Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные типы фирм. Институциональная траектория развития фирмыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Траектория развития фирмы Было бы неправильным объяснять возникновение и распрост ранение тех или иных моделей внутрифирменной структуры только их сравнительной эффективностью в решении проблемы принципала и агента. Вполне реальна ситуация, когда потребность в развитии новой внутрифирменной структуры возникает, однако так и остается нереализованной. Альфред Чандлер приводит в качестве примера ситуацию, сложившуюся в начале века в электро технической промышленности. Несмотря на практически одно временное появление первых электротехнических предприятий в Великобритании, Германии и Соединенных Штатах, лидирующее положение на мировых рынках вскоре заняли лишь германские (AEG) и американские («General Electric») производители. Более того, британские фирмы оказались вытесненными со своего наци онального рынка: AEG в этот период продавала в Британии больше своих продуктов, чем любая из английских фирм. Британским производителям, заключает Чандлер, «не удалось развить органи зационные качества, необходимые для конкуренции на равных с германскими и американскими фирмами»27. Следовательно, при объяснении внутрифирменной структуры необходимо учитывать не только динамику трансакционных из держек (в первую очередь издержек мониторинга и предупреждения оппортунизма), но зависимость организации от предшествующей траектории развития (organizational path-dependency),по аналогии с «эффектом исторической обусловленности развития» в динамике институтов. Речь идет об интерпретации организационного разви тия фирмы как ее движения по особойтраектории структурных изменений. Анализ «эффекта исторической обусловленности раз вития» в развитии организации требует дополнения и частичного пересмотра тех аргументов, которые были сформулированы отно сительно динамики институтов28. Во-первых,в рамках организации функции, аналогичные тем, которые выполняет идеология на институциональном уровне, переходят корганизационной культуре. «В любой организации: предприятии, профсоюзе или политической партии, существует общая когнитивная составляющая, организационное знание»29. Организационная культура материализуется в нормах, правилах и традициях, на основе которых строятся взаимоотношения прин ципала и агентов. Интерпретативная функция организационной культуры заключается в ее использовании агентами для оценки обоснованности решений принципала при наступлении тех или иных непредвиденных обстоятельств. «Организационная культура дает ex ante подчиненным представление о том, как организация будет реагировать на те или иные непредвиденные обстоятельства, строго говоря, благодаря ее существованию организация получает свою идентичность»30. Таким образом, однажды сформировав шаяся организационная культура препятствует изменению типа взаимоотношений принципала и агента. Организационная культура — совокупность норм, пра вил и традиций, регулирующих взаимодействия членов организации, являющаяся отражением их коллективных знаний и опыта. Рассмотрим в качестве примера организационной культуры выдержки из «конституции» (совокупности формальных и нефор мальных норм), на основе которой строят свои отношения между собой и клиентами работники магазина спортивной одежды «Спорт Мастер», расположенном на проспекте Мира в Москве31: Глава 1. Основы внутреннего устройства Статья б. Магазин «Спорт Мастер» — социальный мага зин, политика которого направлена на создание условий, наиболее приемлемых для клиентов и обеспечивающих до- ' стойную жизнь и свободное развитие работников. Глава 2. Права и обязанности работников Статья 81. Все равны перед начальством. Статья 82. Начальство гарантирует равенство прав работ ников независимо от пола, возраста и занимаемой долж ности. Статья 12. Каждый работник имеет право на приобрете ние любой понравившейся ему в магазине вещи со скидкой. Статья 13. Каждый работник имеет право на получение премии в процентном выражении в зависимости от его объ ема продаж. Статья 151. Каждый работник имеет право на хорошую добрую шутку. Статья 152. Шутка не должна ущемлять достоинство на чальства и клиентуры. Глава 4. Менеджер-консультант Статья 20. В случае возникновения коллизионной ситуа ции менеджер-консультантобязан воздерживаться от пря