Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Связь некоторых особенностей речи дошкольников с уровнем развития их общения со взрослыми

Поиск

Исследование коммуникативной деятельности ребенка на ранних этапах онтогенеза (конец 1-го и начало 2-го года) позволило установить, что переход детей от довербаль-ных средств общения к речи связан с изменением содер­жания потребности в общении со взрослым, с возникнове­нием потребности в сотрудничестве с ним. Материалы, позволяющие утверждать это, представлены в главах V— VII. В них показана внутренняя связь возникновения активной речи у детей и содержания их потребности в общении со взрослым.

Фактические данные свидетельствуют о том, что и в дальнейшем развитии речь детей связана с характером их деятельности общения, т. е изменение содержания и формы детских высказываний зависит от изменения фор­мы общения.

Если до недавнего времени зависимость развития речи от процесса общения с окружающими людьми постулиро­валась, то теперь, с достижениями исследований самого процесса общения (М. И. Лисина, 1974 а, б, в), возникает возможность наиболее конкретного рассмотрения назван­ной связи.

Обратимся к фактам, в которых отражается внутрен­няя связь развития речи у детей с их коммуникативной деятельностью в целом и с содержанием потребности в общении в первую очередь. Так, разные авторы анали­зировали речевые высказывания как вспомогательный прием при определении формы общения, а также при оцен­ке результатов эксперимента, направленного на формиро­вание более развитых форм общения (Е. О. Смирнова, 1977; X. Т. Бедельбаева, 1978). В этих работах указы­валось на связь достигнутой ребенком формы общения с некоторыми особенностями речевого общения детей. Оказалось, что переход к более развитым формам общения связан а) с изменениями в соотношении ситуативных и внеситуативных высказываний в пользу последних; б) рос­том общей речевой активности ребенка; в) увеличением доли социальных высказываний. Но при этом особенности самой речи, ее грамматического строя, лексики оставались вне поля внимания исследователей.


Безусловно, связь речи и особенностей общения двусто­ронняя. Ведь именно возникновение речи делает возмож­ным переход ребенка от ситуативных форм общения (ситуативно-личностной и ситуативно-деловой) к внеси­туативным (внеситуативно-познавательной и внеситуа­тивно-личностной). Но можно предположить, что новое содержание потребности, мотивов, задач внеситуативных форм общения предъявляет к речи как к средству общения новые требования и стимулирует ее дальнейшее развитие. Хорошо известно, что дети одного возраста, поступающие в школу, стоят на разных уровнях речевого развития по множеству параметров: словарному запасу, выразитель­ности речи, умению правильно отбирать речевые средства, логически строить высказывания, по инициативности вступления в речевые контакты и т. д.

Исходя из теоретического положения о связи между развитием речи и развитием общения детей с окружаю­щими людьми, мы предположили следующее: 1) развитие речи (как ее грамматических, так и лексических особен­ностей) связано с особенностями коммуникативной дея­тельности ребенка, прежде всего с формой общения, дос­тигнутой им в контактах со взрослым; 2) связь развития речи ребенка с формами общения опосредуется измене­нием задач общения. Задача рассматривается здесь как цель, на достижение которой в данных конкретных усло­виях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения.

Предполагаемый нами механизм связи между достиг­нутой ребенком формой общения и развитием речи состоит в следующем: изменение содержания потребности в обще­нии вызывает новое отношение к взрослому, новое отно­шение влечет за собой изменение задач общения. Это, в свою очередь, предъявляет определенные требования к речи детей и стимулирует их к овладению такими ее сто­ронами, которые необходимы и достаточны для решения стоящих перед ребенком задач общения. Ребенок усваи­вает из слышимой речи то, что необходимо и достаточно для решения стоящих перед ним коммуникативных за дач.

В соответствии с предположениями задачи нашего исследования состояли в том, чтобы сопоставить особен­ности речи ребенка с достигнутой им формой общения, рассмотреть характер лексических и грамматических осо­бенностей речи на разных уровнях развития общения ребенка со взрослым. Основное внимание будет направле-


но на прослеживание возможных связей между достигну­тым дошкольниками уровнем общения -с окружающими людьми (формы общения) и грамматическими и лекси­ческими характеристиками речи детей.

