Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Понятие, система и источники римского права. Рецепция римского права↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
АНО ВО «МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
« УТВЕРЖДАЮ» проректор по учебной работе _____________А.И. Ковалева «__»_______________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «РИМСКОЕ ПРАВО» Б3.В.ОД.9 Направление подготовки – 40.03.01 – «Юриспруденция» Профили подготовки – «Государственная и муниципальная служба» «Юрист социальной сферы: профсоюзы, фонды, партии» «Юридический бизнес, услуги и деятельность корпоративного юриста»
Квалификация выпускника – бакалавр Форма обучения – очная, заочная
Юридический факультет Кафедра гражданского и предпринимательского права
Москва 2016 Рабочая программа дисциплины «Римское право» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению 40.03.01 – «Юриспруденция»и рабочими учебными планами, утвержденными ректором АНО ВО «Московский гуманитарный университет».
ОБСУЖДЕНО на заседании кафедры гражданского и предпринимательского права «29» августа 2016 г., протокол №1.
ОДОБРЕНО методической комиссией юридического факультета «5» сентября 2016 г., протокол №1.
1. Цели и задачи дисциплины Целями изучения дисциплины «Римское право» являются формирование научного мировоззрения, высоких нравственных качеств и профессионализма, необходимых в практической деятельности современного юриста; формирование способности оценить с научных позиций правовые явления современности; формирование способности применить полученные знания в последующем изучении гражданского, гражданского процессуального, семейного, наследственного права и других отраслевых юридических дисциплин. Основными задачами дисциплины являются: - обеспечение глубокого усвоения сущности и содержания институтов римского права, его основных категорий и понятий; - овладение юридической терминологией; - овладение навыками анализа норм права.
2. Место дисциплины в структуре ОП бакалавриата Дисциплина «Римское право» входит вариативную часть профессионального цикла дисциплин по направлению 40.03.01 «Юриспруденция». Дисциплина имеет тесную взаимосвязь со многими отраслевыми юридическими дисциплинами. Для успешного освоения дисциплины «Римское право» обучающийся должен в ходе изучения дисциплины «Теория государства и права» овладеть общетеоретическими понятиями, на которых базируется вся юридическая наука и без которых ни одна из ее отраслей не может плодотворно развиваться, а также в результате изучения дисциплины «История государства и права зарубежных стран» знать историю древнего римского государства, с тем, чтобы понимать исторические, политические и экономические предпосылки формирования римского частного права в том виде, как оно сложилось в классический период (первые три века н.э.) – расцвет римской юриспруденции, нашло отражение в кодификации Юстиниана (IV в. н.э.) и было заимствовано другими государствами более позднего периода. Дисциплина «Римское право» имеет важное значение для дальнейшего изучения таких дисциплин, как «Гражданское право», «Гражданское процессуальное право», «Международное частное право», «Семейное право», «Наследственное право».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В данном разделе содержится описание перечня планируемых результатов обучения по дисциплине «Римское право», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы 40.03.01 «Юриспруденция». Освоение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций: Общекультурные компетенции (ОК): - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); - способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9). Общепрофессиональная компетенция (ПК): - способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6). Обучающийся по направлению 40.03.01 «Юриспруденция» в результате изучения дисциплины «Римское право» должен: Знать: - понятийный аппарат римского права; - сущность и содержание основных институтов римского права; - сущность и содержание рецепции римского права, её основные виды и формы. Уметь: - уметь логически мыслить, ясно и последовательно излагать свои мысли в письменной и устной речи; - уметь анализировать социальные и политические процессы и явления и определять их влияние на формирование и развитие права; - уметь работать с нормативными источниками права, а также учебной и научной литературой в целях точного и правильного решения поставленных задач; - уметь четко определять суть поставленных задач, предлагать аргументированные, точные и краткие ответы по существу поставленной задачи. Владеть: - владеть культурой мышления и общения, как в профессиональной среде, так и в повседневной жизни, способностью к поиску, отбору, обобщению, анализу информации и ее рациональному восприятию, постановке цели и выбору путей ее достижения; - владеть навыками и способами принятия и обоснования правовых решений в профессиональной деятельности и повседневной жизни, руководствуясь высокими нравственными качествами и профессионализмом.
