Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Речь дошкольников с разным уровнем развития коммуникативной деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Анализ речи у дошкольников в условиях констатирующего эксперимента позволил увидеть значительные индивидуальные различия, перекрывающие возрастные особенности вербальной функции у детей. Так, дети одной возрастной группы различаются по соотношению используемых ими вербальных и невербальных средств общения. Некоторые дети в возрасте 2—3 лет прибегают только к невербальным средствам, а некоторые используют до 70% вербальных. Дошкольники в возрасте 6—7 лет используют от 22 до 98% вербальных средств. Длина и сложность предложения также значительно варьируют у детей одной и той же возрастной группы. Некоторые дети в возрасте от 2—2'/2 Д° 3 лет используют только однословные предложения. Другие дети того же возраста прибегают к предложениям из 5 — 6 слов. Среди детей 6—7 лет мы наблюдали ребенка, оперировавшего короткими предложениями из 2—3 слов, в то же время есть дети, которые свободно и постоянно пользуются в общении большими развернутыми предложениями. Особенно вариативна у детей одной возрастной группы лексическая сторона речи, а также представленность в ней разных грамматических категорий. В этом случае возрастные особенности полностью перекрываются индивидуальными. Приведем несколько примеров. Сигрид В., 2 года 4 мес. Использует только простые предложения, состоящие из глагола и указательного местоимения. Определений в речи нет. Глаголы передают только конкретные предметные действия: «Этот (ставит кубик). и еще... ой, упал...» Пирет С., 2 года 5 мес. Использует первые сложные предложения. Наблюдаются случаи прямой речи. Называет атрибутивные свойства предметов и персонажей (красный домик, толстая книга) и эстетические качества (красивая картина). Определяет место действия. Использует глаголы, обозначающие конкретные действия (смотрит, пошел, играет, танцует), эмоциональные и волевые состояния (смеется, хочет), а также долженствования (нельзя, надо) и пр. Кирлит Т., 5 лет 7 мес. Употребляет только простые предложения. Зак. 685 В предметах называет исключительно их атрибутивные свойства (цвет и размер). Глаголами передает только конкретные предметные действия (строю, ставила, смотри). Мартин К., 5 лет 6 мес. 64% его предложений — сложные. У мальчика большой словарный запас. Использует специальные термины. У предметов и персонажей называет не только атрибутивные, но и эстетические и этические свойства (злой, добрый). В действиях выделяет их место, время, способ. Запас глаголов обширный. В речи представлены все группы глаголов: со значением конкретных действий (ставь, упадет, играю), интеллектуальным (думаю, знаю), волевым и эмоциональным (не хочу, не боюсь, нравится), модальные глаголы (могу). Эти примеры показывают, как значительны различия у детей одного возраста в речевых проявлениях. Анализ детской речи свидетельствует, что ее индивидуальные варианты проявляются на фоне ряда других особенностей жизнедеятельности детей. Речевые особенности соотносятся с различиями отношений детей к разным видам деятельности, а следовательно, к различным аспектам действительности, стоящим за ними. Индивидуальные особенности детей отражаются в предмете их речи (деятельность, личность, предметы, явления), в содержании речи или в характере решаемых ребенком в процессе общения коммуникативных задач. Эти различия также носят скорее индивидуальный, нежели возрастной характер. Приведем примеры. Сигрид В., 2 года 4 мес. Принимает только деловое общение. Ждет от взрослого, прежде всего, подкрепления своим действиям и прямой помощи, а также внимания. Обращается к партнеру, главным образом, посредством невербальных средств (62% всех коммуникативных актов) или одно-, двухсловных ситуативных предложений. Ставит кубики, смотрит вопросительно на взрослого. Не получив подкрепления, смущается, робко улыбается. Получив подкрепление («Да, хорошо!»), берет кубик и кладет его. Обращается однословно за подкреплением («Этот?», «Так?»). Оливер П., 2 года 7 нес. Принимает как деловое, так и познавательное общение. Кроме помощи и подкрепления ждет от взрослого объяснения того, как действовать, а также познавательной информации. Прилагательными обозначает как атрибутивные, так и эстетические свойства предметов и персонажей. Встречаются глаголы, обозначающие волевые и интеллектуальные действия, а также долженствование («Какой красивый домик будет»; «Смотри, красная башенка у меня»; «А здесь большие ворота будут»; «Я хочу такой большой замок строить!»; «А как теперь надо?» и т. д.). Марика М., 4 года 8 мес. Принимает только деловое общение. Строит тщательно, вдохновенна. Через небольшие промежутки самостоятельной деятельности улыбкой обращается к взрослому за подкреплением своих действий. При познавательной задаче манипулирует книгой без интереса к