Установление эмоционального контакта со взрослыми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Установление эмоционального контакта со взрослыми



По свидетельству многих исследователей раннего воз­раста, дети конца 1-го года отличаются большей сдер­жанностью по отношению к незнакомому взрослому, чем дети середины и начала года. Снижается активность и интенсивность общения ребенка с незнакомым взрослым, появляется смущаемость в его присутствии, а нередко страх и слезы. Эти особенности поведения связываются с возрастающей избирательностью в отношении детей к взрослым вообще.

Установление эмоционального контакта незнакомого взрослого с ребенком конца 1-го и начала 2-го года — это преодоление отчужденности ребенка по отношению к взрослому, освобождение ребенка от отрицательных эмо­ций, вызываемых им, возникновение у малыша доверия к взрослому, радости от близости с ним и чувства комфор­та. Таким образом, критерием установления эмоциональ­ного контакта ребенка со взрослым является положитель­ное эмоциональное состояние ребенка в присутствии взрослого и адресованное ему выражение расположения.

Анализ материалов показал, что отчужденность ребен­ка по отношению к незнакомому взрослому преодоле­вается постепенно. Эмоциональный контакт между ними устанавливается в несколько этапов. Мы выделили шесть.

Первый характеризуется оборонительно-заторможен­ным состоянием ребенка в момент, когда взрослый пред­лагает ему близкий контакт (берет его на руки). Ребенок как бы каменеет, тельце его напряжено, ручки упирают­ся в грудь экспериментатора, малыш отталкивается от него. Он опасается взрослого. Ребенок не смотрит ни на взрослого, ни на окружающие предметы. Нет никаких вокализаций, кроме тихого хныканья или громкого плача.

Второй этап отличается возрастающим вниманием ребенка к взрослому. Внимание постепенно приобретает характер сосредоточенности на нем. Ребенок смотрит на взрослого немигающим взором, полностью им поглощен. Настороженность постепенно исчезает из глаз и всей фи­гурки ребенка. Появляются движения. Но они еще ско­ваны. На короткое время и робко касается ребенок руки или лица взрослого, долго изучающе смотрит в его лицо.

Третий этап начинается с первой улыбки, обращенной к взрослому. Количество улыбок неизменно нарастает.


Это начало доверия к человеку. Возникают вокализации, но они еще прямо не адресованы взрослому. Увеличи­вается свобода в поведении ребенка. Появляется интерес к окружающим предметам. В лицо взрослого ребенок смотрит мало, мельком, как бы мимоходом. Взрослый уже освоен. Он не вызывает опасения. На этом этапе «замыкается» эмоциональный контакт ребенка со взрос­лым в самой первичной форме.

На четвертом этапе нарастает интерес к окружающе­му и увеличивается количество вокализаций, которые ста­новятся все более разнообразными. Как результат до­верия к взрослому и внутреннего спокойствия в его при­сутствии возникает ориентировочно-исследовательская деятельность. Она быстро нарастает и захватывает ребен­ка. Интерес к взрослому как бы отсутствует, отступает на второе место.

Пятый этап отличается взаимодействием ребенка со взрослым. Взаимодействие организует или создает сам ребенок. Интерес к окружающим предметам не исчезает, а может быть, и увеличивается. Но теперь ребенок порой хочет разделить со взрослым свою радость по поводу предмета, который он достал, или просто привлечь вни­мание взрослого.

На шестом этапе в контакте ребенка со взрослым определяется два аспекта: взаимодействие по поводу предметов или с предметами и личное. В это время дети часто улыбаются, смеются, мнсго лепечут. Радость их адресована взрослому. Зовут взрослого к предметам, по­казывают их ему. Смотрят в глаза взрослого, много и внимательно изучают лицо, его детали. Особенно сосре­доточенны, когда взрослый говорит. Внимательны к его отношению к себе. Огорчаются при его неудовольствии. Шестым этапом завершается установление эмоциональ­ного контакта ребенка со взрослым. Ребенок неизменно рад взрослому и любит его.

Представленные в главе материалы позволяют отме­тить три качественные особенности эмоционального кон­такта у детей со взрослым. Эти особенности появляют­ся последовательно, по мере становления самого кон­такта. Сначала (до третьего этапа) суть эмоционального контакта малыша со взрослым состоит в том, что малыш выделяет взрослого из всего окружения, сосредоточи­вается на нем, доверяет ему. Это сопровождается усиле­нием ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка. Затем эмоциональный контакт со взрослым вы-


ражается у ребенка не просто в выделении взрослого и доверии к нему — ребенок ищет с ним сотрудничества в предметных действиях. В ходе сотрудничества дети стре­мятся поделиться со взрослым своими переживаниями (четвертый и пятый этапы). И наконец, на фоне любви и привязанности к взрослому дети тонко чувствуют его отношение к себе, реагируют на его замечания.

Полученные материалы свидетельствуют о том, что именно эти особенности установления эмоционального контакта со взрослым по-разному влияют на успешность, темп и качество формирования связи слова с предметом у разных детей конца 1-го и начала 2-го года. Все дети экспериментальных подгрупп, активно использовавшие экспериментальное слово, оказались на пятом и шестом этапах установления эмоционального контакта с экспе­риментатором. Общение ребенка со взрослым характе­ризовалось в это время общим радостным состоянием малыша, стремлением к предметному взаимодействию со взрослым, желанием поделиться с ним своими успехами и радостями, а также чувствительностью к отношению взрослого. Дети экспериментальных подгрупп, овладев­шие экспериментальным словом пассивно, находились в основном на пятом и четвертом этапах установления эмоционального контакта со взрослым. Дети экспери­ментальных подгрупп, не овладевшие экспериментальным словом, находились на третьем и четвертом этапах уста­новления эмоционального контакта со взрослым.

Дети контрольных подгрупп не устанавливали пред­варительного эмоционального контакта со взрослым. И никто из детей младшей контрольной подгруппы не овла­дел экспериментальным словом. Дети старшей контроль­ной подгруппы частично справились с задачей, но менее успешно, чем дети экспериментальной подгруппы.

Таким образом, мы можем констатировать, что уста­новление эмоционального контакта ребенка со взрослым в целом влияет на успешность овладения эксперимен­тальным словом, однако мера влияния зависит от качест­венных особенностей контакта. Чтобы образовать связь слова с предметом, ребенок должен воспринять пред­мет, выделить его среди других; воспринять и выделить слово, которое будет связываться с предметом (иметь его слуховой и кинестезический образ); принять требо­вание взрослого назвать предмет определенным словом.

Каким же образом проецируется отношение взрослого с ребенком на овладение им первыми словами?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.21.137.184 (0.006 с.)