4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. 4.1. Структура дисциплины Структура дисциплины для очной формы обучения
Структура дисциплины для заочной формы обучения
4.2. Учебно-тематический план дисциплины Очная форма обучения
Заочная форма обучения
4.3. Содержание дисциплины Задания (тесты) на проверку сформированности первого компонента компетенций – «знать» Тема 1. Понятие, система и источники римского права 1. На какие две части подразделялось право Древнего Рима: A. частное и семейное; B. уголовное и процессуальное; C. процессуальное и административное; D. публичное и частное; E. гражданское и уголовное. 2. Какие отношения входят в предмет регулирования римского частного права: A. имущественные отношения; B. отношения, связанные с деятельностью государственных органов; C. неимущественные отношения, связанные с уголовными правонарушениями; D. имущественные отношения и связанные с ними семейные отношения; E. имущественные отношения, связанные с административными правонарушениями. 3. Каковы основные черты римского частного права: A. неограниченная частная собственность, автономия воли субъектов права, индивидуализм, высокоразвитые договорные отношения; B. государственное регулирование торговли, ограничения частной собственности, патриархальное семейное право; C. исчерпывающий перечень договоров, деление собственности на общую и частную, приоритет вещных прав, полигамная семья; D. равенство всех перед законом и судом, государственное регулирование семейных отношений, развитое трудовое право; E. четкое отраслевое деление частного права на гражданское, семейное и трудовое, доминирующая роль гражданского процесса. 4. Почему римское право называют системой исков: A. при помощи исков защищались публичные интересы государства; B. иски являлись основным средством самоуправства и самопомощи; C. гражданский процесс представлял собой основную отрасль римского частного права; D. иск был неоспоримым средством защиты; E. римское право развивалось на почве судебной защиты прав по принципу «я имею иск, следовательно, я имею право». 5. Назовите основные периоды развития римского права: A. период Республики, период принципата, период домината, предклассический период; B. архаический период, период Республики, классический период, постклассический период; C. архаический период, предклассический период, классический период, постклассический период; D. период царей, период принципата, классический период, постклассический период, период Империи. 6. Какие правовые системы существовали в римском частном праве: A. квиритское (цивильное) право, преторское право, право народов, естественное право; B. обычное право, обязательственное право, вещное право, цивильное право, императорское право; C. деликтное право, вещное право, пандектное право, естественное право, право народов; D. гражданское право, уголовное право, государственное право, административное право, семейное право. 7. Чьи интересы охраняло цивильное право: A. интересы перегринов и латинов; B. интересы отдельных индивидов; C. интересы населения римских провинций; D. интересы римских граждан; E. интересы Римского государства. 8. Назовите основные черты права народов: A. универсальный характер, отсутствие формализма, упрощенные способы гражданского оборота, универсальная пространственная и субъектная сферы действия; B. строгий формализм, влияние религии, ограниченная субъектная и пространственная сферы действия; C. ритуальный и сакральный характер, демократизм, решающая роль претора перегринов, активное участие государства; D. решающая роль городского претора, субъекты – только римские граждане, влияние греческой философии, универсальная пространственная сфера действия. 9. Каково соотношение между преторским и цивильным правом: A. эти правовые системы строго параллельны, они ни в чем не пересекались друг с другом; B. это синонимичные понятия; C. преторское право дополняло и исправляло цивильное, приспосабливало его к новым условиям жизни, восполняло пробелы в цивильном праве; D. цивильное право находилось в тесной взаимосвязи с преторским и исправляло его ошибки; E. нормы преторского и цивильного права имеют одно и то же происхождение – они принимались народным собранием. 10. Какие источники права существовали в Древнем Риме: A. нормы морали, законы, обычаи, судебные решения, приказы центуриона, эдикты магистратов; B. обычаи, законы, эдикты магистратов, постановления Сената, конституции императоров, ответы юристов; C. доктрина права, императорские конституции, приказы армейского командования, установления жрецов, обычаи, законные иски; D. христианское вероучение, законы, судебные прецеденты, решения народного собрания, принципы справедливости. 11. Какой из источников права являлся основным в республиканском Риме: A. обычай; B. закон; C. преторский эдикт; D. сенатусконсульт; E. декрет императора. 