных проявлениях выступает предпочтение физическим звуковым раздражителям. Второй уровень характеризуется большей изменчивостью интенсивности и структуры комплексной реакции в зависимости от характера голосового раздражителя. Структура реакции качественно изменяется сравнительно с первым уровнем и далее перестраивается: резко снижается эмоциональное реагирование в форме двигательного оживления, главным становится исследование звуков, выражающееся в замирании, фиксации взором источника звуков, а в конце периода уравнивается роль всех компонентов реакции, она становится полимодальной. Избирательность к звукам голоса выражена отчетливо в отличие от предыдущего уровня: в ориентировочных реакциях наблюдается замирание у детей 6 мес, поиск, а также эмоциональные проявления (вокализация и плач) в 10 мес. Избирательность дифференцирована по отношению к звукам голоса с разными характеристиками. В целом она значительнее в отношении звуков речи (фразы с интонацией, интонации, монотонной речи) и выражена в замирании, поиске, фиксации взором направления звука, а также в отрицательных эмоциях. При мелодических звуках голоса выражена в эмоциональном реагировании — оживлении и других положительных проявлениях. Мы склонны интерпретировать факт избирательного реагирования детей 1-го года на звуки человеческого голоса и характер качественных различий в его проявлениях на двух возрастных этапах рассматриваемого периода как выражение потребности детей в общении со взрослым и развитие на ее основе и вследствие практики общения особой чувствительности к воздействиям взрослого, приобретающим значение именно для процесса общения. Дети особым образом реагируют в первом полугодии на мелодические, интонационные звуки голоса, потому что человек всегда включает в свое общение с младенцами звуковые воздействия такого рода. Усиление эмоциональных ответов детей в конце первого полугодия на стук и звуки музыкального инструмента обусловлено изменением содержания общения взрослого с ребенком, включением в этот процесс различных предметов, в том числе озвученных, а стук обязательно сопровождает приближение взрослого к ребенку. Возрастающая дифференцированность в реагировании на разного типа звуки голоса и избирательное выделение во втором полугодии звуков речи из всех голосовых воздействий человека является следствием перехода к новому качественному уровню общения ребенка со взрослым — к ситуативно-деловой форме общения, в которой речь приобретает всевозрастающее значение, ее анализ становится условием поддержания и осуществления общения ребенка со взрослым — удовлетворения важнейшей потребности маленького человека. Глава ill Чувствительность к фонематическим и звуковысотным слуховым раздражителям у детей раннего возраста Цель настоящей главы — рассмотреть вопрос о становлении речевого слуха ребенка. В главе II было показано, что с первых месяцев звуки человеческого голоса являются для ребенка сигналами особого значения, которое не сводится к их физическим параметрам. Звуки человеческого голоса сами по себе имеют множество характеристик, среди которых наиболее общие и важные — тональные и тембровые компоненты. Очевидно, эти компоненты несут различную нагрузку. В большинстве современных языков, в том числе и в русском, смыслоразличительными единицами являются тембровые различия звуков, фонемы. Овладение речью как средством общения возможно лишь на основе достаточно развитого фонематического слуха, который предполагает определенный анализ, позволяющий отделить высоту звуков от их фонематических особенностей, и тонкое дифференцирование самих фонематических различий. Данные многих авторов показывают, что особенно интенсивно формируется фонематический слух на протяжении раннего детства. Рассматривая развитие восприя- тия речи в раннем возрасте, Н. X. Швачкин (1948а) выделяет два этапа. На первом этапе ребенок усваивает общую ритмику и мелодику речи. Не фонема, а интонация, ритм несут здесь смысловую нагрузку. Это объясняется тем, что в первые месяцы жизни ребенка ритм и интонация служат достаточными средствами, чтобы выразить актуальное для ребенка содержание, именно поэтому он реагирует лишь на значимые для него компоненты речи взрослого. Но в связи с расширением и усложнением взаимодействия ребенка с внешним миром появляется необходимость в дифференцировании основных смыслоразличительных единиц речи — фонем. Поэтому к концу 1-го года кончается дофонемный период в развитии речи и начинается следующий этап — развитие фонематического слуха (Н. X. Швачкин, 1948а). Практика речевого общения требует особенно тонкого различения тех звуковых единиц, изменение которых влечет за собой изменение смысла. Анализ развития фонематического слуха, проделанный А. Н. Гвоздевым (1948) и Н. X. Швачкиным (1948а, б), показывает, что на протяжении раннего детства ребенок постепенно научается диф
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.57 (0.018 с.) |