Тема 1. Предмет, метод и система семейного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет, метод и система семейного права.



ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Предмет, метод и система семейного права.

1.Семейное право как отрасль права.

2.Исторические формы брака и семьи.

3.Семейно-брачные отношения, необходимость их правового регулирования. Метод регулирования семейно-правовых отношений.

4.Понятие и значение принципов семейного права.

5.Источники семейного права.

6.Основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства, норм международного права и иностранного семейного права.

СИСТЕМА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

по Теме 1:

1.Уметь формулировать понятие семейного права как отрасли права, знать отличие семейного права от других отраслей права.

2.Уметь объяснять специфику метода регулирования семейно-правовых отношений.

3.Знать классификацию принципов семейного права и уметь обосновать значение принципов семейного права.

4.Знать классификацию источников семейного права.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Дайте определение семейного права. Какие отношения регулируются семейным право? В чем их особенность?

2.Что Вы понимаете под принципами семейного права? Назовите их и раскройте содержание.

3.Какова структура семейного права?

4.В каких отраслях законодательства РФ, кроме семейного, закреплен принцип защиты семьи, материнства, отцовства и детства?

5.Каковы цель, основные направления и принципы государственной семейной политики в России?

6.Перечислите предусмотренные СК основания применения гражданского законодательства к семейным отношениям.

7.Каковы основания применения к семейным отношениям норм международного права?

 

ЗАДАЧИ

Задача 1.

Граждане Тимофеева и Демидов проживали совместно и вели общее хозяйство без регистрации брака несколько лет. Затем между ними возник конфликт, отношения разладились и они стали проживать раздельно. Через некоторое время Тимофеева обратилась в суд с иском о разделе совместно нажитого имущества (земельный участок, телевизор, холодильник, мебель, видеомагнитофон).

Нормы какой отрасли права могут быть применены судом при решении этого спора?

Задача 2.

В сентябре 1998 года в юридическую консультацию обратилась гражданка Лескина. Она рассказала, что вступила в брак с Петровым в 1994 году. В начале совместной жизни супруг был внимателен к ней, дарил цветы, они часто посещали театр, музеи, ходили в гости. Но затем муж, по мнению Лескиной, стал уделять ей меньше внимания, предпочитая проводить свободное время со своими друзьями, без нее.

Лескина просила пояснить ей, может ли она правовыми средствами заставить мужа относиться к ней по-прежнему, как в первый год брака. В остальном к мужу у нее претензий нет: зарплату отдает, алкоголем не злоупотребляет, скандалов в семье нет. Расторгать брак Лескина не желает.

Какой ответ в данной ситуации можно было бы дать Лескиной? Какие отношения регулируются семейным законодательством?

 

Задача 3.

Гражданка Жукова зарегистрировала брак с гражданином Ивановым в июне 1995 года. В апреле 1998г. в суде было возбуждено дело по иску прокурора о признании брака между Жуковой и Ивановым недействительным. Свое требование прокурор мотивировал тем, что в 1992г. Иванов зарегистрировал брак с гражданкой Вакуленко, который до сих пор не прекращен. При регистрации брака с Жуковой Иванов скрыл от нее это обстоятельство. Отметки в паспорте гражданина Иванова о первом браке не было. Паспорт Ивановым был получен в 1993 г. в связи с утерей прежнего и при его выдаче в нем не была сделана отметка о состоянии в браке.

Какой принцип семейного права был нарушен гражданином Ивановым при вступлении в брак с гражданкой Жуковой? Нормы какого закона подлежат применению в данном случае? Вправе ли прокурор требовать признания брака недействительным в рассмотренной ситуации (при ответе используйте нормы СК)?

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

По Теме 2. Семейные правоотношения.

1.Понятие и особенности семейных правоотношений.

2.Субъекты и объекты семейных правоотношений.

3.Правоспособность и дееспособность в семейном праве.

4.Виды юридических фактов в семейном праве.

5.Понятие родства и свойства в семейных правоотношениях, их юридическое значение.

6.Осуществление и защита семейных прав. Исполнение семейных обязанностей. Ответственность в семейном праве.

7.Сроки исковой давности и другие сроки в семейном праве.

 

СИСТЕМА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

По теме 2

1.Уметь формулировать понятие семейных правоотношений.

2.Знать основания возникновения семейных правоотношений.

3.Уметь отличать семейные правоотношения от гражданских правоотношений.

