Траектории семейных отношении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Траектории семейных отношении



Когда серийные браки станут более обычными, мы начали характеризовать людей не по их семейному статусу на данный момент, а по их семейной карьере или «траекторий» Она будет формироваться решениями, принимаемы- человеком в некоторые жизненно важные поворотные моменты.

У большинства людей первый такой поворот будет про­исходить в юности, при вступлении в «пробный брак». Уже теперь в Соединенных Штатах и Европе молодежь участву­ет в массовом эксперименте с такими браками, устраивая формальные свадьбы или обходясь без них. В самых солид­ных и степенных американских университетах начинают закрывать глаза на совместное проживание студентов. По­ложительно к пробному браку относятся даже некоторые религиозные философы. Так, известно, что теолог Зигфрид Кайл из Марбургского университета настаивает на том, что он называет «ознакомительным предбраком». В Канаде священник Жак Лазу публично предложил ввести «испыта­тельный брак» на срок от трех до 18 месяцев.

В прошлом социальное давление и недостаток средств сводили эксперименты с пробными браками до минимума. В будущем эти ограничения исчезнут. Пробный брак ста­нет первым шагом серийной брачной «траектории» и его сделают миллионы людей.

Вторым решительным поворотом в жизни людей буду­щего станет окончание пробного брака. В этот момент се­мейная пара может либо решиться оформить свои отношения и сделать следующий совместный шаг, либо разойтись и искать новых партнеров. В обоих случаях перед ними будет стоять несколько возможных решений: остать­ся бездетными, завести своего ребенка, одного или несколь­ких, взять детей на воспитание или «купить». Они смогут растить детей сами или отдать их профессиональным роди­телям. Эти решения они будут принимать, как правило, вскоре после своего двадцатилетия — в этом возрасте мно­гие молодые люди будут уже состоять во втором браке. Третий знаменательный поворот семейной карьеры наЛ ступит, как и в наши дни, тогда, когда дети окончательно покинут родительский кров. Это поворот мучительный для многих, особенно для женщин, ибо в отсутствие детей они лишатся смысла жизни. Даже сейчас после ухода детей из семьи следуют разводы, если родителям не удается приспособиться к травмирующей ломке привычного обихода.

Для самых консервативных семей завтрашнего дня, для тех, кто станет воспитывать собственных детей традицион­но, этот момент по-прежнему окажется болезненным. Од­нако наступать он будет раньше. Уже сегодня молодежь уходит из дома раньше, чем предыдущее поколение. Завтра она, возможно, станет покидать родителей в еще более юно?! возрасте. Множество юношей 15—16 лет станут уходить ад дома, чтобы вступить в пробный брак либо зачем-то еще. Поэтому можно предвидеть, что для миллионов людей важ­ный переломный момент семейной карьеры будет насту­пать в 35—40 лет. Во время этого перелома многие решат вступить в третий брак.

Третий брак может оказаться самым продолжительным и ровным отрезком их семейной жизни — примерно от co-J рока лет до смерти одного из супругов. Фактически этот союз может оказаться и единственным «настоящим» бра­ком, основой для единственных в жизни этих людей истин­но прочных семейных отношений. Два зрелых человека, предположительно с совпадающими интересами и взаимо­дополняющими психологическими запросами, находящих­ся на сравнимом уровне личного развития, смогут с неплохой статистической вероятностью предполагать, что их союз окажется прочным.

Не все эти браки продлятся до самой смерти, ибо семью будет ожидать четвертый кризис. Он наступит — как часто бывает в наше время, — когда оба супруга или один из них оставят работу. Новая ситуация резко изменит повседнев­ную жизнь и создаст в семье сильнейшую напряженность. Некоторые пары вступят на стезю «пенсионерской семьи» и с этого момента займутся воспитанием детей. Такое решение может заполнить вакуум, в котором ныне оказывается так много семейных пар, закончивших трудовую жизнь. (Сегодня многие женщины поступают на работу, вырастив детей; завтра будет иначе: сначала отработают свое, потом займутся детьми.) Другие пары будут справляться с пенсионным кризисом другими способами, совместно создавая новый образ жизни, находя новые интересы и занятия. Но еще кто-то посчитает такую реорганизацию слишком тяже­лой, попросту разрубит семейные узы и присоединится к «подвешенным» — к подвижному резерву временных холо­стяков.

