Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и значение римского частного права

Поиск

Римское право

Новицкий Е.Б. «Римское право»

Дженаро Фрончози «Институционный курс римского права»

Чезаре Сан-Филиппо «Римское право»

+

Любой дореволюционный учебник римского права:

И.А. Покровский «История римского права»

В.М. Хвостов «Система римского права»

Сборник источников римского права

 

 

Понятие и значение римского частного права

Сами римляне делили римское право на:

1) публичное (jus publicum)

Особенность норм публичного права в том, что гос-во приеняет их по своей инициативе (ex officio). Публичное право всегда использует при регулировании общ. отношения использует императивный метод.

2) частное (jus privatum)

Частное право начинает применяться только по воле заинтересованного частного лица. Частное право использует диспозитивный метод регулирования общ. отношений (метод мягкий, дозволительный). Частное право – область римского права, нормы которой регулировали отношения между частными лицами с помощью диспозитивного метода.

 

Составные части частного права:

1) гражданское право (jus civile \ jus Qviritium)

Первые частные нормы защищали только коренных жителей древнего Рима (квиритов). Главный источник права – правовой обычай. Осн. памятник – ЗДТ (450 г. д.н.э.). Форма сделки превалировала над юридической чистотой её содержания (если форма сделки была соблюдена, то судья считал договор состоявшимся, даже если он был заключён под влиянием угрозы, обмана, т.е. страдала пороком воли). Порок воли – истинная воля сторон в сделке не соответствует их волеизъявлению.

 

2) право народов (jus gentium)

С развитием античного рынка произошла след. ситуация: квиритское право защищало квиритов, но игнорировала др. участников рынка пилигримов (чужестранцев). Создаётся для того, чтобы защищать пилигримов в гражданском обороте (гражд. оборот. – сфера заключения и исполнения гражданско-правовых договоров). Часть гражданского право, больше приспособленная к рынку. Частное право всегда развивается с рынком.

 

3) преторское право (jus pretorium)

Целый ряд экономических отношений остаётся не урегулирован гражд. правом. Формально преторы не имели право творить право, но фактически это делали. Они в определённых жизненных ситуациях толковали цивильное право и приспосабливали его к рыночным условиям, заполняя даже толкованием пробелы. + Они стали создавать свои способы преторской защиты, благодаря чему значительно развивается римское частное право.

 

Каждая последующая часть частного права не отказывалась, не перечёркивала предыдущие. В итоге все части взаимодействуют друг с другом, дополняют друг друга. Часто римляне предлагали народу 2 вар-та: старый и новый. И постепенно граждане отказывались от старых норм и начинали пользоваться новыми.

 

«Публичное право защищает интересы гос-ва, а частное – интересы отд. лиц» (Ульпиан)

 

 

Этапы развития римского частного права

1) доклассический (753 г. д.н.э. – конец 1-го века до нашей эры)

Абсолютное господство цивильного квиритского права. В этот период форма сделки превалирует над содержанием.

2) классический (1 в. д.н.э – первая четверть 3-го в. н.э.)

Золотой век римского права. Господствует преторское право.

3) постклассический (первая четверть 3-го в. н.э. – 565 г.)

Практически не создаётся никаких новых норм. Но в это время проводятся великие кодификационные работы по обобщению всего того богатейшего правового материала, который был создан в первые 2 этапа. Именно благодаря этим кодификациям, мир знает и пользуется нормами римского права.

 

Значение римского частного права

Значение римского частного права в его рецепции. Многие историки считают, что рецепции римского права нет. Рецепция – восприятие устоявшихся правовых конструкций в современные правовые системы. Римское право, возникнув как право одного города, постепенно начинает регулировать рыночные отношения всего античного мира. Затем в 6-ом веке н.э. вместе с гибелью Рима, казалось бы, с гибелью Рима уходит с ист. арены римское право. Но в 11-12 веке в Италии и Германии учёные и юристы начинают находить фрагменты римского права и понимают, что эти нормы могут идеально регулировать феодальные имущественные отношения. Эти учёные начинают называться «глоссаторы» (комментируют римские нормы).

17-18 век – Германия и Италия. Римское право приспосабливают учёные (постглоссаторы) к буржуазным отношениям. Римское право постепенно захватывает весь мир.

