Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Понятие, система и источники римского права. Рецепция римского права

Поиск

АНО ВО «МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

« УТВЕРЖДАЮ»

проректор по учебной работе

_____________А.И. Ковалева

«__»_______________ 2016 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«РИМСКОЕ ПРАВО»

Б3.В.ОД.9

Направление подготовки – 40.03.01 – «Юриспруденция»

Профили подготовки – «Государственная и муниципальная служба»

«Юрист социальной сферы: профсоюзы, фонды, партии»

«Юридический бизнес, услуги и деятельность корпоративного юриста»

 

Квалификация выпускника – бакалавр

Форма обучения – очная, заочная

 

Юридический факультет

Кафедра гражданского и предпринимательского права

 

Москва 2016

Рабочая программа дисциплины «Римское право» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению 40.03.01 – «Юриспруденция»и рабочими учебными планами, утвержденными ректором АНО ВО «Московский гуманитарный университет».

 

 

Автор: Морозова И.Г. – к.ю.н., доцент, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Московского гуманитарного университета  
Эксперты: Сошникова Т.А. – д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой гражданского процесса и социальных отраслей права Московского гуманитарного университета   Матвеев И.В. – к.ю.н., доцент, заместитель директора по учебной работе (направление «Юриспруденция») Государственного Университета Управления  

 

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры гражданского и предпринимательского права «29» августа 2016 г., протокол №1.

 

ОДОБРЕНО

методической комиссией юридического факультета «5» сентября 2016 г., протокол №1.

 

 

1. Цели и задачи дисциплины

Целями изучения дисциплины «Римское право» являются

­ формирование научного мировоззрения, высоких нравственных качеств и профессионализма, необходимых в практической деятельности современного юриста;

­ формирование способности оценить с научных позиций правовые явления современности;

­ формирование способности применить полученные знания в последующем изучении гражданского, гражданского процессуального, семейного, наследственного права и других отраслевых юридических дисциплин.

Основными задачами дисциплины являются:

- обеспечение глубокого усвоения сущности и содержания институтов римского права, его основных категорий и понятий;

- овладение юридической терминологией;

- овладение навыками анализа норм права.

 

2. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата

Дисциплина «Римское право» входит вариативную часть профессионального цикла дисциплин по направлению 40.03.01 «Юриспруденция». Дисциплина имеет тесную взаимосвязь со многими отраслевыми юридическими дисциплинами. Для успешного освоения дисциплины «Римское право» обучающийся должен в ходе изучения дисциплины «Теория государства и права» овладеть общетеоретическими понятиями, на которых базируется вся юридическая наука и без которых ни одна из ее отраслей не может плодотворно развиваться, а также в результате изучения дисциплины «История государства и права зарубежных стран» знать историю древнего римского государства, с тем, чтобы понимать исторические, политические и экономические предпосылки формирования римского частного права в том виде, как оно сложилось в классический период (первые три века н.э.) – расцвет римской юриспруденции, нашло отражение в кодификации Юстиниана (IV в. н.э.) и было заимствовано другими государствами более позднего периода. Дисциплина «Римское право» имеет важное значение для дальнейшего изучения таких дисциплин, как «Гражданское право», «Гражданское процессуальное право», «Международное частное право», «Семейное право», «Наследственное право».

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В данном разделе содержится описание перечня планируемых результатов обучения по дисциплине «Римское право», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы 40.03.01 «Юриспруденция».

Освоение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции (ОК):

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).

Общепрофессиональная компетенция (ПК):

- способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6).

Обучающийся по направлению 40.03.01 «Юриспруденция» в результате изучения дисциплины «Римское право» должен:

Знать:

- понятийный аппарат римского права;

- сущность и содержание основных институтов римского права;

- сущность и содержание рецепции римского права, её основные виды и формы.

