Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Связь некоторых особенностей речи дошкольников с уровнем развития их общения со взрослымиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Исследование коммуникативной деятельности ребенка на ранних этапах онтогенеза (конец 1-го и начало 2-го года) позволило установить, что переход детей от довербаль-ных средств общения к речи связан с изменением содержания потребности в общении со взрослым, с возникновением потребности в сотрудничестве с ним. Материалы, позволяющие утверждать это, представлены в главах V— VII. В них показана внутренняя связь возникновения активной речи у детей и содержания их потребности в общении со взрослым. Фактические данные свидетельствуют о том, что и в дальнейшем развитии речь детей связана с характером их деятельности общения, т. е изменение содержания и формы детских высказываний зависит от изменения формы общения. Если до недавнего времени зависимость развития речи от процесса общения с окружающими людьми постулировалась, то теперь, с достижениями исследований самого процесса общения (М. И. Лисина, 1974 а, б, в), возникает возможность наиболее конкретного рассмотрения названной связи. Обратимся к фактам, в которых отражается внутренняя связь развития речи у детей с их коммуникативной деятельностью в целом и с содержанием потребности в общении в первую очередь. Так, разные авторы анализировали речевые высказывания как вспомогательный прием при определении формы общения, а также при оценке результатов эксперимента, направленного на формирование более развитых форм общения (Е. О. Смирнова, 1977; X. Т. Бедельбаева, 1978). В этих работах указывалось на связь достигнутой ребенком формы общения с некоторыми особенностями речевого общения детей. Оказалось, что переход к более развитым формам общения связан а) с изменениями в соотношении ситуативных и внеситуативных высказываний в пользу последних; б) ростом общей речевой активности ребенка; в) увеличением доли социальных высказываний. Но при этом особенности самой речи, ее грамматического строя, лексики оставались вне поля внимания исследователей. Безусловно, связь речи и особенностей общения двусторонняя. Ведь именно возникновение речи делает возможным переход ребенка от ситуативных форм общения (ситуативно-личностной и ситуативно-деловой) к внеситуативным (внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной). Но можно предположить, что новое содержание потребности, мотивов, задач внеситуативных форм общения предъявляет к речи как к средству общения новые требования и стимулирует ее дальнейшее развитие. Хорошо известно, что дети одного возраста, поступающие в школу, стоят на разных уровнях речевого развития по множеству параметров: словарному запасу, выразительности речи, умению правильно отбирать речевые средства, логически строить высказывания, по инициативности вступления в речевые контакты и т. д. Исходя из теоретического положения о связи между развитием речи и развитием общения детей с окружающими людьми, мы предположили следующее: 1) развитие речи (как ее грамматических, так и лексических особенностей) связано с особенностями коммуникативной деятельности ребенка, прежде всего с формой общения, достигнутой им в контактах со взрослым; 2) связь развития речи ребенка с формами общения опосредуется изменением задач общения. Задача рассматривается здесь как цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Предполагаемый нами механизм связи между достигнутой ребенком формой общения и развитием речи состоит в следующем: изменение содержания потребности в общении вызывает новое отношение к взрослому, новое отношение влечет за собой изменение задач общения. Это, в свою очередь, предъявляет определенные требования к речи детей и стимулирует их к овладению такими ее сторонами, которые необходимы и достаточны для решения стоящих перед ребенком задач общения. Ребенок усваивает из слышимой речи то, что необходимо и достаточно для решения стоящих перед ним коммуникативных за дач. В соответствии с предположениями задачи нашего исследования состояли в том, чтобы сопоставить особенности речи ребенка с достигнутой им формой общения, рассмотреть характер лексических и грамматических особенностей речи на разных уровнях развития общения ребенка со взрослым. Основное внимание будет направле- но на прослеживание возможных связей между достигнутым дошкольниками уровнем общения -с окружающими людьми (формы общения) и грамматическими и лексическими характеристиками речи детей. В соответствии с предположениями и задачами исследования нами было организовано экспериментальное