1804 г. – кодекс Наполеона

1900 г. Германское гражданское уложение

 

Сегодня в России мы идём к римскому праву. Гражданский кодекс РФ делали люди, которые прекрасно знают римское право.

(Напр., понятие недвижимости (130 ст. ГК), институт приобретательной давности, институт сервитутов (права на чужие вещи)).

Т.о. рецепция римского права продолжается.

 

Почему возможна рецепция римского права?

Потому что римское частное право двуедино. С одной стороны, это право рабовладельческого типа. Именно в этом своём кач-ве это право сошло с исторической сцены вместе с гибелью древнего Рима. С другой – римское частное право – изумительно разработанное абстрактное право, великолепно приспособленное для регулирования любых отношений, основанных на ч\с.

 

Римское право изучается только из-за того, что это живущее право.

 

2 системы распределения частноправовых норм:

1) пандектия

2 раздела:

1) общая (закрепляет общие положения, которые применимы ко всем подразделениям)

 

2) особенная (вещное, обязательственное, семейное, наследственное)

 

 

Типы процессов по частноправовым спорам в Древнем Риме

1) легисакционный (самый древний, доклассический период)

В суде можно было использовать иски из законов. Этот процесс противопоставляется как цивильный закон способа защиты. Процесс устный. Не было здания, в котором проходил бы процесс, заседание открытое, а процесс торжественен и формален. Личное участие истца и ответчика в процессе. Гос-во не участвовало в доставлении ответчика.

Иски из законов:

а) legis actio per saramentum

Стороны в торжественной форме высказывали друг другу претензии в торжественной форме. Это было началом судебного процесса. Стороны назначали в залог правоты определённую сумму денег (socramentum)

2) формулярный (классический период)

3) экстроординарный (Диоклетиан в 294 г.)

 

Источники римского частного права

Кодификация римского права

 

Кодификации частных правовых норм начались в Риме довольно рано. Это кодексы Гермогениана, кодексы Феодосия. Но самая великая кодификация – Уложение Юстиниана. Официально Юстиниан правил с 526 по 565 год. А фактически он правил с 518 по 565 год, когда официальным главой гос-ва был его родной дядя Юстин. Юстиниан стремится удержать Римскую Империю от распада. При этом он огромную роль отдаёт праву. 528 г. – создаётся комиссия по созданию уложения. Возглавляет её Трибаниан. Комиссия начала работать в 528 и завершила работы в 565 году. Комиссия творчески перерабатывала старые правила, приспосабливая их к современному рынку. В законченном виде уложение состоит из пяти частей. Первая редакция кодекса выходит в 529 году, вторая – 534 год.

1) Кодекс – императорские конституции, расположены тематически и хронологически от старых к новым

2) Новеллы (565 год) Новеллы по содержанию близки к кодексам. Новеллы – императорские конституции, изданные с 534 по 565 годы.

3) Дегесты (533 год) – выдержки из большого кол-ва работ сорок лучших юристов Рима. (1\3 выдержек принадлежит Ульпиану). Все выдержки приобретали силу закона.

4) Институции Юстиниана (533) – выдержки из лучших правовых учебников. Также принимают силу закона. (В средние века уложение Юстиниана получило название «Свод Гражданского Права» («Corpus juris civilis»)

 

Процесс по частноправовым спорам в древнем Риме

Значение процесса по частноправовым спорам в Риме

Этот процесс в риме имел большее значение, чем сегодня.

Сегодня в современной жизни мы обращаемся в суд, когда наше право нарушено. В римском праве судья предоставлял лицу защиту только тогда, когда в праве был сконструирован иск, защищавший конкретную ситуацию. Защищая, судья подтверждал, что лицо данным правом обладает. Т.о. в Риме шли от иска к праву. Именно поэтому римское право называют системой исков.

 

 

Лица

Лица – субъекты гражданских правоотношений. В Риме было хорошо разработано правовое положение физического лица, но практически не было разработано правовое положение юр. лица. Дело в том, что юр лицо активный субъект только развитых рыночных отношений, а Рим, как известно, вышел из натурального гос-ва. Естественно, что активно участвовать в этом рынке юр лицо просто не могло. Гениальность римлян в том, что они вообще смогли додуматься до конструкции юр лица.