Без сомнения, найдутся счастливчики, которые благо­даря умению ладить с людьми и высокому интеллекту су­меют добиться успеха в длительном моногамном браке. Некоторым удастся, как и сегодня, сохранить единствен­ный брак, взаимную любовь и привязанность на всю жизнь. Но другие не сумеют сделать даже последовательные браки сколько-нибудь продолжительными. Поэтому кто-то попы­тается на последнем этапе создать семью с двумя или даже тремя партнерами. С учетом всех обстоятельств, среднее число браков на душу населения будет возрастать медлен­но, но неуклонно.

Большинство людей, вероятно, будут идти в русле этой тенденции, заключая один «общепринятый» временный брак за другим. Но когда в обществе широко распространятся эксперименты с семьей, все больше смелых и отчаянных людей начнут делать вылазки в менее принятых направле­ниях, возможно, экспериментируя с коммуной или воспи­тывая детей в одиночку. В конечном итоге сложатся разнообразные брачные траектории, по которым двинутся люди, появятся расширенный выбор схем жизни и беско­нечные возможности для новых опытов. Некоторые схемы станут более приемлемыми для большинства. Однако вре­менные браки будут стандартной, возможно, доминирую­щей формой семейной жизни будущего.

 

ПЛАТА ЗА СВОБОДУ

Мир, в котором брак есть состояние скорее временное чем постоянное, в котором внутрисемейные связи разнооб­разны и экзотичны, в котором гомосексуальные пары могут быть приемными родителями, а пенсионеры растят младен­цев, — такой мир весьма отличается от нашего. Сегодня считается, что все мальчики и девочки найдут себе супругов на всю жизнь. В мире будущего одиночество перестанет считаться чем-то неправильным. Супруги не будут вынуж­дены оставаться вместе, как сегодня, не будут сохранять брак который уже распался. Процедура развода станет легкой при условии, что дети будут надлежащим образом обеспечены. Фактически само учреждение профессионального родительства может поднять мощную освободительную волну разво­дов, поскольку людям станет легче выполнять свои родительские обязанности, не оставаясь в оковах ненавист­ного брака. Когда исчезнет сильнейшее внешнее давление, вместе будут жить лишь те, кто хочет, кого брак действи­тельно удовлетворяет, короче говоря, люди, любящие друг друга.

Похоже, что при такой более свободной и разнообраз­ной системе семейных отношений участятся браки между разновозрастными людьми. Все больше пожилых мужчин станут жениться на юных девушках и наоборот. В расчет будет приниматься не возраст, а значащие для обоих цен­ности, интересы и, превыше всего, уровень личного разви­тия. Говоря иначе, людей станет интересовать не год рождения, а положение партнера.

В сверхиндустриальном обществе дети будут расти в постоянно расширяющемся круге детворы, который можно назвать «полусестрами-и-братьями», — внутри целого кла­на мальчиков и девочек, произведенных на свет их родите­лями в разных браках. Было бы очень любопытно посмотреть, что произойдет дальше с такими «агрегатны­ми» семьями. Отношения «полуродичей» могут стать таки­ми, как отношения нынешних кузенов. Возможно, они будут при нужде помогать друг другу в профессиональном смысле. Но они также создадут новые проблемы для общества, например: разрешать ли им жениться между собой? Несомненно, в целом отношения между ребенком и семьей станут драматически напряженнее. Семья — может быть, за исключением коммунальных групп — утратит то малое, что осталось от ее способности передавать свои цен­ности молодому поколению. Это будет и дальше ускорять ход перемен и отягощать сопутствующие им проблемы.

Однако сквозь все изменения просвечивает — и даже уменьшает их значимость — нечто более важное и куда бо­лее тонкое. В людских делах есть скрытая цикличность, которая до сей поры была одной из ключевых сил, стабили­зирующих общество. Это семейный цикл.

