Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности права средневековой Германии

Поиск

<QUEST11< FONT>Статус основных сословий. Стержнем феодального сословного устройства служил договор между сеньором и вассалом. Власть феодального сеньора закреплялась торжественным ритуалом, в ходе которого сюзерен давал клятву защищать своего вассала. В ответ вассал присягал своему сеньору. Последний ради вящей безопасности и сам считал за благо стать вассалом более могущественного сеньора, а тот, в свою очередь, искал защиты у еще более сильного владыки. Так возникала цепочка сеньориально-вассальных отношений. Верхним ее звеном был король или иной государь, которому приносила присягу на верность вся высшая знать.

Взамен на клятву верности и обязательство служить в войске вассал получал от сеньора земельный надел. В Германии он назывался «лен» (по-латыни «феод», отсюда «феодал» и «феодализм»). Даже находившийся у самого подножия феодальной пирамиды рядовой рыцарь получал от сеньора имение, позволявшее ему прокормиться, а также содержать воинские доспехи и боевого коня, способного нести всадника в полном вооружении.

Первейшей службой, которую соглашались выполнять вассалы, была военная. Строго установленное количество дней в году они были обязаны находиться при сеньоре, имея под рукой вооруженный отряд из своих вассалов и/или слуг.

Таким образом, статус феодала неразрывно связан с землевладением и военной службой.

Для правящего слоя Германии характерно резкое различие между верхами и низшим слоем светских феодалов — рыцарей. Значительная часть последних происходила из министериалов. Министериалы были подвластны господам в качестве слуг, неся наряду с обычной службой также и военную. Министериалов можно было отчуждать. Министериалы могли свободно вступать в брак лишь с министериалами своего господина. Они судились в министериальном суде по нормам сеньориального права. С XII в. положение министериалов улучшается: они отделяются от крестьянства и составляют привилегированную группу. В XIV в. министериалов признают свободными людьми и пополняют ряды сословия рыцарей.

В период абсолютизма на смену сословию светских феодалов приходит дворянство, которое связывали с государем отношения подданства, а не сеньориально-вассальных договоров.

Германские города в средние века были или имперскими, т. е. не подчиненными местному территориальному владельцу, или княжескими (в том числе епископскими), т. е. подчинялись светским или духовным феодалам. Верхние слои городского населения, прежде всего купцы и земельные собственники, составляли патрициат. На следующей ступени стояли ремесленники. Городские низы — это ремесленные подмастерья, поденщики, малоимущие.

В сословии горожан выделяются обособленные корпорации. Так, ремесленники объединялись в ремесленные цехи. Каждый цех являлся союзом ремесленников, принадлежавших к одной профессии, причем каждый из ремесленников являлся собственником применяемых им орудий и средств производства. Цехи осуществляли корпоративное самоуправление, издавали цеховые уставы, избирали суды и т. п. В XV и XVI столетиях цеховая организация охватила даже лиц свободных профессий — врачей, учителей, музыкантов и т. д. Злоупотребления, возникавшие на почве конкуренции между цехами, и противоречия интересов между мастерами и подмастерьями, а также учениками были использованы князьями для ограничения самоуправления цехов.

Крестьяне принадлежали к двум основным разрядам — свободных и несвободных. Крестьянство пользовалось самоуправлением в лице избиравшихся общинами старост и понятых, ведавших раскладкой и взиманием налогов и другими делами местного хозяйства. Надзор за крестьянским самоуправлением осуществлялся сеньорами и чиновниками. Крестьянин пользовался гражданской правоспособностью, хотя и в ограниченных размерах.

Свободные крестьяне владели занимаемой ими землею как собственники или уплачивая за нее чинш.

Несвободные крестьяне делились на две категории: зависимых по земле и лично зависимых. Первые были прикреплены к земле, которую они занимали наследственно, неся за пользование этой землей различные разнообразные повинности; некоторые из них были весьма тяжелыми (барщина). Повинности фиксировались и могли быть повышены только решением вотчинного суда. Поземельно зависимые крестьяне не пользовались правом перехода, вступали в брак с согласия господина, но отчуждались лишь вместе со своими дворами.

