Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Установление эмоционального контакта со взрослымиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
По свидетельству многих исследователей раннего возраста, дети конца 1-го года отличаются большей сдержанностью по отношению к незнакомому взрослому, чем дети середины и начала года. Снижается активность и интенсивность общения ребенка с незнакомым взрослым, появляется смущаемость в его присутствии, а нередко страх и слезы. Эти особенности поведения связываются с возрастающей избирательностью в отношении детей к взрослым вообще. Установление эмоционального контакта незнакомого взрослого с ребенком конца 1-го и начала 2-го года — это преодоление отчужденности ребенка по отношению к взрослому, освобождение ребенка от отрицательных эмоций, вызываемых им, возникновение у малыша доверия к взрослому, радости от близости с ним и чувства комфорта. Таким образом, критерием установления эмоционального контакта ребенка со взрослым является положительное эмоциональное состояние ребенка в присутствии взрослого и адресованное ему выражение расположения. Анализ материалов показал, что отчужденность ребенка по отношению к незнакомому взрослому преодолевается постепенно. Эмоциональный контакт между ними устанавливается в несколько этапов. Мы выделили шесть. Первый характеризуется оборонительно-заторможенным состоянием ребенка в момент, когда взрослый предлагает ему близкий контакт (берет его на руки). Ребенок как бы каменеет, тельце его напряжено, ручки упираются в грудь экспериментатора, малыш отталкивается от него. Он опасается взрослого. Ребенок не смотрит ни на взрослого, ни на окружающие предметы. Нет никаких вокализаций, кроме тихого хныканья или громкого плача. Второй этап отличается возрастающим вниманием ребенка к взрослому. Внимание постепенно приобретает характер сосредоточенности на нем. Ребенок смотрит на взрослого немигающим взором, полностью им поглощен. Настороженность постепенно исчезает из глаз и всей фигурки ребенка. Появляются движения. Но они еще скованы. На короткое время и робко касается ребенок руки или лица взрослого, долго изучающе смотрит в его лицо. Третий этап начинается с первой улыбки, обращенной к взрослому. Количество улыбок неизменно нарастает. Это начало доверия к человеку. Возникают вокализации, но они еще прямо не адресованы взрослому. Увеличивается свобода в поведении ребенка. Появляется интерес к окружающим предметам. В лицо взрослого ребенок смотрит мало, мельком, как бы мимоходом. Взрослый уже освоен. Он не вызывает опасения. На этом этапе «замыкается» эмоциональный контакт ребенка со взрослым в самой первичной форме. На четвертом этапе нарастает интерес к окружающему и увеличивается количество вокализаций, которые становятся все более разнообразными. Как результат доверия к взрослому и внутреннего спокойствия в его присутствии возникает ориентировочно-исследовательская деятельность. Она быстро нарастает и захватывает ребенка. Интерес к взрослому как бы отсутствует, отступает на второе место. Пятый этап отличается взаимодействием ребенка со взрослым. Взаимодействие организует или создает сам ребенок. Интерес к окружающим предметам не исчезает, а может быть, и увеличивается. Но теперь ребенок порой хочет разделить со взрослым свою радость по поводу предмета, который он достал, или просто привлечь внимание взрослого. На шестом этапе в контакте ребенка со взрослым определяется два аспекта: взаимодействие по поводу предметов или с предметами и личное. В это время дети часто улыбаются, смеются, мнсго лепечут. Радость их адресована взрослому. Зовут взрослого к предметам, показывают их ему. Смотрят в глаза взрослого, много и внимательно изучают лицо, его детали. Особенно сосредоточенны, когда взрослый говорит. Внимательны к его отношению к себе. Огорчаются при его неудовольствии. Шестым этапом завершается установление эмоционального контакта ребенка со взрослым. Ребенок неизменно рад взрослому и любит его. Представленные в главе материалы позволяют отметить три качественные особенности эмоционального контакта у детей со взрослым. Эти особенности появляются последовательно, по мере становления самого контакта. Сначала (до третьего этапа) суть эмоционального контакта малыша со взрослым состоит в том, что малыш выделяет взрослого из всего окружения, сосредоточивается на нем, доверяет ему. Это сопровождается усилением ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка. Затем эмоциональный контакт со взрослым вы- ражается у ребенка не просто в выделении взрослого и доверии к нему — ребенок ищет с ним сотрудничества в предметных действиях. В ходе сотрудничества дети стремятся поделиться со взрослым своими переживаниями (четвертый и пятый этапы). И наконец, на фоне любви и привязанности к взрослому дети тонко чувствуют его отношение к себе, реагируют на его замечания. Полученные материалы свидетельствуют о том, что именно эти особенности установления эмоционального контакта со взрослым по-разному влияют на успешность, темп и качество формирования связи слова с предметом у разных детей конца 1-го и начала 2-го года. Все дети экспериментальных подгрупп, активно использовавшие экспериментальное слово, оказались на пятом и шестом этапах установления эмоционального контакта с экспериментатором. Общение ребенка со взрослым характеризовалось в это время общим радостным состоянием малыша, стремлением к предметному взаимодействию со взрослым, желанием поделиться с ним своими успехами и радостями, а также чувствительностью к отношению взрослого. Дети экспериментальных подгрупп, овладевшие экспериментальным словом пассивно, находились в основном на пятом и четвертом этапах установления эмоционального контакта со взрослым. Дети экспериментальных подгрупп, не овладевшие экспериментальным словом, находились на третьем и четвертом этапах установления эмоционального контакта со взрослым. Дети контрольных подгрупп не устанавливали предварительного эмоционального контакта со взрослым. И никто из детей младшей контрольной подгруппы не овладел экспериментальным словом. Дети старшей контрольной подгруппы частично справились с задачей, но менее успешно, чем дети экспериментальной подгруппы. Таким образом, мы можем констатировать, что установление эмоционального контакта ребенка со взрослым в целом влияет на успешность овладения экспериментальным словом, однако мера влияния зависит от качественных особенностей контакта. Чтобы образовать связь слова с предметом, ребенок должен воспринять предмет, выделить его среди других; воспринять и выделить слово, которое будет связываться с предметом (иметь его слуховой и кинестезический образ); принять требование взрослого назвать предмет определенным словом. Каким же образом проецируется отношение взрослого с ребенком на овладение им первыми словами?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.188 (0.007 с.) |