 

Чтобы уяснить правовой статус физ. лица в рамках римского товарооборота, надо вспомнить правовое положение физ. лица сейчас. В современном рынке полноценно участвовать в товарообороте только физ. лицо, обладающее полной правосубъектностью. Она складывается из:

1) правоспособность

Способность лица иметь гражданские права и обязанности. Это способность социальная, т.е. даваемая гос-вом. Этим она отличается от большого набора биологических способностей. Рабы были неправоспособны. В результате раб превращался в вещь. В римском праве не сложилось понятия категории «правоспособность», но была категория «caput», которая по смыслу соответствовала современной правоспособности.

2) дееспособность

Дееспособность – способность лица своими действиями осуществлять права, исполнять обязанности и нести ответственность. Дееспособность – активная сторона правосубъектности. Дееспособность не может быть одинаковой у всех людей. Её объём зависти от:

1) от возраста лица

Зачатки дееспособности возникают с 6 лет. Полная дееспособность – 18. Это сейчас. В Риме дети были недееспособны до 7 лет. В Риме дети от 7 до 12 лет девочки и с 7 до 14 мальчики пользовались частичной дееспособностью.

2) от характера его поведения

Расточитель – человек в Риме, расходы которого превышали его доходы.

3) от состояния психического здоровья лица

Сегодня человек, страдающий серьёзными психическими заболеваниями, может быть признан недееспособным. В Риме была категория душевно больных, они дееспособности не имел, но все юр. действия совершал через опекуна.

Многие учёные пишут, что дееспособность складывается из сделкоспособности и деликтоспособности. Деликтоспособность – способность возмещать вред вне договора.

 

 

Особенность правового полежения физ. лица заключалось в том, что объём его правоспособности зависел не только от дееспособности и дееспособности, но и от обладания тремя статусами:

1) состояние свободы (status libertatis)

Население делилось на свободных (liberi) и рабы (servi). Воррон определял правовое положение раба следующим образом: «Есть 3 вида орудий труда. Во-первых, неодушевлённые. Во-вторых, одушевлённые, но не наделённые членораздельной речью. В-третьих, одушевлённые и наделённые членораздельной речью, говорящие инструменты (instrumentum vocale). Рабство – состояние исконное, т.е. присущее человеку независимо от того, есть у него в данный момент хозяин или его нет. Servi sine domino – рабы, у которых нет хозяина. Они имели статус res nullius (вещи без хозяина). Их любой может захватить и стать собственником. Если рабовладелец особо жестоко обращался с рабом, то этот раб мог искать защиты в храме или около статуи императора. Раб, с которым жестоко обращался хозяин, мог обратиться с жалобой в магистрат, и магистрат мог потребовать отчуждения данного раба от его хозяина. Отчуждение – передача может осуществляться возмездно и безвоздмезно. Возмездно по договорам купли-продажи или мены, а безвозмездное – путём дарения. Если раб был брошен в совершенно беспомощном состоянии, то он обретал свободу.

Постепенно в Риме начинает складываться некий сурагат правового положения раба в гражданском обороте. В Риме начинает складываться практика, когда в рамках конкретного договора стороной является раб. Но раб никогда не был в Риме полноценным субъектом договорных отношений поскольку он никогда сам не отвечал за исполнение договора. В Риме сначала за действия раба в договоре ответственности не было вообще. Затем постепенно сложилось, что договор с участием раба порождает натуральные обязательства, т.е. неснабжённое иском, а исполняется только силу порядочности должника. Потом иски предъявляются не рабу, а рабовладельцу.

Участие раба в гражданском обороте связано с институтом рабского пекулия. Это наделение хозяином раба определённым имуществом, которое остаётся в собственности рабовладельца, а раб им только владеет и пользуется. Наделение это производится с целью зарабатывания рабом определенного дохода, часть которого он отдавал хозяину, а всё, что оставалось, оставлял себе. В Риме было много состоятельных рабов, которые выкупали себя. Если раб был способен к земледелию, то хозяин наделял его участком земли и сельскохозяйственным инвентарём. Если раб способен к ремеслу, то хозяин наделял его материалом, инструментом. Если раб способен к торговле, то его наделяли мелким товаром и пускали в розничную продажу. Если раб был способен к морской навигации, то хозяин мог поставить его в роли капитана на судне (exercitor). Венец возможностей раба – если раб был образован и имел управленческие навыки, то его ставили во главе предприятия (insitor). Отметим, что все иски, которые контрагенты раба по договору предъявляли хозяину раба, не могли превышать пекулия. 6 оснований возникновения рабства:

а) пленение

б) рождение от матери-рабыни

в) приговорённые смерти или пожизненным каторжным работам

г) неоплатный должник в форме «нексум»

д) глава семьи мог любого из подвластных продать в рабство

е) если вор был застигнут на месте кражи в момент преступления, то такая кража называлась «furtum manifestum», то обворованный имел право убить вора или продать в рабство

Постепенно «г», «д» и «е» сходят на нет. В 326 году д.н.э. был принят закон, который запретил лично расправляться с неоплатным должником («г»). Со временем власть главы семьи смягчается и он теряет возможность продавать подвластных в рабство («д»). С развитием рыночных отношний в Риме уходит личная ответственность лица, совершившего деликт, она заменяется имущественной ответственностью («е»).

Основания освобождения из рабства (manumissio):

а) освобождение через завещание (manumissio testamentum)

Рабам в Риме можно было завещать имущество, но такое завещание сопровождалось указанием на то, что этот раб становится свободным. Это форма считается сложной, т.к. сложной являлась сама форма завещания.

б) manumissio inter amico (между друзьями)

Достаточно было сказать нескольким друзьям, что отпускаешь раба.

в) manumissio epistolam (через записку)

Можно было в письме или простой записке можно было написать, что отпускаешь раба.

Простота отпущения на свободу сложилось большое кол-во лиц, отпущенных на свободу и ставших вольноотпущенными. Вольноотпущенники – взрывоопасный слой в обществе. В целом ряде случаев хозяин-собственник, отпуская раба на свободу, стремился сохранить с ним юридическую связь. Это касалось только тех рабов, которые могли принести большую выгоду. Их отпускали на свободу в виде совершения устной сделки. Присутствовали рабовладелец, раб и свидетели. В присутствии свидетелей раб клялся в верности своему хозяину. Уже после произнесения этой первой клятвы он становится вольноотпущенником (либертинусом), а рабовладелец превращается в патрона. Но вслед за первой клятвой этот человек, уже в роли либертинуса, опять повторяет тот же самый текст. Его заставляют клясться 2 раза, т.к. первую клятву он произносит в состоянии раба, что пораждает лишь натуральное обязательство, а оно исполняется по добросовестности должника. Поэтому его заставляют клясться второй раз, но у же в роли субъекта права – либертинуса, что порождает исковое обязательство. Вольноотпущенник, как правило, приобретал статус своего господина. Но либертинус квирита никогда не приобретал полный статус квирита.

 

2) состояние гражданства (status civitatis)

Обладали только свободные. Предполагал особые возможности физ лиц как в публичной, так и в частной сфере. Напр., в публичной сфере – возможность занимать гос. должности. В частной сфере предполагалось наличие 2-х возможностей лица:

1) jus connubi

Возможность лица вступать в римский брак, т.е. брак, в котором дети от рождения становились римскими гражданами.

2) jus commercii

Возможность лица совершать любые сделки, сконструированные в римском праве.

В древний период только квирит имели статус цивитатис в полной мере. Но можно сказать, что статусом цивитатис наряду с римлянами обладали latini prisci. Но такая дифференциация существовала только до 212 г.н.э. до закона Каракалы (он уравнял всех свободных граждан, включая пелегринов). Но речь идёт только о пилигринах, которые к моменту принятия этого закона находились в Риме в момент принятия закона. Остальные чужестранцы, которые прибывали в Рим после принятия закона, имели по-прежнему статус пилигринов. Но к этому времени демократические идеи jus gentium так глубоко проникли в жизнь Рима, что статус пилигринов практически не отличался от других физ. лиц древнего Рима.

3) семейное состояние (status familiae)

С очки зрения статуса фамилие, всё население др. Рима всё население Рима делилось на 2 группы:

1) лица своего права (persona sui juris)

Только они обладали всей полнотой возможностей заключения брака. Глава семьи – отец, но не только отец обладал всей полнотой возможностей в семье, но и взрослые дети, отпущенные главой семьи на свободу, из-под своей власти. Для этого совершался обряд эманципации.