4.Понимать значение и знать формы защиты семейных прав.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Дайте понятие семейных правоотношений. Охарактеризуйте их структуру.

2.Какие виды семейных правоотношений Вы можете назвать?

3.Какие юридические факты вызывают возникновение, изменение или прекращение семейных правоотношений?

4.Кто может являться субъектом семейных правоотношений? Каковы особенности семейных правоотношений?

5.Что такое родство и свойство? В чем заключается их юридическое значение?

6. Какие принципы осуществления семейных прав и исполнения семейных обязанностей сформулированы в СК?

7.Какими способами осуществляется защита семейных прав?

8.В каких случаях на требования, вытекающие из семейных отношений, распространяется исковая давность?

 

ЗАДАЧИ

Задача 1.

Журкина неоднократно высказывала претензии своему мужу по поводу его отношения к семье, считая, что он недостаточно заботится о жене и детях. В обоснование своей позиции она приводила доводы о невысоком доходе мужа по месту государственной службы и его нежелании заняться предпринимательской деятельностью. Однако Журкин считал ее упреки несерьезными и не желал сменить любимый род занятий, хотя и не приносящий большого дохода. На этой почве между супругами возникали ссоры, не выходящие за рамки словесных перепалок. В семье Журкин вел себя достойно, заботился о детях, занимался домашней работой. Тем не менее жена считала его поведение неверным, разрушающим семью.

Убедившись, что муж не склонен поддаться на ее уговоры, Журкина подала заявление в Комитет мэрии по делам семьи, материнства и детства, в котором просила оказать необходимое воздействие на ее мужа в целях сохранения семьи.

Каков, по Вашему мнению, будет результат обращения Журкиной в мэрию? Какие принципы семейного права нарушены Журкиной? Какими органами осуществляется защита семейных прав и при наличии каких оснований?

Задача 2.

В мае 1997г. Кораблев женился на Буркиной и в этом же месяце был призван на действительную срочную военную службу. В ходе службы (июнь 1997г.) у него было выявлено венерическое заболевание. Предположив, что он был заражен женой, Кораблев письменных и телеграфных контактов с ней не поддерживал, решив разобраться в этом вопросе после завершения военной службы. В мае 1998г. Кораблев был уволен в запас и по прибытии домой достоверно установил виновность жены в заражении его венерическим заболеванием. На этом основании он подал в суд исковое заявление о признании брака с Буркиной недействительным по основанию, предусмотренному п.3 ст.15 СК (в связи с сокрытием другим супругом наличия венерической болезни).

В судебном заседании, не отрицая требование мужа по существу, Буркина заявила возражения формального характера, указав, что Кораблевым пропущен срок исковой давности.

Какое решение должен принять суд по иску Кораблева? С какого момента в таких случаях исчисляется срок исковой давности (при ответе используйте положения ГК)? В каких случаях возможны приостановление, перерыв и восстановление срока исковой давности?

Задача 3.

После развода Майкова более четырех лет не ставила вопрос о взыскании с бывшего мужа алиментов на содержание несовершеннолетнего сына, так как имела высокий доход по мету работы в коммерческом банке и не нуждалась в материальной помощи. Однако в 1998г. после ликвидации банка она оказалась безработной и попросила Майоква выплачивать ей ежемесячно по пятьсот рублей на содержание сына. В течение трех месяцев Майков под разными предлогами уклонялся от решения этого вопроса, а затем прямо отказался заключить соглашение о выплате алиментов в добровольном порядке. На угрозу жены обратиться в суд от также не прореагировал, заявив, что ей необходимо было подать исковое заявление об этом в течение года после расторжения брака, а теперь оно уже будет удовлетворено по формальным причинам (в связи с истечением установленных законом сроков).

Как следует поступить Майковой в сложившейся ситуации? Установлен ли СК срок исковой данности для взыскания алиментов?

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

По теме 3

1.Уметь давать определение брака и называть основные характеризующие признаки.

2.Знать в чем заключается юридическое и практическое значение государственной регистрации брака?

3.Знать основания признания брака недействительным.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Различаются ли понятия «заключение брака» и «государственная регистрация заключения брака»?

2.Какой брачный возраст установлен законодательством? Укажите основания и юридические последствия его снижения.

3.Имеют юридическое значение фактические супружеские отношения?

4.Какие правовые последствия наступают при признании судом брак недействительным? С какого момента брак считается недействительным?