Лично зависимые крестьяне отбывали повинности, размер которых зависел от усмотрения сеньора. Они зачастую были лишены земельных участков и получали содержание от помещика, приближаясь по статусу к дворне. Но иногда лично зависимым крестьянам выделялись земельные наделы и их статус, наоборот, приближался к положению поземельно зависимых крестьян. Иногда господа отпускали лично зависимых крестьян в города, где они занимались ремеслами, выплачивая сеньору оброк.

С развитием феодальных отношений чиншевики в юго-западной и южной Германии сливаются с поземельно зависимыми крестьянами. В свою очередь А на востоке страны поземельно зависимые крестьяне практически приблизились по своему статусу к лично зависимым.

В XVI в. появились крупные помещичьи хозяйства (фольварки), что сопровождалось сокращением площади крестьянского землевладения. Дворяне расширили свои права на личность крестьянина с целью использования его труда, налагая стеснения на свободу передвижения крестьян и распоряжения своим трудом, прикрепляя их к земле, увеличивая и отягощая их барщиной. К концу XVII — началу XVIII в. процесс закрепощения крестьянства в значительной части Германии завершился. Во многих местностях Германии помещики стали продавать крестьян, подвергать их телесным наказаниям и т. п., обращаясь с ними, как с людьми рабского состояния. В руках помещиков сосредоточилась вотчинная полиция и юстиция над крестьянами.

Источники права. <QUEST12< FONT>Немецкие ученые традиционно выделяют три основных периода в развитии феодального права Германии:

1. период преобладания обычного права (Х–ХIV вв.);

2. период рецепции римского права (ХIV–ХVII вв.);

3. период оформления самостоятельных правовых систем в германских княжествах (ХVII–ХVIII вв.).

В Х — начале ХIV в. основным источником права в Германии можно назвать правовой обычай. Ранее средневековое право было традиционно устным. Только в процессе усложнения общественных отношений возникает необходимость записи и систематизации правовых обычаев.

Законодательная деятельность императоров проявлялась очень слабо. Основанное на ней «имперское» право затрагивало только отдельные вопросы: устройство королевской власти, «земский мир», т. е. постановления, направленные на борьбу с распрями феодалом, предоставление привилегий отдельным лицам и т. п.

Споры по поводу отношений между сюзереном и его вассалами и споры вассалов между собой решались в ленном суде феодала по нормам обычного ленного права.

Крепостные судились при дворе господина по местному «дворовому» праву (слуги — по «служилому»).

<QUEST13< FONT>В технемецких землях, где имелась сложившаяся центральная власть, указы и распоряжения правителей дополняли старое обычное право германских племен, когда-то живших в пределах данной области, и образовывали так называемое земское право — ландрехт. В ландрехт входили как постановления о земском мире и привилегиях, так и общие для всего населения данной земли нормы, по которым оно судилось в судах графств и сотен.

В ХIII в. были предприняты попытки «кодификации» обычного права. Подобные сборники создавались трудом отдельно взятого автора без официального поручения суверена. Так, шеффен Эйке фон Репков составил Саксонское зерцало, которое является первым правовым сборником Германии. Сборник был создан в период с 1220 по 1235 г. (в нем упомянуты заключенный в 1221 г. при Генрихе VII Земельный мир и Майнцский мир 1235 г.). Первый вариант Зерцала был написан на латыни, но по просьбе графа Хоера фон Фалкенштейна текст затем был переведен на нижненемецкий, сделавшись одним из первых прозаических произведений на немецком языке. Впоследствии сборник был дополнен другими авторами.

Саксонское зерцало состоит из двух книг, из которых первая посвящена саксонскому общему земскому праву, а вторая — саксонскому ленному праву. Первая книга отражает главным образом практику судов. Содержание Саксонского зерцала обнимает гражданское, уголовное, процессуальное и отчасти государственное право.

Характерной чертой Саксонского зерцала являлось его отрицательное отношение к притязаниям римского папы на главенство в феодальном мире, этим оно выражало интересы крупных германских феодалов. Поскольку зерцало являлось судебником, большинство вопросов в нем, рассматривались с позиций судебной защиты нарушенных прав.