Pater familiaes

В древности возможности главы семьи были просто неограниченными. ОН имел власть над всем и всеми в доме власть (manus)/ Но с развитием рыночных отношений единая власть отца как бы разрыхляется и распадается на ряд составляющих:

а) право собственности над вещами, исключая рабов (dominica)

б) власть только над рабами (dominium potestas)

в) власть над детьми (patria potestas)

u) власть над женой (manus mariti)

Римская семья – патриархальная семья, которая отличается от современной нуклеарной (двухпоколенной) семьи. Родовой строй строится на совокупности множества родов, а рабовладельческое гос-во основывается как раз на патриархальной семьи. Семья – целый клан людей как близких по крови,так и разные о крови. И все под властью патер фамилие.

2) лица чужого права (persona alieni juris)

Подвластные члены семьи.

 

Родство в древнем Риме

 

В Риме исторически сменили друг друга2 вида родства:

1) агнатское

Родственниками считались все подвластные патер фамилиес.

2) когнатское

Пришло на смену агнатскому. Это кровная связь лиц, происходящих один от другого, прямая линия родства ил от одного предка (боковая линия). В прямой линии римляне выделяли восходящее и нисходящее направление. Нисходящие родственники – потомки по отношению к предкам (напр., дети). Восходящие – предки по отношению к потомкам. Братья и сёстры – боковые родственники. Они делятся правом на 2 вида: полнородные (те, кто имеют двух общих родителей) и неполнородные (те, у кого только один общий родитель. Они делятся на 2 вида: единоутробные (общая мать) и единокровные (общий отец)) Помимо линий, римляне различали степени родства. Степень родства определяет, на какое кол-во рождений сопоставляемые родственники отстоят один от другого. «Столько степеней, сколько раждений» («Quod gradus, quod generationes»).

Юридическое значение родства

Родство имело в Риме и позитивное, и негативное юридическое значение (позитивное – круг наследников по закону, негативное – близкое родство в Риме было препятствием для вступления в брак.

Наряду с родством римляне выделяли понятие «свойства». Свойственники (в период когната) – члены семьи, не связанные общей кровью. Свойство в Риме учитывалось меньше, чем родство. Но свойственники, как правило, не вступали в брак.

 

Семья в Риме, как правило, строилась на браке. (Напр., усыновитель и усыновлённый. Являлись семьёй, но брака не было.)

Justuum motrimonium (название семьи в Риме)

2 типа:

1) cum manu mariti (под властью мужа)

Жена занимала юридически положение дочери по отношению к мужу и положение сестры по отношению к собственным детям. Всё, что жена приносит в семью (приданное), становится собственностью мужа.

2) sine manu mariti (без власти мужа)

Положение жены заметно выравнивается с положением мужу. Абсолютно равной не становится, но можно говорить, что она достаточна полноправна. Имущество в таком браке раздельно. Всё, что жена сама унаследовала, заработала, она имела в своей собственности.

 

Формы заключения брака

1) confarreatio (конфарративный брак)

Cложная форма заключения брака. Она также сакральная, т.к. присутствуют жрецы и 10 представителей от курий. Эта форма настолько сложна, что доступна только патрициям.

 

2) coemtio (коемпционный)

«Купеческий» брак. Обряд похож на манципацию. Также именуется плебейским, но постепенн эта форма приняла повсеместное распространение.

 

3) usus

Наиболее демократичная форма. Мужчина и женщина в течение года вместе проживали и вели общее хозяйство. И в течение этого года возникал брак под властью мужа. Через узус римляне распространили на семейные отношения вещно-правовой институт под названием «приобретательная давность» (usu capio). Для того, чтобы по стечении года в результате usus возник брак sine manu, римляне придумали «usurpatio trinoctii». На трое суток в конце этого дома надо было уйти из дома муж на 3 ночи, чтобы возник брак без власти мужа.

 

Римляне намного опередили последующие поколения, в т.ч. и феодальные, в регулировании брачных отношений. Дело в том, что в феодальных обществах идея власти над женой сменяется понятием опеки над женой, что фактически является властью. А в Риме всё идёт к уравнению в правах мужа и жены. Cum manu и Sine manu очень долго сосуществуют вместе, но потом sine manu вытесняет cum manu своим совершенством.