5.Что следует понимать под фиктивным браком?

6.Кто может обратиться в суд с иском о признании брака недействительным?

 

ЗАДАЧИ

Задача 1.

В один из органов загса г.Рязани обратились с заявлением о вступлении в брак Денисов и Карпова, указав, что фактически они проживают одной семьей в течение 3 лет и имеют общего ребенка, хотя Денисов не записан его отцом. Орган загса принял заявление и через две недели зарегистрировал брак между Денисовым и Карповой. При государственной регистрации заключения брака Денисов, будучи военнообязанным, изменил свою фамилию на фамилию жены.

Какие действия обязан совершить орган загса при принятии заявления о вступлении в брак? Вправе ли был орган загса зарегистрировать брак между Денисовым и Карповой через две недели после подачи заявления? Должно ли быть указано в актовой записи о государственной регистрации брака, что вступающие в брак имеют общего ребенка? Должен ли орган загса сообщить военкомату об изменении фамилии военнообязанным Денисовым?

Задача 2.

В один из органов загса г.Москвы обратилась гражданка Минкова с заявлением о регистрации брака с гражданином Шевцовым, проживающим в г.Магадане. В связи с тем, что Шевцов не имеет возможности выехать в Москву для подачи заявления, Минкова предоставила в орган загса составленное им соответствующее заявление, заверенное руководителем предприятия, где работает Шевцов. Однако заведующий органа загса отказал Минковой в принятии этого заявления.

Необходимо ли личное присутствие лиц, вступающих в брак, при подаче заявления о регистрации брака в орган загса? В каких случаях заявление о вступлении в брак может быть подано одним из лиц, вступающих в брак? Установлена ли в РФ форма заявления о регистрации брака? Если да, то каким нормативным правовым актом? Какие разъяснения следует дать Минковой работником органа загса?

Задача 3.

Стариков и Бокова подали в орган загса заявление о вступлении в брак. Через несколько дней к заведующей отделом загса обратилась гражданка Мишина. Она просила ни в коем случае не регистрировать брак Старикова с Боковой, поскольку она Мишина, уже несколько лет живет вместе со Стариковым. У них дружная семья, есть общая дочь 3 лет, хотя их брак и не зарегистрирован. Стариков установил отцовство в отношении дочери.

Какие разъяснения должен дать заведующий отделом загса Мишиной? Вправе ли орган загса отказать Старикову и Боковой в государственной регистрации заключения брака?

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

По теме 3

1.Знать основания прекращения брака.

2.Знать в чем отличие расторжения брака от прекращения брака.

3.Уметь определять момент прекращения брака вследствие смерти или объявления в судебном порядке умершим одного из супругов.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Дайте понятие развода (расторжения брака). Кто может быть инициатором развода.

2.В чем заключаются особенности расторжения брака с безвестно отсутствующим или недееспособным супругом, а также с супругом, осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше 3 лет?

3.В каких случаях применяется судебный порядок расторжения брака?

4.Какие споры между супругами подлежат разрешению судом одновременно с расторжением брака?

5.В каком случае суд вправе принимать меры к примирению супругов? Какой срок для примирения может быть назначен судом?

6.С какого момента считается прекращенным брак при его расторжении в судебном порядке?

7.Назовите правовые последствия расторжения брака (развода). Какие правоотношения между супругами могут сохраняться при разводе?

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

По теме 4.

1.Знать юридические основания возникновения личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей супругов?

2.Уметь раскрыть юридическое содержание обязанностей, вытекающих из личных правоотношений между супругами.

3.Знать виды личных неимущественных прав супругов и уметь раскрыть их характеристику.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1.На каких принципах должны строиться личные отношения между супругами? В каких статьях СК закреплены эти принципы?

2.В чем состоит содержание права супругов на совместное решение вопрос жизни семьи?

3.Раскройте юридическое содержание обязанностей, вытекающих из личных правоотношений между супругами.

4.В каких случаях у супруга(ов) возникает право на выбор и перемену фамилии?

5.Назовите основания и порядок изменения гражданами РФ фамилий, имен и отчеств (не в связи с государственной регистрацией расторжения брака).

6.Какие органы правомочны разрешать споры между супругами в сфере реализации ими личных прав и обязанностей? Что это за споры?

 

ЗАДАЧИ

Задача 1.

