Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изменение потребности детей в общении со взрослымиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Под влиянием возникшего эмоционального контакта между ребенком и взрослым менялась общая картина поведения детей в присутствии взрослого. На основе этой общей картины поведения детей мы предположили, что после установления эмоционального контакта со взрослым у детей изменялась динамика потребности в общении с ним. Она возрастала. Мерой потребности ребенка в общении со взрослым является активность и инициативность малыша в этом отношении. Чем сильнее выражена потребность, тем активнее и инициативнее ребенок вступает в общение со взрослым. На основании наблюдений мы выделили три уровня развития потребности ребенка в общении со взрослым, которые одновременно являются и тремя ее составными: 1) интерес ребенка к взрослому, ограниченный и 2) отношение доверия к взрослому, выражающееся 3) инициативность детей в поиске контактов со взрос В общении ребенка со взрослым всегда представлена определенная мера и интереса к взрослому, и доверчивости к нему, и инициативности. Но мера эта в разных условиях не одинакова, изменяется под влиянием различных факторов. Нам важно было знать, как изменяется потребность ребенка в общении со взрослым под влиянием эмоционального контакта, возникающего между ними, что именно изменяется в ней, как это соотносится с успешностью овладения словом. Полученные данные отражены в табл. 26. Таблица 26
Начнем с интереса ребенка к взрослому. Суммарные данные табл. 26 говорят о том, что у малышей установление эмоционального контакта со взрослым не изменяет в общем его интереса к взрослому. Данные экспериментальной и контрольной подгрупп очень близки до установления эмоционального контакта и после этого. В группе старших испытуемых интерес детей к взрослому увеличивается от первого замера ко второму, но в одинаковой степени как в экспериментальной, так и в контрольной подгруппе, и, видимо, не под влиянием эмоционального контакта со взрослыми. Обратимся теперь к доверчивости детей. Данные табл. 26 показывают, что в младшей и старшей подгруппах под влиянием эмоционального контакта со взрослым почти в 1 '/2 раза возрастает доверчивость детей к взрослому. Улыбчивость детей младшей подгруппы увеличивается в 1,4 раза, двигательная активность (ребенок протягивает взрослому ручки, тянется всем телом и т. д.) — в 3,4 раза. В старшей подгруппе улыбчивость возрастает в 1,3 раза, а двигательная активность почти в 2 раза. Хочется отметить относительную прочность наметившейся тенденции: спустя несколько дней эффект увеличения реактивности детей под влиянием эмоционального контакта со взрослым еще держится. В инициативности детей после установления эмоционального контакта со взрослым также происходят изменения. Из материалов табл. 26 видно, что под влиянием эмоционального контакта со взрослым инициативность детей возрастает в младшей подгруппе почти в 2 '/2 раза, а в старшей — почти в 4 раза, в то время как в контрольных подгруппах она остается без изменений, а иногда и уменьшается. Отдельные проявления инициативности детей по отношению к взрослому (ребенок тянется на руки взрослого, прикасается к нему) увеличиваются в 10 раз. Сопоставление трех показателей позволяет увидеть, что под влиянием эмоционального контакта со взрослым именно инициативность, являющаяся мерой потребности в общении, увеличивается больше всего. Мы полагаем, что полученные нами материалы позволяют утвердительно ответить на вопрос о влиянии эмоционального контакта со взрослым на развитие речи у детей раннего возраста. Дети, устанавливающие эмоциональный контакт со взрослым, в большем количестве случаев и быстрее овладевали словом и активно его использовали, чем дети, не вступившие в эмоциональное Мб общение со взрослым. При этом глубина эмоционального контакта между взрослым и ребенком, его качественные особенности также влияли на успешность и темп овладения ребенком экспериментальным словом и активное его использование. Установление эмоционального контакта со взрослым сопровождалось у детей конца 1-го и начала 2-го года увеличением потребности в общении с ним, точнее, изменением ее динамических особенностей. Это выражалось в более высоких показателях доверчивости детей к взрослому и инициативности. Дети, вступившие в эмоциональный контакт со взрослым, сами искали взаимодействия с ним, стремились вовлечь его в свою познавательную деятельность, выразить ему свое расположение, привлечь его внимание, были чувствительны к его отношению к себе и его замечаниям. Изменение потребности детей раннего возраста в общении со взрослым под влиянием эмоционального контакта с ним вызывало изменения в широкой сфере жизнедеятельности детей, так или иначе связанной со становлением и развитием их речи. При этом все параметры жизнедеятельности ребенка, связанные с развитием речи и изменявшиеся под влиянием эмоционального контакта со взрослым, включались в сферу общения ребенка. Так, стремясь вовлечь взрослого во всякого рода общение, ребенок прибегал к различным инициативным действиям. Среди них значительное место занимали вокализации, которых появлялось все больше, все чаще они были обращены к взрослому, состав их отличался большей звуковой комбинаторикой, возрастал удельный вес лепета. С успешностью овладения словом и применения его в большей степени коррелировали изменения тех особенностей вокализаций, которые в этом возрасте прямо связаны с общением ребенка со взрослым, а именно увеличение их количества и обращенности их к взрослому. Возросшая у детей заинтересованность в общении со взрослым делает ребенка более внимательным к его речи и сопровождается увеличением слухового сосредоточения на звуках человеческого голоса, зрительного сосредоточения на положении его внешних органов речи и попытками воспроизвести их движения. Но собственно звуковое воспроизведение заданного звукового образца наблюдалось нами только в условиях общения между взрослым и ребенком, в ситуации их прямого взаимодействия, в потоке вокализаций, обращенных к взрослому. Пассивное овладение словом и активное применение его наблюдалось у детей раннего возраста лишь при условии достаточно выраженной потребности общения со взрослым. Усвоение экспериментального слова и активное использование его отмечалось только у детей, которые находились на пятом или шестом уровне установления эмоционального контакта со взрослым и обнаруживали инициативную заинтересованность во взаимодействии с ним. Стремление к общению со взрослым заставляло детей произносить экспериментальное слово. Специальный интерес представляют материалы исследования, свидетельствующие о зависимости ориентировочно-исследовательской деятельности детей конца 1-го и начала 2-го года от эмоционального контакта со взрослым. Важным фактором, обеспечивающим установление адекватной связи слова с предметом, является наличие ориентировочно-исследовательской деятельности, направленной на этот предмет. Материалы, представленные в настоящей главе, свидетельствуют о том, что в ситуации «ребенок — взрослый — предмет» дети раннего возраста прежде устанавливают ясные, положительно эмоционально окрашенные отношения со взрослым, а затем приступают к осуществлению познавательной, в нашем случае ориентировочно-исследовательской, деятельности. Только вслед за удовлетворением потребности в общении со взрослым для ребенка открывается возможность удовлетворения познавательной потребности. Главное, с нашей точки зрения, заключается в том, что состояние эмоционального комфорта, свободы и раскованности в присутствии взрослого, с которым установлен эмоциональный контакт, а также устремленность к этому взрослому позволяют ребенку а) принять требования или задачу взрослого — усвоить слово (ибо в жизни речь у детей возникает только под давлением требования, предъявляемого в этом отношении взрослым) и б) технически осуществить это требование — произнести слово Свобода в контакте со взрослым и заинтересованность в общении с ним позволяют ребенку и заставляют его сосредоточиться на органах речи взрослого как инструменте общения и решить задачу — произнести слово. Глава VI
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.33.239 (0.014 с.) |