Саксонское зерцало стало образцом не только в Германии, но и в других странах Европы. Сохранилось более двухсот списков Саксонского зерцала, некоторые из них красочно иллюстрированы. Наиболее известны и исследованы гейдельбергский и волфенбюттельский варианты. Эйке из Репкова. Саксонское зерцало. Часть первая. Земское право (извлечение) // Саксонское зерцало. М., 1985. С. 16–48 (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Germany/XIII/Sachsenspiegel/text1.htm)

Во второй половине ХIII в. появился другой сборник — Швабское зерцало, составленный неизвестным лицом. Данный правовой памятник содержал нормы земского и ленного права, отразив влияние канонического права. Источниками для Швабского зерцала послужили Баварская и Аллемандская правда, римское и каноническое право, библейские тексты и др. Этот сборник, наравне с Саксонским зерцалом, сыграл огромную роль в становлении германского права.

В результате ряда переработок и распространений Саксонского зерцала во второй половине XIII в. появилось Зерцало немецких людей, претендовавшее на изложение всего немецкого права, но фактически лишь немного вышедшее за рамки саксонского права.

<QUEST14< FONT>Особое развитие и значение получило в рассматриваемый период городское право. Города настойчиво добивались определения своих прав хотя бы в условиях относительной законности эпохи феодализма. С ростом и развитием городов в них появились собственно городские суды, первоначально разбиравшие рыночные споры, но постепенно охватившие своей юрисдикцией все население города и соответственно вытеснившие применение ленного и дворового права в городах. Городское право традиционно противопоставляется земскому. История германского городского права связывается с итальянскими прототипами, которые в свою очередь связаны с традициями городского самоуправления в древнем Риме.

Практика городских судов уже в XII в. выработала особое городское право. Оно происходит из традиционного права купцов, которое закрепляло дарованные им привилегии и установленные определенным сообществом правила. Внутри города за его гражданам признавалась личная свобода, право на собственность, гарантировалась регулируемая экономическая деятельность (ремесло) и т. п. Аугсбург. Древнейшее городское право. 21.VI. 1156 (фрагменты) / пер. Т. М. Негуляевой) // Средневековый город. Вып. 6. М., 1981 (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Germany/XII/1140-1160/FriedrichIBarbarossa/Augsburg_Stadtrecht/text.htm) Городское право имело разнообразные писаные источники. Короли или другие властители давали городам грамоты при их возникновении и привилегии по мере их роста. В XIII—XIV вв. городское обычное право стали излагать в письменном виде — в целях его заимствования каким-либо другим городом или для сведения собственных граждан. Большое значение имели частные сборники и обработки городского права, в частности обработки судебных решений. Городское право являлось наиболее документированной и разработанной отраслью германского средневекового права. Оно отличалось большей развитостью, чем земское (для сельских местностей), поскольку городская жизнь была сложнее. Кроме того, городское право, как правило, не устанавливало особых норм для свободных и несвободных.

Особенной известностью пользовалось право Любека, Кельна, Магдебурга и еще нескольких городов. Сходство условий ремесел и торговли повели к тому, что большинство других городов заимствовало право у одного из этих городов и считало верховными судами для своих судов суд какого-нибудь из этих ведущих городов. Так формировали семьи городского права, действовавшие в различных «ареалах». К примеру, Любекское право было построено во многом на основе городского права города Зоеста (Soest), временем его возникновения считается 1160 г. Оно получило распространение по линии побережья Балтийского моря до края немецких поселений на востоке. Магдебургское же право распространилось в сторону Богемии, Силезии, Словакии, Польши и Великого княжества Литовского. На территории Великого княжества Литовского Магдебургское право получили: Вильно (1387), Брест (1390), Гродно (1391), Слуцк (1441), Киев (1494–1497), Полоцк (1498), Минск (1499), Могилев (1561), Витебск (1597) и др.

В данном контексте можно выделить силезский и польский варианты Магдебургского права, а также северный вариант — Кульмское право, распространившееся по всей Западной и Восточной Пруссии.