12. Что в республиканском Риме приравнивалось к законам как источникам права: A. обычаи; B. конституции императоров; C. приказы диктаторов; D. законные иски; E. ответы юристов. 13. Каковы были правотворческие функции Сената в республиканском Риме: A. он разрабатывал законопроекты; B. он одобрял или отвергал законопроект, не обсуждая его по существу; C. он ратифицировал одобренный народным собранием законопроект; D. он являлся высшей апелляционной инстанцией. 14. На каком этапе развития в Древнем Риме сформировалась светская юриспруденция: A. в период царей; B. в архаический период; C. в классический период; D. в период домината; E. в конце предклассического периода. 15. Какие основные правовые школы существовали в классической юриспруденции: A. сабинианская и прокулианская; B. папинианова, ульпианова и павловская; C. школы Гая, Модестина и Цицерона; D. школы жрецов-понтификов и светских юристов. 16. Какая деятельность юристов представляла собой источник права в классический период: A. их выступления в гражданском процессе в качестве адвокатов; B. составление текстов исковых заявлений, сделок, завещаний; C. ответы на запросы частных лиц; D. частные юридические консультации; E. ответы на запросы судебных и административных органов, высказывания в научных сочинениях. 17. Что означает термин «Свод гражданского права» (Corpus iuris civilis): A. название систематизированного сборника конституций императора Марка Аврелия; B. название систематизации декретов императоров, произведенной Юлием Павлом; C. название официальной кодификации преторских эдиктов; D. название, которое получила Кодификация Юстиниана в Средние века; E. название антологии римских классических юристов. 18. В какую часть Кодификации Юстиниана было включено элементарное изложение основ римского частного права: A. в Дигесты; B. в Новеллы; C. в Кодекс; D. в Институции; E. в декреты императоров. 19. Что представляют собой Дигесты Юстиниана: A. сборник цивильных законов; B. кодификацию преторского права; C. антологию сочинений римских классических юристов; D. компиляцию императорских конституций; E. свод обычного права. 20. Мнение какого римского юриста признавалось наиболее компетентным в соответствии с Законом о цитировании 426 г.: A. Павла; B. Модестина; C. Гая; D. Ульпиана; E. Папиниана. Тема 2. Лица в римском частном праве 1. Из каких элементов складывалась правоспособность физических лиц: A. право торговать, право вступать в законный римский брак, право совершать сделки, приобретать и отчуждать имущество; B. статус свободы, статус гражданства, семейный статус; C. право участвовать в народных собраниях, избирать и быть избранными в магистратуру, право служить в легионах; D. обязанность платить налоги, право проживать в Риме, право владеть землей; E. право составлять завещание, право наследовать по завещанию, право избирать и быть избранными в Сенат. 2. Что из нижеперечисленного являлось основанием умаления правоспособности (capitis deminutio): A. попадание в плен; B. эманципация; C. отказ от завещанного наследства; D. совершение сделки с нарушением необходимых формальностей; E. вступление в брак без власти мужа. 3. Какие степени умаления правоспособности существовали в римском праве: A. полная и неполная; B. окончательная, промежуточная, обратимая; C. безусловная и условная; D. максимальная, средняя, минимальная; E. превосходная и уменьшительная. 4. Лишение какого состояния влекло минимальное умаление правоспособности: A. лишение состояния гражданства; B. лишение семейного статуса; C. лишение права занимать государственные должности; D. лишение состояния свободы; E. лишение наследственных прав. 5. Какие причины могли подтолкнуть лицо своего права к добровольному среднему умалению собственной правоспособности: A. желание вступить в правильный римский брак; B. желание получить наследство; C. желание быть членом агнатической семьи; D. желание получить землю в провинции. 6. Какие изменения в юридическом статусе физических лиц связаны с возникновением и распространением пекулия: A. возникновение института эманципации; B. возникновение у свободных подвластных права самостоятельно вступать в обязательственные отношения; C. возникновение брака без власти мужа; D. практика предоставления свободы рабам; E. появление института представительства. 7. При каком условии зачатый, но еще не рожденный младенец обладал правоспособностью: A. если это было к выгоде его отца; B. если это было к выгоде самого младенца; C. если это было к выгоде его матери; D. ни при каком; E. если это было выгодно его будущему домовладыке, подвластным которого являлся отец младенца. 8. Каких прав были лишены перегрины: A. права вступать в законный римский брак; B. права составлять завещание и принимать наследство по завещанию; C. права наследования по закону; D. права власти над женой; E. права власти над детьми. 