 

Процесс заключения брака в Риме

Невеста украшена покрывалом огненно-красного цвета. Это покрывало спадает на спину и плечи, лицо открыто. Её вводят в дом мужа при свете первой вечерней звезды. Потом отказываются от идеи со звездой, но по-прежнему важна идея света, поэтому её вводят с факелами. Невеста не переступает порога. Её приподнимают под локти. В доме, как правило, ждёт очень много гостей (друзья, родственник и свидетели, которые будут присутствовать при заключении договора (могли заключать такой)). Брачное и послебрачное пиршество римляне старались делать шикарными. В обычаях римлян было подарить денежные подарки гостям, пришедшим на свадьбу. Женщина занимала в Риме гораздо более высокое место, чем принято об этом говорить. Некоторые женщины были очень богатыми и имели управляющих для управления многочисленными имениями.

 

 

Родители и дети

В отличие от весьма демократического регулирования отношений между супругами, отношения между детьми и родителями регулировались не так. Основой была власть отца, но постепенно она смягчалась. Власть отца в древности носит личный характер (право жизни и смерти). Впоследствии власть отца носит имущественный характер. Это проявлялось в том, что всё то имущество, которое появлялось у подвластных детей, находилось в собственности отца. Но постепенно эта жёсткая сущность власти отца со временем смягчается. Постепенно складывается понятие «воинский пекулий». Воинский пекулий – то имущество, который подвластный сын заработал на военной службы. И это имущество выводилось из-под власти отца. В Риме было закреплено 3 основания возникновения отцовской власти:

1) рождение ребёнка в римском браке

2) усыновление мужчиной чужих детей усыновление – arrogatio, потом называется adoptio).

3) узаконение (legitimatio) своих детей, рождённых вне брака

Легитимация была очень трудным процессом. Не каждый мог это сделать, т.к. требовало больших затрат. Мужчина должен быть состоятельным. Для этого внебрачного сына надо было выдвинуть в сословие местных декурионов. Это сословие небедных людей, которые из своего кармана восполняли недоимки по налогам. Для того, чтобы сын попал в это сословие, отец должен был передать сыну определённое имущество стоимостью не менее 100 000 сестенций.

 

Emancipatio – отпущение на свободу своего ребёнка отцом. Производилась в виде определённого обряда. Для эманципации требовалось, чтобы присутствовал отец, отпускаемый на волю ребенок, мнимый покупатель ребёнка, 5 свидетеле, весовщик с медью и весами. Затем начинается спектакль. Отец «продаёт» ребёнка покупателю, а мнимый покупатель тут же отпускает. Чтобы сын был отпущен, надо было 3 раза провести этот обряд, а дочь – 1 раз. Отец получал за отпуск сына своеобразный «приз» - мог пользоваться пожизненно 1\2 имущества отпущенного сына.

 

 

Вещные права в Древнем Риме

Вещное право – право, связывающее человека, обладающего данным правилом, и вещь, находящююся в состоянии юридической статики, покоя. По поводу этой вещи в данный момент не заключён никакой договор. Формальным признаком вещного права я вляется его абсолютная защита. Обладатнль такого права защищён ergo omnis (против всех).

 

Вещные права:

1) право собственности

2) владение

3) группа прв на чужие вещи (jure in re alienate):

а) сервитуты

б) эмфитепзис

в) суперфиций

г) залог

 

Предметом любого вещного права является вещь.

 

Виды вещей в древнем риме

Вещи делились на:

1) манципируемые (res mancipi)

Могли отчуждаться лишь с помощью манципации. Такими вещами были рабы, скот и италийская земля.

2) неанципируемые (res nec mancipi)

Передавались с помощью традиции. Остальные вещи.

 

ДЛелились на:

1) телесные (res corporalis)

Те вещи, которые мы видим, осязаем, обоняем. Вещи в привычном для нас понимании.

2) нетелесные (res incorporales)

Вещи, которые не воспринимаются с помощью органов чувств. Римляне считали таковыми права требования имущественного характера, напр., право на наследство.

Также делились на:

1) индивидально определённые (res species)

Всегда как-то выделена из числа себе подобных.

2) определённые родовыми признаками (res genere)

Никак не выделены из себе подобных. Они измеряются каким-то количеством, числом, мерой, весом. Родовые вещи можно преобразовать в индивидуально определённые. Для этого их надо поместить в определённую тару и обозначить на этой таре имя собственника.