ее содержанию. Вопросов не задает. На личностные обращения со стороны взрослого отвечает неохотно, лишь одно-, двухсловными предложениями. Речь состоит из простых коротких предложений. Глаголы обозначают только конкретные действия. Определений нет 178 ' Андрей М.. 4 года 5 мес. Принимает как деловое, так и познавательное общение. В первом случае не проявляет особого вдохновения. Во втором живо и заинтересованно комментирует увиденное. Задает бесконечно много вопросов. При личностном общении коротко отвечает на вопросы, отвлекается на познавательные темы. В речи наблюдаются как простые, так и сложные предложения, косвенная речь. В предметах отмечает атрибутивные и эстетические свойства, в действиях — их время и место. Наряду с глаголами, обозначающими предметные действия, использует и модальные глаголы. Лемме Д.. 4 года 7 мес. Принимает все варианты общения. Но при деловом общении отвлекается на личностные беседы. При познавательном общении обнаруживает заинтересованность, связывает увиденное с собственным опытом. При личностном общении говорит много, охотно и развернуто. В речи в равной мере отмечаются сложные и простые предложения, косвенная речь. Представлены глаголы, обозначающие как волевые, так и интеллектуальные действия, и глаголы, выражающие эмоциональные состояния и долженствования. Называет эстетические и этические свойства персонажей. В действии уточняет способ и время. Различный интерес детей к видам деятельности (познавательной, конструктивной, изобразительной и др.) косвенно свидетельствует о различиях содержания потребности в общении со взрослым. Последнее определяет уровень развития коммуникативной деятельности ребенка (форму общения). Рассмотрев особенности речи и поведения детей, а также освежив в памяти теоретические соображения, приведенные в главе I, попытаемся соотнести особенности речи дошкольников с уровнем их коммуникативной деятельности (с формой общения). Для проверки предположений о связи между развитием речи у детей и особенностями деятельности общения (с формами общения) мы определили форму общения у каждого ребенка, а также решаемые им коммуникативные задачи. Картина поведения и общения у детей с определенной формой общения в разных ситуациях сходна, несмотря на большие различия в возрасте. Это выражается в показателях заинтересованности, эмоциональной захваченности, в содержании решаемых речью коммуникативных задач, в соотношении вербальных и невербальных средств общения, в главном предмете речи, в общем характере используемых средств общения. Анализ материалов показал, что в одних и тех же ситуациях у детей с разными формами общения на первый план выступают разные группы коммуникативных задач: у детей с ситуативно-деловой формой общения — задачи, связанные с деловыми, с внеситуативно-познавательной формой общения — познавательными, с внеситуативно-личностной формой общения — личностными мотивами. У детей с 7«179 разными формами общения отмечались различия в пределах каждой группы задач. Так, при конструировании у детей с ситуативно-деловой формой общения в задачах, связанных с деловыми мотивами, доминируют стремление привлечь внимание партнера к предмету деятельности и обращение за помощью. У детей с внеситуативно-познавательной формой общения выступают на первое место регуляция взаимодействия с партнером и обращение за информацией о способе действий и т. д Сопоставление достигнутой детьми формы общения, решаемых ими коммуникативных задач и используемых средств позволяет увидеть некоторые сходные процессы в их коммуникативной деятельности. С изменением формы общения изменяется место речи среди других коммуникативных средств: наблюдается рост вербальной активности с переходом детей от ситуативно-деловой к внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной формам общения. При ситуативно-деловой форме общения ребенок часть стоящих перед ним задач (получение подкрепления и помощи) может решить посредством невербальных средств. 16,4% всех коммуникативных актов осуществляется с помощью невербальных средств (ожидающий или вопросительный взгляд, робкая улыбка и др.)1. Решение познавательных коммуникативных задач, доминирующих при внеситуативно-познавательной форме общения, жестко требует вербальных средств; невербальные средства общения составляют лишь 3,8% всех коммуникативных актов. С переходом детей к внеситуативно-личностной форме общения повышается обращенность речи к партнеру. Если у детей с ситуативно-деловой формой общения необращенная речь составляла около 60% всех их вербальных актов, то у детей с внеситуативно-деловой меньше 40%. С изменением формы общения изменяется длина предложения: при ситуативно-деловой форме общения в среднем 3,1 слова, при внеситуативно-познавательной — 3,9, при внеситуативно-личностной •— 4,5 слова. С переходом детей от ситуативно-деловой к внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной формам общения значительно обогащается и лексический состав речи, ее грамматический строй, уменьшается привязанность речи к конкретной ситуации. Здесь и далее приводятся данные, характеризующие речь детей при определенной форме общения независимо от их возраста. Анализ экспериментальных материалов позволил представить целостные картины особенностей речи у детей с разными формами общения независимо от их возраста. Перед детьми, находящимися на уровне ситуативно-деловой формы общения, в контактах со взрослым встают, прежде всего, коммуникативные задачи, обусловленные деловыми мотивами общения. Во многих случаях дети могут обойтись здесь неречевыми средствами. Речь часто вплетена в предметную деятельность и сопровождает ее. Речь детей с ситуативно-деловой формой общения в течение всего рассматриваемого возрастного периода имеет ряд типичных черт. Она состоит из простых и коротких предложений. Лексика связана с конкретной предметной ситуацией. Это выражается в большом количестве существительных. Прилагательные либо отсутствуют, либо показывают атрибутивные свойства предметов и явлений: цвет и размер (96,4% всех прилагательных). Прилагательные иного характера встречаются в порядке исключения (эстетическая оценка, оценка физического состояния). Глаголы фиксируют только конкретные предметные действия (98% всех глаголов). Глаголы с обозначением волевого, интеллектуального действия и слова со значением модальности появляются лишь в конце рассматриваемого периода в порядке исключения. 26,99% глаголов выступают в повелительном наклонении, выполняя, как правило, функцию указательного жеста (гляди!). Местоимение в 61% случаев функционирует как указательный жест (этот, тот). У детей с внеситуативно-познавательной формой общения на первый план выступают коммуникативные задачи получения от взрослого информации о предметах и явлениях окружающего мира, способах действий, регуляции взаимодействия с партнером. Эти задачи общения требуют вербальных средств. Возрастает вербальность общения. Лексика освобождается от привязанности к конкретной ситуации. Расширяется запас слов, связанных с отражением качеств предметов окружающего мира. Речь становится намного разнообразнее. Хотя и в этих случаях преобладают простые предложения (94,6%), у каждого ребенка данного уровня развития коммуникативной деятельности встречается, как правило, хотя бы одно сложное предложение. Наряду с атрибутивными свойствами (83,7% всех прилагательных) определяются также эстетические (11,25%) и эмоциональные. Состав употребляемых ребенком глаголов становится разнообразнее. Доля глаголов конкретного предметного действия падает до 89%. Глаголы, обозначающие волевые и интел лектуальные действия, составляют 6,24% всех глаголов, а слова со значением модальности — 3%. Количество глаголов в повелительном наклонении снижается на 10%. Изменяется соотношение указательных и личных местоимений в пользу последних. С 3-летнего возраста у детей встречается сослагательная речь, с 4 лет появляется косвенная речь. Для детей с внеситуативно-личностной формой общения на первый план выступают коммуникативные задачи, связанные с личностными мотивами общения: это стремление получить информацию о нормах отношений между людьми, сопоставить свою точку зрения с точкой зрения взрослого человека и другие, аналогичные задачи. Для детей характерна наибольшая обращенность речи к партнеру, большая представленность сложных предложений (14,9% всех предложений) и общее усложнение грамматики. Прилагательные обозначают, помимо атрибутивных свойств (69,80%), также эстетические (14,65%), этические (3,32%) свойства персонажей, их физическое (9,3%) и эмоциональное состояние. Возрастает доля глаголов волевого и интеллектуального действия (9,76% всех глаголов). Глаголов повелительного наклонения становится меньше (всего 4,8%), чем при предшествующих формах общения. Личные местоимения составляют теперь 69,7% всех местоимений. Наблюдаются случаи как прямой, так и косвенной речи. Приведенные данные свидетельствуют о наличии связи развития речи у детей с развитием их деятельности общения. Однако направление этой связи может быть двояким. Наряду с выдвинутой нами гипотезой о том, что развитие речи у детей обусловлено становлением их деятельности общения, и в первую очередь развитием содержания потребности в общении, можно предположить и обратную связь: развитие речи обеспечивает развитие самой деятельности общения и смену ее форм. Для выявления характера взаимосвязи между особенностями речи детей и уровнем развития их коммуникативной деятельности были проведены контрольные и формирующие эксперименты. В них апробировалось предположение о том, что в основе рассматриваемой связи лежит изменение содержания потребности в общении у детей и что развитие деятельности общения ведет за собой развитие речи. |Ч2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.196.5 (0.01 с.) |