Жители городов, которые получили Магдебургское право, освобождались от феодальных повинностей, от суда и власти воевод, старост и других негородских чиновников. На основе Магдебургского права в городе создавался выборный орган самоуправления — магистрат. С введением Магдебургского права отменялось действие местного права, однако допускалось применение местных обычаев, если нормы, необходимые для решения спора, не были предусмотрены Магдебургским правом.

То, что право определенного города перенималось другим, означало как правило, что город-прототип признавался определенным правовым центром. Так, суд шеффенов Магдебурга решал спорные вопросы по обращениям из тех городов, которые приняли право данного города за основу.

Первым письменным источником Магдебургского права является так называемая Привилегия, относящаяся к 1188 г., дарованная архиепископом Викманном в 1188 г. патрициату, «лучшим» города Магдебурга в ограждение от плебса, городских низов, которых архиепископ пренебрежительно называл глупцами. В 1294 г. граждане Магдебурга выкупили у архиепископа феодальные титулы бургграфов и шультхайссов и смогли сами присваивать их. Архиепископ формально оставался главой суда, но решающий голос был в руках жителей города. В том же году были разделены задачи совета (Rat) и суда шеффенов (Schöffengericht). При этом городской совет осуществлял законодательство и управление, а суд шеффенов — правосудие. Шеффенов в известной мере противопоставляли, городским советникам (ратманам) — представителям более широких кругов горожан. Ратманов выбирали лишь на один год, и они могли собираться, как правило, только «по совету мудрейших». Именно с этого года о Магдебургском праве говорят как о своде юридических норм, регулирующим городское самоуправление. Причем Магдебургцы широко использовали Саксонское зерцало с поправкой на изменившееся условия (рост торгово-ремесленных городов и их борьбы против феодального грабежа и др.)

Свод Магдебургского права был записан, по-видимому, в 60-х годах XIII столетия, но до нас дошло лишь издание XV в. Документ был составлен в форме наставления шеффенам и ратманам о том, как нужно судить, а горожанам — о том, как они «должны искать свое право».

Кроме судебной процедуры и разделения функций на суд шеффенов и совет, Магдебургское право регулировало экономические и торговые вопросы (ответственность купцов за товары, обязанность вести упорядоченный бухгалтерский учет и т. д.). Затрагивались и вопросы семейного права. Записи Магдебургского права (Извлечения) // Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. М., 1961. С. 387–407 (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Germany/XIV/Magdeburg_recht/text.htm)

<QUEST15< FONT>(2) В ХIV–ХVI вв. важнейшим источником права становится римское право. Рецепция римского права во многом способствовала установлению определенного правового единообразия в масштабах рейха. Раздробленность (партикуляризм) правовых систем, когда многочисленные сословные группы и общественные корпорации имели свои суды и право, становился все более неудобным с ростом ремесла и торговли. Потребность в общем для всего населения праве удовлетворила масштабная рецепция римского права. Присущие ему принципы и нормы к правоотношениям нарождающегося капитализма было легче применять, чем закоснелые формы феодального права.

Изучение римского права из Италии распространилось в Германию. В германских университетах появились кафедры римского права, профессора которого являлись учениками итальянских глоссаторов и комментаторов. Юридическое образование покоилось на римском праве и отчасти каноническом. Между тем в германских судах уже с XIII столетия распространяется практика обращения к ученым-юристам с целью получения от них заключений по спорным правовым вопросам. С начала XV в. обращения стали производиться и к университетам. Заключения давались либо в форме простых консультаций, либо в форме проекта судебного решения. Таким образом, римское право проникло в практическую юриспруденцию.

Германские императоры покровительствовали римскому праву, так как они настаивали на преемственной связи с Римской империей. Они и охотно применяли к себе все положения о неограниченной власти римских императоров.

В 1495 г. был учрежден центральный имперский суд, в состав заседателей которого входили поровну доктора права и рыцари. В положении об этом суде было сказано, что он будет разбирать дела, основываясь на праве империи и на писаном праве, под которым подразумевался Corpus juris civilis. Тем самым последний был признан действующим источником права, обязательным для применения в судах. При этом Corpus juris civilis заимствовался только в тех частях, которые были обработаны глоссаторами и вошли в глоссу Аккурсия. Применялось правило: чего не признает глосса, не признает суд. В XVI в. римское право сделалось основным источником норм права, прежде всего гражданского, в германских судах.