 

Это деление имеет два значения: 1) со времён Рима до наших дней предметом некоторых договоров могут быть тольлко родовые, а предметом других – индивидуально определённые. Напр. предмет договора займа – родовые вещи, найма – индивидуальные. 2) род не погибает (путуку non pereunt)/ Гибель родовой вещи не освобождает должника от обязанности исполнить обязательство в натуре. Родовые вещи являются заменимыми. А гибель индивидуально определённой вещи освобождает должника от обязанности исполнить обязательство в натуре.

 

Все вещи делятся на:

1) движимые (res mobiles)

Пространственно перемещаемые вещи, как самостоятельно, так и с чужой помощью.

2) недвижимые (res immobile)

Земля и всё то, что неразрывно связано с ней.

 

Сроки приобретательной давности были различны для движимых и недвижимых вещей. По ЗДТ год для движимых и два для недвижимых вещей. По уложению Юстиниана 3 для движимых и 10 для недвижимых.

 

Также делили на:

 

1) находящиеся в обороте (res in commercio)

Те вещи, по поводу которых частные лица могут заключить между собой любую сделку, сконструированную римским правом.

2) вещи, изъятые из оборота (rec extra commercium)

Вещи, по поводу которых частные лица сделок совершать не могут. Это публичные вещи (напр., государственные рабы, гос. земля), сакральные вещи (памятники, надгробия), но в период Юстиниана разрешается выкуп сакральных вещей для благих целей (для выкупа пленных, для уплаты церковных долгов); общие вещи (воды морей, воздух). Предметом договора купли продажи могла быть любая вещь, но не изъятая из оборота.

 

Делятся на:

 

1) потребляемые (res quae usu consumator)

Те, которые исчезают в процессе их употребления.

2) не потребляемые (res quae usu non consumator)

Предметом некоторых договоров являются только не потребляемые вещи (напр., договор найма вещи (этого требует конструкция договора найма – наниматель должен вернуть наимодателю ту же самую вещь, которую брал, причём в надлежащем состоянии)).

 

В Риме все вещи делились на:

1) делимые (res divisibiles)

Делимые вещи не утрачивают своего хозяйственного назначения после их раздела. Например, большой участок земли, большой дом.

2) неделимые (res indivisibiles)

Утрачивает своё хозяйственное назначение в результате своего раздела. Например, раб или ваза.

Делимые вещи делимы в натуре (pates pro prodiviso). Это значит, что доле в праве собственности соответствует реальное наполнение. Неделимая вещь неделима в натуре (partes pro indiviso), а это значит, что доле в праве не соответствует реальное наполнение. Такие доли получили название «идеальные» в отличает от долей реальных, на которые делится делимая вещь.

 

Как же разделить неделимую вещь?

1) если наследники или иные спорящие лица договорятся между собой, то кому-то оному из них передаётся неделимая вещь в натуре. И получивший, получив всю вещь, ровно половину стоимости этой вещи по рыночной оценке отдаёт второму.

2) если 2 наследника не договорятся между собой, кому достаётся эта вещь, неделимую вещь продают, а вырученные деньги делят между собой соразмерно долям в праве.

 

В качестве самостоятельного вида вещей римляне выделяли плоды – fructus. Они, в свою очередь, делились на два вида:

1) naturales

Это то, что даёт сама вещь

2) civiles

Это то доход, который даёт данная вещь. Напр., деньги за наём скота.

 

Римляне делили вещи на:

1) простые

Суть простой вещи заключается в том, что её элементы не обладают независимым существованием. Напр., человек (раб), скот, камень.

2) сложные или составные (universitates rerum)

Суть сложноё вещи заключается в том, что её части можно легко выделить, и после их выделения они продолжают существовать. Например, здание, корабль.

 

 

Содержание права собственности

Содержание права собственности – совокупность правомочий собственника.

В Риме их 4:

1) правомочие пользования (jus utendi)

Извлечение из вещи её практической полезности, потребление её.

2) jus fruendi

Извлечение из вещи плодов как натуральных, так и цивильных.

3) правомочие распоряжения (jus abutendi)

Распорядится вещью – определить её юридическую судьбу. Только собственник может продать, подарить, обменять, просто уничтожить.