Мы начинаем жизненный путь детьми, взрослеем, ос­тавляем родительское гнездо; затем даем жизнь своим де­тям, которые в свою очередь вырастают, уходят, и цикл запускается снова. Он крутится так давно, так самопроиз­вольно, с такой неизменной повторяемостью, что люди при­нимают его как данность. Он — часть общей картины человеческой жизни. Задолго до достижения половой зре­лости дети уже знают роль, которую им предстоит сыграть, чтобы поддержать ход великого цикла. Эта предсказуемая последовательность семейных событий дает всем людям, во всех социальных стратах, ощущение преемственности, ука­зывает им место в общем потоке времени. Семейный цикл был одним из постоянных хранителей здравого начала в человеческом бытии.

В наши дни этот цикл ускоряется. Мы раньше взросле­ем, раньше оставляем родительский дом, вступаем в брак, рожаем детей. Разница в возрасте между детьми становится все меньше, и период родительских обязанностей сокраща­ется. Доктор Бернис Нойгартен (Чикагский университет) пишет: «Общая тенденция — ускорение ритма событий на протяжении большей части семейного цикла».

Но если индустриальная эра с ее ускоренным ритмом жизни укорачивает семейный цикл, то сверхиндустриализм уже сейчас грозит разбить его вдребезги. С учетом реали зуемых фантазий специалистов по деторождению; с учетом экзотических опытов с семьей, производимых новаторскими меньшинствами, возможного развития таких институций, как профессиональное родительство на фоне усиливающегося движения к временным и се­рийным бракам можно предсказать, что цикл не просто за­крутится еще стремительней. Нет, мы введем нечто непостоянное, неопределенное, непредсказуемое, словом новое в то, что было таким же размеренным и обычным как смена времен года.

Когда «мать» сможет сократить процесс деторождения до короткого визита в магазин, торгующий эмбрионами, когда пересадка эмбрионов из матки в матку уничтожит даже древнюю уверенность в том, что ребенка вынашивают де­вять месяцев, тогда дети начнут расти в таком мире, где семейный цикл, в прежние времена ровный и неколеби­мый, станет рваным и аритмичным. Так из обломков старо­го распорядка жизни будет удален еще один ключевой стабилизирующий фактор, еще одна опора душевного здо­ровья.

Вне сомнения, пути развития, очерченные на предыду­щих страницах, отнюдь не неизбежны. В нашей власти на­метить грядущие перемены. Мы можем выбрать либо то, либо другое будущее. Однако нам не дано сохранить про­шлое. В семейных отношениях, как и в экономике, науке, технике и социальных отношениях, мы будем вынуждены иметь дело с новациями.

Сверхиндустриальная Революция освободит людей от варварства, вызванного тесной, сравнительно безальтерна­тивной системой семейных отношений прошлого времени и нынешнего дня. Революция предложит каждому человеку неведомый доселе уровень свободы. Но за эту свободу она настоятельно потребует непомерную плату.

Очутившись в будущем, миллионы рядовых мужчин и женщин столкнутся с набором волнующих возможностей, настолько незнакомых и неизведанных, что прошлый опыт почти не сумеет помочь в них разобраться. В своих семейных отношениях, равно как и во всех жизненных коллизиях им придется справляться не только с быстротечностью событий, но и с проблемой нового бытия. Таким образом, во всех серьезных и всех маловажных действиях, в самых широких и гласных конфликтах и самыx частных, личностных событиях будет нарушено равновесие между рутинным и необычным, предвидимым и непредсказуемым, известным и непознанным. Коэффици­ент новизны будет возрастать.

Следуя по жизненному пути в такой незнакомой и быс­тро меняющейся обстановке, мы будем вынуждены выби­рать из великого множества возможностей. Третья, главная характеристика близкого будущего — многообразие; к нему мы и должны теперь обратиться. Ибо окончательное слия­ние указанных трех факторов — быстротечности, новаций и многообразия — формирует период исторического кри­зиса приспособленности к жизни, являющегося темой этой книги — шока будущего.

 

 

 

Задания:

1. Конспект Ф. Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

2. Построение генеалогического древа своей семьи.