Под большим влиянием римского права в XV–XVII вв. претерпело серьезные изменения городское право. Возникли так называемые улучшенныеварианты городского права — «реформации», в которых чувствовалось влияние римского права. Первые такие реформы прошли в Нюрнберге (1479), Вормс (1499), Франкфурт-на-Майне (1509), Фрайбург (1520) и др. Волна шла с юга на север — от Баварии и Вюртемберга до Саксонии и Люнебурга. Примером четкой и грамотной кодификации может служить бранденбургская Constitutio Joachimica курфюрста Йоахима Нестора (1527 г.). Многие положения данного документа действовали в Бранденбурге до 1900 г.

Франкфуртская реформация является документом, систематизирующим городское право Франкфурта-на-Майне в XVI в. Составлена с использованием более ранних тематических источников XIV–XV вв., но только рецепция Римского права и связанное с ней растущее стремление к систематизации права (в данном случае городского) привела к созданию этого памятника в 1509 г. В 1578 г. он был дополнен и переработан Иоганном Фихардом (так называемая Обновленная Франкфуртская реформация) и ныне считается одной из самых подробных кодификаций городского права в Германии. Здесь особенно ярки и сильны черты римского права. В 1611 г. свод был снова переработан, дополнен и считался партикулярным правом вплоть до 1 января 1900 г.

Теоретическая обработка римского права в целях приспособления к практическим потребностям опиралась главным образом на Дигесты, или по-гречески Пандекты. К XVIII–XIX вв. в результате этой обработки сформировалось так называемое (германское) пандектное право. Это пандектное право составляло основу «общего» права Германии и применялось судами вплоть до вступления в действие Германского гражданского уложения, т. е. до 1900 г.

Следует иметь в виду, что рецепция римского права была осуществлена при поддержке властей, но для основной массы населения она имела и негативные результаты. Ведь было трудно разбираться в огромном и сложном материале чужого права, оспаривая юридические хитросплетения противной стороны. В такой ситуации правосудие становилось привилегией имущих. А народ смотрел на юристов, как на врагов. Выражением этих чувств являлась поговорка «Juristen sind boese Ghristen» («юристы — дурные христиане»). Недаром также во время крестьянской войны 1525 г. звучало требование об отправлении правосудия по Библии и об устранении всех докторов права.

(3) Окончательное закрепление политической раздробленности Германии сделало неизбежным приоритет земского права над имперским в ХVII–ХVIII вв. Этот период ознаменовался бурным развитием регионального законодательства и его систематизацией. При этом общее, т. е. римское, право применялось в качестве субсидиарного. Однако и местное законодательство было делом юристов, воспитанных на римском праве. Кроме того, уложения и сборники отдельных земель не отличались полнотой по вопросам гражданского права.

<QUEST16< FONT>Уже в XVI и XVII вв. появились не только отдельные законы, но и партикулярные своды земского права и пересмотренные сборники права отдельных городов. В XVIII в. кодификация охватила почти все земли. Наиболее известны Баварский кодекс Максимилиана, изданный в 1756 г., и Прусское земское уложение 1794 г.

Баварский кодекс 1756 г. построен по институционной системе с разделением на четыре части: лица, вещи, действия, правонарушения и иски. Составители Кодекса стремились избежать казуистичности и давали руководящие принципы для решения практических случаев. Вместе с тем с изданием Кодекса не были отменены многочисленные специальные и местные права, распространявшиеся на отдельные территории, поселения и даже части одного и того же дома. Также Кодекс признал обычное право наравне с законом, не устранил влияние судебной практики на дальнейшее развитие права и признавал субсидиарное значение римского права.

