Суммарные различия в реакциях детей на звуки человеческого голоса и музыкального инструмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Суммарные различия в реакциях детей на звуки человеческого голоса и музыкального инструмента



Интенсивность комплексной реакции. Интенсивность ответа на звуковой раздражитель в целом определялась с помощью искусственного показателя, получаемого путем сложения длительности отдельных реакций, включенных в ответ. Поскольку каждый раздражи­тель предъявлялся девять раз, этот показатель пред­ставляет общую сумму длительности всех реакций в среднем для 23 детей независимо от их возраста. Данные об интенсивности комплексной реакции ребенка на раз­ные раздражители представлены в табл. 1.

Таблица I

 

    Интенсн гность реакции (в с)
Раздражители комплексной ориентировоч­ной эмоциональ ной (поло жительной)
Отдельный звук 118,51 77.61 40,9
Интонация   120,05 85,2 39,84
Мелодия   127,8 86,89 40,91
Стук   134,91 89,45 45,45
Звук а   138,68 92,78 45,9
Пение мелодии 137,53 93,92 43,6
Звук у   1 16,82 73,45 42,77
Интонация   143,83 100,04 43,78
Фраза без интонации 134,31 93,04 41,26
Фраза с интонацией 150,35 114,03 36,34
Значимость различий между      
реакциями на социальные и Т = 14, Т=14, Т=18
физические раздражители s- без у без у  
    Т = 10 Т = 10  

,,„ пРим^чаяие. Здесь и далее Т — критерий Уайта. Различия значимы при коэффн ииенте, равном или меньшем 12.

О*

* 35


Полученные данные свидетельствуют о том, что наиболее интенсивной была реакция на сложный рече­вой раздражитель — фразу с интонацией. Второе место занимает интонация, произнесенная голосом, третье — отдельный звук а, четвертое — пропеваемая голосом мелодия (далее будем обозначать этот раздражитель как пение). Следовательно, по средним данным, наиболее интенсивные реакции вызывают у детей звуки чело­веческого голоса, и в первую очередь связанные с речью (фраза и интонация). Более слабые реакции возникают в ответ ria звуки, исходящие от физических объектов — исполняемые на свирели отдельный звук, интонация, мелодия, ударно-ритмически организованный стук (ранги 9, 8, 7, 5). Однако наименьшую реакцию вызвал звук не физического, а социального ряда — отдельный фоне­мный звук у (ранг 10). Поэтому в целом, несмотря на очевидные различия между реакциями на звуки голоса и инструмента, они ниже статистически значимых по критерию Уайта (Т = 14). Если исключить из рас­смотрения этот единственный звук, различия между реакциями на две группы звуков оказались бы вполне надежными (Т = 11).

Интенсивность ориентировочных и эмоциональных реакций при звуках физических и социальных1. Суммар­ный показатель интенсивности комплексной реакции составляется из длительности шести разных реакций. Какие именно реакции в первую очередь определяют данный результат? Оказалось, что по интенсивности ориентировочных реакций (табл. 1) звуковые сигналы занимали сходные с описанными выше ранговые места. Наибольшую ориентировочную реакцию вызывала фраза с интонацией, второе место заняла интонация, произне­сенная голосом. Далее порядок изменился. Третье место занял отдельный звук а, затем близкие по значению пение и фраза без интонации. Наименьшую реакцию вызывает звук у. Действие физических звуков в целом аналогично выявленному в суммарном показателе — ин­тенсивности комплексной реакции. Различия в реакциях на физические и социальные звуки сохраняют то же значение (Т = 14, без у Т = 10). За исключением звука у, звуки речи (интонация и фразы без интонации и с инто­нацией) отчетливо вызывают более интенсивные ориен-

1 Определения «социальные» и «физические» (звуки) условны. В книге имеют соответственно смысл «исходящий от человека» и «исходящий от музыкального инструмента».


тировочные реакции по сравнению со всеми физическими звуками. Интонация, являющаяся мелодическим, музы­кальным, компонентом речи, имеет большую силу, чем неречевые мелодические звуки — пение и отдельные звуки (а и у).

В эмоциональных реакциях нет приуроченности боль­шей интенсивности к социальным звуковым воздействиям. Самые сильные положительные эмоции возникали на звук а и стук, самые слабые — на фразу с интонацией и на физические звуковые раздражители, за исключением стука. Зато здесь выявились наиболее и наименее предпочитаемые звуки.

Следовательно, суммарные данные выявляют у детей 1-го года тенденцию реагировать более интенсивно на звуки человеческого голоса, в особенности на речевые звуки, и преимущественно ориентировочными реакциями. Эмоциональные реакции интенсивнее всего при мелоди­ческих звуках голоса.

Как рано обнаруживается эта тенденция и как она изменяется на протяжении 1-го года жизни?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.004 с.)