3. Аналитическая работа «Социологический портрет молодой семьи» (любой аспект).

 

 

Литература:

1. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М., 1996.

2. Антонов А. Микросоциология семьи. М., 1998.

3. Белова В. А., Дарский Л. Е. Статистика мнений в изучении рождаемости М., 1972.

4. Бойко В. В. Малодетная семья. М., 1980.

5. Брайсон В. Политическая теория феминизма. М. 2001.

6. Герасимов И. А. Структура семьи. М., 1976.

7. Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., 1984.

8. Гончарова Г. С., Савельев Л. Я. Статистический анализ структурных и демографических характеристик семьи. Новосибирск, 1985.

9. Гурко Т. А. Трансформация брачно-семейных отношений.//Россия: Трансформирующееся общество. Под. ред. В. А. Ядова. М., 2001., с. 272-284

10. Дементьева И. Ф. Первые годы брака. М., 1991.

11. Елизаров В. В. Перспективы исследований семьи: Анализ, моделирование, управление. М., 1987.

12. Изучение мнений о величине семьи. М., 1971.

13. Мацковский М. С. Методические программы и методики исследования брака и семьи.

14. Народонаселение Энциклопедический словарь. М., 1994.

15. Павлов Б. С. Социология: проблема семьи. Челябинск, 1992.

16. Проблемы семьи и детства в современной России М., 1992.

17. Семенов Ю. И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.

18. Семенова В. В. Дифференциация и консолидация поколений. //Россия: Трансформирующееся общество. Под. ред. В. А. Ядова. М., 2001., с. 256-272.

19. Соловьев Н. Я. Развод как предмет социологического исследования. М., 1970.

20. СинельниковА. Б. Брачность и рождаемость в СССР. М., 1989.

21. Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1983.

22. Факторы и мотивы демографического поведения. Рига, 1984.

23. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.

24. Шимин Н. Д. Социально-философские проблемы семьи. Воронеж. 1996.

25. Чечот Д. М. Социология брака и развода. Л., 1973.

26. Чуйко Л. В. Браки и разводы. М., 1975.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ/ ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

1. Раскройте предмет и задачи социологии семьи, покажите специфику предмета социологии семьи.

2. Обозначьте различия в изучении семьи на микро- и макро-уровнях.

3. Дайте характеристику эволюционистского подхода. К изучению семьи.

4. Проанализируйте работу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

5. Укажите специфику функционального подхода к изучению семьи.

6. В чем заключаются специфические и неспецифические функции семьи. Перехват специфических функций семьи.

7. Что такое нормативные и ненормативные семейные кризисы?

8. Определение семьи в различных научных школах.

9. Укажите связь социологии семьи с другими дисциплинами.

10. Обозначьте исторические изменения семьи как социального института.

11. Типы семей по критерию доминирования и лидерства.

12. Как разработать план социальной поддержки семей? Практические рекомендации.

13. Дифференциация и консолидация поколений в современной семье.

14. Альтернативные браки – что это такое?

15. Основные принципы семейной политики.

16. Метод семейных биографий.

17. Место семьи среди других социальных институтов.

18. Символический интеракционизм как ведущее направление в социологическом исследовании семьи как малой группы.

19. Социология пожилого возраста.

20. Применение психоанализа в социологии семьи. (З. Фрейд, К. Хорни, Э. Берн, Ж. Лакан, Т. Парсонс, В. Райх, Э.Мэйо, А. Тоффлер).

21. Социальные последствия добровольной и вынужденной депривации детей и родителей.

22. Особенности изучения семьи как малой группы. Основные направления и персоналии.

23. Тенденции в изменении структуры коньюгальной семьи.

24. Современные брачные теории.

25. Ценности фамилизма и феминизма в современной семье.

26. Теория комплементарных потребностей Р. Ф. Уинча.

27. Семейная политика в России.

28. Тактика исследования социальной поддержки семьи.

29. Теория обмена в микросоциологическом подходе при изучении семьи (Дж. Хоманс, У. Гуд, Г. Беккер).

30. Этнометодология как новейшая версия феноменологической социологии при изучении семьи.

