Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Динамика развития психических функций (память, внимание, мышление, речь и др. ) в детских возрастах.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
У маленького ребенка восприятие еще не очень совершенно. Воспринимая целое, ребенок часто плохо схватывает детали. Восприятие детей дошкольного возраста обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет – это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним. Процесс перестает быть аффективным и становится более дифференцированным. Восприятие ребенка уже целенаправленно, осмысленно и подвергается анализу. У детей дошкольного возраста продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, чему способствует развитие воображения. Благодаря тому что происходит развитие произвольной и опосредованной памяти, преобразуется наглядно-образное мышление. Дошкольный возраст является точкой отсчета в формировании словесно-логического мышления, так как ребенок начинает использовать речь для решения самых разных задач. Происходят изменения, развитие в познавательной сфере. Изначально мышление основывается на чувственном познании, восприятии и ощущении реальности. Первыми мыслительными операциями ребенка можно назвать восприятие им происходящих событий и явлений, а также его правильную реакцию на них. Это элементарное мышление ребенка, непосредственно связанное с манипулированием предметами, действиями с ними, И. М. Сеченов назвал стадией предметного мышления. Мышление ребенка дошкольного возраста является наглядно-образным, его мысли занимают предметы и явления, которые он воспринимает или представляет. Навыки анализа у него элементарные, в содержание обобщений и понятий входят лишь внешние и часто вовсе не существенные признаки («бабочка – птица, потому что летает, а курица – это не птица, потому что летать не может»). С развитием мышления неразрывно связано и развитие речи у детей. Речь ребенка складывается под решающим влиянием речевого общения со взрослыми, слушания их речи. На 1-м году жизни ребенка создаются анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения речью. Этот этап развития речи называется доречевым. Ребенок 2-го года жизни практически овладевает речью, но его речь носит аграмматический характер: в ней нет склонений, спряжений, предлогов, союзов, хотя ребенок уже строит предложения. Грамматически правильная устная речь начинает формироваться на 3 году жизни ребенка, а к 7 годам ребенок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью. 29 ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3–7 ЛЕТ). РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ И ВООБРАЖЕНИЯ В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы. Ребенок 4–5 лет способен удерживать внимание. Для каждого возраста устойчивость внимания различна и обусловлена интересом ребенка и его возможностями. Так, в3—4 года ребенка привлекают яркие, интересные картинки, внимание на которых он может удерживать до 8 секунд. Для детей 6–7 лет интересны сказки, головоломки, загадки, которые способны удержать внимание до 12 секунд. У детей 7 лет быстрыми темпами развивается способность к произвольному вниманию.
На развитие произвольного внимания влияет развитие речи и способности выполнять словесные указания взрослых, направляющих внимание ребенка на нужный предмет. Под влиянием игровой (отчасти и трудовой) деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе. Произвольно запоминать дети начинают с 3—4-летнего возраста благодаря активному участию в играх, требующих сознательного запоминания каких-либо предметов, действий, слов, а также благодаря постепенному привлечению дошкольников к посильному труду по самообслуживанию и выполнению указаний и поручений старших. Дошкольникам свойственно не только механическое запоминание, наоборот, для них более характерно осмысленное запоминание. К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал. В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память. Воображение дошкольников имеет свои особенности. Для 3—5-летних детей характерно репродуктивное воображение, т. е. все увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах, которые эмоционально окрашены. Но сами по себе эти образы не способны существовать, им необходима опора в виде игрушек, предметов, выполняющих символическую функцию. Первые проявления воображения можно наблюдать у детей-трехлеток. К этому времени у ребенка накапливается некоторый жизненный опыт, дающий материал для воображения. Важнейшее значение в развитии воображения имеют игра, а также конструктивная деятельность, рисование, лепка. Дошкольники не обладают большими знаниями, поэтому их воображение скупо. 30 КРИЗИС 6–7 ЛЕТ. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ К концу дошкольного возраста складывается целая система противоречий, свидетельствующая о формировании психологической готовности к школьному обучению. Становление ее предпосылок обусловлено кризисом 6–7 лет, который Л. С. Выготский связывал с утратой детской непосредственности и возникновением осмысленной ориентировки в собственных переживаниях (т. е. обобщением переживаний). Е. Д. Божович связывает кризис 6–7 лет с появлением системного новообразования – внутренней позиции, выражающей новый уровень самосознания и рефлексии ребенка: он хочет выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, каковой в современных культурно-исторических условиях оказывается обучение в школе. К 6–7 годам выделяются две группы детей: 1) дети, которые по внутренним предпосылкам уже готовы стать школьниками и осваивать учебную деятельность; 2) дети, которые, не имея этих предпосылок, продолжают оставаться на уровне игровой деятельности. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе рассматривается как с субъективной, так и с объективной стороны. Объективно ребенок психологически готов к школьному обучению, если к этому времени он обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития: любознательностью, яркостью воображения. Внимание ребенка уже относительно длительно и устойчиво, он уже имеет некоторый опыт управления вниманием, самостоятельной его организацией. Память дошкольника достаточно развита. Он уже сам способен ставить перед собой задачу запомнить что-либо. Легко и прочно запоминает он то, что его особенно поражает и непосредственно связано с его интересами. Относительно хорошо развита наглядно-образная память. Речь ребенка ко времени поступления в школу уже достаточно развита, чтобы начинать его систематически и планомерно обучать. Речь грамматически правильна, выразительна, относительно богата по содержанию. Дошкольник уже может понимать услышанное, связно излагать свои мысли. Ребенок этого возраста способен к элементарным умственным операциям: сравнению, обобщению, умозаключению. У ребенка появляется потребность выстраивать свое поведение таким образом, чтобы добиваться поставленных целей, а не действовать под властью сиюминутных желаний. Сформированы и элементарные личностные проявления: настойчивость, оценивание поступков с точки зрения их общественной значимости. Детям свойственны первые проявления чувства долга и ответственности. Это важное условие готовности к школьному обучению. 31 ПОДРАЖАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА Подражание имеет большое значение для становления личности, формирования интеллектуальных способностей и социальной адаптации ребенка. Л. С. Выготский говорил о его роли в формировании основных человеческих качеств и свойств, в овладении всеми видами деятельности. На каждом этапе своего развития ребенок сталкивается с новыми задачами, новой социальной ситуацией, ориентироваться в которой ему помогает подражание. При подражании взрослым у него формируются новые формы поведения. Уже в период 1-го года жизни ребенок может повторять за взрослыми некоторые движения: качать головой, показывать язык, хлопать в ладоши и т. д. У ребенка появляются мимические движения. В начальный период формирования речи у ребенка появляются предречевые вокализации. Он может имитировать различную интонацию и ритм услышанной речи взрослого. Ребенок подражает мимике взрослого и его жестикуляции. После 6-го месяца подражание ребенка становится более активным, появляются новые имитационные движения. Этот период можно назвать периодом настоящей имитации. Коммуникационные средства общения ребенка увеличиваются, он начинает больше манипулировать с предметами. Подражательные движения ребенка формируют у него образ предмета. Чем чаще взрослый производит определенные движения, называет их, поощряет имитацию их ребенком, тем быстрее ребенок начнет имитировать их. Со 2-го года жизни ребенок становится более активным, увеличивается количество его подражательных движений. Взрослый становится для него примером, глядя на который, ребенок начинает активно взаимодействовать с предметами: имитирует разговор по телефону, листает книжку, делая вид, что читает ее, и т. д. Это обусловливает у него формирование нового вида деятельности – предметной игры. Следующим этапом подражания являются действия ребенка, выстраиваемые в определенной последовательности. Например, в игре с куклой он, имитируя действия взрослого, кормит ее, собирает на прогулку, укладывает спать и пр. В 3 года подражание ребенка все больше становится похожим на поведение взрослых. В дошкольный период подражание становится глубже и охватывает большие стороны жизни. Ребенок повторяет не только действия с предметами, но и старается отразить особенности поведения и общения взрослых.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.251 (0.01 с.) |