9. Кем следовало считать раба при наличии сомнений в его правовом статусе: A. рабом; B. свободным; C. перегрином; D. вольноотпущенником; E. латином. 10. Каково было положение ребенка, рожденного от сожительства свободной женщины и раба: A. становился свободным по достижении 25 лет; B. считался вольноотпущенником; C. рождался рабом; D. рождался свободным. 11. Какому институту русского права родственен колонат: A. крепостному праву; B. долговой кабале; C. барщине; D. оброку. 12. Какой договор первоначально лежал в основе отношений колоната: A. купли-продажи; B. аренды; C. подряда; D. найма рабочей силы; E. поручения. 13. Назовите основные виды умаления гражданской чести: A. осуждение в уголовном процессе; B. осуждение к рабству на галерах; C. поражение в правах, преторское бесчестье, лишение доброго имени; D. изгнание из Рима, получение статуса перегрина без отечества; E. насильственное переселение из Рима в провинцию или латинскую общину. 14. Какими признаками обладало юридическое лицо в римском праве: A. это частное объединение физических лиц; B. это религиозное или профессиональное объединение квиритов; C. наличие собственного имущества, обособленного от имущества индивидов – участников юридического лица; D. это субъект всего частного права в целом; E. это государственное образование. 15. Что включалось в понятие «юридическое лицо»: A. наличие право- и дееспособности объединения в целом; B. автономия прав и обязанностей участников; C. наличие устава, зарегистрированного в государственных органах; D. наличие трех статусов: свободы, гражданства и семьи; E. разрешение магистрата. 16. Что было общего между физическими и юридическими лицами: A. наличие гражданской правосубъектности; B. наличие статуса гражданства; C. наличие собственного имущества; D. распространение на их действия принципа «разрешено все, что не запрещено»; E. распространение на их действия принципа «запрещено все, что не разрешено». 17. Какие сделки было управомочено совершать юридическое лицо: A. любые сделки; B. любые законные сделки; C. не имело права совершать никаких сделок; D. сделки, связанные с государственной собственностью; E. сделки, прямо предусмотренные в уставе юридического лица. Тема 3. Семейное право Древнего Рима 1. Что лежало в основе римской семьи: A. деление ее членов на лиц своего и чужого права; B. разграничение агнатов и когнатов; C. семейный культ предков; D. ведение общего хозяйства; E. отцовская власть и патриархальный брак. 2. Кто являлся «лицом своего права»: A. любой совершеннолетний римский мужчина; B. все римляне, имевшие право участвовать в народных собраниях; C. все взрослые граждане Рима, включая женщин; D. только лица сенаторского сословия; E. лицо, не состоящее ни в чьей власти, а само являющееся главой семьи. 3. Основные черты агнатического родства: A. родство по крови; B. нахождение под властью одного домовладыки; C. кровное родство по мужской линии; D. подчинение власти старшего сына; E. все агнаты – лица своего права. 4. Основные черты когнатического родства: A. наличие нескольких домовладык в одной семье; B. кровное родство; C. кровное родство только по женской линии; D. супруги имели равные права в распоряжении семейным имуществом; E. все когнаты – лица чужого права. 5. Какими способами происходило освобождение сына от власти отца по Законам XII Таблиц: A. путем торжественного заявления перед магистратом; B. на основании договора между отцом и сыном; C. посредством мнимой троекратной продажи сына в рабство; D. путем троекратного произнесения отцом магических заклинаний; E. по распоряжению Верховного жреца. 6. Понятие брака в римском праве: A. совместное сожительство с ведением общего хозяйства; B. добровольный союз мужчины и женщины; C. юридический факт, юридическая сделка и статус (составной элемент правоспособности индивида); D. особый религиозный обряд; E. специфический институт цивильного права. 7. Виды брака в Древнем Риме: A. религиозный и светский; B. с властью мужа и без власти мужа; C. моногамный и полигамный; D. однополый и двуполый; E. юридический и фактический. 8. Условия вступления в брак по римскому праву: A. наличие статуса свободы и статуса лица своего права, достижение брачного возраста, отсутствие родственных связей между женихом и невестой, наличие семейного статуса; B. согласие жениха и невесты, согласие обоих отцов семейств, согласие обеих матерей, наличие статуса римского гражданина; C. способность вступать в законный римский брак, достижение брачного возраста, отсутствие близкого родства, отсутствие душевных болезней, согласие жениха и невесты и их домовладык; D. отсутствие не расторгнутого брака, отсутствие душевных болезней, наличие публичной правоспособности, отсутствие близкого родства. 