31. Изучение диспозиций брачного поведения.

32. Выделите особенности социологического подхода к изучению взаимоотношений в семье.

33. Отличие семейной социализации от общей социализации.

34. Влияние мировых религий на брачность.

35. Всегда ли семья была малодетной? Аргументируйте свою точку зрения.

36. Типы репродуктивных установок и мотивов.

37. Роль гендера в семейных отношениях.

38. Преимущества и недостатки применения методов опроса и контент-анализа в изучении семьи.

39. Понятие экзогамии и эндогамии.

40. Методология измерения качества брака.

41. Разводимость вчера и сегодня. Социологический анализ.

42. Типы семейных структур.

43. Репродуктивный цикл человека. Измерение репродуктивных установок.

44. Использование психодрамы и социометрии в микросоциологии семьи.

45. Дезорганизация, кризис, крах семьи. В чем различие этих понятий?

46. Проанализируйте работу М. М. Ковалевского «Очерк происхождения и развития семьи и собственности».

47. Социологическая типология семей, используемая при организации социальной работе с ними.

48. Социология семьи в России.

49. Семейный цикл жизни – полный и частичный.

50. Позиция Питирима Сорокина в статье «Кризис современной семьи».

51. Социальные условия и система репродуктивного поведения человека.

52. Будущее семьи с точки зрения «прогрессистского» и «кризисного» подходов.

53. Исторические особенности семейной социализации

54. Системный подход в социологическом исследовании семьи.

55. Методология изучения стадий семейного цикла.

56. Роль характеристик индивида при вступлении в брак.

57. Взаимодействие условий и объекта исследования в микросоциологии семьи при опросе, наблюдении и контент-анализе.

58. Структуры семейных ролей семьи и родства (свойства).

59. Типология родительских позиций в социологических теориях.

60. Семейный психолог и социолог, работающий в семьях,– чем отличается организация работы?

 

 

Тема 1. Становление социологии как самостоятельной дисциплины.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ – 2 часа.

Цели занятия:

1. Обозначить основные этапы развития социологии семьи в России.

2. Раскрыть содержание современных дискуссий о состоянии и перспективах современной семьи.

 

Учебные вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Марксистская теория семьи.

2. Современные направления изучения семьи.

 

1. Задания и методические указания студентам:

1.1. Изучить основную литературу:

- Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи., М, 1996.

- Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. Санкт-Петербург, 1998.

- Маркс К., Энгельс Ф. Соч 2-е изд, Т.21,22.

- Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования. М.: Мысль, 1979.

 

1.2. Ознакомиться с дополнительной литературой:

- Антонов А. И., Борисов В. А. Кризис семьи и пути его преодоления. М.: ИС АН, 1990.

- Клецин А.А. Социология семьи// Социология семьи в России. М.: На Воробьевых, 1996

 

2. При подготовке к семинару обратить внимание:

1. По первому вопросу на: этапы развития социологии семьи в России (середина XIX в. – 1917 г. - В. Соловьев, А. Фет, К. Бальмонт, А. Белый, В. Розанов, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Л. Толстой, Г. Успенский, Н. Бердяев, П. Флоренский, С. Булгаков, А. Жураковский, В. Ходасевич, А. Карсавин, Б. Вышеславцев, С. Троицкий, И. Ильин, С. Франк.; 20-30-е г.г. – А. В. Луначарский, А. Б. Залкинд, А. М. Коллонтай; 50-настоящее время – период эмпирических социологических исследований); марксистскую схему исторического развития семьи, по которой в основе социалистического преобразования семейных отношений лежат ликвидация частной собственности, высвобождение от эксплуатации и уничтожение дискриминации женщин.