Прусское земское уложение состояло из двух разделов: 1) нормы гражданского права (статус лица, как субъекта имущественных прав); 2) нормы о браке, опеке и попечительстве, сословиях, государственной службе, церкви, школах, государственных доходах, уголовном праве и т. д. (статус лица, как члена семьи, корпорации, подданного). Закон признавался единственным источником права. Поэтому его творцы стремились урегулировать любые, самые мелкие вопросы. Отсюда — мелочная регламентация. Свобода толкования закона судами ограничивалась: в случае сомнений в содержании нормы судьям предписывалось обращаться в берлинскую комиссию законов. Уложение не упразднило местные права, но постепенно их вытеснило. Уложение отменило ранее существовавшие системы права, в частности римское, хотя инкорпорировало многие нормы последнего. На деле казуистичность Уложения приводила к пробельности, и для регулирования не предусмотренных в нем отношений требовалось обращаться к общему, т. е. пандектному, праву.

Наиболее значительные систематизации уголовного права в этот период проводились в южной части рейха: в 1751 г. появилось Баварское уголовное уложение, в 1768 г. — Уголовное уложение Марии-Терезии. Оба закона отличала традиционная жестокость наказаний, поскольку они держатся принципа устрашения. Новое уголовное уложение в Австрии было издано в правление Иосифа II в 1787 г.; оно отличалось сжатостью выражений, исключением аналогии и менее жестоким характером карательной политики.

Помимо упомянутых систем права следует назвать каноническое право, которым руководствовалось духовенство, и нормы которого применялись к семейным правоотношениям всех сословий.

<QUEST17< FONT>Частное право. Право собственности на землю в Германии сформировалось по тому же типу феодальных земельных держаний, который существовал во Франции (и в Англии). Собственность на землю расщеплялась между сеньором и вассалом. Право земельное держание возникало в результате торжественного феодального договора, устанавливавшего вассальную зависимость приобретателя. В Германии дольше, чем во Франции сохранялся запрет на отчуждение лена вассалом: он мог только передать его собственному вассалу.

Передача земельных участков происходила в порядке инвеституры, которая рано обратилась в формальность. Вместо физической передачи какого-нибудь предмета на самом участке стали ограничиваться вручением перед судом документа и какого-нибудь символического предмета, а затем просто судебным решением о том, что ответчик признает требование истца о допущении его на участок. В саксонском праве сам процесс потерял характер спора между сторонами: последние заявляли о намерении совершить передачу, а шеффены выносили решение, что они вправе это сделать. Символом передачи снчала было вручение палочки, а позже — рукопожатие с соответствующим заявлением.

В городах функции шеффенов по земельным сделкам присвоили городские советы. Они вели специальные публичные книги, куда записывались все акты передачи земельных прав. Впоследствии из них выросла система поземельных ипотечных книг по регистрации сделок с недвижимостями.

По раннему феодальному праву подаренное имущество не могло быть отчуждено, а после смерти владельца возвращалось дарителю. Дело в том, что цель дарения видели в том, чтобы вещью владел и пользовался именно одаряемый. Позднее это правило сохранилось только в отношении подарков детям и подарков по случаю брака.

С развитием товарных отношений и ослаблением феодальных начал появилась особая форма передачи участков с «земельным» (или «реальным») обременением: собственник земли передавал ее другому лицу в полную собственность, но оставлял за собой право на получение части доходов с участка в виде денежных платежей или десятины урожая и т. п. В случае неплатежа земельный участок возвращался к прежнему собственнику. Такой участок свободно отчуждался, но с обременениями в пользу первоначального собственника.

В отношении прав на движимые вещи под влиянием городской рыночной торговли выработалась известная и французскому праву защита прав добросовестного приобретателя (купившего чужую вещь, но считавшего, что продавец является ее собственником). Собственник вещи, доверивший ее продавцу, лишался права истребовать ее у покупателя. Только если вещь была украдена у собственника, он мог отобрать ее даже добросовестного приобретателя.

Большое значение придавалось факту владения: последнее защищалось особыми исками. Причем владельцем признавался и простой держатель вещи (например, при найме). Последний пользовался владельческой защитой так же, как и лицо, желавшее господствовать над вещью как над своей собственной. Владельческой защитой пользовался и залогоприниматель, так как по германско-правовым воззрениям передача вещи в залог сопровождалась переходом права собственности на нее к залогопринимателю. Залогодатель имел лишь право выкупа заложенной вещи.