По совету подруг Кажайкина, работавшая на хлебокомбинате, решила стать парикмахером. ЕЕ выбор профессии не был одобрен мужем, в связи с чем супруги поссорились. Через неделю Кажайкин узнал, что несмотря на его мнение, жена все-таки обратилась в парикмахерскую по поводу трудоустройства. Тогда им было предъявлено жене требование отказаться от своего намерения. В противном случае Кажайкин пригрозил ей разводом. В обоснование своей позиции он заявил, что вправе, как муж, давать жене рекомендации любого характера. В результате доводы мужа показались Кожайкиной обоснованными и в целях сохранения семьи она отказалась от реализации своего намерения изменить место работы.

Насколько обоснованна, по Вашему мнению, позиция Кожайкина? Раскройте право супругов на свободу выбора профессии?

Задача 2.

Королева при регистрации брака с Белоусовым заявила, что желает носить его фамилию. Просьбы была удовлетворена. Через несколько дней Королева, теперь уже Белоусова, пришла в орган загса и стала просить оставить ей добрачную фамилию, так как против новой фамилии возражают ее дети от первого брака 14 и 16 лет.

Должен ли орган загса удовлетворить просьбу Белоусовой?

Задача 3.

До государственной регистрации заключения брака и в период брака супруги Каримовы не заключали брачный договор. Однако после регистрации брака по требованию мужа Каримова подписала обязательство никогда не работать врачом в соответствии с полученным ею образованием, а заниматься ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Через несколько лет Каримова нарушила данное обязательство и устроилась на работу в поликлинику по специальности. Муж Каримовой обратился в юридическую консультацию и просил разъяснить, какие правовые меры могут быть приняты в отношении его жены, нарушившей данное обещание.

Какой ответ следует дать Каримову? Возможно ли было включение предъявленного Каримовым требования к жене по поводу ее профессиональной деятельности в брачный договор?

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

По теме 5

1.Уметь формулировать определение общей совместной собственности супругов.

2.Знать в чем состоит равенство прав супругов на общее имущество?

3.Знать какие требования предъявляются к форме брачного договора, каковы основания и порядок заключения брачного договора?

4.Знать основания выдела доли супруга-должника из общего имущества супругов.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Дайте определение имущественных правоотношений между супругами и назовите их виды. Что является объектом имущественных правоотношений между супругами?

2.Каков правовой режим совместной собственности супругов?

3.Подлежат ли разделу вещи, приобретенные супругами исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей?

4.Применяется ли срок исковой давности к требованиям супругов о разделе общего имущества супругов?

5.Как распределяются общие долги супругов при разделе общего имущества?

6.Возможно ли действие предусмотренных брачным договором прав и обязанностей супругов в течение определенного срока?

7.Может ли брачный договора ограничивать правоспособность или дееспособность супругов?

8.Назовите основания и охарактеризуйте порядок изменения и расторжения брачного договора.

9.Каковы основания и условия возмещения родителями (усыновителями) вреда, причиненного их несовершеннолетними детьми в возрасте от 14 до 18 лет?

ЗАДАЧИ

Задача 1.

Гражданка Рагозина обратилась в суд с иском к гражданину Рагозину о разводе и разделе общего имущества. Рассматривая спор об имуществе, суд установил, что на имя Рагозина в Сбербанке есть вклад в сумме 24 260 руб. Поскольку Рагозина в исковом заявлении не просила разделить этот вклад, суд в решении о расторжении брака и разделе имущества судьбу вклада не определил.

Дайте правовую оценку решения суда в части раздела имущества. Поясните, может ли суд разделить вклад на имя Рагозина между ним и Рагозиной, если в судебном заседании Рагозин докажет, что в сумму вклада вошли деньги, вырученные от продажи коллекции марок, принадлежавшей ответчику до брака с истицей.

 

Задача 2.

При рассмотрении судом иска Бобковой к бывшему мужу о разделе совместного имущества последний не согласился с требованием жены о разделе в равных долях полученной им премии Правительства РФ за научное открытие. По мнению Бобкова, данная премия является его личным имуществом и не может подлежат разделу. Однако Бобкова в обоснование своего требования заявила, что успехи ее мужа в научной деятельности были неразделимо связаны с заботой и вниманием, которыми она окружала мужа в период брака.

Какое решение должен принять суд по иску Бобковой? К какому имуществу супругов (совместному или раздельному) относятся награды, поощрения каждого из супругов за успехи в трудовой, научной, общественной и иной деятельности?