 

2. По второму вопросу на: две диамитрально противоположные точки зрения на семью в России: «кризис традиционной семьи», связывающая глобальные изменения ХХ в. (индустриализацию. глобализацию, урбанизацию, секуляризацию) с кризисным явлениями в семейной жизни: разводы, широкое распространение абортов и внебрачных рождений, нарастание насилия и инцеста и, с другой стороны, «тирания традиционной семьи, приводящая к стрессам, беспорядкам, сексуальным репрессиям и аморальности. Среди современных российских социологов обозначились следующие научные предпочтения: сохранение и укрепление общественно-функционального понимания семьи (А. И. Антонов, О. Н. Дудченко, А. В. Мытиль) и акцент внимания на стабильности семьи и характеристики внутрисемейного взаимодействия. (М. Ю. Арутюнян, С. И. Голод, Т. А. Гурко, Г. А. Заикина, Н. В. Малярова)

 

3. Быть готовым: назвать современные направления изучения семьи в России.

4. Подготовить обзор публикуемых российских исследований в области социологии семьи за последний год.

 

 

Тема 2. Историческое изменение семьи как социального института.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ – 2 часа.

Цели занятия:

1. Уяснить исторические формы брака.

2. Обозначить отличительные черты традиционных и современных моделей семьи.

3. Проанализировать ценности фамилизма и феминизма в современных социальных теориях.

 

Учебные вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Исторические предпосылки смены форм брака.

2. Ценности фамилизма и феминизма в социологии семьи.

3. Функциональные и структурные изменения в современном моногамном браке.

 

1.Задания и методические указания студентам:

1.1. Изучить основную литературу:

- Брайсон В. Политическая теория феминизма. М.: Идея-пресс, 2001.

- Жиро Т. Происхождение семьи: о состоянии общества до патриархального периода. М.: Знание, 1876;

- Ковалевский М. М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. Спб., 1897.

- Морган Л. Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Л.: Ин-т народов Севера, 1934;

- Посада А. Очерк современных теорий происхождений семьи, общества и государства. Одесса: Южно-Рус. О-во печ. дела, 1897;

- Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства, Партиздат ЦК ВКП (б), 1937

- Карл Маркс «Отношение мужчины к женщине есть естественнейшее отношение человека к человеку…» (К. Маркс «Экономическо-философские рукописи 1844 г.».

- Аристотель. «Всякая семья составляет часть государства» («Политика»)

- В. Розанов «Люди лунного света»

1.2. Ознакомиться с дополнительной литературой:

- Ахелис Т. и др. Мужчина и женщина: Их взаимные отношения и положение, занимаемое ими в современной культурной жизни. Спб: Просвещение, 1911;

- Гроссе Э. Формы семьи и формы хозяйств. М.: Маг. «Книжное дело». 1898;

- Гумплович В. Брак и свободная любовь. Одесса: Демос, 1905;

- Коллонтай А. М. Социальные основы женского вопроса. Спб., 1909;

- Цеткин К. Женский вопрос. Гомель, 1925.

 

2. При подготовке к семинару обратить внимание:

2.1.По первому вопросу на: влияние собственности на разложение дуально-родовой брачной системы, перехода от группового брака к индивидуальному.

2.2.По второму вопросу на: идеи социального равенства между полами, трансформацию мужских и женских ролей в семье

2.3.По третьему вопросу на: смену социальных норм многодетности патриархальной семьи на нормы малодетности современной семьи; редуцирование современной семьи к супружеству как центру семейного единения с ослабленным родством и родительством; снижение брачности и увеличение доли нерегистрируемых сожительств, рост «осколочных семей с одним родителем и детьми, увеличение доли матерей-одиночек.

3. Быть готовым к диалогической беседе на основе изученного материала по теме.

4. Определить для себя позицию в решении гендерного вопроса семьи.

5. Продумать и выделить в ходе занятия факторы, позволяющие решить гендерную проблему в браке (физиологические, психологические, культурологические, социальные).

 

 

Тема 7. Репродуктивное поведение.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ – 4 часа.

Цели занятия:

1. Познакомить со схемой репродуктивного цикла человека.

2. Обозначить факторы, способствующие и препятствующие рождаемости.

 

Учебные вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Репродуктивное поведение и репродуктивный цикл человека.

2. Принятие семьей репродуктивных решений.

 

1. Задания и методические указания студентам.

1.1. Изучить основную литературу:

- Гурко Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях// Материалы I Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям. М: МЦГИ, 1997.

- Демографические перспективы России. М.: Республик. Информационно-издательский центр, 1993.