Семейное право. В ранний период в формах заключения брака наблюдаются пережитки покупки жены: помолвка играла роль заключения договора купли-продажи между женихом и родней невесты, а свадьбы — передачи невесты жениху. Постепенно стали учитывать согласие невесты, и предметом купли стала не сама женщина, а право опеки над ней. Отец передавал полученное им в уплату за дочь ей самой, а со временем приданое стало непосредственно поступать ей в качестве обеспечения на случай вдовства. Помолвка приняла характер договора между женихом и самой невестой и заключалась перед церковными дверьми.

Брачно-семейные отношения регулировались нормами канонического права. Церковь запретила развод, который ранее совершался по соглашению супругов или по желанию мужа, а в исключительных случаях — жены. Муж управлял имуществом, принадлежавшим ему и жене. Прекращение брака вело к разъединению имущества. Общность управления сменилась к X в. в большинстве земель общностью имущества, нажитого в браке, в том числе и движимого, причем доля жены равнялась трети или половине.

Но Саксонское зерцало и Магдебургское право по-прежнему знали только общность управления, осложненную так называемой «прямой» долей жены: при прекращении брака жена получала обратно не свое приданое, а вещи личного пользования и предметы, относившиеся к ее хозяйству. После смерти мужа жена получала половину наличных продовольственных запасов и вдовью долю, заключавшуюся в пожизненном пользовании землей или же в собственности на определенные земельные участки. В случае смерти жены «прямая» доля передавалась ее ближайшей родственнице.

Дети находились под опекой отца, которая прекращалась только в случаях устройства собственного дома или формального выделения. Отец управлял и пользовался имуществом детей, но отвечал за их правонарушения.

Саксонское зерцало определяло возраст совершеннолетия в 12 лет, когда человек, если у него не было отца, выходил из-под опеки. Но до достижения 21 года юноша мог просить назначить себе представителя, которым могло быть лицо старше 60 лет. Такой представитель пользовался положением опекуна, в частности, мог выступать даже на суде, где представительство в ту эпоху вообще не допускалось.

Наследственное право. Поначалу наследственное право основывалось на идее общего семейного имущества, поэтому существовало только так называемое наследование по закону и наследниками являлись только родные и родичи. Принцип общности семейного имущества, на которое имеют право все члены семьи, лишал прав на наследование у выделенных сыновей и замужних дочерей, получивших приданое. Наследование рассматривалось как раздел имущества, прежде бывшего общим. Причем покойному также выделялась «доля умершего»: на погребальные обряды и церкви за упокой души; часть этой доли получал сеньор.

К наследованию в первую очередь призывались участники семейной общности — дети или внуки; наследники второй очереди — родители и братья наследодателя. Более дальние родственники призывались по парентелам, т. е. по группам родственников, происходящих от ближайшего общего предка. Женщины, как правило, отстранялись от наследования и лишь могли жить в отчем доме и получить приданое. Правда, в некоторых землях дочери могли наследовать движимое имуществ вместе с сыновьями, однако, «вполруки», а при отсутствии братьев вообще наследовать предпочтительно перед другими мужчинами. В городах женщин довольно рано уравняли в наследственных правах.

По ленному и по крестьянскому праву женщин продолжали оставаться ограниченными в своих правах. Определенные виды имущества не делились поровну даже между сыновьями, а переходили по праву старшинства, как во Франции.

Ближайшие наследники еще при жизни главы семьи имели на наследство «право ожидания», что отражало принцип общности семейного имущества. Это препятствовало свободному распоряжению имуществом в ущерб интересам наследников: глава семьи мог распоряжаться лишь своей «свободной частью». С течением времени право ожидания ограничилось недвижимостью: отчуждение земли нуждалось в согласии наследников. Отчуждение движимого имущества ограничивалось только если наследодатель находился на ложе болезни. Церковь выступала против права ожидания, поскольку оно задевало ее интересы. Римский папа в XIV в. даже осудил соответствующие нормы Саксонского зерцала. Смягчением запрета стало введение право семейного выкупа отчужденного имущества и право преимущественной покупки. Тем не менее «право ожидания» сохранялось как самостоятельный вид имущественных прав.