Задача 3.

При разделе общего имущества супругов Волковых судом было принято решение об исключении из состава имущества, подлежащего разделу, швейного оборудования (профессиональной швейной машины и оверлока фирмы «Пфафф») и о передаче его жене, так как она является портнихой по специальности. Одновременно мужу была присуждена соответствующая компенсация согласно его доле в общем имуществе супругов.

Поясните, правильное ли решение принял суд?

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

По теме 5

1.Основания для возникновения прав и обязанностей между родителями и детьми.

2.Установление происхождения детей и оспаривание отцовства:

- установление отцовства в суде,

- установление отцовства в органах ЗАГСа.

3.Права несовершеннолетних детей.

4.Права и обязанности родителей по защите интересов детей.

5.Правовой режим имущества родителей и детей.

6.Ответственность родителей за вред, причиненный несовершеннолетними детьми.

7.Лишение родительских прав.

8.Восстановление в родительских правах.

9.Отобрание ребенка без лишения родительских прав. Контакты ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Какие документы необходимо представить в орган загса при регистрации рождении?

2.Назовите правовые последствия добровольного признания отцовства.

3.Раскройте содержание права ребенка на защиту; права на общение с родителями и другими родственниками; права на имя, отчество, фамилию.

4.Назовите имущественные права ребенка и раскройте их содержание.

5.Может ли ребенок самостоятельно распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности имуществом?

6.Какие требования установлены законом в отношении порядка и способов осуществления родителями родительских прав?

7.Вправе ли родитель, с которым проживает ребенок, препятствовать общению ребенка с другим родителем? Какие органы разрешают споры между родителями о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка?

8.Назовите правовые последствия ограничения родительских прав. В чем их отличие от правовых последствий лишения родительских прав?

9. При наличии каких оснований допускается отмена ограничений родительских прав и в каком порядке?

10.Как осуществляется принудительное исполнение судебного решения, связанного с отобранием ребенка и передачей его другому лицу?

 

ЗАДАЧИ

Задача 1.

После рождения дочери Николаева почувствовала ухудшение состояния здоровья, в связи с чем была помещена в стационарное лечение в больницу и не смогла самостоятельно сделать заявление о рождении ребенка в орган загса. Выяснилось, что ориентировочный срок ее лечения будет составлять около двух месяцев. Муж Николаевой находился в длительной служебной командировке, а других близких родственников у Николаевой по месту рождения ребенка и лечения не было. Спустя две недели после начала лечения знакомая Николаевой подала по ее просьбе в орган загса заявление о регистрации рождения Николаевой ребенка, предъявив при этом справку медицинского учреждения о рождении ребенка и документы, удостоверяющие личность родителей ребенка. Однако работники органа загса отказались принять это заявление и зарегистрировать рождение ребенка, потребовав личного прибытия Николаевой после окончания лечения, независимо от его продолжительности.

Дайте правовую оценку действиям работников органа загса. Как они должны были поступить в данной ситуации? Установлен ли законом срок государственной регистрации рождения ребенка?

 

Задача 2.

Не состоящие в зарегистрированном браке Колесников и Муратов в совместном заявлении в орган загса просили зарегистрировать факт рождения их сына Виктора и записать Муратова его отцом. Заведующий органом загса оказался в затруднительном положении, так как каждый из родителей просил присвоить ребенку свою фамилию и попытки добиться решения спорного вопроса по их взаимному согласию не имели успеха.

Какую фамилию в вышеописанной ситуации будет носить сын Колесниковой и Муратова? Какой орган может решить спор между родителями ребенка по этому вопросу?

Задача 3.

Нечаева подала в орган загса подписанное ею и Никифоровым заявления о добровольном признании им своего отцовства в отношении сына Олега. Она объяснила, что Никифоров не может сам явиться в орган загса, так как выехал в длительную командировку в районы Крайнего Севера, но его подпись на заявлении засвидетельствована руководителем предприятия, глее он работает.

Может ли один из родителей ребенка не являться в орган загса для регистрации установления отцовства по совместному заявлению родителей? Если да, то кем должна быть удостоверена подпись отсутствующего родителя? Назовите правовые последствия установления отцовства по совместному заявлению отца и матери ребенка в орган загса.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

по теме 6.

1.Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей, а также нетрудоспособных и нуждающихся в помощи совершеннолетних детей.