Уметь:

- уметь логически мыслить, ясно и последовательно излагать свои мысли в письменной и устной речи;

- уметь анализировать социальные и политические процессы и явления и определять их влияние на формирование и развитие права;

- уметь работать с нормативными источниками права, а также учебной и научной литературой в целях точного и правильного решения поставленных задач;

- уметь четко определять суть поставленных задач, предлагать аргументированные, точные и краткие ответы по существу поставленной задачи.

Владеть:

- владеть культурой мышления и общения, как в профессиональной среде, так и в повседневной жизни, способностью к поиску, отбору, обобщению, анализу информации и ее рациональному восприятию, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- владеть навыками и способами принятия и обоснования правовых решений в профессиональной деятельности и повседневной жизни, руководствуясь высокими нравственными качествами и профессионализмом.

 

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

4.1. Структура дисциплины

Структура дисциплины для очной формы обучения

Вид учебной работы Всего часов Трудоемкость по семестрам
 
час.
Аудиторные занятия (всего)    
Занятия лекционного типа    
Занятия семинарского типа (практич., семин., лаборат. и др.)    
Самостоятельная работа (всего)    
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)   Зачет

Структура дисциплины для заочной формы обучения

Вид учебной работы Всего часов Трудоемкость по семестрам
 
час.
Аудиторные занятия (всего)    
Занятия лекционного типа    
Занятия семинарского типа (практич., семин., лаборат. и др.)    
Самостоятельная работа (всего)    
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)   Зачет

4.2. Учебно-тематический план дисциплины

Очная форма обучения

№ п/п Раздел дисциплины Всего часов Виды учебной работы, включая самостоятельную работу (в часах) Отрабатываемые компетенции
лекции практические занятия самостоятельная работа
1. Тема 1: Понятие, система и источники римского права. Рецепция римского права         ОК-3, ОК-9, ПК-6
2. Тема 2: Лица в римском частном праве         ОК-3, ОК-9, ПК-6
3. Тема 3: Семейное право Древнего Рима         ОК-3, ОК-9, ПК-6
4. Тема 4: Вещное право Древнего Рима         ОК-3, ОК-9, ПК-6
5. Тема 5: Наследственное право Древнего Рима         ОК-3, ОК-9, ПК-6
6. Тема 6: Обязательственное право Древнего Рима         ОК-3, ОК-9, ПК-6
7. Тема 7: Гражданский процесс в Древнем Риме. Иски         ОК-3, ОК-9, ПК-6
Итого:         зачет

Заочная форма обучения

№ п/п Раздел дисциплины Всего часов Виды учебной работы, включая самостоятельную работу (в часах) Отрабатываемые компетенции
лекции практические занятия самостоятель-ная работа
1. Тема 1: Понятие, система и источники римского права. Рецепция римского права         ОК-3, ОК-9, ПК-6
2. Тема 2: Лица в римском частном праве         ОК-3, ОК-9, ПК-6
3. Тема 3: Семейное право Древнего Рима         ОК-3, ОК-9, ПК-6
4. Тема 4: Вещное право Древнего Рима         ОК-3, ОК-9, ПК-6
5. Тема 5: Наследственное право Древнего Рима         ОК-3, ОК-9, ПК-6
6. Тема 6: Обязательственное право Древнего Рима         ОК-3, ОК-9, ПК-6
7. Тема 7: Гражданский процесс в Древнем Риме. Иски         ОК-3, ОК-9, ПК-6
Итого:         зачет

 

4.3. Содержание дисциплины

Задания (тесты) на проверку сформированности первого компонента компетенций – «знать»

Тема 1. Понятие, система и источники римского права

1. На какие две части подразделялось право Древнего Рима:

A. частное и семейное;

B. уголовное и процессуальное;

C. процессуальное и административное;

D. публичное и частное;

E. гражданское и уголовное.

2. Какие отношения входят в предмет регулирования римского частного права:

A. имущественные отношения;

B. отношения, связанные с деятельностью государ­ственных органов;

C. неимущественные отношения, связанные с уго­ловными правонарушениями;

D. имущественные отношения и связанные с ними семейные отношения;

E. имущественные отношения, связанные с адми­нистративными правонарушениями.

3. Каковы основные черты римского частного права:

A. неограниченная частная собственность, автоно­мия воли субъектов права, индивиду­ализм, высокоразвитые договорные отношения;

B. государственное регулирование торговли, огра­ничения частной собственности, патриархаль­ное семейное право;

C. исчерпывающий перечень договоров, деление собственности на общую и частную, приоритет вещных прав, полигамная семья;

D. равенство всех перед законом и судом, государ­ственное регулирование семейных отношений, развитое трудовое право;

E. четкое отраслевое деление частного права на гражданское, семейное и трудовое, доминирую­щая роль гражданского процесса.

4. Почему римское право называют системой исков:

A. при помощи исков защищались публичные ин­тересы государства;

B. иски являлись основным средством самоуправ­ства и самопомощи;

C. гражданский процесс представлял собой основ­ную отрасль римского частного права;

D. иск был неоспоримым средством защиты;

E. римское право развивалось на почве судебной защиты прав по принципу «я имею иск, следова­тельно, я имею право».

5. Назовите основные периоды развития римского права:

A. период Республики, период принципата, период домината, предклассический период;

B. архаический период, период Республики, клас­сический период, постклассический период;

C. архаический период, предклассический период, классический период, постклассический период;

D. период царей, период принципата, классический период, постклассический период, период Им­перии.

6. Какие правовые системы существовали в римском частном праве:

A. квиритское (цивильное) право, преторское право, право народов, ес­тественное право;

B. обычное право, обязательственное право, вещное право, цивильное право, император­ское право;

C. деликтное право, вещное право, пандектное право, естественное право, право народов;

D. гражданское право, уголовное право, государст­венное право, административное право, семей­ное право.

7. Чьи интересы охраняло цивильное право:

A. интересы перегринов и латинов;

B. интересы отдельных индивидов;

C. интересы населения римских провинций;

D. интересы римских граждан;

E. интересы Римского государства.

8. Назовите основные черты права народов:

A. универсальный характер, отсутствие формализ­ма, упрощенные способы гражданского оборота, универсальная пространственная и субъектная сферы действия;

B. строгий формализм, влияние религии, ограни­ченная субъектная и пространственная сферы действия;

C. ритуальный и сакральный характер, демокра­тизм, решающая роль претора перегринов, ак­тивное участие государства;

D. решающая роль городского претора, субъек­ты – только римские граждане, влияние гречес­кой философии, универсальная пространствен­ная сфера действия.

9. Каково соотношение между преторским и цивиль­ным правом:

A. эти правовые системы строго параллельны, они ни в чем не пересекались друг с другом;

B. это синонимичные понятия;

C. преторское право дополняло и исправляло ци­вильное, приспосабливало его к новым услови­ям жизни, восполняло пробелы в цивильном праве;

D. цивильное право находилось в тесной взаимо­связи с преторским и исправляло его ошибки;

E. нормы преторского и цивильного права имеют одно и то же происхождение – они принима­лись народным собранием.

10. Какие источники права существовали в Древнем Риме:

A. нормы морали, законы, обычаи, судебные реше­ния, приказы центуриона, эдикты магистратов;

B. обычаи, законы, эдикты магистратов, постанов­ления Сената, конституции императоров, ответы юристов;

C. доктрина права, императорские конституции, приказы армейского командования, установле­ния жрецов, обычаи, законные иски;

D. христианское вероучение, законы, судебные прецеденты, решения народного собрания, принципы справедливости.

11. Какой из источников права являлся основным в рес­публиканском Риме:

A. обычай;

B. закон;

C. преторский эдикт;

D. сенатусконсульт;

E. декрет императора.

12. Что в республиканском Риме приравнивалось к зако­нам как источникам права:

A. обычаи;

B. конституции императоров;

C. приказы диктаторов;

D. законные иски;

E. ответы юристов.

13. Каковы были правотворческие функции Сената в рес­публиканском Риме:

A. он разрабатывал законопроекты;

B. он одобрял или отвергал законопроект, не об­суждая его по существу;

C. он ратифицировал одобренный народным собра­нием законопроект;

D. он являлся высшей апелляционной инстанцией.

14. На каком этапе развития в Древнем Риме сформиро­валась светская юриспруденция:

A. в период царей;

B. в архаический период;

C. в классический период;

D. в период домината;

E. в конце предклассического периода.

15. Какие основные правовые школы существовали в классической юриспруденции:

A. сабинианская и прокулианская;

B. папинианова, ульпианова и павловская;

C. школы Гая, Модестина и Цицерона;

D. школы жрецов-понтификов и светских юристов.

16. Какая деятельность юристов представляла собой ис­точник права в классический период:

A. их выступления в гражданском процессе в каче­стве адвокатов;

B. составление текстов исковых заявлений, сделок, завещаний;

C. ответы на запросы частных лиц;

D. частные юридические консультации;

E. ответы на запросы судебных и административных органов, высказывания в научных сочинениях.

17. Что означает термин «Свод гражданского права» (Corpus iuris civilis):

A. название систематизированного сборника конституций императора Марка Аврелия;

B. название систематизации декретов императоров, произведенной Юлием Павлом;

C. название официальной кодификации преторских эдиктов;

D. название, которое получила Кодификация Юс­тиниана в Средние века;

E. название антологии римских классических юристов.

18. В какую часть Кодификации Юстиниана было вклю­чено элементарное изложение основ римского част­ного права:

A. в Дигесты;

B. в Новеллы;

C. в Кодекс;

D. в Институции;

E. в декреты императоров.

19. Что представляют собой Дигесты Юстиниана:

A. сборник цивильных законов;

B. кодификацию преторского права;

C. антологию сочинений римских классических юристов;

D. компиляцию императорских конституций;

E. свод обычного права.

20. Мнение какого римского юриста признавалось наи­более компетентным в соответствии с Законом о ци­тировании 426 г.:

A. Павла;

B. Модестина;

C. Гая;

D. Ульпиана;

E. Папиниана.

Тема 2. Лица в римском частном праве

1. Из каких элементов складывалась правоспособность физических лиц:

A. право торговать, право вступать в законный римский брак, право совершать сделки, приоб­ретать и отчуждать имущество;

B. статус свободы, статус гражданства, семейный статус;

C. право участвовать в народных собраниях, изби­рать и быть избранными в магистратуру, право служить в легионах;

D. обязанность платить налоги, право проживать в Риме, право владеть землей;

E. право составлять завещание, право наследовать по завещанию, право избирать и быть избранны­ми в Сенат.

2. Что из нижеперечисленного являлось основанием умаления правоспособности (capitis deminutio):

A. попадание в плен;

B. эманципация;

C. отказ от завещанного наследства;

D. совершение сделки с нарушением необходимых формальностей;

E. вступление в брак без власти мужа.

3. Какие степени умаления правоспособности существовали в римском праве:

A. полная и неполная;

B. окончательная, промежуточная, обратимая;

C. безусловная и условная;

D. максимальная, средняя, минимальная;

E. превосходная и уменьшительная.

4. Лишение какого состояния влекло минимальное умаление правоспособности:

A. лишение состояния гражданства;

B. лишение семейного статуса;

C. лишение права занимать государственные долж­ности;

D. лишение состояния свободы;

E. лишение наследственных прав.

5. Какие причины могли подтолкнуть лицо своего права к добровольному среднему умалению собст­венной правоспособности:

A. желание вступить в правильный римский брак;

B. желание получить наследство;

C. желание быть членом агнатической семьи;

D. желание получить землю в провинции.

6. Какие изменения в юридическом статусе физичес­ких лиц связаны с возникновением и распростране­нием пекулия:

A. возникновение института эманципации;

B. возникновение у свободных подвластных права самостоятельно вступать в обязательственные отношения;

C. возникновение брака без власти мужа;

D. практика предоставления свободы рабам;

E. появление института представительства.

7. При каком условии зачатый, но еще не рожденный младенец обладал правоспособностью:

A. если это было к выгоде его отца;

B. если это было к выгоде самого младенца;

C. если это было к выгоде его матери;

D. ни при каком;

E. если это было выгодно его будущему домовладыке, подвластным которого являлся отец младенца.

8. Каких прав были лишены перегрины:

A. права вступать в законный римский брак;

B. права составлять завещание и принимать на­следство по завещанию;

C. права наследования по закону;

D. права власти над женой;

E. права власти над детьми.

9. Кем следовало считать раба при наличии сомнений в его правовом статусе:

A. рабом;

B. свободным;

C. перегрином;

D. вольноотпущенником;

E. латином.

10. Каково было положение ребенка, рожденного от со­жительства свободной женщины и раба:

A. становился свободным по достижении 25 лет;

B. считался вольноотпущенником;

C. рождался рабом;

D. рождался свободным.

11. Какому институту русского права родственен ко­лонат:

A. крепостному праву;

B. долговой кабале;

C. барщине;

D. оброку.

12. Какой договор первоначально лежал в основе отно­шений колоната:

A. купли-продажи;

B. аренды;

C. подряда;

D. найма рабочей силы;

E. поручения.

13. Назовите основные виды умаления гражданской чести:

A. осуждение в уголовном процессе;

B. осуждение к рабству на галерах;

C. поражение в правах, преторское бесчестье, ли­шение доброго имени;

D. изгнание из Рима, получение статуса перегрина без отечества;

E. насильственное переселение из Рима в провин­цию или латинскую общину.

14. Какими признаками обладало юридическое лицо в римском праве:

A. это частное объединение физических лиц;

B. это религиозное или профессиональное объеди­нение квиритов;

C. наличие собственного имущества, обособленно­го от имущества индивидов – участников юри­дического лица;

D. это субъект всего частного права в целом;

E. это государственное образование.

15. Что включалось в понятие «юридическое лицо»:

A. наличие право- и дееспособности объединения в целом;

B. автономия прав и обязанностей участников;

C. наличие устава, зарегистрированного в государ­ственных органах;

D. наличие трех статусов: свободы, гражданства и семьи;

E. разрешение магистрата.

16. Что было общего между физическими и юридичес­кими лицами:

A. наличие гражданской правосубъектности;

B. наличие статуса гражданства;

C. наличие собственного имущества;

D. распространение на их действия принципа «раз­решено все, что не запрещено»;

E. распространение на их действия принципа «за­прещено все, что не разрешено».

17. Какие сделки было управомочено совершать юри­дическое лицо:

A. любые сделки;

B. любые законные сделки;

C. не имело права совершать никаких сделок;

D. сделки, связанные с государственной собствен­ностью;

E. сделки, прямо предусмотренные в уставе юри­дического лица.

Тема 3. Семейное право Древнего Рима

1. Что лежало в основе римской семьи:

A. деление ее членов на лиц своего и чужого права;

B. разграничение агнатов и когнатов;

C. семейный культ предков;

D. ведение общего хозяйства;

E. отцовская власть и патриархальный брак.

2. Кто являлся «лицом своего права»:

A. любой совершеннолетний римский мужчина;

B. все римляне, имевшие право участвовать в на­родных собраниях;

C. все взрослые граждане Рима, включая женщин;

D. только лица сенаторского сословия;

E. лицо, не состоящее ни в чьей власти, а само являющееся главой семьи.

3. Основные черты агнатического родства:

A. родство по крови;

B. нахождение под властью одного домовладыки;

C. кровное родство по мужской линии;

D. подчинение власти старшего сына;

E. все агнаты – лица своего права.

4. Основные черты когнатического родства:

A. наличие нескольких домовладык в одной семье;

B. кровное родство;

C. кровное родство только по женской линии;

D. супруги имели равные права в распоряжении се­мейным имуществом;

E. все когнаты – лица чужого права.

5. Какими способами происходило освобождение сына от власти отца по Законам XII Таблиц:

A. путем торжественного заявления перед маги­стратом;

B. на основании договора между отцом и сыном;

C. посредством мнимой троекратной продажи сына в рабство;

D. путем троекратного произнесения отцом маги­ческих заклинаний;

E. по распоряжению Верховного жреца.

6. Понятие брака в римском праве:

A. совместное сожительство с ведением общего хозяйства;

B. добровольный союз мужчины и женщины;

C. юридический факт, юридическая сделка и статус (составной элемент правоспособности индивида);

D. особый религиозный обряд;

E. специфический институт цивильного права.

7. Виды брака в Древнем Риме:

A. религиозный и светский;

B. с властью мужа и без власти мужа;

C. моногамный и полигамный;

D. однополый и двуполый;

E. юридический и фактический.

8. Условия вступления в брак по римскому праву:

A. наличие статуса свободы и статуса лица своего права, достижение брачного возраста, отсутствие родственных связей между женихом и невестой, наличие семейного статуса;

B. согласие жениха и невесты, согласие обоих отцов семейств, согласие обеих матерей, нали­чие статуса римского гражданина;

C. способность вступать в законный римский брак, достижение брачного возраста, отсутствие близ­кого родства, отсутствие душевных болезней, согласие жениха и невесты и их домовладык;

D. отсутствие не расторгнутого брака, отсутствие душевных болезней, наличие публичной право­способности, отсутствие близкого родства.

9. Основные черты брака с властью мужа:

A. женщина проживает в доме мужа на положении его дочери, но остается наследницей своего отца;

B. приданое жены находится в ее собственности;

C. жена становится когнаткой своего мужа и его родственников;

D. жена остается наследницей своего отца и членов своей прежней семьи;

E. жена полностью переходит под власть мужа и его домовладыки, становится членом агнатической семьи своего мужа.

10. Основные черты брака без власти мужа:

A. сохранение имущественной и личной самостоя­тельности женщины;

B. сохранение женой агнатических связей с семьей своего отца;

C. женщина становится наследницей мужа и чле­нов его семьи;

D. имущество жены поступает в полную собствен­ность мужа;

E. в случае прекращения брака приданое остается в распоряжении мужа.

11. Способы превращения брака без власти мужа в брак с властью мужа:

A. согласие жены на изменение вида брака;

B. договоренность между свекром и тестем;

C. посредством длительного пребывания в браке (узукапия), посредством символической покуп­ки жены;

D. властное распоряжение претора;

E. одностороннее волеизъявление мужа.

12. Способы заключения брака:

A. религиозный обряд вкушения особого хлеба, во­ображаемая покупка жены мужем;

B. венчание в храме;

C. светская регистрация у претора;

D. составление особой брачной записи у юриста;

E. особый указ императора.

13. Каково было имущественное положение женщины в браке без власти мужа:

A. ее добрачное имущество переходит в собствен­ность мужа;

B. добрачное имущество жены входит в состав общей семейной собственности;

C. добрачное имущество жены остается в ее собст­венности, и жена вправе вступать с мужем в любые имущественные сделки;

D. все имущество, полученное женой во время брака, является собственностью мужа;

E. имущество жены находится в собственности ее отца, но в пользовании мужа.

14. Какой договор не могли заключить супруги, жив­шие в браке без власти мужа:

A. купля-продажа;

B. наем услуг;

C. поручение;

D. дарение;

E. поручительство.

15. Какое семейное имущество обладало особым режимом:

A. нажитое супругами во время брака;

B. выделенное отцом жениха для его семьи;

C. приданое жены;

D. военные трофеи мужа;

E. дары отца невесты.

16. Как обеспечивалась охрана интересов жены от рас­траты приданого:

A. правом законной ипотеки жены на все имущест­во мужа;

B. правом требовать установления опеки над при­даным;

C. контролем со стороны претора;

D. контролем со стороны отца жены;

E. защитой со стороны императора.

17. Возможен ли был развод в браке с властью мужа:

A. невозможен ни при каких обстоятельствах;

B. развод полностью свободен;

C. только по одностороннему заявлению мужа или его отца;

D. по обоюдному согласию сторон;

E. по одностороннему заявлению жены.

18. Что означает понятие «конкубинат»:

A. синоним брака без власти мужа;

B. сожительство рабов;

C. внебрачное сожительство лиц, браки между ко­торыми запрещены по закону;

D. законный брак между перегринами;

E. законный брак между латинами.

19. Каковы были отношения между матерью и детьми в браке с властью мужа:

A. мать имела неограниченную власть над своими детьми;

B. мать занимала место дочери мужа и сестры своих детей;

C. мать являлась только когнаткой своим детям;

D. мать не имела в семье никаких прав по отноше­нию к детям;

E. мать не являлась агнаткой своим детям.

20. Основа взаимоотношений между отцом и детьми:

A. принадлежность детей к семье отца;

B. когнатическая связь между ними;

C. агнатическая связь между ними;

D. эманципация взрослых детей;

E. институт отцовской власти.

21. Назовите центральное правомочие отца:

A. оставить завещание в пользу детей;

B. право жизни и смерти своих детей;

C. право эманципации детей;

D. право лишить детей наследства;

E. право предоставить пекулий взрослому сыну.

23. На какое имущество подвластного сына не распро­странялась отцовская власть:

A. на пекулий, выделенный самим отцом;

B. на имущество, полученное сыном по завеща­нию;

C. на имущество, полученное во время военной службы;

D. на имущество, полученное в дар;

E. на имущество, предназначенное в приданое до­чери сына (внучке).

24. Что в римском праве обозначалось термином «пеку­лий»:

A. имущество перегрина;

B. имущество латина;

C. имущество полноправного римского гражданина;

D. имущество, выделяемое домовладыкой в само­стоятельное управление подвластному лицу;

E. имущество, принадлежащее государству, но от­данное в аренду частному лицу.

25. Какими правами обладал опекун в отношении подо­печного:

A. полностью бесконтрольно распоряжаться иму­ществом подопечного;

B. лично выполнять обязательства, которые принял на себя подопечный;

C. запрещать или ограничивать совершение сделок подопечным;

D. закладывать сельские и пригородные земельные участки, принадлежащие подопечному;

E. вступать в брак с подопечной.

26. С какой правовой категорией связаны институты опеки и попечительства:

A. с правоспособностью;

B. с семейным статусом;

C. со статусом свободы;

D. с имущественным положением;

E. с дееспособностью.

27. Что представляло собой узаконение детей:

A. установление отцовской власти над чужими не­совершеннолетними детьми;

B. установление отцовской власти над лицом своего права;

C. принятие жениха в агнатическую семью невесты;

D. введение невесты в дом жениха;

E. признание отцом своих внебрачных детей.

28. Кого можно было усыновить (удочерить):

A. любое лицо;

B. только несовершеннолетнего;

C. только лицо чужого права;

D. только лицо своего права;

E. только своего собственного незаконнорожден­ного ребенка.

29. Назовите формы усыновления:

A. легитимация и манумиссия;

B. аррогация и адопция;

C. манципация и эманципация;

D. интенция и кондемнация.

Тема 4. Вещное право Древнего Рима

Задания на проверку сформированности второго компонента компетенций – «уметь»

по теме 1 «Предмет, система и источники римского права. Рецепция римского права»:

Задача 1.1. В 460 г. до н.э. в Рим с товаром прибыл финикийский купец. Римский гражданин (хозяин гостиницы, где остановился финикиец), отнял у купца все его имущество, а самого его сделал своим рабом.