Завещание имущества не допускалось как нарушение интересов родственников. Постепенно церковь добилась признания действительности дарений на случай смерти. Затем появились наследственные договоры, по которым наследодатель сохранял право распоряжаться определенным имуществом с условием, что после его смерти оно перейдет к другому участнику договора. Церковь в XIV–XV вв. настаивала на действительности завещаний как выражения последней воли умершего, осуществление которой — нравственный долг наследников, особенно в части выдач за упокой души. Однако до рецепции римского права Германия не знала настоящих завещаний, а только распоряжения о выдачах (отказы), исполнение которых обычно поручалось не наследникам, а особым душеприказчикам.

<QUEST18< FONT>Уголовное право. Германские земли были одной из отсталых частей империи франков. Поэтому образование Восточно-Франкского королевства привело к регрессу в области уголовного права и возрождению древнегерманских воззрений о частноправовом характере уголовного преследования. По мере развития феодализма центральная государственная власть ослабела, и преследование преступлений по ее инициативе практически исчезло. Одновременно законодательство вытесняется в судах обычным правом, которое получает господствующее положение. Соответственно, расширяется применение композиций. По делам о тяжких преступлениях принятие композиций зависело от усмотрения суда и потерпевшего; в случае легких правонарушений преступник мог заменить уплатой штрафа иное наказание.

Слабость судебной власти вызвала появление «кулачного права». Оно отличалось от кровной мести тем, что предоставлялось потерпевшему как право самозащиты, если тот не мог добиться охраны своих интересов в суде. Иными словами, осуществлению «кулачного права» должен был предшествовать отказ в правосудии. «Кулачное право» вытеснялось государственной властью по мере ее усиления, но просуществовало до XVI в.

Вместе с установлением суверенной власти князей в германских землях и ростом городов преступление стали рассматривать как нарушение общественного мира, а наказание как общественную кару. Параллельно развивается уголовное законодательство, а обычное право отодвигается на второй план. Значительное влияние на эволюция германского уголовного права оказали римское и каноническое право. Композицию стали применять лишь в случае убийства без обдуманного заранее намерения. Под влиянием церкви безвиновная ответственность уступает место ответственности на началах виновности.

Различаются два основных вида преступных деяний: преступления и проступки. Преступления (убийство с заранее обдуманным намерением, измена, поджог, изнасилование, грабеж, некоторые виды кражи, отравление, колдовство, отступничество от христианской веры и т. д.) караются смертной казнью или калечащими телесными наказаниями. Причем начинается использование квалифицированных видов смертной казни: колесование, сожжение, утопление, зарывание живым в землю и т. д. Проступки наказывались болезненными и позорящими наказаниями, бесчестием, а также денежными пенями.

Жестокие наказания назначались за государственные преступления. Так, за поднятие оружия против сюзерена или его слуг по Швабскому зерцалу назначалось закапывание живым в землю. Посягательства на право собственности также влекли суровые наказания. Например, по Саксонскому зерцалу за кражу, совершенную ночью, следовало повешение, а некоторые виды кражи карались даже колесованием.

Тяжесть наказания зависела от сословной принадлежности преступника и потерпевшего. Наиболее жестокие и мучительные виды наказаний редко не применялись к представителям высших сословий.

Каролина. Во второй половине XV и первой половине XVI в. в ряде земель издаются уголовные уложения, на содержание которых оказали влияние доктрины итальянских юристов. Среди этих уложений, посвященных главным образом уголовному судопроизводству и лишь частично затрагивавших уголовное право, наиболее выдающимся являлось Бамбергское уголовное уложение, изданное в 1507 г., составителем которого был Иоганн Фрайхер цу Шварценберг. В свою очередь этот памятник права стал основой имперского Уголовного уложения 1532 г. — так называемой Каролины (Constitutio Criminalis Carolina). Свое наименование это уложение получило в честь издавшего его императора Карла V(1519–1555).

Поскольку властители земель препятствовали созданию общеимперского законодательства, Уголовное уложение удалось провести через рейхстаг только после того, как в ее предисловии появ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.74 (0.02 с.)