В соответствии с предположениями и задачами иссле­дования нами было организовано экспериментальное наб­людение за особенностями речи дошкольников в различ­ных условиях их общения с окружающими. Испытуемыми были дети 2— 7 лет ряда детских садов Таллина. Так как lea протяжении рассматриваемого периода —* от 2 до 7 лет (возникновение к развитие речевого общения) — наблю­даются три формы общения ситуативно-деловая, внеси­туативно-познавательная, внеситуативно-личностная, то нами были созданы рри разные ситуации, являющиеся как бы моделью этих форм общения. Предположение о связи между уровнем развития коммуникативной деятель­ности и особенностями речи у детей апробировалось в констатирующих, формирующих и контрольных экспери­ментах, в которых организовывалось общение дошкольни­ков со взрослым.

Констатирующие опыты имели целью выявить интере­сующую нас связь. В ходе опытов детей ставили в различ­ные ситуации, моделирующие в общем виде деловые, познавательные и личностные компоненты общения дош­кольников со старшим партнером. Создавались различные условия для взаимодействий партнеров (ситуация сов­местной деятельности, рядом и в присутствии). Посредст­вом магнитофона регистрировали речь детей во всех \ка-занных ситуациях:, фиксировали особенности отношения детей к предлагаемым ситуациям, индивидуальную дея­тельность дошкольников, их взаимодействие и общение со взрослым. Большое количество экспериментальных ситуа­ций было вызвано чувствительностью речи к изменениям условий общения и необходимостью раскрыть типичные особенности речи кажд&го ребенка. Определялась форма общения, достигнутая каждым ребенком, по методике, раз­работанной Е. О. Смирновой (1977) к X. Т. Бедельбас-вой U978). Использовалась ситуация выбора ребенком одного из трех возможных вариантов общения, модели­рующих его определенную форму: ситуативно-деловую, внеситуативно-познавательную, внеситуативно-личност­ную Сопоставлялись особенности речи детей е достигну­тым ими уровнем коммуникативной деятельности.

Для выделения характера взаимосвязи mcjkaj особен костями речи детей и достигнутой ими формой обще


ния были проведены формирующие и контрольные опыты. В них апробировалось предположение о том, что основой рассматриваемой связи является содержание потребности в общении, что развитие коммуникативной деятельности влечет за собой развитие речи, а не наоборот.

В основе формирующего эксперимента было следующее предположение: если переход дошкольников к более высо­ким уровням коммуникативной деятельности влечет за со­бой развитие речи, то экспериментальный перевод детей на более высокие уровни общения должен повлечь за со­бой обогащение лексики и грамматической структуры их речи. Для проверки изменяли содержание потребности в общении у детей, вводя в него новые элементы, соответст­вующие следующему этапу развития общения. Уровень коммуникативной деятельности, а также особенности речи у дошкольников определялись до и после формирующих воздействий. Испытуемые были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. С детьми контрольной группы взрослый встречался так же часто, как и с детьми экспериментальной группы. Но его занятия с детьми конт­рольной группы не были направлены на изменение содер­жания их потребности в общении. Однако в ходе бесед и занятий в речь взрослого включались те грамматические и лексические элементы, которые характерны для форми­руемого в экспериментальной группе уровня коммуника­тивной деятельности.

В контрольных опытах проверялось предположение о том, что дети с разными формами общения присваивают разные стороны воспринимаемой ими речи окружающих. В ходе опытов испытуемым с разной формой общения (неза­висимо от возраста) репрезентировались художественные тексты, в которых были представлены все аспекты речи, характерные для детей со всеми рассматриваемыми фор­мами общения. Перед детьми ставилась задача воспроиз­вести текст. Анализировалась речь детей, репродуциру­ющих тест-тексты. Сопоставлялись особенности лексики, грамматики, характер изложения у детей с соответст­вующими особенностями тест-текстов.

Для определения задач общения, решаемых посредст­вом речи (ее назначения, или функции), сопоставлялось содержание обращений ребенка к партнеру с данными наблюдения за ходом деятельности ребенка по методике контент-анализа. Была разработана система категорий анализа речи, соответствующая нашим целям. Проверка надежности анализа проводилась путем сравнения двух


параллельно оценивающих кодировщиков. Был получен коэффициент релиабельности 0,8.

Достоверность квантитативных данных, выраженных в процентах, была оценена при помощи внесения так назы­ваемого критического отношения (А. А. Кыверялг, 1980).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.102.0 (0.007 с.)