Правомерны ли действия римлянина? Кем в Древнем Риме считались иностранцы? Какой правовой институт был выработан для защиты их личных и имущественных прав? Когда появился этот институт? Как архаическое право регулировало правовой статус иностранцев?

Задача 1.2. В 534 г. н.э. были изданы Дигесты Юстиниана, куда вошли выдержки из сочинений 39 римских юристов (Папиниана, Ульпиана, Павла, Юлиана, Помпония, Модестина и др.).

Выдержки из произведений какого юриста использованы в наибольшей степени? Как называются выдержки из сочинений по цивильному праву? По преторскому праву? Выдержки из сочинений Папиниана?

Задача 1.3. Ф. Энгельс называл римское право самой совершенной системой права, основанного на частной собственности. Кроме того, существует известное всем высказывание, что Рим трижды покорил мир – и в третий раз именно посредством рецепции римского права.

Чем вызвана такая высокая оценка римского права? Почему правовая система, действовавшая две тысячи лет назад, с успехом применяется в регулировании современных правоотношений? Почему римское публичное право перестало существовать вместе с Римским государством, а римское частное право актуально и в настоящее время?

по теме 2 «Лица в римском частном праве»:

Задача 2.1. В чем состоит различие между правоспособностью и дееспособностью физического лица? Какие категории лиц, обладая правоспособностью, ограничены законом в своей дееспособности? Поясните свой ответ примерами.

Задача 2.2. Из 10 первоначальных учредителей корпорации через 15 лет не осталось ни одного, так как все ее члены сменились.

Считается ли существование корпорации прекращенным?

по теме 3 «Семейное право Древнего Рима»:

Задача 3.1. Взрослые сыновья потребовали у отца раздела имущества на том основании, что оно является коллективной собственностью. Отец возразил, ссылаясь на то, что дети, являясь подвластными лицами, не являются субъектами права, а, следовательно, не вправе выдвигать подобное требование.

Так ли это?

Задача 3.2. С разрешения отца сын поступил на военную службу. Со временем он достиг определенного положения и состояния и приобрел на свое жалование имение. Отец же, вовлеченный в неудачную сделку, разорился.

Вправе ли он расплатиться с кредиторами имением сына?

Задача 3.3. Не имея средств, чтобы расплатиться с кредиторами, отец семейства предложил им в качестве батрака собственного (уже женатого, ведущего собственное хозяйство, но еще пребывающего под его властью) сына.

Вправе ли он так поступить? Является ли такое решение отца основанием для сына потребовать эмансипации?

по теме 4 «Вещное право Древнего Рима»:

Задача 4.1. К стаду Тиция прибилась овца с клеймом, свидетельствующим о ее принадлежности Гаю. Его сосед Сей попытался увести овцу к себе на том основании, что она не принадлежит Тицию.

Получит ли Тиций защиту владения?

Задача 4.2. Гай взял у Тита до востребования повозку. Спустя 8 месяцев Тит самовольно увез эту повозку к себе на двор. Гай обратился за защитой к претору.

Предоставит ли претор защиту Гаю?

Задача 4.3. На улице Гай увидел человека, одетого в дорогой плащ, украденный у Гая год назад. Он попытался отобрать плащ. После вмешательства претора Гай предоставил многочисленных свидетелей того, что этот плащ некогда принадлежал ему, но был украден. Хозяин плаща также представил свидетелей того, что он полгода назад купил этот плащ у торговца на рынке.

Какое решение должен вынести претор?

Задача 4.4. Публий купил статую Венеры, однако когда он пришел забирать ее у торговца, последний предложил ему статую без пьедестала, на



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 1520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.018 с.)