наблюдение за особенностями речи дошкольников в различных условиях их общения с окружающими. Испытуемыми были дети 2— 7 лет ряда детских садов Таллина. Так как lea протяжении рассматриваемого периода —* от 2 до 7 лет (возникновение к развитие речевого общения) — наблюдаются три формы общения ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная, то нами были созданы рри разные ситуации, являющиеся как бы моделью этих форм общения. Предположение о связи между уровнем развития коммуникативной деятельности и особенностями речи у детей апробировалось в констатирующих, формирующих и контрольных экспериментах, в которых организовывалось общение дошкольников со взрослым. Констатирующие опыты имели целью выявить интересующую нас связь. В ходе опытов детей ставили в различные ситуации, моделирующие в общем виде деловые, познавательные и личностные компоненты общения дошкольников со старшим партнером. Создавались различные условия для взаимодействий партнеров (ситуация совместной деятельности, рядом и в присутствии). Посредством магнитофона регистрировали речь детей во всех \ка-занных ситуациях:, фиксировали особенности отношения детей к предлагаемым ситуациям, индивидуальную деятельность дошкольников, их взаимодействие и общение со взрослым. Большое количество экспериментальных ситуаций было вызвано чувствительностью речи к изменениям условий общения и необходимостью раскрыть типичные особенности речи кажд&го ребенка. Определялась форма общения, достигнутая каждым ребенком, по методике, разработанной Е. О. Смирновой (1977) к X. Т. Бедельбас-вой U978). Использовалась ситуация выбора ребенком одного из трех возможных вариантов общения, моделирующих его определенную форму: ситуативно-деловую, внеситуативно-познавательную, внеситуативно-личностную Сопоставлялись особенности речи детей е достигнутым ими уровнем коммуникативной деятельности. Для выделения характера взаимосвязи mcjkaj особен костями речи детей и достигнутой ими формой обще ния были проведены формирующие и контрольные опыты. В них апробировалось предположение о том, что основой рассматриваемой связи является содержание потребности в общении, что развитие коммуникативной деятельности влечет за собой развитие речи, а не наоборот. В основе формирующего эксперимента было следующее предположение: если переход дошкольников к более высоким уровням коммуникативной деятельности влечет за собой развитие речи, то экспериментальный перевод детей на более высокие уровни общения должен повлечь за собой обогащение лексики и грамматической структуры их речи. Для проверки изменяли содержание потребности в общении у детей, вводя в него новые элементы, соответствующие следующему этапу развития общения. Уровень коммуникативной деятельности, а также особенности речи у дошкольников определялись до и после формирующих воздействий. Испытуемые были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. С детьми контрольной группы взрослый встречался так же часто, как и с детьми экспериментальной группы. Но его занятия с детьми контрольной группы не были направлены на изменение содержания их потребности в общении. Однако в ходе бесед и занятий в речь взрослого включались те грамматические и лексические элементы, которые характерны для формируемого в экспериментальной группе уровня коммуникативной деятельности. В контрольных опытах проверялось предположение о том, что дети с разными формами общения присваивают разные стороны воспринимаемой ими речи окружающих. В ходе опытов испытуемым с разной формой общения (независимо от возраста) репрезентировались художественные тексты, в которых были представлены все аспекты речи, характерные для детей со всеми рассматриваемыми формами общения. Перед детьми ставилась задача воспроизвести текст. Анализировалась речь детей, репродуцирующих тест-тексты. Сопоставлялись особенности лексики, грамматики, характер изложения у детей с соответствующими особенностями тест-текстов. Для определения задач общения, решаемых посредством речи (ее назначения, или функции), сопоставлялось содержание обращений ребенка к партнеру с данными наблюдения за ходом деятельности ребенка по методике контент-анализа. Была разработана система категорий анализа речи, соответствующая нашим целям. Проверка надежности анализа проводилась путем сравнения двух параллельно оценивающих кодировщиков. Был получен коэффициент релиабельности 0,8. Достоверность квантитативных данных, выраженных в процентах, была оценена при помощи внесения так называемого критического отношения (А. А. Кыверялг, 1980).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.102.0 (0.007 с.) |