мой конфронтации с клиентом. Глава 5. Кладовщик Статья 27, Кладовщик должен иметь хорошие отношения со всеми менеджерами-консультантами. Во-вторых,важное место в повседневном функционировании организации занимаетрутина. Рутина определяется в данном кон тексте как «запоминание действия через его регулярное повторе ние» (remember by doing)32. Рутина играет центральную роль в обес печении информационного обмена между членами организации: она лежит в основе их способности получать, интерпретировать, формулировать и передавать сообщения. Каждая организация имеет свой «организационный диалект», ни в одной организации не говорят ни на «чистом» английском, ни на «чистом» русском языке. Например, вряд ликто-либоза пределами Высшей школы эконо мики поймет, что означают фразы «найти на Гнезде», «он не из Вышки», «прогулять КПЗ»/ Не поймет тот, кто регулярно не ходит в одно из ее зданий в Большом Гнездниковском переулке, кто регулярно не имеет дело с предметом «Конституционное право зарубежных стран», т. е. тот, кто исключен из рутины повседнев ной жизни ВШЭ. Далее, осуществление контроля существенно облегчается, если процедура контроля приобретает характер рути ны33. Продолжая пример университетской жизни, отметим, что рутинный характер контроля посещаемости студентов (в начале или в конце семинара) предотвращает прогулы, мотивированные лишь надеждой на то, чтов этот раз проверить посещаемость забудут. Итак, способствуя решению проблемы принципала и агента через снижение информационной асимметрии внутри организа ции и облегчение контроля, рутина в то же самое время приводит к воспроизводству уже сложившихся взаимоотношений ее участ ников. Движение по заданной траектории предполагает накопление и закрепление на основе организационной культуры и рутин опре деленного типа взаимоотношений принципала и агентов. Поэтому важно знать ту ситуацию, в которой начинается организационное развитие, — она содержит в зародыше все варианты последующей эволюции. Ведь может случиться так, что «унитарная фирма в нестабильной среде имеет очень плохие показатели с точки зрения экономии трансакционных издержек, но она же оказывается более эффективной и жизнеспособной, чем фирма с гибкой организаци онной структурой, в условиях стабильности»34. Следовательно, внутрифирменная структура, сформировавшаяся в условиях нестабильности и задавшая траекторию последующего развития фирмы, обусловит потери в будущем, когда внешняя среда стаби лизируется. Парадокс заключается в том, что в долгосрочной пер спективе наиболее выгодной может оказаться неоптимальная в краткосрочной перспективе структура. Именно этот парадокс иллюстрирует пример послевоенного развития японских фирм, начинавших свою эволюцию с высокой степени интеграции и централизации структуры, которая обусловила потери на первом этапе и преимущества на последующих35. Основные типы фирм Специфика траекторий развития предприятий обусловливает национальные отличия в организационной структуре предприятий. Несмотря на то что сегодня большинство крупных предприятий в любой стране действуют с учетом складывающихся на мировом рынке тенденций, наблюдается разнообразие их структур и ис пользуемых ими стратегий. Ведь совокупность факторов, повлияв ших на выбор траектории организационного развития, в каждой стране уникальна. К факторам, определяющим траекторию орга низационного развития, следует отнести: •институциональную среду, в том числе траекторию институ ционального развития; •степень специфичности активов (степень развитости конку рентного рынка); •степень неопределенности внешней среды (степень стабиль ности рынка); * степень склонности к риску (доля людей, нейтральных к риску, в общем населении страны); * степень сложности сделок, зависящая от общего уровня социально-экономическогоразвития; * соотношение цены доступа к закону и цены внелегальности. Отличия национальных траекторий организационного разви тия касаются не только структуры, унитарной, холдинговой или мультидивизиональной, но и целевой функции, поведения пред приятия относительно поставщиков, наемных работников и по требителей, целого ряда других параметров функционирования предприятия. Так, институциональная среда влияет на цели, которые индивиды ставят в своем взаимодействии, и на нормы, которые они используют.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.135.67 (0.008 с.) |