4) правомочие защиты (jus vindicandi)

Главный иск, защищающий правомочие – вендикационный.

 

Владение в римском праве

Владение не включалось в число правомочий собственника. Римляне подчёркивали, что далеко не только собственник владеет вещью. Например, наниматель, ссудополучатель и др. – владельцы переданных им вещей, но римляне подчеркивали, что владение может быть и незаконным. Например, воры, скупщики краденого. Понимая это, римляне вывели владение за рамки права собственности и начали относиться к нему, как совершенно самостоятельное правовое явление, существующее рядом с правом собственности. И, что для них главное, пользующееся самостоятельной защитой.

Владение можно определить как фактическое обладание вещью. В древнем Риме наряду с владением существовало ещё одно право, которое также означало фактическое обладание вещью. Это право называется «держание».

 

Владение и держание

Они означают одно и то же.

Posessio – владение.

Detentio – держание.

 

Posessio обязательно включает в себя два элемента:

1) само тело владения (corpus possidenti)

2) намерение относиться к вещи, как своей (animus possidenti)

Detentio также включает в себя саму вещь (corpus possidenti)ю Но у держателя нет и не может быть animus possidenti). Это значит, что держание намного уже, чем владение.

Например, владельцами в Риме были наниматели по договору найма или ссудополучатель по договору ссуды. И там, и здесь вещь передаётся во владение.

Классическим примером держание является: держатель по договору хранения – detentor.

Римляне расценивали попытки хранителя пользоваться хранимой вещью как кражу права (furtum usus). Это отличается от обычной кражи (furtum rei). Ещё пример держания: залогодержатель. Он только держит предмет залога, но не может им пользоваться. Но может пользоваться предметом залога, только если ему не вернули долг.

 

Владение в Риме пользовалось самостоятельной защиты. Держание самостоятельной защитой. Держатель мог защищаться только через собственника.

 

Защита права собственности

Защита права собственности осуществлялась с помощью вещных исков. № иска защищали право собственности:

1) виндикационный (actio vindicare)

Защищает владение собственника. Предъявляется невладеющим собственником, причём владение вещью он утратил помимо своей воли. Например, он вещь потерял или её у него украли. Для того, чтобы выиграть процесс, необходимо доказать право собственности на спорную вещь. Доказывает истец правсобственности, а не ответчик. В пользу же ответчика говорит сам факт владения вещью. Предъявляется по поводу истребования вещт, принадлежавшей на праве собственности истцу из чужого незаконного владения. Вендецировать можно только индивиуально-определённую вещь, потому что инача истец никогда не доказал бы право собственности на неё.

 

2) негаторный (actio negatoria)

Также, как и вендикационный, реципирован нашей правовой системой. Негаторный иск защищает правомочия пользования собственника (jus utendi). Негаторный иск – отрицающий иск. Этот иск отрицает право ответчика пользоваться вещью истца. Например, соседу не разрешалось проходить через участок на речку. А сосед выломал пару палок из забора и проходит через участок без разрешения. Результатом удовлетворения данного иска является: ответчик должен немедленно прекратить свои попытки пользоваться вещью истца (собственника вещи), он также обязан возместить те убытки, которые он, возможно, причинил истцу, пользуясь его вещью. Владение при нигаторном иске не нарушается.

 

3) прогибиторный (actio prohibitoria)

Иск о воспрепятствовании. Не рецепирован последующими правовыми системами. Он не рецепирован, т.к. весьма близок по содержанию к негаторному, поэтому он исторически с ним слился. И теперь негаторный иск выполняет, свои функции и функции прогибиторного. Прогибиторный иск, как и негаторный, защищал правомочия пользования вещью. Но прогибиторный делал это в совершенно другой ситуации, чем негаторный. Здесь уже никто не претендует (ответчик в т.ч.) на пользование вещью собственника, но своими действиями препятствует пользоваться вещью собственнику своими действиями. Например, один сосед начал строить дачу. И выгрузил стройматериалы у вашей калитки, да так, что калитку даже не получается открыть. Как результат, немедленное прекращение действий ответчика по мешанию действий истца и возместить те убытки, которые он нанёс.

 

 

Права на чужие вещи

Сервитуты в Римском Праве

Сервитут (от лат. «рабство») – рабское состояни



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.38.104 (0.019 с.)