1.2. Ознакомиться с дополнительной литературой:

- Синельников А. Б. Демографические факторы изменения социально-экономического потенциала семьи// Семья в России. 1997. № 3.

- Факторы и мотивы демографического поведения. Рига, 1984.

- Фридман Г. Л., Эдстерм К. Г. Репродуктивное здоровье подростков. Женева, 1985.

2. При обсуждении вопросов обратить внимание:

2.1. По первому вопросу на: связь демографической структуры и репродуктивного поведения населения, понятия плодовитости, бесплодия и стерильности., малодетность и многодетность как качественно различные типы репродуктивного поведения.

 

2.2. По второму вопросу на: факторы, влияющие на половую жизнь в фертильный период жизни и в рамках брачных союзов; факторы влияющие на зачатие и развитие беременности; изучение репродуктивных установок в семье и формирование процесса принятия репродуктивных решений.

 

3. Быть готовым: провести небольшой опрос среди семейных студентов, исследующий влияние социальных факторов на их репродуктивные установки.

Тема 8. Семейная политика и социальная поддержка семей

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ – 2 часа.

Цели занятия:

1. Раскрыть содержание семейной политики и социальной поддержки семей.

2. Обучить практической организации деятельности по осуществлению семейной политики.

 

Учебные вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Указать причины необходимости проведения семейной политики. Назвать агентов ее проведения.

2. Обозначить принципы отбора семей, нуждающихся в оказании им социальной помощи.

 

1. Задания и методические указания студентам.

1.1. Изучить основную литературу:

- Гурко Т. А. Программа социальной работы с неполными семьями. М.: Центр общечеловеческих ценностей. 1992.

- Осадчая Г. И. Семьи безработных и семейная политика// Социологические исследования, № 1, 1997с. 79-82.

- Перспективы развития молодой семьи. М.: Государственный комитет по статистике, 1993.

- Римашевская Н. М. Влияние социально-экономических трансформаций на семейное благосостояние: Россия до и после 1992 г.// Семейное благосостояние и здоровье. Проект «Таганрог – три с половиной», М.: «Фирма Инфограф», 1997.

- Черникова М. Г., Гукова Е. Г. Социальная дифференциация семей и проблематика семейной конфликтности.//Семья в процессе развития. Материалы международной научно-практической конференции. М.: Научно-исследовательский институт семьи, с. 135-138.

 

1.2. Ознакомиться с дополнительной литературой:

- Бестужев-Лада И. В. Будущее семьи и семья будущего в проблематике социального прогнозирования// Детность семьи: вчера, сегодня, завтра. М.: Финансы и статистика, 1986.

- Тольц М. С. Сокращение овдовения как фактор укрепления семьи// Механизм совершенствования упраления социальной сферы социалистического общества. М.: 1987.

- Хилл Р. Семейные решения и общественные мероприятия. Социологический аспект// XIIмеждународный семинар по исследованию семьи. М.: ССА и ИКСИ АН, 1972.

 

 

2. При обсуждении вопросов обратить внимание:

2.1. По первому вопросу на: обоснование необходимости семейной политики, раскрытие целей семейной политики и содержания её основных принципов, сущность нормативных и ненормативных семейных кризисов, типологию семей, нуждающихся в социальной поддержке, задачи научных исследований в области социальной поддержки семей, опыт отечественных и зарубежных социологов в осуществлении социальной политики.

 

2.2. По второму вопросу на: стратегию семейной политики, фиксацию социальных и семейных изменений в обыденном и общественном сознании, поляризацию общественного мнения в зависимости от признания/непризнания изменений семьи, формирование социальных объединений и групп, требующих решений отдельных проблем семьи, включение принципов семейной политики в программы партий и социальных движений, семейный менеджмент на локальном и федеральном уровнях.

 

1. Быть готовым к диалогической беседе на основе изученного материала.

 

2. Каждому студенту продумать и подготовить по небольшой программе социальной помощи матерям-одиночкам, проживающем в крупном городе.

 

 

I.СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ СОЦИОЛОГИИ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.227 (0.174 с.)