2.Обязанности супругов и бывших супругов по взаимному содержанию:

- формы взаимной материальной поддержки,

- освобождение супруга от обязанности по содержанию другого супруга или ограничение этой обязанности сроком.

3.Основания возникновения алиментных прав и обязанностей у членов семьи, не являющихся супругами, родителями и детьми. Алиментные обязательства братьев, сестер, дедушек, бабушек, внуков, внучек, пасынков, падчериц, отчима, мачехи.

4.Добровольный и принудительный порядок уплаты алиментов.

5.Прекращение алиментных обязательств.

 

По теме 6

1.Уметь формулировать понятие алиментов и алиментных обязательств. Знать основания возникновения алиментных обязательств.

2.Знать при наличии каких оснований суд обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих родителей.

3.Знать порядок заключения, исполнения, изменения и расторжения соглашения об уплате алиментов.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Вправе ли лицо, обязанное уплачивать алименты, передать исполнение данной обязанности другому лицу?

2.Обязаны ли содержать своего ребенка родители, лишенные родительских прав; ограниченные в родительских правах?

3.В каком размере взыскиваются судом алименты с родителей на несовершеннолетних детей?

4.При наличии каких оснований суд обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих родителей?

5.Определите круг лиц, относящихся к другим членам семьи и имеющих право на взыскание алиментов в судебном порядке. В чем особенность алиментных обязательств других членов семьи?

6.С какого времени присуждаются алименты судом при удовлетворении требования управомоченного лица о взыскании алиментов?

7.В каких случаях и в каком порядке производится обращение взыскания на имущество лица, обязанного уплачивать алименты?

8.По каким основаниям прекращается выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке?

 

ЗАДАЧИ

Задача 1.

Смолин, выплачивающий по решению суда алименты на содержание сына Николая от первого брака, обратился с иском в суд об освобождении его от уплаты алиментов. При этом истец привел следующие доводы: сыну 17 лет, он учится на первом курсе института, получает стипендию 100 руб., сам Смолин – инвалид 2 группы, не работает, пенсия 420 руб., на иждивении находится жена.

Может ли суд освободить Смолина от уплаты алиментов?

Задача 2.

Воронцов предъявил иск к Воронцовой о снижении размера алиментов, так как с него по двум решениям судов взыскиваются алименты в большем размере, чем установлен ст.81 СК РФ на содержание двоих детей. Воронцова иск не признала, хотя и не отрицала, что с истца по решению суда взыскаиваются алименты на ее дочь Марию в размере ¼ его заработка и по решению другого суда с него же взыскиваются алименты на дочь Ирину от первого брака также в размере ¼ заработка истца.

Правомерно ли требование Воронцова об уменьшении размера алиментов? Какое решение вынесет суд по иску Воронцова?

Задача 3.

Ефремова обратилась в суд с иском к Ефремову о расторжении брака и взыскании алиментов на содержание ребенка. Кроме того, Ефремова просила суд взыскать с ответчика средства на ее содержание в размере 1/6 части заработка Ефремова до достижения ребенком возраста 3 лет. Соглашение об уплате алиментов между сторонами не достигнуто.

Какое решение должен вынести суд по иску Ефремовой?

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

По теме 7

1.Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (родительского надзора), их правовая регламентация.

2.Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, защита их прав и интересов.

3.Понятие и значение усыновления (удочерения): условия и порядок усыновления. Правовые последствия усыновления.

4.Признание усыновления недействительным. Отмена усыновления. Тайна усыновления.

5.Понятие и значение опеки и попечительства над детьми:

- порядок установления опеки и попечительства.

- прекращение опеки и попечительства.

6. Понятие приемной семьи. Порядок организации приемной семьи. Основания и последствия прекращения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

 

По теме 7

1.Уметь раскрыть общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определенные СК РФ и иным федеральным законодательством.

2.Знать на кого возлагается защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

3.Знать основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей и объяснять какие обстоятельства должны учитываться при устройстве ребенка.

4.Знать какие требования предъявляются законом к приемным родителям.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Расскажите об основаниях и порядке предоставления сведений, имеющихся в государственном банке данных, о детях, оставшихся без попечения родителей.

2.Дайте понятие усыновления (удочерения). В чем состоит значение данного института и какие условия усыновления предусмотрены законом?

3.Назовите правовые последствия усыновления ребенка.