9. Основные черты брака с властью мужа: A. женщина проживает в доме мужа на положении его дочери, но остается наследницей своего отца; B. приданое жены находится в ее собственности; C. жена становится когнаткой своего мужа и его родственников; D. жена остается наследницей своего отца и членов своей прежней семьи; E. жена полностью переходит под власть мужа и его домовладыки, становится членом агнатической семьи своего мужа. 10. Основные черты брака без власти мужа: A. сохранение имущественной и личной самостоятельности женщины; B. сохранение женой агнатических связей с семьей своего отца; C. женщина становится наследницей мужа и членов его семьи; D. имущество жены поступает в полную собственность мужа; E. в случае прекращения брака приданое остается в распоряжении мужа. 11. Способы превращения брака без власти мужа в брак с властью мужа: A. согласие жены на изменение вида брака; B. договоренность между свекром и тестем; C. посредством длительного пребывания в браке (узукапия), посредством символической покупки жены; D. властное распоряжение претора; E. одностороннее волеизъявление мужа. 12. Способы заключения брака: A. религиозный обряд вкушения особого хлеба, воображаемая покупка жены мужем; B. венчание в храме; C. светская регистрация у претора; D. составление особой брачной записи у юриста; E. особый указ императора. 13. Каково было имущественное положение женщины в браке без власти мужа: A. ее добрачное имущество переходит в собственность мужа; B. добрачное имущество жены входит в состав общей семейной собственности; C. добрачное имущество жены остается в ее собственности, и жена вправе вступать с мужем в любые имущественные сделки; D. все имущество, полученное женой во время брака, является собственностью мужа; E. имущество жены находится в собственности ее отца, но в пользовании мужа. 14. Какой договор не могли заключить супруги, жившие в браке без власти мужа: A. купля-продажа; B. наем услуг; C. поручение; D. дарение; E. поручительство. 15. Какое семейное имущество обладало особым режимом: A. нажитое супругами во время брака; B. выделенное отцом жениха для его семьи; C. приданое жены; D. военные трофеи мужа; E. дары отца невесты. 16. Как обеспечивалась охрана интересов жены от растраты приданого: A. правом законной ипотеки жены на все имущество мужа; B. правом требовать установления опеки над приданым; C. контролем со стороны претора; D. контролем со стороны отца жены; E. защитой со стороны императора. 17. Возможен ли был развод в браке с властью мужа: A. невозможен ни при каких обстоятельствах; B. развод полностью свободен; C. только по одностороннему заявлению мужа или его отца; D. по обоюдному согласию сторон; E. по одностороннему заявлению жены. 18. Что означает понятие «конкубинат»: A. синоним брака без власти мужа; B. сожительство рабов; C. внебрачное сожительство лиц, браки между которыми запрещены по закону; D. законный брак между перегринами; E. законный брак между латинами. 19. Каковы были отношения между матерью и детьми в браке с властью мужа: A. мать имела неограниченную власть над своими детьми; B. мать занимала место дочери мужа и сестры своих детей; C. мать являлась только когнаткой своим детям; D. мать не имела в семье никаких прав по отношению к детям; E. мать не являлась агнаткой своим детям. 20. Основа взаимоотношений между отцом и детьми: A. принадлежность детей к семье отца; B. когнатическая связь между ними; C. агнатическая связь между ними; D. эманципация взрослых детей; E. институт отцовской власти. 21. Назовите центральное правомочие отца: A. оставить завещание в пользу детей; B. право жизни и смерти своих детей; C. право эманципации детей; D. право лишить детей наследства; E. право предоставить пекулий взрослому сыну. 23. На какое имущество подвластного сына не распространялась отцовская власть: A. на пекулий, выделенный самим отцом; B. на имущество, полученное сыном по завещанию; C. на имущество, полученное во время военной службы; D. на имущество, полученное в дар; E. на имущество, предназначенное в приданое дочери сына (внучке). 24. Что в римском праве обозначалось термином «пекулий»: A. имущество перегрина; B. имущество латина; C. имущество полноправного римского гражданина; D. имущество, выделяемое домовладыкой в самостоятельное управление подвластному лицу; E. имущество, принадлежащее государству, но отданное в аренду частному лицу. 25. Какими правами обладал опекун в отношении подопечного: A. полностью бесконтрольно распоряжаться имуществом подопечного; B. лично выполнять обязательства, которые принял на себя подопечный; C. запрещать или ограничивать совершение сделок подопечным; D. закладывать сельские и пригородные земельные участки, принадлежащие подопечному; E. вступать в брак с подопечной. 