Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восприятие и воспроизведение заданного звукового образцаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Для овладения словом ребенок должен услышать заданный звуковой комплекс, выделить его из общего потока звуков, произнести его и при необходимости адресовать партнеру. Эмоциональный контакт со взрослым влияет на слуховое сосредоточение детей. Реализуется это у детей разного возраста по-разному. В младшей подгруппе усиливается активная форма поведения (поиск источника звука) при физическом звуке. Поисковая ориентировочная деятельность в ответ на речевые звуки является исходно самой большой величиной среди показателей поисковой ориентировочной деятельности у детей этого возраста. Видимо, эмоциональный контакт со взрослым стимулирует лишь общую ориентировку в звуках у детей 9—11 мес. В старшей подгруппе эмоциональный контакт со взрослым не вызывает у детей никаких изменений в слуховом сосредоточении в ответ на физический звук, но усиливает в 2 раза активную форму (поиск источника звука) в ответ на голос человека. Примечательно, что под влиянием эмоционального контакта со взрослым дети старшей экспериментальной подгруппы, отыскав источник звука, смотрят в глаза взрослого и вокализируют. Под влиянием эмоционального контакта со взрослым изменяются и вокализации детей. Дети, установившие эмоциональный контакт со взрослым, вокализируют чаще и больше, чем дети, не вступившие в эмоциональный контакт с экспериментатором. Различие наблюдалось нами в двух ситуациях: непосредственно в ходе установления эмоционального контакта детей со взрослым (количество вокализаций в начале и в конце процесса), а также в ситуациях, когда ill наличие или отсутствие эмоционального контакта между детьми и взрослым являлось фоном, на котором разворачивалась иная, в нашем случае сенсорная, деятельность (восприятие физического звука и голоса человека). Под влиянием эмоционального контакта, установившегося между детьми и взрослым, изменяется соотношение адресованных и не адресованных взрослому вокализаций у детей. Абсолютно и относительно увеличивается число адресованных взрослому вокализаций. В целом в условиях контакта ребенка со взрослым (в опытах по установлению эмоционального контакта) обращенных к взрослому вокализаций было больше, чем в опытах на восприятие физического звука и голоса человека. Под влиянием эмоционального контакта со взрослым у детей конца 1-го и начала 2-го года изменяется соотношение лепетных и нелепетных вокализаций. Количество лепетных вокализаций увеличивается в ходе установления эмоционального контакта между детьми и взрослым более интенсивно, чем нелепетных. Это связано, по данным нашего исследования, с возникновением у ребенка доверия к взрослому и отношения к нему как к близкому человеку (третий этап установления эмоционального контакта) (см. табл. 25). Эмоциональный контакт со взрослым оказал также определенное влияние на звуковой состав детских вокализаций, увеличил разнообразие их комбинаций и в младшей, и в старшей подгруппе. Но эти изменения не всегда одинаковы у детей разного возраста. У малышей они охватывают как бы собственно сенсорную сторону вокализаций, в основном их звуковой состав, у старших — социальную, обращенность вокализаций к взрослому. Способность воспроизводить звуки, слоги, слова — один из важнейших моментов в подготовке детей к овладению речью, особенно ее звуковой стороной. В ходе исследования фиксировались особенности воспроизведения детьми заданного звукового образца в двух ситуациях. В первой дети прямо стимулировались к воспроизведению звукового образца. Это происходило вне какого-либо другого взаимодействия ребенка и взрослого. В качестве образца детям предъявлялись два звука (а и о), два слога (бах и бух) и два слова (ма-ма и та-та). Второй ситуацией, которая стимулировала детей к воспроизведению заданного звукового образца, были опыты, направленные на установление связи экспериментального слова атя с предметом. Здесь ребенка прямо не побуждали к Таблица 25
воспроизведению образца, это происходило во время предметного взаимодействия ребенка со взрослым. Взрослый толкал к ребенку игрушку и говорил: «Лови атя! Молодец, поймал атя!» Наблюдение позволило выделить три варианта восприятия детьми заданного звукового.образца (зрительное сосредоточение на губах взрослого, подражательные движения органов речи ребенка и звуковое воспроизведение образца). Полученные материалы свидетельствуют о том, что в первой из описываемых ситуаций звуковое воспроизведение заданного образца не наблюдается у детей ни до установления эмоционального контакта между ребенком и взрослым, ни после. Не воспроизводится ни звук, ни слог, ни слово. Под влиянием эмоционального контакта со взрослым у детей младшей экспериментальной подгруппы увеличивается количество случаев зрительного сосредоточения на губах взрослого и ориентировочных действий (в 1'/2 раза), а у детей старшего возраста— количество попыток установить органы речи (губы и ИЗ язык) в позицию, соответствующую положению органов речи взрослого (в 2'/2 раза). Более благоприятной, по нашим данным, является ситуация некоторого предметного взаимодействия ребенка со взрослым, опытов, направленных на установление детьми связи слова с предметом. Частота воспроизведения детьми экспериментального слова атя не зависела от их эмоционального контакта со взрослым. Но раньше начинают воспроизводить это слово дети, вступившие в эмоциональный контакт со взрослым. Так, воспроизведение экспериментального слова у детей младшей экспериментальной подгруппы наблюдалось на 5-м занятии, а у детей младшей контрольной — на 9-м занятии; у детей старшей экспериментальной — на 2-м, а старшей контрольной — на 6-м занятии. У всех детей, воспроизводивших слово-образец, отмечалось зрительное сосредоточение на губах взрослого и попытки повторить движением своих губ и языка их положение у взрослых. Это соотношение отмечалось как в индивидуальном, так и в возрастном плане. Таким образом, эмоциональный контакт ребенка со взрослым влияет на воспроизведение ребенком заданных звуковых образцов. Это выражается в усилении ориентировочно-исследовательских действий у младших детей в отношении органов речи взрослого и в попытках подражать движениям внешних органов речи взрослого у старших детей. Овладение словом, пассивное или активное, возникает, по данным наших наблюдений, тогда, когда звуковое воспроизведение заданного слова-образца происходит в процессе действия ребенка с предметом и обращено к взрослому. Другими словами, это связано с отношением ребенка к взрослому и происходит на четвертом или пятом этапе становления эмоционального контакта.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.53.90 (0.01 с.) |