4.Возможна ли отмена усыновления? Если да, то в каком порядке и при наличии каких оснований?

5.Дайте понятие опеки и попечительства.

6.Охарактеризуйте права и обязанности опекунов (попечителей) по воспитанию, образованию несовершеннолетних подопечных, защите их прав и интересов.

7.Раскройте основания и порядок образования приемной семьи.

8.Расскажите о правах и обязанностях приемных родителей? Предусмотрена ли законом оплата труда приемных родителей?

 

ЗАДАЧИ

Задача 1.

Ира Ермолина, рожденная в незарегистрированном браке, была передана матерью в детский дом, когда девочке было 8 месяцев. Мать оставила письменное согласие на возможное в последующем удочерение Иры, а сама уехала из города. Через два года девочку в установленном законом порядке удочерили супруги Ивановы. Спустя год после этого от матери Иры в детдом по почте пришло заявление об отмене согласия на удочерение. А еще через год Ермолина вернулась в город и предъявила иск в суд об отмене удочерения, указав, что она сама желает воспитывать дочь.

В какой форме дается согласие родителей на усыновление ребенка и может ли оно быть отозвано? Имеются ли основания для удовлетворения требования Ермолиной? Каков порядок усыновления (удочерения) детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждения?

Задача 2.

Прокурор района предъявил иск супругам Сафоновым об отмене удочерения ими племянницы Оли. Судом было установлено, что единственной причиной удочерения ответчиками племянницы было стремление получить большую жилую площадь в связи со сносом дома, в котором они проживают. Усыновители в свою семью Олю не брали, девочка продолжала жить с матерью. Суд вынес решение об отмене удочерения, указав, что оно противоречит интересам ребенка.

Дайте правовую оценку решения суда. Перечислите основания к отмене усыновления. Каковы правовые последствия отмены усыновления?

Задача 3.

Органом опеки и попечительства и супругами Ивановыми был заключен договор о передаче им на воспитание сроком на пять лет оставшихся без попечения родителей несовершеннолетних братьев Грудневых. В результате была образована приемная семья.

Через год Ивановы обратились в орган опеки и попечительства с просьбой расторгнуть указанный договор, сославшись на плохое поведение детей, причиняющее им многочисленные неприятности.

Какое решение может быть принято по заявлению Ивановых? Перечислите основания досрочного расторжения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

По теме 8

1.Основания применения к семейным отношениям норм иностранного семейного права.

2.Правовое регулирование брака и развода с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

3.Правовое регулирование отношений родителей и детей и других членов семьи при наличии иностранного элемента.

4.Правовое регулирование усыновления с иностранным элементом.

По теме 8

1.Уметь формулировать понятие семейных отношений с иностранным элементом и коллизионных норм. Объяснять в каких источниках содержаться коллизионные нормы, регулирующие применение семейного законодательства к отношениям с иностранным элементом.

2.Знать условия, необходимые для признания действительным брака в РФ, заключенного между иностранными гражданами в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств на территории РФ.

3.Раскрыть основания ограничения применения норм иностранного семейного права в РФ?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Какова форма, порядок и условия заключения брака российских граждан с иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории РФ?

2.Каким законодательством будут определяться условия заключения брака на территории РФ для лица, имеющего гражданство нескольких иностранных государств?

3.Законодательство какого государства подлежит применению при заключении супругами соглашения об уплате алиментов друг другу или брачного договора, если они не имеют общего гражданства или совместного места жительства?

4.Какие требования к международному усыновлению изложены в Конвенции о правах ребенка?

 

ЗАДАЧИ

Задача 1.

Гражданка РФ Вилкова и гражданин Швеции Сундквист подали в один из органов загса г.Твери по месту жительства Вилковой заявление о вступлении в брак. При этом Сундквист предъявил документ, удостоверяющий его личность, без официально заверенного перевода на русский язык. Справки о своем семейном положении и каких-либо иных документов им представлено не было. В этой связи работниками загса было предложено гражданину Сундквисту представить справку, выданную компетентным органом Швеции и легализованную в соответствующем консульском учреждении РФ, о том, что он не состоит в браке, а также сделать и нотариально заверить ее перевод.

Правомерно ли это требование? Какие документы необходимо предъявить иностранным гражданам при государственной регистрации заключения брака с гражданами РФ на территории РФ?

Задача 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.251 (0.185 с.)