26. С какой правовой категорией связаны институты опеки и попечительства: A. с правоспособностью; B. с семейным статусом; C. со статусом свободы; D. с имущественным положением; E. с дееспособностью. 27. Что представляло собой узаконение детей: A. установление отцовской власти над чужими несовершеннолетними детьми; B. установление отцовской власти над лицом своего права; C. принятие жениха в агнатическую семью невесты; D. введение невесты в дом жениха; E. признание отцом своих внебрачных детей. 28. Кого можно было усыновить (удочерить): A. любое лицо; B. только несовершеннолетнего; C. только лицо чужого права; D. только лицо своего права; E. только своего собственного незаконнорожденного ребенка. 29. Назовите формы усыновления: A. легитимация и манумиссия; B. аррогация и адопция; C. манципация и эманципация; D. интенция и кондемнация. Тема 4. Вещное право Древнего Рима Задания на проверку сформированности второго компонента компетенций – «уметь» по теме 1 «Предмет, система и источники римского права. Рецепция римского права»: Задача 1.1. В 460 г. до н.э. в Рим с товаром прибыл финикийский купец. Римский гражданин (хозяин гостиницы, где остановился финикиец), отнял у купца все его имущество, а самого его сделал своим рабом. Правомерны ли действия римлянина? Кем в Древнем Риме считались иностранцы? Какой правовой институт был выработан для защиты их личных и имущественных прав? Когда появился этот институт? Как архаическое право регулировало правовой статус иностранцев? Задача 1.2. В 534 г. н.э. были изданы Дигесты Юстиниана, куда вошли выдержки из сочинений 39 римских юристов (Папиниана, Ульпиана, Павла, Юлиана, Помпония, Модестина и др.). Выдержки из произведений какого юриста использованы в наибольшей степени? Как называются выдержки из сочинений по цивильному праву? По преторскому праву? Выдержки из сочинений Папиниана? Задача 1.3. Ф. Энгельс называл римское право самой совершенной системой права, основанного на частной собственности. Кроме того, существует известное всем высказывание, что Рим трижды покорил мир – и в третий раз именно посредством рецепции римского права. Чем вызвана такая высокая оценка римского права? Почему правовая система, действовавшая две тысячи лет назад, с успехом применяется в регулировании современных правоотношений? Почему римское публичное право перестало существовать вместе с Римским государством, а римское частное право актуально и в настоящее время? по теме 2 «Лица в римском частном праве»: Задача 2.1. В чем состоит различие между правоспособностью и дееспособностью физического лица? Какие категории лиц, обладая правоспособностью, ограничены законом в своей дееспособности? Поясните свой ответ примерами. Задача 2.2. Из 10 первоначальных учредителей корпорации через 15 лет не осталось ни одного, так как все ее члены сменились. Считается ли существование корпорации прекращенным? по теме 3 «Семейное право Древнего Рима»: Задача 3.1. Взрослые сыновья потребовали у отца раздела имущества на том основании, что оно является коллективной собственностью. Отец возразил, ссылаясь на то, что дети, являясь подвластными лицами, не являются субъектами права, а, следовательно, не вправе выдвигать подобное требование. Так ли это? Задача 3.2. С разрешения отца сын поступил на военную службу. Со временем он достиг определенного положения и состояния и приобрел на свое жалование имение. Отец же, вовлеченный в неудачную сделку, разорился. Вправе ли он расплатиться с кредиторами имением сына? Задача 3.3. Не имея средств, чтобы расплатиться с кредиторами, отец семейства предложил им в качестве батрака собственного (уже женатого, ведущего собственное хозяйство, но еще пребывающего под его властью) сына. Вправе ли он так поступить? Является ли такое решение отца основанием для сына потребовать эмансипации? по теме 4 «Вещное право Древнего Рима»: Задача 4.1. К стаду Тиция прибилась овца с клеймом, свидетельствующим о ее принадлежности Гаю. Его сосед Сей попытался увести овцу к себе на том основании, что она не принадлежит Тицию. Получит ли Тиций защиту владения? Задача 4.2. Гай взял у Тита до востребования повозку. Спустя 8 месяцев Тит самовольно увез эту повозку к себе на двор. Гай обратился за защитой к претору. Предоставит ли претор защиту Гаю? Задача 4.3. На улице Гай увидел человека, одетого в дорогой плащ, украденный у Гая год назад. Он попытался отобрать плащ. После вмешательства претора Гай предоставил многочисленных свидетелей того, что этот плащ некогда принадлежал ему, но был украден. Хозяин плаща также представил свидетелей того, что он полгода назад купил этот плащ у торговца на рынке. Какое решение должен вынести претор? Задача 4.4. Публий купил статую Венеры, однако когда он пришел забирать ее у торговца, последний предложил ему статую без пьедестала, на
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 1520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.185 (0.012 с.) |