Восприятие и воспроизведение заданного звукового образца 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восприятие и воспроизведение заданного звукового образца



Для овладения словом ребенок должен услышать за­данный звуковой комплекс, выделить его из общего по­тока звуков, произнести его и при необходимости адре­совать партнеру.

Эмоциональный контакт со взрослым влияет на слу­ховое сосредоточение детей. Реализуется это у детей раз­ного возраста по-разному. В младшей подгруппе усили­вается активная форма поведения (поиск источника зву­ка) при физическом звуке. Поисковая ориентировочная деятельность в ответ на речевые звуки является исходно самой большой величиной среди показателей поисковой ориентировочной деятельности у детей этого возраста. Видимо, эмоциональный контакт со взрослым стимулиру­ет лишь общую ориентировку в звуках у детей 9—11 мес. В старшей подгруппе эмоциональный контакт со взрослым не вызывает у детей никаких изменений в слуховом сосре­доточении в ответ на физический звук, но усиливает в 2 раза активную форму (поиск источника звука) в ответ на голос человека.

Примечательно, что под влиянием эмоционального контакта со взрослым дети старшей экспериментальной подгруппы, отыскав источник звука, смотрят в глаза взрослого и вокализируют. Под влиянием эмоциональ­ного контакта со взрослым изменяются и вокализации детей. Дети, установившие эмоциональный контакт со взрослым, вокализируют чаще и больше, чем дети, не вступившие в эмоциональный контакт с эксперимента­тором. Различие наблюдалось нами в двух ситуациях: непосредственно в ходе установления эмоционального контакта детей со взрослым (количество вокализаций в начале и в конце процесса), а также в ситуациях, когда

ill


наличие или отсутствие эмоционального контакта между детьми и взрослым являлось фоном, на котором развора­чивалась иная, в нашем случае сенсорная, деятельность (восприятие физического звука и голоса человека).

Под влиянием эмоционального контакта, установив­шегося между детьми и взрослым, изменяется соотноше­ние адресованных и не адресованных взрослому вокали­заций у детей. Абсолютно и относительно увеличивается число адресованных взрослому вокализаций. В целом в ус­ловиях контакта ребенка со взрослым (в опытах по уста­новлению эмоционального контакта) обращенных к взрос­лому вокализаций было больше, чем в опытах на восприя­тие физического звука и голоса человека.

Под влиянием эмоционального контакта со взрослым у детей конца 1-го и начала 2-го года изменяется соотно­шение лепетных и нелепетных вокализаций. Количество ле­петных вокализаций увеличивается в ходе установления эмоционального контакта между детьми и взрослым бо­лее интенсивно, чем нелепетных. Это связано, по данным нашего исследования, с возникновением у ребенка дове­рия к взрослому и отношения к нему как к близкому че­ловеку (третий этап установления эмоционального кон­такта) (см. табл. 25).

Эмоциональный контакт со взрослым оказал также определенное влияние на звуковой состав детских вока­лизаций, увеличил разнообразие их комбинаций и в младшей, и в старшей подгруппе. Но эти изменения не всегда одинаковы у детей разного возраста. У малышей они охватывают как бы собственно сенсорную сторону во­кализаций, в основном их звуковой состав, у старших — социальную, обращенность вокализаций к взрослому.

Способность воспроизводить звуки, слоги, слова — один из важнейших моментов в подготовке детей к овла­дению речью, особенно ее звуковой стороной. В ходе ис­следования фиксировались особенности воспроизведения детьми заданного звукового образца в двух ситуациях. В первой дети прямо стимулировались к воспроизведе­нию звукового образца. Это происходило вне какого-либо другого взаимодействия ребенка и взрослого. В качестве образца детям предъявлялись два звука (а и о), два слога (бах и бух) и два слова (ма-ма и та-та). Второй ситуацией, которая стимулировала детей к воспроизве­дению заданного звукового образца, были опыты, направ­ленные на установление связи экспериментального слова атя с предметом. Здесь ребенка прямо не побуждали к


Таблица 25

 

Этапы установления эмоцио­нального контакта ребенка со Количество и характер вокализации в подгруппах
взрослым   младшей   старшей  
  всего (в абс циф­рах) не адре­сован­ных взросло­му (в%) адресо­ванных взрос­лому (в %) всего (в абс. циф­рах) не адре­сован­ных взрос­лому (в %) адресо-вакн ых взрос­лому (в %)
I — настороженность по отношению к взрослому 6,7     0,11    
II — интерес и внимание к взрослому 9,6     3,7    
III — начало доверия к взрослому 18,2     20,7    
IV — интенсификация по­знавательной активности в присутствии взрослого, обмен эмоциями 20,2     13,7    
V — возникновение со­трудничества со взрослым 22,4     21,5    
VI — любовь к взрослому и чувствительность к его отношению 24,5     27,7    

воспроизведению образца, это происходило во время предметного взаимодействия ребенка со взрослым. Взрос­лый толкал к ребенку игрушку и говорил: «Лови атя! Мо­лодец, поймал атя!»

Наблюдение позволило выделить три варианта вос­приятия детьми заданного звукового.образца (зритель­ное сосредоточение на губах взрослого, подражательные движения органов речи ребенка и звуковое воспроиз­ведение образца).

Полученные материалы свидетельствуют о том, что в первой из описываемых ситуаций звуковое воспроиз­ведение заданного образца не наблюдается у детей ни до установления эмоционального контакта между ребенком и взрослым, ни после. Не воспроизводится ни звук, ни слог, ни слово. Под влиянием эмоционального контакта со взрослым у детей младшей экспериментальной под­группы увеличивается количество случаев зрительного сосредоточения на губах взрослого и ориентировочных действий (в 1'/2 раза), а у детей старшего возраста— количество попыток установить органы речи (губы и

ИЗ


язык) в позицию, соответствующую положению органов речи взрослого (в 2'/2 раза).

Более благоприятной, по нашим данным, является ситуация некоторого предметного взаимодействия ребен­ка со взрослым, опытов, направленных на установление детьми связи слова с предметом. Частота воспроизведе­ния детьми экспериментального слова атя не зависела от их эмоционального контакта со взрослым. Но раньше начинают воспроизводить это слово дети, вступившие в эмоциональный контакт со взрослым. Так, воспроизве­дение экспериментального слова у детей младшей экспе­риментальной подгруппы наблюдалось на 5-м занятии, а у детей младшей контрольной — на 9-м занятии; у де­тей старшей экспериментальной — на 2-м, а старшей контрольной — на 6-м занятии. У всех детей, воспроиз­водивших слово-образец, отмечалось зрительное сосредо­точение на губах взрослого и попытки повторить движе­нием своих губ и языка их положение у взрослых. Это соотношение отмечалось как в индивидуальном, так и в возрастном плане.

Таким образом, эмоциональный контакт ребенка со взрослым влияет на воспроизведение ребенком заданных звуковых образцов. Это выражается в усилении ориен­тировочно-исследовательских действий у младших детей в отношении органов речи взрослого и в попытках подра­жать движениям внешних органов речи взрослого у стар­ших детей. Овладение словом, пассивное или активное, возникает, по данным наших наблюдений, тогда, когда звуковое воспроизведение заданного слова-образца про­исходит в процессе действия ребенка с предметом и обра­щено к взрослому. Другими словами, это связано с отно­шением ребенка к взрослому и происходит на четвертом или пятом этапе становления эмоционального контакта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.223.37.137 (0.005 с.)